Технологии социальной работы, которые применяются к категории неполные семьи — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Технологии социальной работы, которые применяются к категории неполные семьи

2020-04-01 151
Технологии социальной работы, которые применяются к категории неполные семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Рассмотрев основные понятия категории неполных семей, их социальные проблемы и положение в обществе, необходимо выяснить какие технологии социальной работы применяются к данной категории.

Технологии социальной работы - это процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата.

В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты и запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные социальные технологии: социальная диагностика, социальное консультирование, социальная терапия, индивидуальная, или групповая социальная работа, с ребенком или родителем, или с обоими одновременно.

Одним из наиболее эффективных технологий социальной работы с неполными семьями, испытывающими временные социальные, психологические и иные трудности, является социальная терапия. Показателем к терапии является ситуация, если неполная семья не справляется с выполнением определенных функций. В этом случае, работа с семьей начинается с диагностики, чтобы выявить основные проблемы функционирования, т.е. происхождение рассматриваемой

проблемы, сильных и слабых сторон семьи, с целью выявления проблем их функционирования. С помощью положительных эмоций, специалист пытается вступить в контакт, общаясь с членами данной семьи на понятном и привычной им языке. Для успешной терапии необходимо согласие в достижении цели между членами семьи и специалистом. В этот момент важно перевести работу из плоскости прошлого, в плоскость «здесь и сейчас», где и будет происходить непосредственное разрешение проблемы. Последний этап, это завершение терапии, о его наступлении свидетельствует согласие членов семьи о том, что сформулированные цели терапии достигнуты.

Работа с конфликтной неполной семье, эмоциональный климат в которой неудовлетворителен, является поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей, их семейных установок. Следует отметить, что внешние затруднения - материально - экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально - психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называемая да - терапия - аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликт между родителем и ребенком рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон их взаимоотношений. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов, можно смягчить свое отношение друг к другу.

Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.

В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Патронаж - одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения неполной семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальность, поэтому следует информировать неполную семью о предстоящем визите и его целях. Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с данной неполной семьей. Например, неоднократно посещаются неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов первого года жизни, с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию рождения больного ребенка, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка. Регулярные патронажи необходимы в отношении асоциальных неполных семей, что позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм социальной работы с неполной семьей. Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей - тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.

Подросток, воспитанный в неполной семье, ведет себя агрессивно, если он нетерпелив, не умеет ждать, разочарован, равнодушен, чувствует себя отверженным, физически пассивен. Слабый волевой контроль эмоций и предрасположенность к совершению правонарушений в основном сопровождается психосоматическими нарушениями и физической пассивностью. Профилактика девиантного поведения в работе с такими детьми должна быть направлена на формирование навыков релаксации, обучение способам социально приемлемого выражения агрессии и проявления эмоций.

Профилактика девиантного поведения в первую очередь должна быть направлена на создание и осознание определенной системы ценностей, развитие способности рационально мыслить и объективно оценивать последствия собственных поступков, формирование адекватной самооценки.

Таким образом, для эффективной профилактики девиантного поведения подростков из неполных семей важно учитывать индивидуальные психологические характеристики.

В случае, если неполная семья попала в поле зрения социальных служб из - за проблем связанных с девиантным поведение ребенка, то их усилия направляются прежде всего, на проведение социальной работы с неполной семьей, в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты проводят обследование и разрабатывают индивидуальную программу реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего. Программа включает в себя диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети подростка, анализ его медико - социального и психологического статуса. И уже на основе этих данных создается ИПР. Параллельно проводятся мероприятия социальной ми психической диагностики семейной ситуации ребенка (обследование условий проживания и проведение собеседование с родителем, с целью выявления существующих в семье социальных проблем).

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Семья, как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственной власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. На Западе с этой проблемой столкнулись гораздо раньше. В США существуют организации, которые занимаются проблемой разводов, вдовства и расставанием родителей. Их главная цель - помочь приспособиться к новым условиям жизни: программы помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система помощи только начинает создаваться и, следовательно, еще не распространена.

