Совокупное предложение на рынке труда — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Совокупное предложение на рынке труда

2020-04-01 100
Совокупное предложение на рынке труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра экономической теории и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Совокупное предложение и рынок труда»

 

МИНСК 2009


Содержание

 

Введение

1. Совокупное предложение на рынке труда

1.1 Производственная функция

1.2 Рынок труда: спрос на труд, предложение труда, равновесие

1.3 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

2. Современное состояние рынка труда в Республике Беларусь

2.1 Экономическая характеристика рынка труда

2.2 Безработица в Беларуси

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 


Введение

 

Ситуация на рынке труда Беларуси является противоречивой. С одной стороны, многие исследователи критикуют Беларусь за недостаточную глубину рыночных реформ или же вообще за их отсутствие. Соответственно, высказываются мнения, что так называемая «белорусская экономическая модель» имеет ограниченный временной горизонт. В любой экономике рынок труда опосредует влияние проводимой макроэкономической политики на благосостояние людей, а также определяет параметры распределения доходов и пути решения проблем социальной защищенности.

Ситуацию на рынке труда Беларуси было бы целесообразно сопоставить с тем, что происходило в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). На первый взгляд белорусская модель» рынка труда по своим характеристикам близка к российской, поскольку до недавнего времени в белорусской экономике также существовали задержки и невыплаты заработной платы и неполная занятость, хотя масштаб этих явлений в последнее время значительно сократился. Улучшение ситуации правительство связывает с повышением эффективности функционирования рынка труда и экономики в целом. Однако они могут объясняться и появлением новых способов придания рынку труда определенной гибкости в условиях государственного регулирования экономики на макроуровне. Если это так, то наемные работники просто «расплачиваются» своим благосостоянием за отсутствие необходимых рыночных реформ. При этом мы исходим из предпосылки о том, что «рынок труда располагается в самом низу иерархии рынков». Иными словами, рынок труда не просто один из множества рынков: спрос на рабочую силу напрямую зависит от объема производства. Таким образом, рынок труда встроен в макроэкономическую систему и может считаться лишь относительно автономным рынком.

Основная задача – определить, насколько правительства бывших социалистических стран, включая белорусское, оказались готовы «отпустить» рынок труда в «свободное плавание», предоставив свободу найма владельцам предприятий. Следствием такой политики был резкий рост безработицы, вызвавшей шок у населения. Несомненно, правительства вынуждены было смягчить последствия сокращения занятости. Однако и в странах ЦВЕ, и в России проблема безработицы не исчезла с повестки дня экономической политики. В Беларуси ее уровень в среднем за 1994–2004 гг. составлял 3%, а к концу 2005 г. – сокращение до 1.5%, 2008 год – сокращение до 0,8% от экономически активного населения. Если даже предположить, что безработица остается на очень низком уровне и при этом реальная заработная плата растет, то издержками такой политики может стать рост цен. Причем уровень инфляции будет тем выше, чем медленнее будет расти производительность труда. Вопросы занятости и заработной платы в любой стране являются «политизированными» в том смысле, что правительство может поддерживать социально-политическую стабильность в стране, только если граждане обеспечены работой и средствами к жизни. В противном случае, правительство столкнется с проблемой легитимности. Соответственно, экономическая политика на рынке труда должна рассматриваться, в том числе и как часть политической программы. Поэтому есть основания предполагать, что правительства будут стремиться манипулировать общественным мнением, чтобы получить поддержку, в том числе и за счет предоставления различных выгод наиболее многочисленным участникам рынка труда – наемным работникам.

 

 


Совокупное предложение на рынке труда

 

Современное состояние рынка труда в Республике Беларусь

Безработица в Беларуси

 

В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения современного рынка труда.

Положительные результаты при решении вопросов занятости населения и снижении безработицы достигнуты, прежде всего, за счет принятия активных мер:

– создание новых рабочих мест, ежегодно в соответствии с потребностями производства и социальной инфраструктуры в области создается свыше 22 тысяч рабочих мест;

– выделение бюджетных ссуд для создания рабочих мест.

Финансовая помощь в виде бюджетных ссуд из средств фонда социальной защиты для создания рабочих мест предоставляется предприятиям, организациям области в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. №182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» и решением Минского областного Совета депутатов от 26.04.2006 г. №205.

