Обобщение новых технологий по совершенствованию социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Обобщение новых технологий по совершенствованию социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

2020-04-01 129
Обобщение новых технологий по совершенствованию социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

инвалидность молодежь адаптация социализация

В качестве ведущих задач социально-педагогического сопровождения молодых людей с ОВЗ в предыдущей главе нами были обозначены; с одной стороны, внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ, и с другой - формирование субъектной позиции у молодых людей с ОВЗ по отношению к процессу преодоления трудностей и стремления к повышению эффективности собственной социальной адаптации в обществе.

Решению этих задач и призваны служить инновационные технологии социальной адаптации молодых людей с ОВЗ, анализ которых представлен в данной главе.

Среди многих социальных институтов, занимающихся проблемами социальной адаптации молодых людей с ОВЗ, немалую роль могут играть Центры независимой жизни (ЦНЖ).

ЦНЖ - распространенные на Западе организации инвалидов (общественные, некоммерческие, управляемые инвалидами). "Благодаря активному привлечению самих молодых людей с ОВЗ к поиску личных и общественных ресурсов, а также к управлению этими ресурсами ЦНЖ помогают им получить и сохранить рычаги своей жизни. ЦНЖ - это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания, создают для молодых людей с ОВЗ режим равных возможностей" [8].

Центр оказывает своим клиентам целый комплекс услуг:

. Обслуживание слепых: для слепых и слабовидящих Центр предлагает группы взаимного консультирования и поддержки, тренинг навыков независимой жизни, оборудование для чтения.

. Обслуживание глухих и глухонемых: группы поддержки и консультирование, перевод на язык жестов, помощь в общении, тренинг навыков независимой жизни, индивидуальная помощь.

. Помощь в трудоустройстве: поиск работы, подготовка к собеседованию, написание резюме, навыки поиска работы.

. Консультирование по финансовым вопросам: справочная, консультирование, просвещение по вопросам льгот и пособий.

. Взаимная поддержка и консультирование по различным вопросам, с которыми молодые люди с ОВЗ сталкиваются в обычной жизни: индивидуальная, групповая, для семейных пар.

. Юридическая консультация: обсуждаются случаи дискриминации, семейное, жилищное законодательство и т. п.

. Развитие навыков независимой жизни в рамках программы "Двигаться дальше", разработанной для молодежи, которая предусматривает индивидуальные занятия с тренером.

В настоящее время идеи независимой жизни воплощаются в деятельности многочисленных общественных объединений инвалидов.

Технология групп взаимной поддержки (ГВП) позволяет развивать, увеличивать потенциальную возможность направить злость в продуктивное русло. Основной составляющий элемент взаимной поддержки - это то, что молодой человек, у которого есть некоторый личный опыт, связанный с инвалидностью, хочет, поделившись им, помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуации. В результате взаимного обмена опытом инвалидности каждый из участников ГВП получает информацию, которая может помочь ему решить свои личные проблемы самого разнообразного характера.

Как правило, участники ГВП предварительно определяют волнующую всех тему, обсуждению которой и будет посвящено проведение одной или нескольких встреч по взаимной поддержке. Сама тема должна касаться инвалидности и проблем, связанных с этим состоянием, например: "Как быть независимым при постоянной физической зависимости от ближайшего окружения?" или "Как справляться с чувством одиночества и непонимания со стороны окружающих?" и т. д.

Одной из успешных технологий работы с молодыми людьми с ОВЗ является оккупациональная терапия - терапия повседневными занятиями - форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Она является интегральной частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной помощи молодым людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях.

Оккупациональная терапия начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения числа и степени затруднений, которые испытывает молодой человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими членами команды оккупационный терапевт разрабатывает план реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков.

Как направление в социальной реабилитологии оккупациональная терапия имеет две стороны: реабилитационную, направленную на продуктивную деятельность по собственному обслуживанию и терапевтическую, направленную на восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов и специального оборудования.

"Оккупациональная терапия представляет собой профессиональную деятельность в сфере социального развития, здравоохранения и реабилитации. В России эта специальность пока еще не получила своего официального статуса. Но как новое направление деятельности она, безусловно, перспективна" [15].

Одним из перспективных способов социальной помощи является использование молодыми людьми с ОВЗ собственных ресурсов, среди которых немаловажное значение приобретают воспоминания. Воспоминания как внутренние, идеальные, благоприобретенные в течение жизни ресурсы способны компенсировать утрату молодыми людьми с инвалидностью прежних социальных ролей и актуализировать новые, поддерживать высокий уровень самооценки и помочь в поиске смысла жизни.

Новизна идеи заключается в применении технологии использования воспоминаний, которые способствуют восприятию молодого человека с ОВЗ в качестве субъекта социального действия, которому присущи вера в себя, опора на внутренний мир, способность к изменению, саморазвитию, видению перспективы, многомерности существования.

