Проблемы и тенденции развития сферы услуг в потребительской кооперации — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Проблемы и тенденции развития сферы услуг в потребительской кооперации

2020-04-01 113
Проблемы и тенденции развития сферы услуг в потребительской кооперации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Зная проблемы и тенденции мирового кооперативного движения, можно сопоставить их с тенденциями и проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличия действующих принципов современной российской потребительской кооперации от принципов МКА. Это поможет понять, что конкретно требуется изменить в деятельности российской потребительской кооперации для того, чтобы она смогла эффективно действовать в рыночной экономике.

Экономические проблемы

Можно выделить две группы экономических проблем, стоящих перед современной российской кооперацией:

· проблемы всех предприятий российской экономики. К ним относятся: отсутствие ясной государственной экономической политики, некредитоспособность населения и предприятий, неплатежи, нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковских кредитов, налоговый пресс и т.п.;

· проблемы потребительской кооперации, вытекающие из ее специфичных целей. К ним относятся невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов), наличие малоэффективных избыточных основных фондов, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.

Статистика свидетельствует, что в российской экономике намечаются положительные сдвиги, что относится и к потребительской кооперации.

Вторая группа проблем решается в двух направлениях:

· перестройка организационной структуры, структуры товарооборота, заготовительной деятельности, производства товаров, диверсификация деятельности и нахождение внутренних резервов повышения рентабельности предприятий потребительской кооперации;

· частичная компенсация государством экономических потерь потребительской кооперации, связанных с решением ее социальных общегосударственных задач, в виде налоговых льгот, кредитов, отсрочки платежей по кредитам и т.п.

Очерченный круг экономических проблем сам подсказывает пути их решения:

· перестройка российской потребительской кооперации на основе кооперативных принципов МКА;

· повышение эффективности деятельности потребительской кооперации на основе использования прошедших проверку временем достижений дореволюционной русской кооперации и применения полезного зарубежного кооперативного опыта;

· законодательное закрепление потребительской кооперации как экономического субъекта первостепенной социальной значимости с предоставлением ей экономических льгот, соответствующих затратам потребительской кооперации на решение общегосударственных социальных задач.

Сравнивая проблемы российских потребительских кооперативов с проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействием перехода из одной экономической системы в другую.[17, c. 36-40]

Социальные проблемы

Реформирование отношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе.

Это не случайно. Если обратиться к истории, то можно заметить закономерность: возрастание роли потребительской кооперации всегда происходит в трудные для населения страны времена. Так, само появление и развитие потребительских кооперативов привело к уменьшению разрыва уровней жизни рабочих и предпринимателей; на каких бы основах не строилась потребительская кооперация в первые годы Советской власти, именно она обеспечила физическое выживание большинства населения России того времени; именно потребительская кооперация повысила уровень снабжения населения СССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.

Поэтому совершенно неправильно рассматривать потребительскую кооперацию только с экономической точки зрения: ее экономическая рентабельность ничто по сравнению с социальными выгодами.

Для примера рассмотрим, почему государство, несмотря на кажущуюся экономическую невыгодность, оказывает финансовую помощь потребительской кооперации. Обеспечивая население страны дешевыми продуктами и товарами, потребительская кооперация снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому, государству несоизмеримо выгоднее тратить несущественную часть бюджета на предотвращение социального взрыва, чем нести непредсказуемые затраты по ликвидации его последствий.

Исторический опыт позволяет прогнозировать первостепенную социальную значимость потребительской кооперации до того времени, когда экономика России не будет приведена в порядок и ее устойчивое существование в последующие периоды. Экономика России стабильно и динамично развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация рыночных отношений, затрагивающая все субъекты рынка, среди которых существенное место занимает система организаций потребительской кооперации. На рынках, где традиционно представлена потребительская кооперация, происходит активное укрепление позиций средних и крупных участников и их объединений. Развиваются системы управления в торговле и производстве потребительских товаров.

Укрепление позиций крупных торговых организаций, в значительной степени обеспечивающих торговлю за счёт импорта продовольственной продукции, приводит к созданию угрозы безопасности Российской Федерации в сфере продовольственного обеспечения. Крайне медленно восстанавливается уровень материального обеспечения, культурно-бытового обслуживания и защиты сельского населения, удовлетворения повседневных потребностей. Развитие рыночных отношений сопровождается конкуренцией, стремлением к повышению экономической эффективности деятельности, в том числе за счёт снижения внимания к социальной сфере, особенно в сельских и удалённых поселениях. Потребительская кооперация России является одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению, производящих сельскохозяйственную продукцию. Потребительская кооперация России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом. Несмотря на то, что в силу сложностей переходного периода конца 80-90-х годов ХХ века потребительская кооперация утратила многие политические и экономические позиции, усилиями работников потребительских обществ и союзов, других организаций удалось сохранить единство и целостность, непрерывность традиций и взаимодействия, значительную материально-техническую базу.