Данная государственная поддержка оказывается комитетом по труду, занятости и социальной защите на основании распоряжений председателя облисполкома. Предоставляется в виде беспроцентной возвратной ссуды на срок до трех лет в пределах средств, предусмотренных на эти цели областным бюджетом. Претендовать на ее получение могут наниматели, не имеющие задолженности по налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в бюджет, в государственные внебюджетные фонды, просроченной задолженности по кредитам банков, исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, облисполкома. Кроме того, условием ее оказания нанимателям является достижение ими в году выдачи ссуды установленных темпов роста объемов производства товаров (работ, услуг) и рентабельности реализованных товаров (работ, услуг). Выделенные средства используются предприятиями на модернизацию, приобретение, монтаж и наладку оборудования, приобретение необходимого сырья и материалов, специальных устройств и приспособлений. Только в 2008 году такая поддержка в размере 5638,6 млн. рублей была оказана 55 нанимателям области для открытия 506 рабочих мест. В 2009 году на эти цели предусмотрено 6,1 млрд. рублей.

– содействие безработным гражданам в организации индивидуального предпринимательства, развитии малого бизнеса. Данная поддержка оказывается на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. №342 и выражается в виде информирования безработных о порядке и условиях организации предпринимательской деятельности, направлении их на профессиональное обучение, выделения безвозмездной субсидии. Субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о выделении субсидии. При открытии безработным собственного дела в малых городах, вошедших в государственную и областную программы занятости населения, а также в сельских населенных пунктах субсидия предоставляется в размере 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума. Для решения вопроса о предоставлении субсидии безработный подает в органы по труду, занятости и социальной защите по месту своей регистрации заявление, а также разрабатывает технико-экономическое, в том числе финансовое, обоснование (бизнес-план) эффективности организации предпринимательской деятельности. Основными видами предпринимательской деятельности безработных на территории области являются торговая деятельность и различного рода услуги населению (парикмахерские, транспортные, ритуальные, пошив и ремонт одежды, ремонт обуви и бытовой техники, организация праздников и семейных торжеств и др.), ремонтно-строительные и столярные работы, производство сельскохозяйственной продукции (выращивание овощей, грибов, молодняка КРС, производство молока, свинины), пчеловодство, изготовление и ремонт мебели и другие.

В 2008 году финансовая поддержка в виде ссуд, субсидий была оказана 259 безработным гражданам. Ранее выделяемые безработным беспроцентные возвратные ссуды для организации предпринимательской деятельности с 1 января 2009 г. отменены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №37.;

– профессиональная подготовка, переподготовка безработных.

Профессиональная подготовка, переподготовка безработных была и остается одной из наиболее эффективных мер активной политики занятости, направленной на смягчение как экономических, так и социальных последствий безработицы, а также позволяет существенно повысить конкурентоспособность безработных граждан на рынке труда.

На профессиональное обучение и переобучение направляются безработные граждане, не имеющие специальности или имеющие профессию, не востребованную на рынке труда [7].

Ежегодно органами по труду, занятости и соцзащите направляется на обучение около 4000 человек за счет средств фонда социальной защиты по различным специальностям, востребованным на рынке труда. Процесс обучения организуется на договорной основе с учебными заведениями в соответствии с требованиями «Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных», утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2006 года №1334. Кроме оплаты обучения по договорам из средств фонда социальной защиты безработным гражданам, направленным на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации выплачивается ежемесячно стипендия, оказывается материальная помощь, оплачиваются расходы, связанные с проживанием и проездом к месту обучения. На сегодняшний день обучение проводится более чем по 60 профессиям и специальностям, 75% из которых составляют рабочие профессии. Наибольшим спросом на рынке труда, а также у безработных пользуются профессии строительного профиля – 25%, сферы обслуживания – 22,4%, промышленного – 17,8% и сельскохозяйственного производства – 10,3% (рис. 2.1);

– особое внимание уделяется подготовке кадров из числа слабозащищенной категории граждан, в частности инвалидов. Ежегодно количество обучаемых безработных инвалидов увеличивается. В 2008 году в соответствии с медицинскими показаниями на профессиональное обучение было направлено 85 инвалидов (128,8% к 2007 году) по таким специальностям как: оператор ПЭВМ, оператор газовой котельной, машинист холодильных установок, лифтер. На базе Республиканского унитарного предприятия «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» в прошлом году для данной категории безработных организовано обучение по специальности «Обувщик по ремонту обуви». В январе текущего года на данном предприятии приступили к профессиональной подготовке безработных инвалидов по специальности «Столяр». В дальнейшем планируется организовать обучение по профессиям «Плотник» и «Чертежник»;

– оплачиваемые общественные работы.

