Принцип обратной связи как путь совершенствования педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Принцип обратной связи как путь совершенствования педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения

2020-04-01 176
Принцип обратной связи как путь совершенствования педагогической технологии при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обратная связь, которая является атрибутом управления, предполагает три обязательные составляющие: оперативное отслеживание состояния наиболее важных признаков, диагностический анализ собранных данных и прогноз о возможном повышении технологичности обучения. Из множества существующих определений понятия «диагностика», на наш взгляд, наиболее конструктивно следующее: «Диагностика - это выявление отклонений от нормы, от закономерностей». [15,48]

В исследовании была доказана целесообразность организации классов преемственности, целенаправленно и технологично работающих над совершенствованием общеучебных умений. Их эффективность такова, что позволяет в течение одного учебного года улучшить признаки воспитанности и развития детей - вежливость, аккуратность, внимание, память, волевые качества; вывести слабых учеников на нормальный уровень обучения; увеличить количество хорошо читающих (в эксперименте это изменение произошло с 18 до 64%, или в 3,5 раза) и достаточно быстро вычисляющих детей (почти двукратное увеличение - с 46 до 82%).В целом количество успешно обучающихся пятиклассников увеличилось с 40 до 62 процентов.

Если в начале эксперимента из-за нарушения преемственности в первой четверти пятого класса количество успешно обучающихся учащихся уменьшалось почти вдвое (с 60 до 31%) и к концу учебного года удавалось лишь незначительно улучшить этот результат, то в конце исследования ситуация изменилась: в первой четверти было достигнуто почти полное сохранение результата обучения начальной школы и работа педколлектива была направлена на дальнейшее улучшение качества обучения.

В условиях обычных массовых школ можно в течение 2 - 4 лет достичь высокого уровня сформированности общеучебных умений и качества обучения при выполнении ряда условий: руководителям школ желательно овладеть профессиональным мышлением на диагностико - технологическом уровне; классы должны комплектоваться смешанными по составу учеников, чтобы ученики могли оказывать помощь друг другу; следует усилить необходимую мотивацию, как детей, так и учителей, исключить действие разрушающих ее факторов; требования технологий должны выполняться достаточно четко. [21,29]

Анализ успеваемости подтверждает общий вывод о высокой эффективности диагностико - технологического обеспечения преемственности обучения при переходе учащихся из начальной школы в пятые классы. Достоверность выводов доказана в условиях массовой экспериментальной проверки на принятом в педагогике уровне 0,95. [23,28]

При подведении итогов исследования очень часто, кроме основных, выявляются и дополнительные немаловажные результаты. Так, начиная с 2003 года наблюдалось существенное ухудшение качества обучения первоклассников (с 59 до 45%); в дошкольный период эти дети испытали задержку эмоционально-речевого развития из-за закрытия детских садов, поэтому 55% первоклассников были обречены на низкую успешность обучения; в пятом классе 56% детей этой возрастной группы не достигли оптимальной скорости чтения; в последующих классах качество обучения этой группы детей уже не повышалось, 54% детей обучались лишь на «3». Получился преемственный ряд чисел: 55, 56, 54. Аналогичный ряд чисел приведем для возрастной группы, в которой удалось, применяя диагностику и технологии, несколько снизить количество неудачников: 43, 38, 43. Положение в первых классах было улучшено организацией в школе специальных подготовительных групп, где проводилась необходимая работа по развитию речи и мелкой моторики руки с дошкольниками; аналогичная работа велась и в детских садах.

Во вторых классах к концу эксперимента количество успешно обучающихся детей достигло 58%, а в пятых - 62, то есть повысилось на 22 процента. В дальнейшем этот высокий уровень удалось сохранить не только в пятых, но, как правило, и в шестых классах. Начиная с седьмого класса, высокий уровень сформированности общеучебных умений является все еще необходимым, но уже недостаточным фактором успешного обучения. Тем не менее, в седьмом классе, где общее количество учеников составило 31 человек, качество обучения, благодаря усилению преемственности в 3 - 5-х классах, повысилось на 8% от общего количества семиклассников, или почти в 1,3 раза.

В педагогике существуют две противоположные позиции о разноуровневом обучении. Наше исследование выявило, что разноуровневое комплектование классов и школ существенно снижает качество обучения, так как сокращает возможности для организации взаимопомощи учеников и оказания дифференцированной психологической поддержки. В однородно сильных классах и школах, где, по мнению учителей, «расти уже некуда», появляется нездоровая конкуренция и воспитывается эгоизм; в однородно слабых школах и классах отсутствует минимально необходимая обучающая среда, и качество обучения остается на низком уровне.

