Глава 3. Рынок средств производства в Пермском крае — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 3. Рынок средств производства в Пермском крае

2020-04-01 104
Глава 3. Рынок средств производства в Пермском крае 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экономика Прикамья представлена следующими отраслями:

. Топливная - 68 млрд. руб.

. Химическая - 51 млрд. руб.

. Транспорт - 49 млрд. руб.

. Машиностроение - 45 млрд. руб.

. Энергетика - 36 млрд. руб.

. Строительство - 24 млрд. руб.

. Лесопромышленный комплекс - 21 млрд. руб.

. Торговля - 20 млрд. руб.

. Черная металлургия - 20 млрд. руб.

. Агропромышленный комплекс - 18 млрд. руб.

Вышеперечисленные отрасли ориентированы на добычу и переработку сырья. Далее:

11. Наука - 3 млрд. руб.

. Образование - 10 млрд. руб.

. IT и телекоммуникации - 7 млрд. руб.

. Здравоохранение - 6 млрд. руб.

Сумма по этим отраслям примерно, как строительство в целом.

Экономика индустриального типа, основанная на добыче сырья в условиях замкнутой экономики, неизбежно ориентирована вовне. И от нас ничего почти не зависит, все зависит от Лондонской и Нью-Йоркской биржи, тарифов и т. п. В целом, это экономика, которой управляют силы, находящиеся за пределами этой экономики. И это существенный риск. Наша экономика зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Промышленное производство: 70% потребляется за пределами региона, а значит, и управляется за пределами региона. Заказы размещаются извне. Хотя ничего плохого в этом нет….

Отрасли, которые все в сумме, как строительство обеспечивают экономике долгосрочное конкурентное преимущество. Роль науки в современном обществе - конкурентное преимущество региона.

Образование - огромная отрасль. Это бюджетная отрасль. Сегодня признано на уровне государства то, что эта отрасль при существующих подходах находится в глубокой стагнации. Наверное, и о качестве образования это говорит.

Перейдем к формированию непосредственно отраслевых приоритетов. Инструмент - Бостонская матрица.

 

Рис. 1 Бостонская Матрица экономики Пермского края

 

Расположение отраслей по секторам Бостонской матрицы:

¨ «Звезды» - торговля, строительство.

¨  «Дойные коровы» - транспорт, химия, топливная, энергетика.

¨  «Собаки» - машиностроение, АПК, ЛПК, черная металлургия, здравоохранение, образование.

¨  «Трудные дети» - наука, IT и телекоммуникации.

Бостонская матрица - наш портрет сегодня. Мы сказали о формировании отраслевых приоритетов. Слово «приоритет» означает то, что мы ставим вперёд, что должно быть, что должно случиться. На рисунке обозначены приоритеты, тенденции, которые мы хотим видеть в этих отраслях.

Начнём с первой отрасли - нефтяная промышленность, ТЭК Пермского края. Сегодня он находится в уникальном положении, он максимальный. Наша задача, чтобы он как можно дольше таким и оставался.

Следующая цепочка - 10 млн. тонн добычи, наша оптимизация заключается в том, чтобы как можно дольше на территории Пермского края добывалось более 10 млн. тонн нефти в год. Это основа, по крайней мере, в нынешней экономике, это основа благосостояния будущего Пермского края. Отсюда формируется отраслевой приоритет, под него можно уже формировать конкретные мероприятия.

Следующая отрасль - химия. Отрасль демонстрирует достаточно высокие темпы роста. С другой стороны, у неё уже сейчас достаточно большие объёмы. Практически, по калию мы сейчас находимся на пределе добычи, на 100%-ной загрузке мощностей. Наша химия, связана с переработкой газа, там минеральные удобрения, азот, оказываясь в ситуации рыночных цен на газ, тоже сталкиваются с достаточно серьёзными проблемами. Скорее всего, в среднесрочной перспективе, темпы роста этой отрасли будут снижаться. Задача региона максимально уменьшить этот лаг. Поддерживать отрасль, понимая, что нас всё равно глобально прогибает вниз. Чтобы перейти на новый уровень, нужны инвестиции. Мы должны в химической отрасли готовить инвестиции, делать все для того, чтобы получить новый виток роста.

Транспорт - зависимая отрасль. Поэтому её тенденцию мы нарисуем в последнюю очередь, когда поймём тенденции других отраслей, и увидим, как это скажется на грузопотоках.

Машиностроение. В отрасли изношенность основных фондов. И куда она будет двигаться? Вниз. А если будем что-то делать - вверх. Необходимо вернуть машиностроение на те позиции, которые отрасль занимала в 1980 году. Вот вектор машиностроения.