В целях обеспечения временной занятости безработных и других граждан, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, ежегодно с использованием средств фонда социальной защиты организовываются оплачиваемые общественные работы, порядок и условия проведения которых регламентируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2006 года №1716.

Для проведения таких работ управления по труду, занятости и социальной защите заключают договоры с организациями (в 2008 году было заключено 783 договора), формируют бригады из числа безработных и другого незанятого населения и обеспечивают их транспортную доставку к месту работы и обратно. Оплату труда (за выполненные объемы) и заключение срочных трудовых договоров с безработными осуществляет наниматель – организатор работ.

Основными видами оплачиваемых общественных работ являются сельскохозяйственные работы, требующие, как правило, массового применения ручного труда: посадка, прополка и уборка овощей, картофеля, доработка зерна и уборка льна, а также работы по благоустройству, озеленению территории, ремонтные работы. В качестве оплачиваемых общественных работ могут быть использованы также свободные рабочие места (вакансии), которые не заполняются более 3 месяцев. Приоритетное право на участие в общественных работах предоставляется гражданам, особо нуждающимся в социальной защите.

Ежегодно в данных работах принимают участие свыше 18 тысяч человек из категории незанятого населения. Общественные работы, выполняемые безработными гражданами и родителями, обязанными возмещать государству затраты за содержание их детей, в организациях, финансируемых из бюджета, или на объектах, где используются бюджетные средства, могут быть профинансированы полностью (оплата труда безработных и обязанных лиц, закупка необходимых материалов) за счет средств фонда социальной защиты (в пределах выделенных на эти цели средств). В области такие работы организуются, прежде всего, на объектах социальной сферы: в домах-интернатах для инвалидов и престарелых граждан, территориальных центрах социального обслуживания населения, школах, детских садах, клубах, больницах. Особое внимание также уделяется развитию малых городов и агрогородков.;

– временная занятость учащейся молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул.

Организовывается в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты от 24 мая 2002 г. №84 с целью приобщения молодежи к общественно полезному труду, получения трудовых навыков, подготовки к самостоятельному выходу на рынок труда. Приоритетным правом на участие в ней пользуются сироты, молодежь из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также молодежь, состоящая на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, освобожденная из воспитательно-трудовых колоний или закончившая специальные учебно-воспитательные учреждения, обучающаяся в сменных общеобразовательных школах. Райисполком, исходя из объема выделенных средств, определяет объекты, где будут проводиться такие работы, а далее управление по труду, занятости и социальной защите заключает с организацией договор, регистрирует и направляет учащихся – обратившихся за содействием в трудоустройстве к нанимателю, обеспечивает финансирование данных работ.

За счет средств фонда социальной защиты финансируется приобретение спецодежды, инвентаря, инструмента, материалов, с которыми работают подростки, их медицинское обеспечение, оплата труда молодежи; приобретение бланков трудовых книжек для оформления временного трудоустройства. В случае необходимости, может быть оплачена также доставка молодежи к месту работы и обратно, проживание в местах проведения работ. Органами по труду, занятости и социальной защите области во взаимодействии с районными и Жодинским городским исполнительными комитетами, другими причастными структурами ежегодно вторичной занятостью охватывается свыше 5,7 тысяч молодых людей. Основными видами временной трудовой занятости учащейся молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул в Минской области является формирование ученических ремонтно-строительных бригад, которые занимаются текущим ремонтом помещений своих учебных заведений, общежитий, школьной мебели; швейных бригад; экологических отрядов по благоустройству и озеленению территории, бригад по ремонту и реставрации библиотечного фонда, изготовлению художественных сувениров и др.;

– молодежная практика.