Всё это - достаточные предпосылки к активному развитию потребительской кооперации на единой идеологической, политической, экономической и организационной основе. [12]

Основа развития потребительской кооперации

Главным условием динамичного и стабильного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлечённых групп:

потребителей товаров и услуг - основы экономического развития,

работников потребительской кооперации - движущей силы системы потребительской кооперации,

пайщиков - социальной основы потребительской кооперации.

Интересы потребителей товаров и услуг потребительской кооперации - это получение доступных и качественных товаров и услуг.

Интересы работников потребительской кооперации - обеспечение достойного уровня жизни, условий труда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств.

Интересы пайщиков - доступ к товарам и услугам потребительской кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации.

Препятствия на пути развития потребительской кооперации

Препятствия в развитии потребительской кооперации имеют комплексный, системный характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния.

Недостаточное внимание к интересам организаций потребительской кооперации, с одной стороны, и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования организаций потребительской кооперации вне единой системы - с другой стороны, приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов. Утрачиваются экономические, транспортные, финансовые, информационные связи.

Дезинтеграционные процессы могут привести к исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России. Организации потребительской кооперации в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут полностью утратить конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном единстве. Недостаточно высокий уровень взаимодействия, информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития, инвестиционной привлекательности, стремление самостоятельно решать сложные комплексные проблемы, зачастую вопреки здравому смыслу, значительно снижают динамику развития организаций потребкооперации, ведут к стагнации. Организации потребительской кооперации утрачивают способность не только опережать существующие тенденции, но даже просто адаптироваться к изменениям внешней среды, начинают отставать от конкурентов. Отсутствие аккумулированных источников финансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций, крупномасштабных проектов тормозит формирование конкурентных преимуществ. [18,стр 250-256]

Что может потребительская кооперация?

Потребкооперация может стать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личного благосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, обеспечении занятости населения, решении проблем продовольственной безопасности страны. Потребкооперация может стать основным проводником (оператором) в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей. [10,с. 34-36]

Миссия потребительской кооперации в современных условиях

Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения. [9,c.37-41]

Цели развития потребительской кооперации

Основными целями развития потребительской кооперации являются:

- сохранение и развитие потребительской кооперации как единой, мощной и самобытной системы;

- укрепление и усиление позиций на традиционных рынках;

- укрепление позиций в сельских поселениях на уровне районных центров и центральных усадеб, развитие и конкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход на рынки городов, в том числе крупных;

- модернизация и интеграция в инновационную экономику;

- интеграция в решение общегосударственных проблем, в том числе повышения благосостояния сельского населения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами.

Общие задачи, которые должна решить потребкооперация для достижения благоприятных условий, заключаются в следующем.[11,c.10]

1. Формирование и реализация опережающей наступательной стратегии потребительской кооперации, для реализации которой в настоящее время складываются необходимые условия:

- ограничение импорта и мировые тенденции к росту цен на сельскохозяйственную продукцию, повышение внимания к безопасности России в сфере продовольственного обеспечения раскрывают рынок для отечественных производителей. Потребительская кооперация имеет реальные возможности восстановить заготовительную деятельность в крупных масштабах, значительно увеличить объёмы собственного производства (в частности по социально значимым продуктам питания), создать единую операционную цепочку: производство сельскохозяйственной продукции и заготовки - переработка - торговля. При этом особое внимание следует уделить отечественным традициям производства качественных натуральных продуктов, восстановлению и развитию культуры их потребления, взамен дешёвых и, как правило, некачественных импортных суррогатов. Потребкооперация в состоянии обеспечить растущий рынок продукции эксклюзивного (домашнего) качества, которая может быть востребована наиболее взыскательными потребителями в торговой сети и предприятиях общественного питания;

- более полное самостоятельное обеспечение товарными ресурсами поможет организациям потребительской кооперации снизить влияние негативных изменений на товарных рынках, позволит удерживать цены на приемлемом уровне, сохранить и расширить сферу влияния кооперативной торговли в районных центрах, вернуть и укрепить ранее утраченные позиции на городских рынках. Каждая кооперативная организация должна не пассивно приспосабливаться к изменившемуся рынку, а активно влиять на него, завоёвывать новые (стратегические) позиции. При этом вероятны кардинальные перемены в организационной структуре, ценовой и ассортиментной политике, устранение убыточности и другие качественные преобразования.