По данным физиологов, девочки опережают мальчиков в развитии на 1,5 - 2 года, и возникает вопрос о преждевременности обучения мальчиков с 6 лет. Дело здесь не только в различиях темпа физического созревания; у мальчиков обычно наблюдается также отставание в эмоционально-речевом развитии, в формировании общеучебных умений, волевых качеств, особенно настойчивости в преодолении трудностей, больший дискомфорт в феминизированных школах, более низкое качество обучения. Эффективность преобразующего эксперимента оказалась особо значимой для мальчиков: у них на 9% увеличилось качество обучения в начальной школе, а в пятом классе в роли хорошистов дополнительно утвердилось 11% мальчиков.

Таким образом, наличие обратной связи облегчает процесс преемственности при переходе учеников с первой на вторую ступень обучения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

 

Практический опыт по проверке эффективных форм и методов обеспечения преемственности в обучении учащихся первой и второй ступеней показал, что значительное количество организационно-педагогических ошибок при обучении младших школьников и пятиклассников связано с несовершенством обратной связи; выявлено, что основным фактором обеспечения преемственности обучения при переходе учащихся из начальной школы в пятые классы являются общеучебные умения; экспериментально доказана целесообразность создания банка разработанных и подобранных на диагностической основе педагогических технологий совершенствования основных учебных умений.

Экспериментально доказано также, что результативность обучения во многом зависит от профессионализма, педагогического мастерства и компетентности учителя. Однако, только в союзе учителя и ученика процесс обучения будет складываться успешно. Ученику необходимо осваивать культуру овладения основными компонентами учебной деятельности, работать над умением понимать учебную задачу, стремиться к самоконтролю, а значит и к повышению сознательного учения.

Следовательно, пути повышения качества образования в начальной школе на основе принципа обратной связи заключаются в следующем: обеспечение качества знаний учебного предмета; сформированность знаний, умений и навыков учащихся; создание ситуации успеха; контроль за качеством знаний; использование инновационных методов обучения; активная личностная позиция учителя; применение здоровьесберегающих технологий; развитие интеллектуальных и творческих способностей; личностно-ориентированный подход; преемственность как условие обеспечения повышения качества образования на всех ступенях обучения; разнообразие форм организации учебного материала; вовлечение родителей в учебный процесс; совершенствование системы оценивания.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наши результаты по проблеме исследования и полученные данные оценок и диагностик, дали основание констатировать тот факт, что все положения гипотезы удалось реализовать.

. Достигнуто методологически обоснованное использование основных положений управления: последовательное сужение поля поиска достигалось сначала нахождением критических параллелей - 1, 5, 7, 9-е классы; затем для 5 классов было доказано доминирующее влияние общеучебных умений; дня каждого классного коллектива пятиклассников были выделены первоочередные задачи; успешность обучения была выбрана в качестве результирующего признака; из множества возможных критериев для ее оценки было выбрано качество обучения, понимаемое как достижение функционирующих знаний, а также надежность обучения, понимаемая как сохранение качества; выявление множества допущенных ошибок в работе пятых классов обнаружило их общую природу - несовершенство обратной связи; мониторинг обеспечивает реализацию обратной связи, имеет основной составляющей диагностику и может быть направлен на выделение главных задач; диагностика позволяет обоснованно ответить на вопрос «что делать в первую очередь?», набор технологий обеспечивает их целесообразный выбор, что повышает эффективность обратной связи.

. Повышена эффективность диагностических процедур путем: определения отклонений реального состояния изучаемых признаков от норм и закономерностей, например, реальные значения скорости чтения, письма, вычислений сопоставлялись с нормами, необходимыми для успешного обучения; реальные значения качества и надежности обучения с 1 по 11-й класс представлялись в виде графиков, на которых легко просматривались аномалии; минимизации числа отслеживаемых признаков с помощью расчета и анализа корреляционных матриц; введения оценочных шкал для результатов обучения учеников и классных коллективов; были предложены шкалы для оценки общеучебных умений и успешности обучения, отражающие уровни состояния мотивации; повышения исследовательской культуры педагогов через систему специально организованных семинаров.

. Предложены и осуществлены меры по повышению технологичности обучения: разработана структура и положено начало организации банка педагогических технологий; выбор технологий совершенствования общеучебных умений был поставлен в зависимость от результатов диагностики в конкретных классах; материальное стимулирование учителей начальных классов в течение почти всего срока преобразующего эксперимента находилось в зависимости от достигаемых конечных результатов работы.