Решение проблем занятости безработной молодежи осуществляется, в том числе, и посредством создания субсидированных рабочих мест («Молодежная практика») для временного трудоустройства на них молодежи из числа выпускников учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, молодежи, прошедшей профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите, а также безработных из числа женщин-матерей, длительное время не работавших, в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, в случае их регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите в течение 12 месяцев со дня достижения ребенком возраста трех лет. Такая форма работы позволяет молодым людям приобрести опыт и практические навыки, расширяет возможность трудоустройства их на постоянные рабочие места. В соответствии с Положением об организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика» (утверждено постановлением Министерства труда РБ от 16.07.1998 №65 с изменениями и дополнениями), нанимателем независимо от форм собственности, за исключением организаций, деятельность которых финансируется за счет бюджетных средств, создается ученическое рабочее место сроком до 6 месяцев для приобретения безработной молодежью профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве по имеющимся у них специальностям, профессиям и квалификации. Расходы нанимателя по оплате труда безработных частично компенсируется из средств фонда социальной защиты (не выше размера минимальной заработной платы). Наниматели узнают будущего работника, формируют из него специалиста и обеспечивают возможность дальнейшего трудоустройства безработной молодежи на постоянные рабочие места. В рамках «Молодежной практики» за 2008 год на временные рабочие места трудоустроено 312 человек, из которых 198 человек после окончания молодежной практики были зачислены на данных предприятиях на постоянную работу. Основная часть молодежи, направленная на субсидированные рабочие места – это безработные, прошедшие обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите. Так, в 2008 году из числа прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социально защите на ученические рабочие места трудоустроено 257 человек. И, если учитывать, что обучение безработных проходит по курсовой системе и сроки обучения очень сжаты, трудоустройство молодежи в рамках «Молодежной практики особенно актуально;

– трудоустройство и обеспечение социальной защиты граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Особое внимание уделяется в области решению проблемы трудоустройства и обеспечения социальной защиты граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и, прежде всего, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу, инвалидов, родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей-инвалидов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, родителей, обязанных возмещать затраты государству за содержание детей, лиц предпенсионного возраста и др. В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости данной категории граждан, решениями райгорисполкомов на предприятиях бронируются рабочие места для их трудоустройства. Так, в 2008 году на предприятиях и в организациях области были забронированы рабочие места для трудоустройства 5396 человек. Направление на трудоустройство на забронированные рабочие места выдаются вышеуказанным безработным в отделах занятости по месту проживания безработного. Наниматели согласно действующему законодательству не вправе отказать безработному в приеме его на работу. В случае необоснованного отказа – в соответствии со статьей 9.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях на должностное лицо налагается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин;

– организация трудовой реабилитации безработных инвалидов.

Трудовая реабилитация инвалидов из числа безработных граждан представляет собой их трудоустройство, адаптацию и трудовую деятельность на конкретном рабочем месте и осуществляется в целях приобретения и совершенствования безработными инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков работы, повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Проводится в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 декабря 2003 г. №157 и предусматривает компенсацию затрат нанимателю по оплате труда инвалида, а в бюджетных организациях – также финансирование других затрат (приобретение спецодежды, материалов, необходимого оборудования). В 2008 году на трудовую реабилитацию в области было направлено 57 безработных инвалидов;

– возмещение затрат за приобретение оборудования при создании рабочих мест для инвалидов.

Компенсация затрат нанимателю за приобретение специализированного оборудования для создания рабочих мест и трудоустройства на них безработных инвалидов производится в соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 июля 2001 г. №81. Право на возмещение затрат за приобретенное специализированное оборудование при создании рабочих мест для использования на них труда инвалидов за счет средств фонда социальной защиты имеют наниматели независимо от формы собственности, создающие указанные рабочие места, в соответствии с решениями райгорисполкомов или соответствующими программами содействия занятости населения и обеспечивающие трудоустройство на них инвалидов по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите. Для получения данной компенсации наниматель обращается в управление по труду, занятости и социальной защите по месту своего нахождения с письменным заявлением не позднее одного месяца после создания и принятия на указанные рабочие места безработных инвалидов. К заявлению прилагаются платежные документы, подтверждающие приобретение оборудования. Возмещение затрат нанимателям производится комитетом по труду, занятости и социальной защите облисполкома в пределах выделенных средств;

– организация работы по переселению семей на новое место жительства и работы.

