Особенности социальной работы с неполными семьями — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности социальной работы с неполными семьями

2020-04-01 506
Особенности социальной работы с неполными семьями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям, во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

При работе с неполными семьями следует учитывать следующие особенности:

Психологические проблемы. «Проблема родителей» - проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. Специфичны проблемы отцовской неполной семьи. Это не вполне традиционная модель, поэтому весь уклад жизни, включая привычки общественного восприятия, не вполне к ней приспособлены. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи. Примечательно, что в России таких семей чрезвычайно мало, по сравнению со странами запада, где женщины довольно часто бросают семью (мужа и детей). Такую количественную разницу можно объяснить тем, что в России отец с ребенком более «бракоспособен» по сравнению с одинокой матерью. В Европейских странах и США женщины, в силу менее развитых стремлений к семейственности, не спешат обременять себя не родным ребенком. У российских и азиатских женщин материнский инстинкт более развит, чем у женщин запада.

Проблемы воспитания и социализация детей. Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи - тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания - ребенок не получает внимания родителей. Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако нельзя говорить, что в таких семьях больше педагогически запущенных детей, потому что сегодня дети в России воспитываются не родителями, а средствами массовой информации, мультфильмами, кинофильмами, важно, что родители не дают никакой оценки или какой-либо критики тому, что сегодня пропагандируют кино и мультики. Родители забывают, что нельзя все сводить только к тому, чтобы ребенка накормить, одеть, спать уложить, ведь ребенок нуждается в том, чтобы с ним поговорили, обсудили его проблемы, растолковали, что такое хорошо и что такое плохо. Если нет морально-нравственных установок от родителей, то дети усваивают, то, что им внушит телевизор, а массовая культура сегодня не отличается гуманизмом, справедливостью и добротой. И потому, можно смело говорить, что педагогически запущены большая часть детей в России. В школах уделяется мало внимания подготовки детей к семейному образу жизни [4, с.76].

В последнее время в России можно выделить преобладание женских неполных семей - «бабушка - мать - ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной. В США и странах Европы часто можно встретить такой состав расширенной семьи как - «бабушка - отец - ребенок» или «дедушка - отец - ребенок», в России такое сочетание встречается исключительно редко по двум причинам: в случае, если мать лишена родительских прав, в случае, если матери нет в живых, в других случаях Российское правосудие стоит на стороне матери, в западных же странах матери ограничены в своих материнских правах (мы не рассматриваем женщин бросивших детей) и западное правосудие, как правило, поддерживает отцов, и службы социальной опеки менее к ним критичны. В последние время в СМИ раздаются требования оставлять детей с отцом и требуют эту практику расширить, что можно оценить как наступление на права женщин в России.

В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании.

Отсутствие опыта семейной жизни. Особенно у матерей - одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.

После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально [4,с. 76].

Проблема создания новой семьи. Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведённым - боязнь повторить ошибку; овдовевшим - память по умершему супругу; одиноким - отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.

У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений между родителями - проблему рождения общего ребёнка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.

Проблемы детей. Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Всё это негативно влияет на ребёнка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетённость, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности. Чаще всего развод происходит до 8-летнего возраста ребёнка, когда начинается становление психологической идентификации ребёнка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.

Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворённость личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребёнка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношении между полами. Всё это не способствует чёткой полоролевой идентификации ребёнка.

Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, ещё до совершеннолетия.

Дети из неполной семьи, во что бы то ни стало, пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая её однобокой, ведёт к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.

В мотивах суицидентов в 92% случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.

Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.

Проблема взаимоотношения детей. В случае рождения в такой семье общего ребёнка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребёнку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.

Не менее важной является проблема полового воспитания. Причины возникновения неполных семей, прежде всего, кроется в сексуальном воспитании.

Традиционное половое воспитание вело к стремлению мужчин и женщин к созданию и сохранению семьи. Ненавязчивое половое воспитание детей приводило к соответствующему пониманию роли мужчин в семье и роли женщин в семье. Сексу отводилось второстепенное значение и что интересно, что в семьях с таким воспитанием отношения были гармоничны между психологическим климатом семьи и сексуальной стороной жизни.

