Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи

2020-04-01 196
Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи

1.1 Историко-социологические исследования семьи

1.2 Проблемы развития научного знания о факторах репродуктивного поведения

1.3 Рождаемость и плодовитость

2. Структура репродуктивного поведения личности

2.1 Репродуктивное поведение

2.2 Показатели уровня рождаемости

3. Проблема трудных детей в семье

Заключение

Литература


Введение

Актуальность темы. В последние десятилетия демографические проблемы привлекают внимание как специалистов, так и широкой общественности, приобретая при этом все большее значение. Особенно актуальны исследования уровня рождаемости, который определяет темпы воспроизводства населения и демографическую ситуацию в стране.

В первой половине 90-х годов XX в. наша страна вступила в демографическую стадию, которую принято называть депопуляцией, что означает превышение смертности над рождаемостью в сопровождении таких негативных явлений, как высокий уровень развода и сокращение продолжительности жизни, особенно среди мужской и сельской части населения. С 1992 г. население Украины не растет, а сокращается достаточно быстрыми темпами.

В связи со сказанным активизация изучения демографических процессов стала важной практической задачей. В связи с этим необходимы более эффективные меры для исправления положения. В реальной практике в основном применяются меры материальной поддержки семьи с помощью различного рода пособий и льгот.

В классической социологии изучение брака и семьи связано с работами таких авторов, как X. Гюнтер, У. Гуд, Д.П. Мэрдок.

Существенный вклад в исследование репродуктивного поведения населения внесли В.А. Белова, Г.А. Бондарская, А.Я. Кваша, Р.И, Сифман и др. Эти исследования носили принципиально новый характер, в том отношении, что они ориентировались на анализ мотивов рождения, на выяснение роли потребности в детях и репродуктивного поведения семьи.

Важный вклад в прояснение изменений рождаемости под влиянием социально-экономических и социально-психологических факторов внесли А.И. Антонов, А.Г. Волков, Л.Е. Дарский, В.М. Медков, В.А. Борисов и А.А. Авдеев, М. Джеймс, Р. Норберт, АРрандке и др.


Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи

Рождаемость и плодовитость

Рождаемость в демографии – центральная проблема. В современных условиях относительно низкой смертности воспроизводство населения в целом определяется исключительно уровнем и динамикой рождаемости.

Рождаемость – это частота рождений в определенной социальной среде, составляющая поколение, или совокупности поколений. Рождаемость, взаимодействуя со смертностью, образует воспроизводство населения.

Современная демография исходит из того, что уровень и характер рождаемости зависят от социально-экономической структуры общества, а ее закономерности носят исторический характер.

Биологической основой рождаемости является способность человека к воспроизведению потомства (оплодотворению, зачатию и вынашиванию плода). Потенциальная возможность деторождения – плодовитость, реализуется в совокупности женщин в результате репродуктивного поведения, которое взаимодействует с поведением в других сферах жизнедеятельности и с функционированием социальных институтов, прежде всего брака и семьи.

Плодовитость – биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к зачатию и рождению живых детей. Следует отличать способность к деторождению от фактического деторождения, которое характеризуется численностью рожденных детей. Плодовитость зависит от генетических особенностей и состояния здоровья обоих супругов и от сочетания свойств супругов в браке. Плодовитость бывает:

– женской, которая характеризуется способностью к зачатию, вынашиванию плода и рождению живого ребенка;

– мужской – свойственна способность к оплодотворению.

Однако более правильно говорить о плодовитости брака или супружеской пары, т. к. иногда зачатие не наступает из-за биологической несовместимости.

Кроме женской и мужской плодовитости можно выделить индивидуальную и среднюю видовую. Индивидуальная плодовитость может варьироваться в широких пределах. Однако на практике она редко реализуется полностью. Средняя видовая плодовитость, т.е. плодовитость человека как биологического вида, составляет 10–12 живорождений за всю жизнь или 12 – 15 беременностей (с учетом мертворождений и самопроизвольных абортов). Фактически средние показатели продуктивности брака очень редко превышают восемь живорождений за всю жизнь в браке с 15 до 50 лет.

В демографических исследованиях плодовитость изучается как один из факторов рождаемости и репродуктивного поведения. Ее оценивают косвенно, по показателям рождаемости в группах населения, не ограничивающих деторождения, и по показателям распространенности бесплодия. Сведения о плодовитости получают путем социологических опросов, путем включения в анкеты соответствующих вопросов. Впервые такие вопросы были включены в программу выборочного обследования факторов рождаемости, проведенного в 1941 г. Индианаполис, с 1950 гг. они становятся обязательными для любого исследования факторов рождаемости и репродуктивного поведения.


Репродуктивное поведение

 

Репродуктивное поведение людей одного поколения на протяжении плодовитости определяет реальность рождаемого поколения.

Рождаемость в населении в определенный момент времени обусловлена репродуктивным поведением одновременно живущих поколений.

Репродуктивное поведение – это система действий и отношений, определяющих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака.