В порядке перераспределения трудовых ресурсов и в целях комплектования нанимателей в сельской местности недостающими кадрами, особенно в трудонедостающих регионах, важное место занимает организация работы по переселению семей на новое место жительства и работы, которое осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.06.1996 г. №51. Информация о наличии свободных рабочих мест с предоставлением жилья содержится в общереспубликанском банке данных о наличии свободных рабочих мест (вакансий), который ежемесячно формируется и обновляется по информации с районов. Во всех управлениях по труду, занятости и социальной защите имеется информация о наличии свободных рабочих мест с предоставлением жилья по региону, области, и в целом по республике. Информация размещается также на информационных стендах, печатается в районных газетах, озвучивается регулярно по радио, телевидению. Безработным, изъявившим желание переселиться на новое место жительства и работы и заключившим договор, производится выплата денежных средств в размере пятикратной величины бюджета прожиточного минимума и дополнительно выплачиваются денежные средства в размере величины бюджета прожиточного минимума на каждого члена его семьи, переезжающего совместно с безработным. При переселении на новое место жительства и работы безработных из городов и поселков городского типа с устойчиво высоким уровнем безработицы, перечень которых ежегодно определяется государственной и областными программами содействия занятости населения безработным дополнительно производится выплата денежных средств в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума. Переселение в другой регион позволяет безработным гражданам трудоустроиться, улучшить свои жилищные условия, вести подсобное хозяйство и тем самым стабилизировать свое финансовое положение. За 2008 год в области переселено 92 семьи, 15 – переселились из города в сельскую местность с целью получения собственного жилья (за 2007 год переселена 81 семья).

Отмечено стремление нанимателей не увольнять своих работников, а сохранять им рабочие места. Вместе с тем, в январе 2009 года численность работников, работавших неполное рабочее время, по сравнению с январем 2008 года увеличилась в 1,7 раза. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, в январе 2009 года по официальным данным составила 59,3 тыс. человек, или в 1,3 раза больше, чем в декабре 2008 года. Снижение этого показателя отмечено в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании.

На сегодняшний день предоставление по инициативе нанимателей отпусков своим работникам, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к сотрудникам. Вместе с тем, увеличение объемов неэффективного использования рабочего времени на производстве – это потенциальная база для роста безработицы и социальной напряженности в обществе. Поэтому ситуация с потерями рабочего времени в каждом регионе, на каждом предприятии, прежде всего на тех, которые оказывают значительное влияние на местный рынок труда, находится под постоянным контролем.

Наряду с проведением активных мер содействия занятости безработным в решении вопроса их трудоустройства Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 г. №125-З «О занятости населения Республики Беларусь» предусмотрена и их материальная поддержка на период поиска работы, т.е. на время безработицы – это выплата пособия по безработице, оказание материальной помощи. Пособие по безработице назначается гражданам, ставшим на учет в органах по труду, занятости и социальной защите, которые лишились работы по уважительным причинам (сокращение, перемена места жительства и др.). Пособие в соответствии с действующим законодательством не назначается в случаях прекращения трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, из-за систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, прогула без уважительных причин, появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, нарушения правил охраны труда. Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите. А безработным, стаж работы которых в соответствии с законодательством дает право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, срок выплаты пособия по безработице, дополнительно увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный стаж, на две календарные недели. Размер пособия устанавливается в зависимости от стажа работы, размера заработной платы по последнему месту работы, при этом максимальный размер его не может составлять больше двух базовых величин. Условием выплаты пособия является выполнение безработным требований вышеназванного Закона. В течение прошлого года в области пособие по безработице получили 13,9 тыс. человек. Средний размер его составил 42422 рубля.

В январе 2009 года ситуация на рынке труда области продолжает оставаться стабильной. За помощью в трудоустройстве в органы по труду, занятости и социальной защите обратилось 3530 человек, из которых 2832 были зарегистрированы безработными, что на 381 чел. меньше, чем в январе 2008 года. Количество заявленных свободных рабочих мест и вакансий на 1.02.2009 г. составило 7059 против 7229 на соответствующую дату 2008 г. Уровень зарегистрированной безработицы к численности экономически активного населения составил 0,9% (в января 2008 года – 1,0%).

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей.

Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.

Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной.

В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

За последние несколько лет безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в Беларуси, как впрочем и в России, до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.

В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Беларусь нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель – снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.