Наше государство на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

В Семейном Кодексе РФ от 29.12.1995 г., ФЗ №223 указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 17.12.2001 года №173. Назначение и выплата ежемесячной государственной пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с федеральным законодательством, детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно - правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

Государственная семейная политика - это целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие, создание необходимых условий для ее функционирования. Цель семейной политики по Указу Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. №712 заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г., ФЗ №223, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполных семей: установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств членов семьи.

Так в неполных семьях, один из супругов (чаще всего женщина), получает алименты от другого супруга. Алиментное обязательство - правоотношения, возникающие на основании предусмотренных законом юридических фактов: решение суда, судебного приказа или соглашения сторон, в силу которого одни члены семьи обязаны предоставлять содержание другим его членам, а последние вправе его требовать. Семейное законодательство предусматривает регулирование алиментных отношений. Члены семьи вправе заключить соглашение об уплате алиментов, а нормы закона, регулирующие предоставление алиментов в принудительном порядке, применяются только при отсутствии соглашения между сторонами.

Также семейное законодательство предусматривает два порядка уплаты алиментов: принудительный - по решению суда, или на основании судебного приказа, и добровольный - по соглашению сторон. Между двумя этими способами действующее законодательство проводит четкое различие. При наличии соглашения об уплате алиментов их взыскание в принудительном порядке не допускается.

Согласно Указу, члены неполных семей пользуются определенными льготами. В дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Одной из форм государственной помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания.

Важное значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеет социальное обслуживание. Оно позволяет решить часть проблем неполных семей путем психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и других услуг.

Эта деятельность регламентируется Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г.

Социальное обслуживание включает в себя регулирования семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. За этой помощью обращаются матери-одиночки имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с детьми. Эта деятельность является важным инструментом профилактики образования внутрисемейных конфликтов, неполных семей, способствует стабилизации внутрисемейных отношений, существованию успешной семьи, а также позволяет решить разнообразные проблемы неполных семей.

В рамках президентской программы «Дети России» осуществляется программа «Безопасное материнство», основными направлениями которой являются: меры государственной поддержки безопасного материнства - предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин (пособий, продолжительности отпуска по беременности и родам); совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин.

Таким образом, рассмотрев данный параграф, мы пришли к выводу, что в работе с категорией неполные семьи применяются следующие технологии социальной работы: патронаж, консультирование, тренинги, посредничество, профилактика девиантного поведения несовершеннолетних детей из неполных семей, социальная диагностика, социальная терапия, да - терапия - аутодиагностическая и психокоррекционная методика, социальное обеспечение (выплата пособий, льгот, пенсий по потере кормильца, алиментов), социальное обслуживание (предоставление социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и т.д.). В связи с этим, необходимо рассмотреть, в какие Учреждения могут обраться одинокие матери, с целью получения помощи.

 

Учреждения, в которые могут обратиться категория неполные семьи

 

Выделив и проанализировав основные технологии социальной работы с неполными семьями, необходимо рассмотреть Учреждения, в которые могут обратиться за помощью одинокие матери. Такими Учреждениями служат: Управление социальной защиты населения (УСЗН) и входящий в его структуру «Комплексный центр социального обслуживания населения» (КЦСОН).

УСЗН реализует функции государственной политики и государственного регулирования, межотраслевой координации в сфере социальной защиты населения.

В структуру управления входят: отдел бухгалтерского учета, отчетности и анализа; отдел социальных выплат; отдел по работе с ветеранами и инвалидами; отдел социальной поддержки семьи и детям; ведущий специалист по правовому обеспечению и кадрам; специалист по информатике и делопроизводству; учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» действующий на основании Устава.

В рамках рассмотрения данной тематики, мы непосредственно коснемся отдела социальной поддержки семьи и детей, и учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» (отдел социальной помощи семье и детям).

Отдел социальной поддержки семьи и детей организует работу по выполнению на территории законодательных актов, защищающих интересы семей социального риска, а также осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей. Этот отдел ведет контроль за количеством неполных семей (в том остронуждающихся), а так же детей в этих семьях, назначает и выплачивает ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери в соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года №81 повышенном размере - 250,0 руб., а с учетом районного

коэффициента 287 руб., и пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 17.12.2001 года №173. Назначение и выплата ежемесячной государственной пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с федеральным законодательством, детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно - правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

«Комплексный центр социального обслуживания населения» является некоммерческой организацией социального обслуживания и создан для осуществления на территории организационной, практической и координационной деятельности по оказанию социальных услуг гражданам, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На сегодняшний день в отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Важное значение в оказании «Комплексного центра социального обслуживания населения» помощи неполных семей является предоставление психолого - педагогических (повышение психологической устойчивости в сферах межличностного, семейного и родительского общения); медико-социальных (профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной и т.д.); социально - правовых (консультация и оказание юридической помощи); материально - бытовых и других услуг (обеспечение бытовых условий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям).