2. Модернизация структуры управления с ориентацией на экономический рост и повышение эффективности, т.к. отсутствие интеграции организаций потребкооперации в систему, основанную на единых экономических и социальных интересах, не способствует повышению эффективности работы в целом.

3. Меры по предотвращению банкротств кооперативных организаций. Для своевременного выявления признаков и причин неплатёжеспособности и банкротства, оказания помощи в разработке антикризисной программы и реализации мер по оздоровлению необходим систематический мониторинг финансового состояния организаций потребительской кооперации с целью выделения неформальных признаков несостоятельности (банкротства), системы критериев банкротства, ключевых показателей. Это потребует повышения общей юридической и финансовой грамотности руководящего звена, работников финансово-экономических и юридических служб.

4. Для повышения интенсивности развития и снижения рисков потери доходов меры по повышению инвестиционной привлекательности организаций в рамках реализации инвестиционных программ потребительской кооперации разного уровня. При этом программы должны включать систему мер по защите организаций потребительской кооперации при привлечении инвестиционных ресурсов.

5. Внедрение новых методов работы в области анализа, планирования, контроля и стимулирования с целью обеспечения оптимизации налоговых платежей, развития социальной сферы и защиты социально-экономических интересов пайщиков. Необходимо широко использовать современные технологии управления финансами, активно внедряя в практику хозяйственной деятельности системы потребительской кооперации инструменты финансового менеджмента, антикризисного управления в целях обеспечения устойчивого экономического роста и сбалансированного социального развития.

6. Работа с пайщиками по сохранению и приумножению их численности. Это направление деятельности должно расцениваться как один из основных резервов экономического развития организаций потребительской кооперации. Увеличение числа пайщиков, их экономическое и организационное участие способствуют:

- восстановлению принципов и норм кооперативной демократии;

- росту масштабов за счёт укрепления взаимодействия с пайщиками как участниками заготовительной деятельности и лояльными покупателями товаров кооперативных торговых сетей;

- росту объёмов закупок сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, и, следовательно, объёмов переработки и производства;

- увеличению ресурсов торговли за счёт продукции пайщиков, индивидуальной трудовой деятельности, народных промыслов, охоты, рыболовства, звероводства;

- пополнению основных и оборотных средств кооперативных организаций за счёт паевого фонда в результате вступления новых членов, увеличения паевого взноса, а также заёмных средств пайщиков, вовлечения пайщиков в инвестирование организаций потребительской кооперации.

7. Полномасштабное развитие кадрового потенциала всей системы потребительской кооперации.

8. Интеграция в международную систему организаций потребительской кооперации (Международный кооперативный альянс, Еврокооп и другие).

9. Развитие информационного обеспечения деятельности потребкооперации, в том числе популяризация кооперативных идей и деятельности потребкооперации через средства массовой информации.

10. Стимулирование платёжеспособного спроса населения и активизации производства в сельской местности посредством развития финансирования сельского населения, реализация программ микрофинансирования.[2]


ГЛАВА 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

 

Сущность проекта «Образование»

 

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.

При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.

Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.[3]

Основные направления проекта «Образование»

– Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью – с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

– Поощрение лучших учителей. Ежегодно начиная с 2006 года путем открытых региональных конкурсов на основе общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб.

– Стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных в субъектах Российской Федерации на конкурсной основе, получают государственную поддержку в размере 1 млн. руб. каждая.

– Информатизация образования. До конца 2007 года все российский школы, в том числе сельские, не имеющие доступа к сети Интернет, получат качественное подключение к глобальной сети со скоростью не менее 128Кбт/с.

– Оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления в российские школы производится поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски). В 2007 году, объявленном Годом русского языка, этот перечень дополнен кабинетами русского языка и литературы.

– Поставка школьных автобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов.

– Поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В рамках этого направления в 2007 году на конкурсной основе государственная поддержка будет оказана 76 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Каждое из учреждений-победителей получит от 20 до 30 млн. руб. из федерального бюджета, в зависимости от объемов софинансирования, которое оно сможет привлечь.

– Стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации. В настоящее время по итогам федеральных конкурсов 2006 и 2007 годов производится государственная поддержка 57 инновационных вузов-победителей.

– Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. В 2006 году путем объединения региональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах – Сибирского федерального университета и Южного федерального университета. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовка современных управленческих кадров мирового уровня. В рамках этого направления ведется работа по созданию двух бизнес-школ: Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге на базе факультета менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» и Московской школы управления «Сколково». С начала 2007 года в школах сформированы попечительские советы, избраны руководители (деканы), прошли выборы в ученый совет Высшей школы менеджмента СПбГУ.

