Сущность, понятие, основные виды реабилитации . — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сущность, понятие, основные виды реабилитации .

2020-04-01 157
Сущность, понятие, основные виды реабилитации . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План.

 

Введение.

Сущность, понятие, основные виды реабилитации.

2. Социальная реабилитация детей инвалидов.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 


Введение.

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют  механизмы, этапы и стадии, фак­торы социальной реабилитации.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, на­блюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

В 1995 г. в органах социальной защиты населения со­стояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получаю­щих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Инвалидность у детей означает существенное ограни­чение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от об­щества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящее время проблема социальной реабилитации детей инвалидов, в виду ее актуальности, широко разрабатывается. Большую работу в этом направлении ведется журналом «Дефектология». Можно привести работы

Карвялис В. «Специальное образование детей с ограничен­ными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов», Малофеев Н.Н. «Современный этап в развитии системы специального образования в России”. (Результаты исследо­вания, как основа для построения проблемы развития), Ткачева В. В. «О некоторых проблемах семей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии”, Бондаренко Г.И. «Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей». Также в работе использован практический материал таких авторов как Л. С. Алексеевой и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России", Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России", теоретический материал был почерпнут в следующих работах: Дементьевой Н.Ф., Устиновой Э.В. «Формы и методы ме­дико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан», Дементьевой Н.Ф., Шаталовой Е.Ю., Соболя А.Я. «Орга­низационно-методические аспекты деятельности социально­го работника». При этом необходимо отметить недостаточную систематичность данных исследований.

Таким образом, цель данной работы: - охарактеризовать социальную реабилитацию детей инвалидов, ее значение и современные направления.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- описать сущность, понятие и основные виды реабилитации,

- дать описание понятию социальной реабилитации детей инвалидов,

- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей инвалидов.

 

Социально-средовой аспект.

Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жи­лище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, соци­альные группы, рынок труда и т.д.).

 Особую категорию "объектов" обслужива­ния социальными работниками представляет семья, в кото­рой имеется инвалид, либо пожилой человек, нуждающийся в посторонней помощи. Семья такого рода является микро­средой, в которой живет нуждающийся в социальной под­держке человек. Он как бы вовлекает ее в орбиту обострен­ной потребности в социальной защите. Специально проведенным исследованием[3] установ­лено, что из 200 семей с нетрудоспособными членами в 39,6% имеются инвалиды. Для более эффективной органи­зации социального обслуживания социальному работнику важно знать причину инвалидности, которая может быть обусловлена общим заболеванием (84,8%), связана с пребы­ванием на фронте (инвалиды войны — 6,3%), либо являют­ся инвалидами с детства (6,3%). Принадлежность инвалида к той или иной группе связана с характером льгот и приви­легий. Роль социального работника состоит в том, чтобы, опи­раясь на осведомленность в этом вопросе, способствовать реализации льгот в соответствии с существующим законода­тельством. При подходе к организации работы с семьей, имеющей инвалида либо пожилого человека, для социального работ­ника важно определить социальную принадлежность этой семьи, установить ее структуру, (полная, неполная). Значение указанных факторов очевидно, с ними связа­на методика работы с семьей, от них зависит и различный характер потребностей семьи. Из 200 обследованных семей 45,5% были полными, 28,5% — неполными (в которых преимущественно мать и дети), в 26% — одинокие, среди которых преобладали жен­щины (84,6%). Оказалось, что роль социального работника как орга­низатора, посредника, исполнителя наиболее значима для этих семей в таких сферах: морально-психологическая под­держка, медицинская помощь, социально-бытовое обслужи­вание. При оценке нуждаемости морально-психологической поддержки из всех ее видов наиболее актуальными для всех семей оказались следующие: организация связи с органами социального обеспечения (71,5%), осуществление контак­тов с общественными организациями (17%) и восстановле­ние связей с трудовыми коллективами (17%). В организации контактов с органами социального обеспечения из полных семей нуждается 60,4%, из неполных — 84,2%, одинокие в 76,9%. В осуществлении связей с общественными организа­циями нуждаются соответственно — 27,5%, 12,3%, 3,8% се­мей. В восстановлении "связей с трудовыми коллективами нуждаются 19,8% полных семей, 5,9% неполных и 26,9% одиноких лиц. Крайне небольшое число семей (4,5%) из числа обсле­дованных нуждается в реализации прав на льготы. Возмож­но, это объясняется недостаточной информированностью членов семьи о льготах, которые имеют инвалиды. Еще в меньшей степени семьи, имеющие в своем составе инвали­дов, нуждаются в устранении конфликтных ситуаций (3,5%) и в психолого-педагогической поддержке. По-видимому, невостребованность такого рода помощи можно объяснить не­привычностью для нашего общества вмешательства в ин­тимную среду семьи, необычностью постановки вопроса, то есть несформированностью потребности. При анализе нуждаемости в организации медицинского обслуживания 71% семей испытывает необходимость в на­блюдении участкового врача, почти половина семей (49,5%) нуждаются в консультациях узких специалистов, а 17,5% — в диспансерном наблюдении. В полных семьях ранговые ме­ста в потребности указанных видов медицинской помощи несколько иные: на первом месте (50,7%) стоит нуждае­мость в наблюдении участкового врача, на втором (40%) — в диспансерном наблюдении, на третьем (30,3%) — в консуль­тациях узких специалистов. В неполных семьях наибольшая нуждаемость (37,4%) в диспансерном наблюдении, 35,4% се­мей нуждаются в консультациях узких специалистов и 26,7% — в наблюдении участкового врача. У одиноких преобладает нуждаемость в консультациях узких специалистов (34,3%) и в равной степени (по 22,5%) в наблюдении участкового вра­ча и диспансерном наблюдении.