. Применение всего диагностико - технологического обеспечения преемственности обучения существенно повысило качество обучения; достоверность этого вывода находится на принятом в педагогике уровне 0,95.

Таким образом, можно считать, что комплексная экспериментальная проверка подтвердила гипотезу исследования.

). Традиционный способ обеспечения преемственности образовательных ступеней в целом - предметно-тематический (линейный или концентрический) не обеспечивает в полной мере преемственности в обучении учащихся.

). Проблема преемственности (в целом) может быть корректно поставлена и разрешена лишь в рамках системы развивающего образования.

). Проведенный эксперимент улучшил преемственность только между начальными и пятыми классами, но использованные методологические подходы могут найти применение при изучении и улучшении преемственности разных ступеней обучения. Здесь открывается перспектива дальнейших поисков.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова С.А. О конце детства (8-12 лет) / С.А. Абрамова // Абрамова С.А. Возрастная психология. - М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - С. 235-238.

.   Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 2008. - 298 с.

.   Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Вече, 2008. - 352 с.

.   Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Вече, 2006. - 254с.

.   Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей [Текст] / Г.В. Бурменская, Н.В. Карабекова, А.Г. Лидерс. - М.: Прогресс, 2008. - 298 с.

6. Великое противостояние в профессиональном мышлении [Текст] // Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в системе образования: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции - Йошкар-Ола - Сургут, 2000. - С. 100-105.

7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 2007. - 342 с.

.   ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Дата введения 01-07-2004 [Текст] // Библиотека и закон. - 2005. - №1(Вып. 18). - С. 322-381.

9. Диагностика классного коллектива [Текст] // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции. - Ч.1. - Йошкар-Ола, 2006 - С.47-48.

.   Диагностика успеваемости пятиклассников [Текст] // Проблемы мониторинга качества образования: Материалы Седьмой Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: КГУ, 2009. - С. 41-44.

.   Диагностико-технологическое обеспечение преемственности педагогического процесса [Текст] // Европейские исследования: проблемы и перспективы развития: Материалы Европейской региональной конференции. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. - С. 100-101.

.   Диагностическая основа управления преемственностью в образовании [Текст] // Экспериментально-инновационная деятельность в современном образовательном пространстве: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Ч.2. - Тобольск, 1997. - С. 19.

13. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2008. - 358 с.

14. «Жесткая» дифференциация учащихся по способностям [Текст] // Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития и педагогического мониторинга: Материалы шестой Научно-практической конференции. - Ч.2. - Йошкар-Ола: МГПИ, 2008. - С.7-9.

15. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. - М.: Гардарики, 2006. - 398 с.

16. Летние задания для учащихся, закончивших 1 класс: Тетрадь на печатной основе [Текст]. - Козьмодемьянск: ГУО, 2007. - 82 с.

.   Летние задания для учащихся, закончивших 2 класс: Тетрадь на печатной основе [Текст]. - Козьмодемьянск: ГУО, 2007. - 104 с.

.   Летние задания для учащихся, закончивших 3 класс: Тетрадь на печатной основе [Текст]. - Козьмодемьянск: ГУО, 2007. - 104 с.

.   Мониторинг успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в основную [Текст] // Гуманистические идеи в педагогической теории и практике образования и воспитания: Материалы Республиканской научно-практической конференции.- Йошкар-Ола: МГПИ, 2009. - С.52-57.

.   Нужны ли «сбросовые» школы? [Текст] // Педсовет. - Сургут: СГУ, 2009. -№8. - С. 14-17.

21. Пивоварова, Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей [Текст] / Г.Н. Пивоварова. - М.: Вече, 2008. - 254 с.

22. Проблемы преемственности в образовательном пространстве малого города [Текст] // Единое образовательное пространство малого города как фактор формирования подрастающих поколений: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Козьмодемьянск, 2006. - С 22-34.

.   Роль педагогической диагностики в обеспечении преемственности между ступенями обучения [Текст] // Диагностико - технологическое обеспечение преемственности в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Ч.З. - Йошкар-Ола: МГПИ, 2006. -С. 27-32.

.   Скользящая диагностика в начальных классах [Текст] // Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования: Материалы пятой Научно-практической конференции.- Казань: ЮГУ, 2007. - С. 9-10.

.   Ухудшение здоровья учащихся при переходе в основную школу [Текст] // Духовное здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - С. 10-11

26. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2008. - 346 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.