Сегодняшнее агрессивно - навязчивое западное сексуальное воспитание привело к тому, что сексу выделена главная роль, а психологические роли женщины и мужчины в семье напрочь отсутствуют. Это приводит к тому, что сегодня браки существуют недолго и распадаются из-за непонимания роли мужчины и женщины в семье, неумения понять друг друга, неумения попросту вместе жить.

Молодые мужчины и женщины с таким воспитанием не желают создавать семью, их устраивают просто сексуальные отношения, отсюда - появление неполных семей.

Социальный работник может внести свою лепту в решении этой общественной проблемы (консультации, беседы), т.к. по роду своей деятельности часто работает с педагогическими коллективами школ, церковью, всевозможными социальными реабилитационными центрами, с различными общественными организациями (женскими клубами, благотворительными организациями и т.п.) [4,с.78].

Трансформация гендерных ролей. Самая же большая сложность - затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально - психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной), ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье, человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) - их неадекватная полоролевая социализация [12,с.245-246].

Если брак это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям; т.е. действительным браком считается брак заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), то сожительство это просто совместное проживание мужчины и женщины не регулируемое юридически.

В последние два десятка лет наблюдается распространение сожительства, т.е. отказ от официальной регистрации брака, что является индикатором углубляющегося кризиса семьи, деградация ценности фамилизма, ценой которых является обострение общественного неблагополучия и нарастания девиантных форм социального неблагополучия. Увеличивается доля внебрачных рождений, да и сама возможность жить в сожительствах разъедает в сознании многих ценность брака и семьи как социальных установлений, как единственно нормальных форм совместной жизни [17,с.425].

Репродуктивное поведение представляет собой систему действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье, а также вне брака. Ответы на вопрос о желаемом числе детей и ожидаемом не совпадает и часто желаемое число детей превышает установленные ориентации на ожидаемое число детей, учитывая конкретные условия семьи или личности (для неполной семьи) своей жизни [17,с.362].

Показатели предпочитаемого числа детей выражают одновременно соединенность двух компонентов поведения - мнений о потребности в детях и оценки условий жизни. Антонов А.И. выделяет группы основных репродуктивных мотивов: социально-психологический, морально-этический, экономический.

Социально-психологическим мотивом рождения ребенка может быть для женщины, даже одинокой, улучшение здоровья, возможность выйти замуж, родив ребенка, а также желанием имеющегося ребенка иметь брата или сестру.

Морально-этическим мотивом выступает возможность женщин занять в обществе особое положение матери. Рождение второго ребенка обеспечивает связь поколений и продолжение рода, эмоционально обогащает жизнь.

Экономическим мотивом является возможность получить «материнский капитал», в некоторых случаях, получать большие алименты, дающие возможность неплохо прожить на них, а также возможность улучшить жилищные условия.[17,с.389]. Если рождение первого ребенка личность (семья) планирует для себя как обязательное условие своей жизни в ее конкретный момент, то второго ребенка рожают уже оценив условия жизни в будущем. Следует также учитывать и такой аспект: чем выше уровень благосостояния и образования, тем сильнее притязания на карьеру и личный успех, и меньше желания допускать рождение детей, особенно второго и третьего; хотя стоит отметить, что чаще всего допускают рождение второго и третьего ребенка люди, профессиональные достижения которых и устремления к профдостижениям имеют наименьший разрыв. Многодетность допускается как семейная преемственность, как национальная особенность, и у девиантных групп населения, даже в неполных семьях [17,с.402].

Итак, неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания. Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворённость личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребёнка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношении между полами. Всё это препятствует чёткой полоролевой идентификации ребёнка.

2.2 Анализ социальных учреждений по работе с неполными семьями в Забайкальском крае

 

Сегодня, в Забайкальском крае неполным семьям, в некоторых проблемах, может помочь комплексный центр «Берегиня» и психологический центр «Успех».