Установлено, что наибольшая нуждаемость обследован­ных семей касается социально-бытовых услуг. Это объясня­ется тем, что нетрудоспособные члены семей ограничены в своей подвижности, нуждаются в постоянном постороннем уходе и "привязывают" к себе здоровых, которые не могут осуществлять доставку продуктов, медикаментов и оказы­вать им различные другие бытовые услуги, связанные с вы­ходом из дома. Кроме того, в настоящее время это можно объяснить и социальной напряженностью, трудностями продовольственного обеспечения и в получении бытовых услуг. В связи с этими обстоятельствами резко возрастает роль социального работника. При оценке нуждаемости семей в организации соци­ально-бытового обслуживания выявлено следующее. Наи­большая потребность у всех обследованных семей касается услуг прачечной (88,5%), химчистки (82,5%), обувной мас­терской (64,6%). Выявлена также нуждаемость в уборке квартиры (27% семей), ремонте жилища (24,5%), в равной степени (у 20,5% семей) — в доставке продуктов и медика­ментов. Сравнительный анализ различных категорий семей по­казал, что у одиноких по сравнению с другими семьями отмечается повышенная нуждаемость в доставке продуктов (50%), в уборке квартиры (46,2%), в доставке медикаментов (40,4%). Полученные данные показывают, что нуждаемость се­мей, в состав которых входят нетрудоспособные члены, определяется социально-экономическим положением в стране, с одной стороны, и ограниченными возможностями самообеспечения инвалидов, с другой. По-видимому, в связи с социально-экономической ситуацией находится и нуждае­мость обследованных семей в прикреплении пожилого чело­века к центру социального обслуживания, где он получает бесплатное питание, медицинскую помощь, а также возмо­жность, общения. Из всех изученных семей в такой помощи нуждаются 33,5%. Наибольшая потребность в этом у одино­ких, почти половина из них (48,1%) нуждаются в посеще­нии центра социального обслуживания. Из неполных семей нуждаются в этой помощи 33,3%. Роль социального работника в этом последнем случае заключается не только в выявлении нуждающихся в помощи центра социального обслуживания, но и с учетом матери­ального положения семьи — в определении кратности при­крепления пожилого человека к данному учреждению. Эти­ми обстоятельствами не только определяются функции со­циального работника, но и его престижность. Таким образом, оказалось, что наибольшая нуждаемость в социальной защите всех обследованных семей в настоящее время группируется вокруг социально-бытовых проблем, наиболее уязвимые с точки зрения социальной защиты оди­нокие нетрудоспособные граждане нуждаются в доставке продуктов и медикаментов, уборке квартиры, прикреплении к центрам социального обслуживания. Невостребованность морально-психологической поддержки семей объясняется несформированностью потребностей такого рода, с одной стороны, и сложившимися национальными традициями в России, с другой. Оба эти фактора взаимосвязаны. Необходимо формирование сферы деятельности соци­ального работника. Помимо тех обязанностей, которые из­ложены в нормативных документах, квалификационной ха­рактеристике, с учетом современной ситуации важно не только выполнение организационных, посреднических функций. Определенную актуальность приобретают иные виды деятельности, среди которых: информированность на­селения о возможности более широкого пользования услуга­ми социального работника, формирование потребностей на­селения (в условиях рыночной экономики) в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация мораль­но-психологической поддержки семьи и др. Таким образом, роль социального работника во взаимо­действии с семьей, имеющей инвалида либо пожилого чело­века, имеет много аспектов и может быть представлена в виде ряда последовательных этапов. Началу работы с семьей такого рода должно предшествовать выявлений этого "объе­кта" воздействия социального работника. С целью полного охвата семей с пожилым человеком и инвалидом, нуждаю­щихся в помощи социального работника, необходимо ис­пользовать специально разработанную методику.