Энергетика. По большому счёту, тоже зависимая отрасль - растут объёмы потребления, растёт население, растёт и отрасль. Но это, если мы работаем в смысле дрейфа. Но так работать не нужно, нужно ставить перед собой реальную задачу, конструктивную. В энергетическом плане мы уникальны. У нас огромные возможности: среди наших соседей мы - единственный энергоизбыточный регион. Более 40% энергии, произведённой в регионе, потребляется за его пределами. При этом в Свердловской области существует огромный дефицит мощностей. Наши предприятия отвыкли от таких проблем, как лимиты на электрическую энергию. Но с тех пор как экономика выбралась из неплатежей, у нас нет этой проблемы на территории субъекта. Это наше преимущество. Его нужно использовать. Для нас важны инвестиционные проекты в энергетике. Крупнейшая станция - в Добрянке. Эта станция - одна из самых новых на территории бывшего СССР. У нас есть возможность эту мощность наращивать. Есть возможность перебрасывать электроэнергию в другие регионы. Так что у электроэнергетики довольно серьёзный потенциал, направление ее движения - вверх.

Строительство. Мы почти удваиваем темпы роста строительства каждый год. Темпы очень хорошие. В регионе 50 млн. квадратных метров жилья. Если учесть, что средний дом стоит 50 лет, то чтобы остаться на прежнем уровне, нам надо вводить где-то 1 млн. квадратных метров в год. Сейчас мы строим чуть больше 600 тысяч. Резервы в отрасли есть, и наша задача - сохранять и увеличивать темпы роста и объём.

Лесная промышленность. Более 70% территории края покрыто лесом. Расчётная лесосека с Коми-Пермяцким округом превышает 16 млн. куб. метров в год, это много. Используется лишь порядка 30% расчётной лесосеки. Перспективы есть. Эта отрасль последней из наших отраслей прошла свою нижнюю точку и демонстрирует рост.

Торговля. Близкий к строительству аналог, то есть есть потенциал, и если мы сравним обеспеченность товарами и торговыми площадями, потребление основных товаров на территории региона, мы увидим, что есть потенциал в сравнении с соседями.

Чёрная металлургия. С какой из перечисленных отраслей её можно сравнить? Я бы сравнил с химией. Сегодня без инвестиций эта отрасль окажется в ситуации, когда будет работать против заведомо более сильных консолидированных конкурентов. И, на мой взгляд, главная проблема металлургии - это глобальное позиционирование, потому что в этой отрасли (и в России, и в мире) только гиганты имеют право на жизнь, и в России эта отрасль стремительно консолидируется.

Агропромышленный комплекс. Кто поедет работать на село и какие перспективы его ожидают? В отрасли - снижение темпов роста, она проходит нижнюю точку. Действительно, в том состоянии, в каком эта отрасль существовала на протяжении построенных лет, в современных экономических условиях она больше существовать не может. Ключевой фактор - удорожание земли как фактора производства. Это технологии прошлого века, это отрыв между переработкой и производством. И сегодня, я думаю, если мы удержим на ближайшие 3-5 лет те объёмы, что есть сегодня, параллельно проведя ее реструктуризацию, это будет правильно.

Транспорт. Какие из этих отраслей влияют на грузооборот? Если смотреть по другим отраслям, то у нас транспорт переходит в категорию роста. Поддержать его мы должны крупными инфраструктурными проектами. Если мы сегодня поставим циркуль в центре города Перми, проведём окружность в 500 км (дневной перегон фуры) и посмотрим субъекты РФ, которые попадают туда, то увидим, что в этих субъектах проживают около 8 млн. человек. Теперь, если мы сформируем некоторый набор инфраструктурных проектов, у нас есть реальная возможность втрое увеличить эту численность. Прямая дорога на Тюмень, хорошая дорога на Свердловск сразу открывает Челябинск, Оренбург, Казань, Башкортостан и так далее… Значение инфраструктурных проектов для развития рынка колоссально. Мы должны для этого вложить туда инвестиции.


Заключение

 

Достаточно очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары. Для того, чтобы удовлетворить эти различные потребности, организации-производители и организации продавцы стремятся выявить группы потребителей, которые, скорее всего, положительно отреагируют на предлагаемые продукты и ориентируют свою маркетинговую деятельность прежде всего на эти группы потребителей.

Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции.

В данной работе рассмотрена сущность и характеристика рынка средств производства, его взаимодействие с другими рынками, а также развитие рынка в Пермском крае.

Можно сделать вывод, что цель достигнута, а поставленные задачи выполнены.

 


Список использованной литературы:

 

1. Бабинцева Н.С. Региональная экономика: предмет и принципы исследования / Н.С. Бабинцева, Н.П. Кузнецова // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. - 2012. - N 2.

2. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2009.-666 с- (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).

.   Россейкина Е.Л. Региональная экономика и управление: учебное пособие Часть I Воронеж ВГУ 2010. -478 с.

4. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс", 2010 - 198 с.

. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 416 с. - (Высшее образование).

6. Челноков И.В., Герасимов Б.И, Быковский В.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / Под науч. ред. д-ра эконом. наук, проф. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. 112 с.

7. Экономическая теория: Учебное пособие. Бродская Т.Г, Видяпин В.И, Добрынин А.И. и др. М.: РИОР, 2008. - 208 с.

8. Экономическая теория. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. - 672 с.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.