В 2010 году в Черновском административном районе г. Чита на базе ГУСО ЧКЦСОН «Берегиня», в целях эффективной социальной поддержки женщин, находящихся в кризисных ситуациях открыто Отделение помощи женщинам и женщинам с детьми.

Семья - первый и главный социальный институт в жизни каждого человека, но, к сожалению, число проблемных семей не снижается. Задачей отделения является: предоставление временного приюта, комфортного жилья, в течение времени, которое необходимо для разрешения кризисной ситуации (от одних суток до двух месяцев). А также оказание психологической, юридической, педагогической и другой помощи женщинам с детьми, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию. Клиентам, состоящим на учёте в отделении, оказывается содействие в получении образования, временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям. За время пребывания в Центре доброжелательность и внимание, искренность, доброта, любовь и улыбки специалистов лечат израненные души женщин.

Учитывая, с какими трудностями встречаются женщины, выясняя семейные проблемы, специалисты отделения стараются передать свои психологопедагогические знания, умения, навыки, помогают принять себя и окружающих, снять тревожность, преодолеть страх, развить адекватную самооценку, закрепить необходимую корректировку своей жизненной позиции, положительного отношения к жизни.

Работа психолога ведётся в форме бесед, лекций, консультаций, с изучением содержательных блоков: общение, дети, мужчина и женщина, пути к согласию и др. В то время, когда психолог ведёт занятия с матерью, воспитатель занимается с ребёнком.

Отделение оказывает социальные услуги следующим категориям женщин:

подвергшимся психофизическому насилию;

потерявшим своих родных и близких;

имеющим детей инвалидов;

женщинам инвалидам;

одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;

несовершеннолетним матерям;

женщинам из неполных семей;

находящимся в пред разводной и после разводной ситуации;

находящимся в конфликте с семьёй;

находящимся в отпуске по уходу за ребёнком;

самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и школ-интернатов.

Многие женщины не знают куда обратиться, остаются со своим горем один на один. Женщины, которые попали в трудную жизненную ситуацию, беспокоятся по поводу семейных проблем, нуждаются в поддержке и защите и которым некому помочь, приходят центр «Берегиня», который хотя бы на короткое время становится для них спасительным островком в океане житейских невзгод [26,с.10].

ООО «Психологический центр «Успех» оказывает психологическое консультирование по вопросам детско-родительских отношений; проводит развивающие занятия с детьми раннего возраста (диагностика и развитие речи и памяти, внимания, мышления, творческих способностей); проводит коррекционные занятия: синдром дефицита внимания (гиперактивность), тревожность, неврозы у детей, задержка психического развития.

Для подростков психологический центр «Успех» проводит тренинги посвященные искусству общения, на которых участники имеют возможность усвоить приемы и техники успешного общения со сверстниками и взрослыми, а также получить множество полезных знаний и навыков.

Взрослые могут обсудить с психологом всевозможные вопросы воспитания и развития детей любого возраста; свои взаимоотношения с близкими, друзьями, коллегами; чувства вины, обиды, одиночества, неудовлетворенности жизнью и окружающими, которые мешают Вам жить [26,с.10].

В сфере семейной политики в 2011 году продолжена работа по совершенствованию региональной нормативно-правовой базы. Министерством разработана и принята Правительством Забайкальского края Концепция развития и укрепления института семьи в Забайкальском крае на 2011-2015 годы. Продолжена работа по возвращению детей в родные семьи, по устройству детей в замещающие семьи. Так, более чем на треть увеличилось количество детей переданных под опеку, на усыновление и в приёмную семью. Продолжено развитие семейных воспитательных групп. Почти 800 детей к 01 января 2011 года уже устроены в семьи. Также в начавшемся году для улучшения социально-экономической и демографической ситуации в Забайкальском крае в 2011-2012г.г. в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Министерству предстоит разработать законопроект, предусматривающий многодетным семьям ежемесячную денежную выплату на каждого ребёнка. На сегодняшний день указанная выплата предоставляется многодетным семьям на ребёнка, начиная с третьего. В отчётном году расширялась служба участковых специалистов по социальной работе, которая к настоящему времени охватывает 67% населённых пунктов Забайкальского края. Предполагается, что в 2011 году услуги участковых специалистов по социальной работе будут доступны всему населению Забайкалья.