 

 


Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Проблема безработицы актуальна в настоящее время в нашей стране, что не удивительно, значительный экономический спад не мог не затронуть рынок труда. Наблюдается сокращение численности работающих в основных отраслях экономики – промышленности и строительстве, что неизбежно отразится в ближайшее время на других ее отраслях. Продолжается ощутимый процесс перекачки работников из государственного сектора экономики в негосударственный. Происходит отток населения в сферу неучтенной трудовой деятельности.

Поддержание высокого уровня занятости в государственном секторе означает, что правительство, а не рынок, устанавливает критерии эффективности работы экономики. Это касается и установления заработной платы. В Беларуси наблюдается постоянный рост реальной заработной платы, однако анализ показывает, что это далеко не всегда связано с ростом производительности труда. Более того, наблюдается разрыв между ростом реальной заработной платы и увеличением производительности труда. Для того чтобы не допустить ускорения инфляции под влиянием разрыва между ростом зарплаты и производительности труда правительство выбрало стратегию сглаживания дифференциации в оплате труда, в том числе за счет установления верхних границ роста заработной платы и сохранения тарифной сетки. Хотя эта мера экономической политики начала применяться относительно недавно, она свидетельствует о существовании негативных последствий данной проблемы для экономики. Контроль над степенью дифференциации в оплате труда позволяет повышать заработную плату исходя из административных решений. Это особенно характерно в периоды важных политических событий, что говорит о существовании в Беларуси политико-делового цикла.

Несмотря на указанные особенности, вряд ли можно говорить, что рынок труда Беларуси представляет собой негибкий и абсолютно неэффективный механизм – ведь рост реальной заработной платы и поддержание формально высокого уровня занятости все же были достигнуты. Государственное участие в рынке труда позволяет сохранять определенный институциональный баланс, хотя и с минимальными элементами саморегуляции. Именно в рамках этого институционального баланса были предприняты некоторые меры по приданию рынку труда большей гибкости, что, прежде всего, связано с введением «контрактной» формы найма рабочей силы. Поскольку эта мера была внедрена в условиях неразвитого частного сектора и относительно слабой динамики создания рабочих мест, результатом стала некоторая напряженность, снять которую удалось, в том числе благодаря участию профсоюзных организаций.

Такова сегодня обстановка на рынке труда в Беларуси. И чтобы нормализовать ее, в стране уже предпринимаются необходимые меры, включающие помощь предприятиям в создании новых рабочих мест, организацию переобучения безработных. Что же касается роста трудовых ресурсов, то ожидать его раньше, чем нормализуется демографическая ситуация, по крайней мере неразумно. Все это придет само собой со стабилизацией и подъемом экономики. Другое дело, как ускорить этот процесс. Однозначного мнения на этот счет пока нет.

 

 


Список литературы

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. 4-е изд. / под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство «Дело и сервис», 2002. 447 с.

2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник/ под общ. Ред. Л.С. Тарасевича М.: Юрайт, 2003. 652 с.

3. Кейнс Дж.М./ Общая теория занятости, процента и денег

4. Национальная экономика Беларуси: потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. Пособие/ под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005. 843 с;

5. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь

6. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный отчет о человеческом развитии – Минск, режим доступа: http:/hdr.undp.org – дата доступа 07/07–2009 г.

7. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Основные направления социально-экономического развития страны – Минск, режим доступа: http:/www.government.by – дата доступа 07/07–2009 г.

ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра экономической теории и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Совокупное предложение и рынок труда»

 

МИНСК 2009


Содержание

 

Введение

1. Совокупное предложение на рынке труда

1.1 Производственная функция

1.2 Рынок труда: спрос на труд, предложение труда, равновесие

1.3 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах

2. Современное состояние рынка труда в Республике Беларусь

2.1 Экономическая характеристика рынка труда

2.2 Безработица в Беларуси

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 


Введение

 

Ситуация на рынке труда Беларуси является противоречивой. С одной стороны, многие исследователи критикуют Беларусь за недостаточную глубину рыночных реформ или же вообще за их отсутствие. Соответственно, высказываются мнения, что так называемая «белорусская экономическая модель» имеет ограниченный временной горизонт. В любой экономике рынок труда опосредует влияние проводимой макроэкономической политики на благосостояние людей, а также определяет параметры распределения доходов и пути решения про<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.