– Государственная поддержка талантливой молодежи. Ежегодно начиная с 2006 года 1250 молодых людей – победителей международных и всероссийских олимпиад и конкурсов получают индивидуальные премии по 60 тыс. руб., а 4100 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных и межрегиональных олимпиад поощряются премиями в размере 30 тыс. руб.

– Организация профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. В течение 2006–2007 годов в 24 воинских частях организованы учебные центры, в которых проводится эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву. В его рамках военнослужащие во время службы по призыву помимо диплома по военно-учетной специальности образца Министерства обороны РФ смогут также получить дипломы государственного образца о начальном профессиональном образовании. Кроме того, в рамках данного направления в 2007 году за счет средств федерального бюджета будет организовано обучение на подготовительных отделениях вузов 5 тыс. человек, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.

– Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В 2007 году на конкурсной основе отобран 21 субъект РФ, который в 2007–2009 годах получит субсидии из федерального бюджета. Эти субсидии будут предназначены для введения новой системы оплаты труда работников образования, целями которой являются повышение доходов учителей, переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений регионов и расширение общественного участия в управлении образованием.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» была признана успешной, и работа по проекту, дополненному несколькими новыми направлениями, будет продолжена. Об этом сообщил Министр образования и науки Андрей Фурсенко на заседании Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, прошедшем 24 декабря.

По словам Андрея Фурсенко, поддержка в рамках нацпроекта инноваций на всех уровнях профессионального образования сыграла серьезную, системную роль в обновлении этого сектора.

«Сегодня новое качество образования обеспечивается почти в 250 инновационных учреждениях начального и среднего профобразования и 58 вузах, – рассказал министр. – Ежегодный выпуск из этих учебных заведений рабочих и специалистов с современными квалификациями достигает 150 тыс. человек по таким постоянно востребованным направлениям, как сельское хозяйство, судо- и авиастроение, эксплуатация зданий и сооружений, приборостроение и автоматизация технологических процессов, медицина».

Андрей Фурсенко сообщил, что работа по поддержке профессионального образования будет продолжена. В частности, в стране будет создана сеть федеральных и национальных исследовательских университетов. «Мы готовы с 2009 года в рамках выделенного бюджета начать их конкурсную поддержку», – сказал глава Минобрнауки.

Помимо этого, на базе инновационных учебных заведений профессионального образования планируется создать современную систему непрерывного образования. Как рассказал Андрей Фурсенко, уже сегодня подготовлен перечень программ для качественной переподготовки 60–70 тыс. востребованных специалистов во всех регионах России.

Обратившись к вопросам общего образования, министр сообщил, что в этом году завершится реализация таких направлений, как поддержка инновационных школ, поставка в образовательные учреждения нового учебного оборудования и автобусов. По его словам, за три года этой работы оснащенность школ современным оборудованием и автотранспортом возросла в 4–5 раз. Теперь, как отметил Андрей Фурсенко, необходимо обратить внимание на состояние школьных зданий. «Мы предлагаем начиная с 2010 года в рамках объявленной Президентом инициативы «Наша новая школа» начать на условиях софинансирования поддержку программ регионов по модернизации всего школьного хозяйства», – сообщил он.

Министр также рассказал, что в рамках нацпроекта планируется продолжить поддержку лучших учителей и талантливой молодежи, а также сохранить дополнительные выплаты за классное руководство «в рамках поддержки перехода на новые системы оплаты труда». Регионы, внедряющие комплексные проекты модернизации образования, должны завершить эту работу к концу 2009 года.

Новым направлением работы станет поддержка региональных центров дистанционного обучения детей-инвалидов. «Мы предлагаем начать эту поддержку уже в 2009 году, выделив не менее одного миллиарда рублей в рамках имеющегося финансирования национального проекта», – рассказал глава Минобрнауки. Кроме того, в национальный проект войдет дошкольное образование. Как рассказал Андрей Фурсенко, сегодня в рамках Федеральной целевой программы развития образования разрабатываются современные модели организации дошкольного образования, готовятся программы краткосрочных курсов для воспитателей (социальных работников) и эта работа будет продолжена в 2009 году. Одновременно готовится все необходимое для того, чтобы с 2010 года начать в каждом субъекте конкурсную поддержку муниципальных программ развития дошкольного образования по аналогии с поддержкой регионов, внедряющих комплексные проекты. «К 2012 году предлагаем поддержать не менее 10% муниципальных образований», – отметил Андрей Фурсенко.