Психологический аспект.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориента­цию самого инвалида, так и эмоциональ­но-психологическое восприятие пробле­мы инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся к кате­гории так называемого маломобильного населения и явля­ются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физиче­ского состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутству­ющей соматической патологии и с пониженной двигатель­ной активностью, характерными для большинства предста­вителей старших возрастов. Кроме того, в значительной сте­пени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирую­щего их отношение к обществу и затрудняющего адекват­ный контакт с ним. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате непри­способленности окружающей среды для инвалидов на крес­ло-колясках, при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в резуль­тате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического про­цесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, разви­тию депрессии, изменениям поведения.

 Старость — особый период в жизни человека, когда ли­бо вовсе не строятся далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих неду­гов, которые обусловлены не только, а может быть и не столько наличием хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозмо­жных недугов, в значительной степени объясняется психо­логическим фактором — пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования. При этом, чем глубже самоанализ, присущий данной личности, тем слож­нее и болезненнее психологическая перестройка. На состоя­ние жизненного тонуса оказывает влияние и способ реаги­рования на соматические ощущения, которые также связа­ны с особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте "уход в болезнь". При подходе к процессам старения и старости рассмат­риваются две стороны этой проблемы: — особенности психической деятельности, обусловлен­ные возрастными изменениями мозговой деятельности, то есть биологическими процессами старения; — психологические феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или на но­вую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием биологических и социальных факторов. Изменения, происходящие в старости в области психи­ческой сферы, наблюдаются на различных уровнях: лично­стном, функциональном, органическом. Знание этих осо­бенностей очень важно для социальных работников, так как позволяет им оценить ситуацию общения с пожилыми людьми, скорректировать свои психологические реакции и прогнозировать ожидаемые результаты. Личностные изменения, расцениваемые как признаки биологически обусловленного старения, выражаются в уси­лении и заострении прежних свойств личности, с одной стороны, и в развитии общих, собственно возрастных ниве­лирующих черт, с другой. Первая группа изменений проявляется в том, что, на- пример, бережливый становится скупым, недоверчивый — подозрительным и т.д. Вторая группа личностных изменений выражается в по­явлении ригидности, нетерпимости, консерватизма в отно­шении всего нового при одновременной переоценке про­шлого, склонности к нравоучительству, ранимости, обидчи­вости. Старческим изменениям личности присуща своеобраз­ная полярность: так, наряду с упрямством и ригидностью суждений наблюдается повышенная внушаемость и легковерие, наряду со снижением эмоциональности и отзывчивости — повышенная сентиментальность, слабодушие, склонность к умилению, наряду с переживанием чувства одиночества — нежелание контактировать с окружающими. Помимо личностных изменений, связанных с процесса­ми старения, важно также иметь в виду изменения психиче­ских функций. К ним относятся нарушения памяти, внима­ния, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом — нарушение адаптационных меха­низмов. Особую значимость при общении с лицами старшего возраста приобретает знание социальным работником осо­бенностей расстройств памяти. При относительной сохран­ности памяти на события многолетней давности в старости страдает память на недавние события, нарушается кратко­временная память. Это может негативным образом отра­зиться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником, когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству посещений и т.д. Внимание в пожилом возрасте характеризуется неус­тойчивостью, отвлекаемостью. В эмоциональной сфере пре­обладает сниженный фон настроения, склонность к депрес­сивным реакциям, слезливости, фиксации на обидах. Для пожилого человека характерно замедление темпов психичес­кой деятельности, медлительность и неловкость моторики, снижена способность ориентировки в окружающем. Ломка адаптационного механизма, свойственная пожи­лому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене ме­ста жительства, привычного окружения, при необходимости осуществления контактов в непривычной обстановке и т.д.). При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности — от личностных до кли­нически очерченных. Психические изменения в пожилом возрасте, связан­ные с патологическими процессами, проявляются в различ­ных (нозологических) заболеваниях, характерных для пожилого и старческого возраста. К ним относятся клинические проявления деменций, бредовых и аффективных рас­стройств. Диагностика этих состояний является прерогати­вой врача. Роль социального работника, имеющего постоян­ный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы бу­дучи элементарно информированными о таких состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовать по­мощь специалиста.