Итак, Забайкальском крае неполная семья может получить некоторую психолого-педагогическую помощь, которую оказывают два центра: «Берегиня» и «Успех». Центр «Берегиня» не пользуется должной востребованностью, очевидно из-за отсутствия информации о нем в народе. Психологический центр «Успех» более известен, ибо информация о нем регулярно распространяется в интернете и других местах.

В своем ежегодном докладе 2011года, министр социальной защиты Забайкальского края Г.В.Рева совершенно обошел вниманием проблемы неполных семей, из чего следует, что социальная политика в отношении неполных семей Забайкальского края отсутствует[20,с.4-5].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей, «Семья с одним родителем» - собирательный термин, охватывающий различные типы семейных обязательств.

Семьи, возглавляемые матерями, не похожи друг на друга. У некоторых выше риск бедности, некоторые имеют больше возможности для получения социальной помощи, у некоторых отсутствуют социально-экономические проблемы, но присутствуют социально-психологические. В отцовских неполных семьях те же проблемы социализации и полоролевой идентификации, что в материнских семьях. Самые уязвимые и незащищенные виды неполных семей - это расширенные семьи, где детей воспитывают только старики. Такие семьи особенно нуждаются в помощи и опеке социальных служб, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков. Одиночное материнство в настоящее время - четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение, даже если скорость его распространения замедлится.

В современных условиях за чертой бедности оказались не только социально уязвимые семьи, но и семьи, считавшиеся прежде благополучными.

Таким образом, наиболее острые проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; усилении дискриминации женщин и наступление на их права; постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в ухудшении демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин. Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Правовую основу социальной работы с различными социальными слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях.

Причинами появления семейных групп чвляются, прежде всего, в отсутствии воспитания супружества, которое следовало бы начинать уже со школы, буквально с первого класса объяснять детям особенности психологии и восприятия у мужчин и женщин. Это формировало бы позиционную структуру поведения в семье.

При работе с неполными семьями следует учитывать, что неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания. Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворённость личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребёнка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношении между полами. Всё это препятствует чёткой полоролевой идентификации ребёнка.

В Забайкальском крае неполная семья может получить некоторую психолого-педагогическую помощь, которую оказывают два центра: «Берегиня» и «Успех». Центр «Берегиня» не пользуется должной востребованностью, очевидно из-за отсутствия информации о нем в народе. Психологический центр «Успех» более известен, ибо информация о нем регулярно распространяется в интернете и других местах.

В своем ежегодном докладе 2011года, министр социальной защиты Забайкальского края Г.В.Рева совершенно обошел вниманием проблемы неполных семей, из чего следует, что социальная политика в отношении неполных семей Забайкальского края отсутствует[20,с.4-5]. Нет должного финансового обеспечения неполных семей. Нет льгот при поступлении детей в детский сад, со стороны школы также не обнаружено никакой материальной помощи (неполные семьи не освобождаются от уплаты материальных взносов в фонд школы, спортивных секций или кружков).

Чтобы получать субсидии, неполные семьи должны быть малоимущими. Сумма прожиточного минимума в Забайкальском крае всегда была ниже, чем в других регионах (составляет сегодня 6500рублей), поэтому субсидии мало облегчают существование таким семьям. Различные пособия гражданам, имеющим детей мизерные и не облегчают тяжелого финансового положения большинства неполных семей.

Несколько существенны размеры пенсий по потере кормильца (в зависимости от трудового стажа кормильца) и пенсии семьям погибших военнослужащих, а также пенсии умственно отсталым инвалидам с детства (а такие дети могут быть в неполных семьях) Сумма единовременного пособия при рождении ребенка, по сути, невелика и тратится на необходимые продукты питания и одежду для новорожденного.