Новой мерой социальной поддержки молодых людей с ОВЗ стало внедрение услуги "тревожная кнопка" Услуга "тревожная кнопка" - это технология предоставления системы экстренной социально-медицинской помощи, осуществляемой с привлечением специализированных служб скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, полиции и других служб, в течение 24 часов в сутки. Посредством связи с диспетчерами центра обработки вызовов, имеющими медицинское и социальное образование, осуществляется связь, как на дому, так и вне дома.

Наличие "тревожной кнопки" не требует присутствия постороннего, однако внушает чувство безопасности, ощущение, что помощь всегда рядом, а это очень важно для молодого человека с ОВЗ.

Система позволяет человеку нажатием всего одной кнопки в любое время связаться с оператором - врачом и получить консультацию медицинского, социального и бытового характера.

Инновационность технологии "тревожная кнопка" заключается в системном подходе организации и предоставления самой услуги, в использовании современных информационных технологий, в применении отечественных разработок. Кроме того, инновацией является реализация принципов государственно-частного партнерства, обеспечивающих экономичную, оптимальную по затратам и качеству экстренную социально-медицинскую помощь.

Неразрывность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так получили распространение следующие инновационные терапевтические технологии.

"Арттерапия - способы и технологии реабилитации молодых людей с ОВЗ средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символистической форме" [10].

Лица, профессионально осуществляющие арттерапию, специально подбирают художественные произведения - картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для субъекта терапии условия, которые могут воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают болезненные напряжения.

Библиотерапия - метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь, художественных. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности молодого человека с ОВЗ воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Музыкотерапия - использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях - улучшается настроение, оказывается тонизирующие влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, т. к. это по контрасту может ухудшить психическое состояние молодого человека с ОВЗ, если она не соответствует его эмоциональному состоянию. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой.

Одним из инновационных методов является иппотерапия. Лечебная верховая езда предназначена для молодых людей с ОВЗ, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Лошадь возвращает таким людям уверенность в своей самостоятельности, благодаря чему они перестают чувствовать себя полностью зависимыми членами общества.

В сущности, иппотерапия - есть не что иное, как разновидность лечебной физкультуры, где в качестве инструментов реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, человек инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем.

Одним из перспективных направлений социальной помощи является создание условий для использования молодыми людьми с ОВЗ собственных ресурсов. Поэтому к инновационным технологиям социальной адаптации может быть отнесено и привлечение в спорт людей с ОВЗ и инвалидов, как, например, участие в Параолимпийском движении. На практике доказано, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков, укрепляет физическую силу, поднимает самооценку.

Применение новых технологий социального обслуживания получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к молодому человеку, имеющему ОВЗ, основанному на уважении к нему.

Таким образом, в данной главе охарактеризованы инновационные технологии социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Проведенный нами анализ позволяет отметить следующее.

 


Заключение

 

Целью данного исследования было теоретическое обоснование условий повышения эффективности социальной адаптацию молодых людей с ОВЗ в современном обществе.

Изучив литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Программа социальной адаптации помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность молодого человека с ОВЗ.

Проблема социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в обществе требует разработки новых технологий работы, которые, с одной стороны, обеспечивают внедрение в общественном сознании идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ, и с другой - формируют субъектную позицию у молодых людей с ОВЗ по отношению к процессу преодоления трудностей и стремления к повышению эффективности собственной социальной адаптации в обществе.

Среди инновационных технологий, обеспечивающих решение этих задач, можно выделить:

создание Центров независимой жизни;

создание Групп взаимной поддержки;

использование молодыми людьми с ОВЗ собственных ресурсов, среди которых немаловажное значение приобретают воспоминания;

внедрение услуги "тревожная кнопка";

инновационные терапевтические технологии: арттерапия, библиотерапия, музыкотерапия, иппотерапия.

Среди условий, обеспечивающих повышение эффективной социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в обществе, мы выделили две группы. К первой отнесли объективные условия, которые требуют ментальных и законодательных изменений в обществе. Ко второй - субъективные условия, реализация которых возможна и целесообразна на локальном уровне социального учреждения.

 

Первая группа условий Вторая группа условий
1. Активное внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ не только в сфере спортивных достижений (паралипийские игры), но и в других социальных сферах. 2. Расширение спектра услуг, предоставляемых государственными органами и учреждениями для молодых людей с ОВЗ, включая услуги досуга, профессиональной подготовки или переподготовки молодых кадров с последующим предоставлением рабочих мест для трудоустройства лиц с ОВЗ. 3. Внедрение в деятельность коррекционно-развивающих центров реабилитации инновационных технологий. 1. Разработка индивидуальных программ социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в условиях Краевого Центра комплексной реабилитации инвалидов, основанная на учете личностных особенностей, связанных с причиной ОВЗ. 2. Развитие социального потенциала молодых людей с ОВЗ, формирование у них мотивации к активному участию в жизни общества, 3. Включение молодых людей с ОВЗ в социокультурную среду с целью их духовно-творческого развития, позиционирования себя в качестве равноправных членов общества.

 

Такая работа в комплексе может сделать реализуемой адресную политику государства в сфере "работы с человеком", приносящей свои плоды, как конкретной личности, так и социуму в целом.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.