Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-04-01 | 216 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.
Основные социальные проблемы семьи [4, с.223]:
- трудное материальное положение семьи;
- ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
- антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы.
Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. [17, с.338]
Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. [10, с.142]
|
Типология неблагополучных семей.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия:
- деструктивная семья;
- дисфункциональная семья;
- семьи группы риска;
- негармоничная семья.
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной; правовой; материальной; медицинской; психологической; педагогической и др.
При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы [9, с.82]:
. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
- конфликтные семьи;
- проблемные семьи;
- асоциальные семьи;
- аморально-криминальные семьи;
- семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) - это внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. В таких семьях:
- формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер;
- проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);
- проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье;
- ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее. [9, с.83]
Признаки семьи с алкогольной зависимостью:
- размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие - нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка;
|
- отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг;
- непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения;
- низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых;
- недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи. [9, с.83]
Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам, что называется специалистами «созависимостью».Возможны следующие варианты созависимости:
- вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих;
- в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа;
- все поступки жены мотивированы страхом, тревожным предчувствием, ожиданием плохого.
Дети в семье с алкогольной зависимостью:
- оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («этот ужасный секрет семьи»);
- живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);
- ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);
- испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий - в пьяном);
- наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей - это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям;
- испытывают страхи и тревожные предчувствия - страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому;
- испытывают разочарования - родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;
- слишком быстро взрослеют - старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;
|
- испытывают оскорбления и унижения, насилие - пьющие родители теряют контроль над своим поведением.
Как правило, такие дети предоставлены сами себе - что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка, у них пониженная самооценка, недостаток самоуважения. Чаще всего они живут в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить - вплоть до мыслей о смерти родителей.
Признаки конфликтной семьи:
- в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;
- конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность - норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;
- конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.
Возможны 3 модели существования детей в конфликтной семье: [9, с.86]
. Ребенок - свидетель семейных конфликтов:
- испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;
- необходимость скрывать свои сильные эмоции - запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;
- душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;
- агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;
- капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.
2. Ребенок - объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) - обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот - родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя. Если конфликт в семье по вопросам воспитания - непоследовательность требований родителей к ребенку
|
. Ребенок - орудие разрешения семейных споров
- мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку;
- ребенок оказывается перед выбором - мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду;
- у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым;
- проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.
Внутренне неблагополучные семьи.
Недоверчивая семья:
- повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности;
- слабые контакты с окружающими;
- нередки длительные конфликты с родственниками;
- в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка.
Дети в недоверчивой семье:
- у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям;
- подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками;
- конфликты с учителями и воспитателями;
- непризнание детьми ошибок и собственной вины;
- трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
Легкомысленная семья:
- отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем;
- склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны;
- семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий);
- семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.
Дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.
Хитрая семья:
- ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех;
- часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам;
- стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;
- к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.
|
Дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка - нарушай, но главное - не попадайся!
Семьи, ориентированные на успех ребенка:
- ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);
- упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;
- у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;
- срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).
Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.
Псевдовраждебные семьи, наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.
Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:
- ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным;
- проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.
Семьи известных людей:
- семья постоянно находится в поле зрения общественности
- недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям
У детей в таких семьях возможно два типа поведения: [9, с.92]
. Многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству, испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания, эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя, ведут праздный образ жизни.
. Тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
Семьи состоятельных людей:
- семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса;
- тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников;
- родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
Пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.
Семьи с недееспособными членами испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.
Семьи с детьми-инвалидами:
- типичная первоначальная реакция - отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;
- вторичная реакция - чувство гнева, беспомощности, безысходности
- часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;
- родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;
- чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов;
- проявляют к ребенку гиперопеку;
- заключительная реакция - эмоциональная адаптация;
- в подобных семьях часто бывают разводы.
Семьи с нарушением структуры семейных ролей. К ним относятся: семья-крепость(все вокруг против нас, члены семьи - соратники в борьбе), семья-театр, семья-санаторий и семья с антисексуальной идеологией.
Неполные семьи и их типы.
Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей - профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.[9, с.94]
Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:
- разведенная семья;
- осиротевшая семья;
- мать-одиночка с ребенком.
Для любого типа неполной семьи проблемы возникают из-за дефицита мужского влияния:
- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское);
- менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);
- затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
- становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.
В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме [12, с.95]:
. Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.
. Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой.
. Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.
Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:
- шок - молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта;
- отрицание смерти;
- поиски;
- отчаяние - осознание невозможности вернуть умершего;
- гнев - ребенок сердится на родителя, который его покинул - истерики, отказ от общения, грубость;
- тревога и чувство вины - ведут к депрессии;
- боязнь повторного брака родителя.
Ребенок из семьи матери-одиночки:
- внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей - социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь;
- ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку;
- нарушается процесс поло-ролевой идентификации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками);
- слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.
Таким образом, неблагополучные семьи достаточно актуальная проблема современности. Проблематика оказания помощи данным семьям заключается в разнообразии их ситуаций и, следовательно, в огромном множестве путей решения этих проблем. Данными проблемами и их решением занимается социальный работник.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!