По мнению Андрея Фурсенко, предстоящий этап реализации нацпроекта «Образование» – это выход на новый качественный уровень развития отрасли. «Предлагаемые мероприятия позволят достичь более глубоких системных изменений, решения тех задач, которые поставлены в концепции долгосрочного социально-экономического развития страны и основных направлениях деятельности Правительства», – считает министр.[4]

С 2009 года в России начнет реализовываться новый четырехлетний цикл развития и модернизации системы образования. Об этом заявил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на заседании коллегии Минобрнауки, прошедшем 2 сентября и посвященном основным положениям государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы».

На первом в этом учебном году заседании членам коллегии был представлен проект четырехлетней государственной программы внедрения новой модели образования, разработанный в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ. Как было отмечено на коллегии, реализация новой модели образования станет продолжением приоритетного национального проекта «Образование», интеграцией его основных направлений с другими существующими государственными программами, направленными на развитие образования. При этом предусмотренные системные изменения затронут все уровни образовательной системы, включая сферы, ранее не входившие в нацпроект. Так, в ее рамках предполагается обновить организационно-экономические механизмы в системе образования, сделать дошкольное образование более гибким и многообразным, сориентировать общее образование на индивидуальный подход к учащимся, расширить сферу дополнительного образования.

Что касается профессионального образования, то здесь планируется расширить участие работодателей на всех этапах образовательного процесса, активно вовлекать студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные научные исследования (и в целом уделить повышенное внимание интеграции образования и науки), а также сформировать систему непрерывного образования, чтобы каждый житель России мог по своему желанию учиться на протяжении всей жизни. Цели и задачи госпрограммы полностью синхронизированы с целями и задачами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой стратегическая цель государственной политики в образовании – это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко обозначил основные отличия новой модели образования от реализованных ранее программ. Во-первых, необходимо прийти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентирована на потребителей образовательных услуг, она должна быть гибкой, не иметь «тупиковых» ветвей и полностью отвечать идее непрерывного образования.

Во-вторых, образовательная система должна стать прозрачной и открытой для общества и иметь с ним хорошую обратную связь, обеспечивающую участие представителей общественных организаций в контроле качества образования, в рейтинговании учебных заведений, в выработке стандартов образования. В-третьих, необходимо обновление и повышение квалификации управленческого корпуса в данной сфере. В связи с этим Игорь Реморенко отметил, что «управленцы, прошедшие через национальный проект» заметно отличаются в лучшую сторону уровнем профессионализма и умением организовать современный качественный учебный процесс в своих образовательных учреждениях.

Неоспоримые качественные изменения в сфере образования – результаты реализации приоритетного национального проекта, отметил также Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его мнению, если сравнивать с ситуацией в 2004 году, в лучшую сторону изменилось настроение школьных учителей, изменился в целом подход к высшему образованию, наметились положительные тенденции в сфере начального и среднего профессионального образования – 150 созданных ресурсных центров «начали потихонечку поднимать планку и задавать новое отношение» в системе НПО и СПО.

«У нас сегодня есть повод для оптимизма, потому что мы с вами за первый четырехлетний цикл сделали довольно много. Нам удалось выполнить почти все задачи, которые мы перед собой ставили, – считает Андрей Фурсенко. – Это говорит и о том, что намеченное на следующие четыре года мы тоже сделаем».

Члены коллегии одобрили основные положения государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 годы». По словам Министра образования и науки РФ, программа будет доработана с учетом пожеланий и предложений, высказанных на заседании, и представлена на рассмотрение экспертов в октябре текущего года.[5]

Роль потребительской кооперации в реализации национального проекта «Образование»

 

Для решения кадрового вопроса потребительской кооперации целесообразно заключать договоры с средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Это даст потребительской кооперации возможность без затрат получить нужного специалиста. Для сельских районов такая программа необходима, потому как именно на селе чувствуется острая нехватка кадров, которые моли бы поднять его на принципиально новый уровень развития. Как уже было сказано выше, потребительская кооперация развивается в основном именно в сельских районах, потому как здесь она больше востребована и в полной мере реализует свою социальную миссию. [16]

В реализации программы «Образование» потребительская кооперация может участвовать посредством заключения вышеобозначенных договоров, а также в предоставлении сопутствующих образовательному процессу услуг. Например,

· транспортных (это необходимо для доставки детей в школьные учреждения при условии их нахождения в отдаленном от места проживания месте),

· системы питания (предоставление качественных и доступных по цене продуктов питания в с<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.