Члены неполных семей пользуются определенными льготами. В дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей. Детям одиноких матерей выдаются бесплатные или по специальной цене путевки в летние оздоровительные лагеря для школьников. Ещё одной формой помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания.

Еще одной формой оказания услуг КЦСОН является патронаж - одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

Также в рамках этого Центра проводятся различные семинары и «круглые столы» с родителями и детьми из неполных семей.

Неполную семью часто относят к категории семей «группы риска», так как отсутствие одного из родителей, способствует деформации психологического и личностного развития, ценностных ориентаций, трудностям адаптации ребенка в социуме. Одна из причин этого - жизненная неудовлетворенность родителя. Нередки случаи, когда состояние фрустрации одиноких родителей (прежде всего, женщины - матери) приводит к их алкоголизации. В этом случае семья попадает в разряд малообеспеченных или в разряд алкогольных и после этого становится объектом пристального внимания со стороны социально - реабилитационных учреждений. Так «Социальный приют для детей и подростков» является стационарным реабилитационным, учебно-воспитательным учреждением для временного проживания и оказания социальной помощи детям из неполных неблагополучных семей. Приют, как многопрофильное учреждение, позволит проводить социальную реабилитацию семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

На помощь детям приходят в первую очередь педагоги - воспитатели, социальные работники. Весь свой опыт они направляют на реабилитацию ребят. Адаптироваться в новых условиях и познать самого себя помогают подросткам педагоги - психологи. Социальный приют для детей и подростков состоит из: приемного отделения; отделения социальной реабилитации круглосуточного пребывания; отделения дневного пребывания.

Цели и задачи приюта: обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказание экстренной и социальной помощи несовершеннолетним; разработка индивидуальных и групповых программ реабилитации и их реализация; обеспечение защиты и законных интересов несовершеннолетних; профилактика безнадзорности и беспризорности. Также приют поводит осуществление перевозки детей (подростков), нуждающихся в социальной реабилитации, в специализированные учреждения и организует лагеря дневного пребывания в каникулярное время.

Жизненная ситуация, в которой оказываются дети неполных семей в условиях нынешней социально - экономической нестабильности, требует постоянного внимания. Так, должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным Кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, ведут учет таких детей, и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителя, избирают формы устройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Свой вклад в решение проблем неполных семей вносят также территориальные Центры социальной помощи семье и детям, предоставляющие целый комплекс социальных услуг. Так, в отделении социально-экономической помощи нуждающимся семьям оказываются услуги социально-экономического характера: содействие в получении льгот, пособий и других выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов; проведение благотворительных аукционов для малообеспеченных семей, содействие в решении вопросов занятости. В отделении медико-социальной помощи проводится индивидуальная работа с подростками и молодежью по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка, консультирование по вопросам планирования семьи. Отделение психолого-педагогической помощи оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок, семейных конфликтов. Данное отделение имеет особо важное значение как в профилактике образования неполных семей, так и в решении проблем уже существующей неполной семьи, поскольку зачастую мать-одиночка не знает, как поступить в той или иной ситуации при общении с ребенком, или же разводящиеся супруги часто конфликтуют по поводу воспитания ребенка. Безусловно, все вышеперечисленные социальные учреждения, предоставляющие различного рода социальные услуги, имеют немаловажное значение в решении разносторонних проблем неполных семей.

Таким образом, рассмотрев данный параграф, мы выяснили какие Учреждения обслуживают категорию неполные семьи (УСЗН, КЦСОН, Социальный приют, Орган опеки и попечительства, Центр социальной помощи семье и детям), а так же какие услуги, виды помощи и льготы предоставляются одиноким матерям. Теперь рассмотрим анализ деятельности конкретного учреждения, на примере Управления социальной защиты населения Октябрьского района Оренбургской области.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.