Термин «репродуктивное поведение» применяется, прежде всего, для обозначения тех действий и отношений, которые связаны с осуществлением полного репродуктивного цикла, последовательной сменой репродуктивных событий. Действия и отношения, препятствующие наступлению каждого звена репродуктивного цикла, составляют другую сторону репродуктивного поведения и традиционно обозначаются как «регулирование рождаемости», «планирование семьи». В теории репродуктивного поведения эти моменты иногда объединяются понятием «контрацептивное поведение».

Репродуктивное поведение имеет своим непременным условием физиологическую сторону деторождения – плодовитость. При нормальной плодовитости и таком репродуктивном поведении, при котором становится ненужным применение контрацепции и искусственных абортов, репродуктивный цикл развертывается последовательно и заканчивается живорождением.

При пониженной плодовитости затягивается наступление беременности, возможны спонтанные аборты и мертворождения, т.е. наблюдается неполнота цикла и живорождение может стать результатом одного полного цикла или нескольких предшествующих ему частичных циклов. При наступлении бесплодия репродуктивный цикл становится принципиально неполным, что всегда связано с отсутствием живорождений.

Типы репродуктивного поведения:

1) многодетное – потребность в пяти и более детях;

2) среднедетное – потребность в 3–4 детях;

3) малодетное – потребность не более чем в 2 детях.

4) Средне ожидаемое (планируемое) число детей характеризуется реальными намерениями, репродуктивными планами людей и семей с учетом конкретных обстоятельств.

Анализ структуры репродуктивного поведения личности и семьи позволяет понять, как складывается главный результат репродуктивного поведения – итоговое число рождений в конце репродуктивного периода жизни.

Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране.

Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействие текущих условий жизни и условий прошлых лет.

Условия жизни непосредственно влияют на повседневные семейные ситуации, которые становятся условиями реализации потребности в детях.

Текущие условия определяют события репродуктивного цикла, а через детскую смертность – степень соответствия числа рождений числу имеющихся в семье детей.

Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, которая, как правило, остается неизменной на протяжении жизни одного человека.

Репродуктивные нормы в качестве внешнего средства ориентации репродуктивного поведения личности представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с рождением определенного числа детей и принятые в различных социальных и социально-психологических группах. Изучение репродуктивного поведения производится с помощью социологических и социально-психологических методов при проведении выборочных опросов населения.

Заключение

Актуальность исследования проблем репродуктивного поведения объясняется системным кризисом воспроизводства населения страны, результатом которого является его депопуляция. Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, с неизбежностью предполагает решение научных проблем, связанных с исследованием закономерностей репродуктивного поведения, и объективно нуждается в научно-теоретическом обосновании путей и методов управления процессом воспроизводства населения для скорейшего преодоления негативных тенденций демографического развития Украины.

Одной из целей демографической политики в области стимулирования рождаемости является увеличение потребности населения в детях, т.е. повышение значимости детей среди других жизненных ценностей семьи, личности. Сегодня с этой мыслью согласны, пожалуй, большинство учёных, по мнению которых исследование репродуктивного поведения необходимо начинать с анализа системы потребностей. Очевидным становится и то, что процессом формирования потребностей необходимо управлять.

Интерес к вопросам рождаемости со стороны учёных возник как результат возросшего значения управления демографическими процессами, в частности рождаемостью, ставшей актуальной научной проблемой уже на рубеже XIX–XX вв. В связи с наметившейся тогда в Европе тенденцией к снижению рождаемости, возникла необходимость научного предвидения развития этого процесса, что потребовало выявления причин снижения рождаемости.

Пробуждение интереса к роли сознательного в репродуктивном поведении, привлечение категории сознательного для объяснения снижения рождаемости в одних случаях понимается как победа социального над биологическим в духе сознательности репродуктивного поведения вообще, в других – как приоритет экономического над социальным в поведении людей.

Вопрос о преобладающей роли экономических и социальных факторов не имеет принципиального значения, поскольку в основе обоих представлений лежит один и тот же структурный механизм детерминации репродуктивного поведения: а) условиями жизни, б) потребностью в детях.

Если в общественном сознании доминирует экономическая составляющая, то это позволяет рассматривать репродуктивное поведение и главный его итог – число детей в семье – как результат материальных условий жизни семьи, её социально-экономического положения. Роль научного подхода в этом случае чаще всего сводится к выяснению влияния, которое оказывают материальные условия жизни на реализацию потребности в детях, хотя и не исключается обусловленность репродуктивного поведения потребностью в детях, и социально обусловленный характер данной потребности. В экономических моделях рождаемости, строго говоря, упрощённое представление о неизменно высокой потребности в детях существует только в качестве теоретического допущения, которое удобно для анализа влияния материальных условий жизни на рождаемость.

Если доминируют не экономические, а социальные факторы жизнедеятельности людей, то объяснение их репродуктивных действий начинается с роста или ослабления потребности в детях и с анализа причин, с этим связанных. Основное внимание при этом уделяется социально-психологической и социокультурной обусловленности потребности в детях, которая предстаёт как интериоризация системы ценностей и норм в собственные основания поведения, закреплённые в психологической структуре личности. Репродуктивное поведение в этом случае рассматривается как результат ценностных ориентации личности. Вместе с тем, допускается действие условий, рассматриваемых как помех к рождению детей.