В заключении надо отметить, что неполная семья это не всегда плохо. Если в полной семье, например, отец - алкоголик, совершает насилие над женой или детьми, в такой «полной семье» социализация детей практически невозможна, так как дети, находятся в постоянном долгосрочном стрессе.

В полных семьях также есть следующая проблема, когда отец, не имеющий вредных привычек, не интересуется детьми, абсолютно не принимает участие в воспитании и живет целиком своей собственной жизнью.

Однако, чаще всего, в полных семьях встречается третья проблема - матриархальная семья. В такой семье мать семейства не допускает к воспитанию детей отца, своим поведением показывает полное неуважение к отцу семейства. По этой причине отец теряет авторитет перед детьми, дети его не уважают, не слушаются и попросту игнорируют его жалкие попытки воспитания, т.к. отец чувствует, ощущает неуверенность в себе. В таких семьях девочки психологически готовы к диктату в семье, они воспитываются не считаться с любым чужим мнением, тем более с мнением мужа. Мальчики готовы подчиняться любому диктату, слабовольны, нерешительны и психологически слабы, лишены мужских качеств. Это самая тяжелая проблема полныхсемей. Она тяжелее многих проблем неполных семей, где мать, к примеру, может воспитать сына более ответственным, решительным, а дочь терпимее и мягче, чтобы дочь не повторила ее судьбу «одинокой женщины».

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дивицына П.Ф. Семьеведение; учебное пособие/Н.Ф. Дивицына, М.: ид-во Владос-Пресс, 2006. 325с.

. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина 2-е изд., стер., М.: Академия, 2004. 224с.

. Семьеведение/Под общ.ред. П.Я.Циткилова. Новочеркасск; Ростов н/Д. 2002. 220с.

. Балабанова Е.С. Андекласс: понятие и место в обществе//Социол. иссед., 1999. №12.

. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость женщин// Экономическая социология. 2003. Том 4. № 3. 380с.

. «Социс», 2006 № 10 с.47

. «Социс», 2008 № 9 с.102

. Нечаева А.М. Семейное право. М.: Юрист, 1999. 198с.

. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: NOTA BENE, 1998. 280с.

. Средние классы в России. Экономические социальные стратегии. М.: Теис, 2002. 180с.

. «Семьеведение»/ Е.И.Зритнева, Н.П.Клушева. М.: Владос, 2006. 245с.

. ЧернякЕ.М. Семьеведение/ Е.М.Черняк. М.: Дашков и К, 2009. 319с.

. Социальная политика / под общ. ред. Н.А.Волгина. 2-е изд., стер. М.: «Экзамен», 2004. 245с.

. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА - М 2001. 540с.

. Основы социальной работы/ отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА - М., 2004. 395с.

. Попов В.Г. Социальная политика и социальная работа. М.: ИНФРА - М, 1998. 398с.

. Конституция Р.Ф.: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М.: Норма (Норма-ИНФРА-М), 2002. 128с.

. Социология семьи./ МГУ им. М.В.Ломоносова. под. ред. А.И.Антонова 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009. 640с.

. Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1997. 398с.

. Социальный вестник, январь 2011 с.26.

. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Норма - ИНФРА-М, 1999. 408с.

. Буянова М.О. Право социального обеспечения. М.: Нолидж, 1997. 320с.

. Социальное обслуживание семьи и детей: нормативно-правовые акты: сборник нормативных документов/ сост. Л.С.Алексеева. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 366с.

. Социальная защита в России (правовые вопросы): монография/ Т.К.Миронова. М.: АЛЮРСМ, 2004. 275с.

. Энциклопедия социальной работы./ Пер. с англ. Т. 2 - 3. М., 1994. 390с.

. Российская энциклопедия социальной работы М.: АКАДЕМИЯ, 1997. Т-2. 378с.

. АнтоновА.И. Семья - какая она и куда движется // Семья в России. М., 1999. №1-2. с.30-53.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.