Заключение.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Исходя из этой парадигмы, цель реабилитации детей инвалидов – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Задачи:

Развитие творческих возможностей

Пробуждение социальной активности, деятельности подростка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей.

Воспитание чувства собственного достоинства.

Стремление к самоопределению

Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

 


Список литературы.

 

 

1. Положение о детском доме-интернате для умствен­но отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 6 апреля 1979 г. №35.

2. Положение о доме-интернате для престарелых и ин­валидов Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 27 декабря 1978 г №145.

3. Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 5 ноября 1980 г. №122.

4. Программа обучения и воспитания детей дошколь­ного возраста с выраженной умственной отсталостью. — М., 1993, 68 с. (ЦИЭТИН)»

5. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Крас­ного Креста в вопросах социальной защиты малообеспечен­ных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.

6. Сборник программ трудового обучения глубоко ум­ственно отсталых детей в домах-интернатах. — М., 1985, 36 с. (ЦИЭТИН).

7. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании //Дефектология. №3, 1997.

8. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.

9. Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России"

10. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожден­ными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. 1998. №2.

11. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого воз­раста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. — М., 1985, 36с. (ЦИЭТИН).

12. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.

13. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме­дико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

14. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга­низационно-методические аспекты деятельности социально­го работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здра­воохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно­стей).

15. З. Матейчек «Родители и дети» М., «Просвещение», 1992 год.

16. Карвялис В. Специальное образование детей с ограничен­ными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 199''. №1.

17. Контроль за ходом осуществления между народных планов и программ действии. Комиссия социального разви­тия, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17 февраля 1993.

18. Л. С. Алексеева и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России". М., 1997 год.

19. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследо­вания, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.

20. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

21. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, М., 1996 г.

22. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ог­раниченными возможностями - эффективная форма соци­ального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,1997.

23. Р. С. Немов "Психология" Книга 1. М., 1998 год.

24. Современные подходы к болезни Дауна, - по ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. М., "Педагогика", 1992 год.

25. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы' ассоциации работников социальных служб).

26. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. №1

27. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников спе­циальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефек­тология. 1998. №1


Приложения.

 

Задачи

Следует уделять больше внимания, проявлять заботу и оказывать поддержку детям-инвалидам, а также другим детям, находящимся в крайне трудных условиях.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.


[1] Руководство по реабилитации больных с двигательнфми нарушениями. Под редакцией А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 1998 стр. 11-13.

[2] Руководство по реабилитации больных с двигательнфми нарушениями. Под редакцией А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 1998 стр. 13-15

[3] Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга­низационно-методические аспекты деятельности социально­го работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здра­воохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно­стей).

[4] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территори­альной службе срочной социальной помощи".

План.

 

Введение.

Сущность, понятие, основные виды реабилитации.

2. Социальная реабилитация детей инвалидов.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 


Введение.

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. Вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют  механизмы, этапы и стадии, фак­торы социальной реабилитации.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, на­блюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

В 1995 г. в органах социальной защиты населения со­стояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получаю­щих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Инвалидность у детей означает существенное ограни­чение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от об­щества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящее время проблема социальной реабилитации детей инвалидов, в виду ее актуальности, широко разрабатывается. Большую работу в этом направлении ведется журналом «Дефектология». Можно привести работы

Карвялис В. «Специальное образование детей с ограничен­ными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов», Малофеев Н.Н. «Современный этап в развитии системы специального образования в России”. (Результаты исследо­вания, как основа для построения проблемы развития), Ткачева В. В. «О некоторых проблемах семей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии”, Бондаренко Г.И. «Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей». Также в работе использован практический материал таких авторов как Л. С. Алексеевой и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России", Г. М. Иващенко, Е. Н. Ким. «Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России", теоретический материал был почерпнут в следующих работах: Дементьевой Н.Ф., Устиновой Э.В. «Формы и методы ме­дико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан», Дементьевой Н.Ф., Шаталовой Е.Ю., Соболя А.Я. «Орга­низационно-методические аспекты деятельности социально­го работника». При этом необходимо отметить недостаточную систематичность данных исследований.

Таким образом, цель данной работы: - охарактеризовать социальную реабилитацию детей инвалидов, ее значение и современные направления.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- описать сущность, понятие и основные виды реабилитации,

- дать описание понятию социальной реабилитации детей инвалидов,

- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей инвалидов.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.