Понятие государственной социальной помощи и сущность срочной социальной помощи — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие государственной социальной помощи и сущность срочной социальной помощи

2020-04-01 213
Понятие государственной социальной помощи и сущность срочной социальной помощи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут. В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. Иными словами, формируется своего рода "страховочный пояс", который поддерживает людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер представляет собой суть социальной защиты населения. Составным элементом социальной защиты на современном этапе является оказание социальной помощи [27, c. 194].

Социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Государственная социальная помощь - это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на период нуждаемости денежных выплат и натуральных выдач в целях удовлетворения основных потребностей и доведения их доходов до прожиточного минимума [17, c.13].

Государственная социальная помощь <http://base.garant.ru/180687/1/> оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов населения [10].

Исследователи выделяют признаки государственной социальной помощи, позволяющие отграничить данный вид социального обеспечения от других.

социальная помощь правовое обеспечение

Первым и одним из самых важных признаков государственной социальной помощи является нуждаемость гражданина. Данный признак состоит из трех элементов:

) связь с размером прожиточного минимума в субъекте РФ;

) учет всех доходов и имущества лица;

) учет причин нуждаемости, которые должны не зависеть от лица [30, c.45].

Вторым признаком, тесно связанным с первым, является особый субъектный состав государственной социальной помощи. Получателями ее являются особые субъекты - малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. К этой категории относятся лица в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья.

Третий признак - безвозмездный характер предоставления. Оказание государственной социальной помощи не связано с обязанностью получателя осуществлять какие-либо выплаты как в прошлом, так и в будущем.

Четвертым признаком государственной социальной помощи является источник ее финансирования. Она предоставляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пятый признак - предоставление государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральных выплат одновременно.

Шестой признак - государственно-правовой характер, который выражается в закреплении права на этот вид обеспечения в законодательстве, финансировании и предоставлении его государственными органами.

Указанные признаки позволяют отграничить государственную социальную помощь от других видов социального обеспечения [17, c.15]

Помимо целей, в актах ряда субъектов РФ, в отличие от федерального законодательства, закрепляются принципы оказания (назначения) государственной социальной помощи. Они устанавливают, как правило, принцип заявительного характера государственной социальной помощи (обязанность у государственных органов оказать государственную социальную помощь возникает только после наступления такого юридического факта, как заявление лица), и принцип дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств.

Государственная социальная помощь может оказываться в пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ [7] представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ [5] предусматривает 5 форм социального обслуживания:

) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

) стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;

) срочное социальное обслуживание;

) социально-консультативная помощь.

Срочная социальная помощь - принятие безотлагательных мер, направленных на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, путем предоставления различных видов социальных услуг [21, c.108].

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Оно может включать следующие социальные услуги:

) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

) разовое оказание материальной помощи;

) содействие в получении временного жилого помещения;

) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

) иные срочные социальные услуги [29, c.122].

Основанием для отказа в предоставлении социальных услуг являются:

отсутствие трудной жизненной ситуации;

внешние признаки алкогольного или наркотического опьянения;

ложные либо недостоверные сведения;

непредоставление документов в предусмотренном законом порядке [27, c. 194].

Отделениями срочного социального обслуживания оказываются различные виды помощи: продуктовая, вещевая, денежная, психологическая, юридическая, посредническая, информационно-консультативная, услуги пункта проката инвалидно-реабилитационной техники, социальной швейной мини-мастерской, мини-прачечной, столовой, массажа, предоставление льготных талонов в парикмахерские. Все виды помощи дифференцированы, оказываются адресно: постоянно, временно и единовременно на заявительной основе.

Исходя из содержания федеральных законов "О государственной социальной помощи" (ст.7-10) [10] и "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (ст.1-15) [11], а также соответствующих нормативных правовых актов ряда субъектов РФ, можно выделить следующие стадии предоставления социальной помощи. Во-первых, обращение за предоставлением социальной помощи. Во-вторых, прием заявления и документов. В-третьих, оценка сведений, содержащихся в заявлении и документах. В-четвертых, выбор и анализ норм права, подлежащих применению. В-пятых, принятие решения по делу и его документальное оформление. В-шестых, уведомление заинтересованных лиц (лица) о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении. Названные стадии относятся к порядку назначения государственной социальной помощи. В порядке предоставления государственной социальной помощи можно выделить следующие стадии, которые могут возникнуть: оказание (в нее входят взаимные права и обязанности субъектов правоотношений), сокращение, приостановление, прекращение и возврат [18, c.11].

Меры по социальному обслуживанию предоставляются на платной и бесплатной основе. Бесплатное социальное обслуживание в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;

гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье и тому подобным [20, c.16].

Гарантированный перечень услуг по социальному обслуживанию, предоставляемых бесплатно, достаточно обширный. Кроме того, органы власти на местах предоставляют и не предусмотренные данным перечнем услуги, что зависит от наличия у них необходимых средств.

Итак, срочная социальная помощь осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера. Она включает в себя: разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилого помещения; организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров; иные срочные социальные услуги. Однако нужно иметь в виду, что такая помощь оказывается по мере поступления средств.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.