Поводом к изучению социологических аспектов репродуктивного поведения послужил многократно исследованный феномен обратной корреляционной связи между показателями уровня жизни населения и коэффициентами рождаемости в отдельных его слоях.

 

 


Литература

1 Авдеева А.А. Социальные проблемы планирования семьи / Отв. Ред. А.И. Антонов. М., 1988.

2 Антонова А.И. Социология рождаемости. М., 1980.

3 Белова В.А. Число детей в семье. М., 1975.

4 Борисов В.А. Воспроизводство населения как предмет демографической науки // Ред. Л.Л. Рыбаковский. М., 1987.

5 Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М., 1982.

6 Волкова А.Г. Семья глазами демографа. М., 1989.

7 Голод СИ. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.

8 Грандке А. Укрепление семьи – задача общественная и государственная / Пер. с нем. – М.: Юрид. лит-ра, 1985.

9 Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. – М.: Знание, 1986.

10 Гюнтер X. Формы и предыстория брака. М., 1965; Гуд В. Антология по браку и семье М., 1965.

11 Дарский Л.Е. Формирование семьи. М., 1972.

12 Дементьева Н.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. – М.: Наука, 1991.

13 Джеймс М. Брак и любовь / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985.

14 Джеймс Ч. Добсон. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на Ваши вопросы. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

15 Захарова О.Д. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости // Социология в России. М., 1999.

16 Кваша А.Я. Современная демография. М., 1995.

17 Киселева Г.П. Демографы думают, спорят, советуют. Ред. – сост. М., 1981.

18 Конспект лекций по курсу «Демография». Сост. Канд. Экон. Наук Э.К. Малютина. Изд-во: БГУЭП. Иркутск. 2003 г. 54 с.

19 Лоуренс Д. Крабб младший. Созидание брака: книга для супругов и консультантов по вопросам брака. Вена, 1991.

20 Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. – Петрозаводск, 1993.

21 Медков В.М. Бомба депопуляции: опыт России – итоги и уроки // Вестник Московского университета. Серия 18.

22 Мэрдок Д.П. Социальная структура. Нью-Йорк, 1949. с.З.

23 Норберт Р. Новая книга о супружестве. Проблемы брака в настоящем и будущем / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1967.

24 Панкратова М.Г. Социальные проблемы сельской семьи / Отв. ред. А.И. Антонов. М., 1988.

25 Петракова А.А. Фактическое и желаемое число детей. – В кн.: Изучение воспроизводства населения. М., 1968.

26 Синельникова А.Б. Брачность и рождаемость в СССР. М., 1989.

27 Сифман Р.И. Динамика рождаемости в СССР. М, 1974.

28 Урланис Б.Ц. Народонаселение: исследования, публицистика. М., 1976.

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи

1.1 Историко-социологические исследования семьи

1.2 Проблемы развития научного знания о факторах репродуктивного поведения

1.3 Рождаемость и плодовитость

2. Структура репродуктивного поведения личности

2.1 Репродуктивное поведение

2.2 Показатели уровня рождаемости

3. Проблема трудных детей в семье

Заключение

Литература


Введение

Актуальность темы. В последние десятилетия демографические проблемы привлекают внимание как специалистов, так и широкой общественности, приобретая при этом все большее значение. Особенно актуальны исследования уровня рождаемости, который определяет темпы воспроизводства населения и демографическую ситуацию в стране.

В первой половине 90-х годов XX в. наша страна вступила в демографическую стадию, которую принято называть депопуляцией, что означает превышение смертности над рождаемостью в сопровождении таких негативных явлений, как высокий уровень развода и сокращение продолжительности жизни, особенно среди мужской и сельской части населения. С 1992 г. население Украины не растет, а сокращается достаточно быстрыми темпами.

В связи со сказанным активизация изучения демографических процессов стала важной практической задачей. В связи с этим необходимы более эффективные меры для исправления положения. В реальной практике в основном применяются меры материальной поддержки семьи с помощью различного рода пособий и льгот.

В классической социологии изучение брака и семьи связано с работами таких авторов, как X. Гюнтер, У. Гуд, Д.П. Мэрдок.

Существенный вклад в исследование репродуктивного поведения населения внесли В.А. Белова, Г.А. Бондарская, А.Я. Кваша, Р.И, Сифман и др. Эти исследования носили принципиально новый характер, в том отношении, что они ориентировались на анализ мотивов рождения, на выяснение роли потребности в детях и репродуктивного поведения семьи.

Важный вклад в прояснение изменений рождаемости под влиянием социально-экономических и социально-психологических факторов внесли А.И. Антонов, А.Г. Волков, Л.Е. Дарский, В.М. Медков, В.А. Борисов и А.А. Авдеев, М. Джеймс, Р. Норберт, АРрандке и др.


Теоретико-методологические основы изучения репродуктивной функции семьи


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.