Правовые и организационно - экономические основы государственной и муниципальной поддержки молодых семей — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Правовые и организационно - экономические основы государственной и муниципальной поддержки молодых семей

2020-04-01 160
Правовые и организационно - экономические основы государственной и муниципальной поддержки молодых семей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Деятельность органов федеральных власти, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере организации поддержки молодых семей регулируется 3 уровневой правовой системой, включающей в себя:

.   Международные нормативно - правовые документы:

-  всеобщая декларация прав человека;

-  декларация прав ребенка;

-  конвенция о правах ребенка;

-  всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей.

.   Федеральные нормативно-правовые документы:

2.1 Постановление Правительства РФ от 5.10.2010 года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание молодежи Российской Федерации 2011 -2015 годы»;

2.2 Постановление Правительства РФ от 24.07.98 года № 828 «О федеральной программе «Содействия занятости населения»;

2.3 Указ Президента от 14.05.96 №712 (в ред. от 5.10.02 № 1129) «Об основных направлениях государственной семейной политики»;

В данном указе были рассмотрены основные направления государственной семейной политики, к которым относятся:

-  обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

-  обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

-  улучшение охраны здоровья семьи;

-  усиление помощи семье в воспитании детей.

В рамках выделенных направлений семейной политики были определенны основные механизмы реализации, к которым относятся:

-  создание в составе федеральных органов исполнительной власти Федерального агентства по делам молодежи;

-  принятие мер по поддержке общественных объединений и благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи;

-  обеспечение финансирования программ семейной политики из средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, а также привлечение средств частных, благотворительных фондов и страховых фондов;

-  создание программ правового просвещения семьи, в том числе в сфере труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения и социального обслуживания.

2.4 Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 № 5090 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»;

2.5 Федеральный закон 19.05.95 № 81 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

2.6 Федеральный закон от 18.10.07 года № 425 - ФЗ «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», в данном законе определены основные цели, задачи и принципы осуществления поддержки семей, в общем, и молодых семей, в частности.

Организация поддержки молодых семей осуществляется с учетом следующих принципов (таблица 2):

 

 

Таблица 2- Основные принципы осуществления государственной политики по поддержке молодых семей

Наименование принципа Сущность принципа
1 2
Принцип партнерского взаимодействия Обеспечение баланса обязательств государства по соблюдению всего комплекса прав и ответственности молодой семьи в обществе
Принцип целостности и непротиворечивости Участие всех органов власти в форм. и реализации государственной мол. семейной политики
Принцип единства социально-экономического и правового пространства Формирование и реализация единых социальных гарантий, юридических прав и свобод молодой семьи
Принцип дифференцированного подхода Учет государством специфики и всех типов молодой семьи
Принцип социальной субъективности Создание условий для молодой семьи, с целью проявления её самостоятельности и активности
Принцип социальной преемственности Сохранение и поддержание взаимосвязи поколений, соблюдение и воспроизводство в молодой семье традиционных семейных ценностей и преемственность социо-культурных ценносте6й

 

 

2.7 Федеральный закон от 29.12.06 № 256 - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в котором были выделены дополнительные финансовые меры поддержки семей, в общем, и молодых семей в частности в виде материнского капитала и сертификата на получение материнского капитала, его размер, а также способы распоряжения материнским капиталом.

2.8 Федеральный закон от 6.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии со статьей 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия, на основании данного Федерального закона, законов субъектов РФ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения»,

Данным законом устанавливается порядок передачи органам местного самоуправления государственных полномочий в сфере поддержки молодых семей, определены источники финансирования осуществляемых полномочий в виде субвенций поступающих в местный бюджет из федерального и бюджета субъекта РФ.

Также в целях реализации делегируемых государственных полномочий органам местного самоуправления в соответствии с главой 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» статьей 19 Федерального закона № 131»Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое и материальное обеспечение может осуществляться за счет средств местного бюджета в порядке, установленном уставом муниципального образования.

2.9 Федеральная целевая программа «Жилище»«и входящая в её состав подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.10 № 1050, в которой определены основные цели и задачи, финансовые источники реализации, в том числе и внебюджетные.

.   Региональные нормативно - правовые документы:

-  Законы субъектов РФ;

-  Региональные (областные) целевые программы.

Несмотря на наличие вышеперечисленных документов, до сих пор в Российской Федерации не существует основного нормативно-правового акта - Федерального закона «О государственной молодежной семейной политике».

Однако при отсутствии федерального закона во многих субъектах Российской Федерации приняты и действуют законы регионального уровня «О поддержке молодых семей» (закон Республики Башкортостан, Пензенской, Нижегородской и Курганской области). Практически во всех субъектах Российской Федерации действуют программы «Организации комплексной поддержки молодой семьи», созданы исполнительные органы по делам молодежи, различающиеся по организационно-структурному устройству и подчиненности.

Поддержка молодых семей на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной поддержкой молодых семей, что определяется Федеральным законом от 6.10.03 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также законов субъектов РФ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере поддержки молодых семей», тем не менее, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации. Последний предполагает учет самых острых проблем молодых семей конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования, бытовых проблем, а также жилищной сфере.

 

Таблица 3 - Основные проблемы молодых семей

Проблема Содержание проблемы Чис. мол. семей, %
1 2 3
Мат.-бытовая cостоит в недостаточности финн. и мат. средств, для обеспечения нужд и потребностей молодой семьи 20,7
Жилищная cостоит в несоответствии потребностей в жилье молодой семьи и возможностей его приобретения 37,5
Трудоустройства cостоит в неудовлет. условиями труда, отсутствием возможностей и перспектив, низким уровнем зар. платы 27,0
Психологическая cостоит в возникновении конфликтов на почве материально - бытовых и жил. проблем, тяжести их решения 14,8

 

 

По данным таблицы 3, можно сделать вывод, что самой главной проблемой современных молодых семей в России является - жилищная проблема, составляющая - 37,5 %, на втором месте по значимости - проблема трудоустройства - 27%, материальная - бытовая составляет - 20,7 % и 14,7 % - психологическая проблема молодых семей.

В зависимости от данной специфики проблем молодых семей выделены основные механизмы и технологии реализации муниципальной поддержки молодых семей:

) программный механизм: разработка муниципальных целевых программ в указанной области;

) информационный механизм: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодых семей, организация информационно-просветительской деятельности в сфере поддержки молодых семей через средства массовой информации;

) организационный механизм: структурное управление в сфере поддержки молодых семей, вертикальное и горизонтальное управление в системе исполнительной власти, в том числе управление системой подведомственных организаций;

) нормативно-правовой механизм: разработка и принятие соответствующей законодательной и методической базы через органы;

) экономический механизм: система финансирования поддержки молодых семей на территории муниципального образования, в том числе система внебюджетного финансирования.

Рассмотрим более подробно организационный и экономический механизмы реализации муниципальной поддержки молодых семей.

Организационный механизм на муниципальном уровне предполагает создание адекватной системы программно-целевого управления процессами реализации муниципальной поддержки молодых семей, осуществление вертикального и горизонтального управления муниципальными органами власти и общественными структурами.

Чаще всего данный механизм реализуется посредством создания системы органов управления, контроля и профилактики, эффективного взаимодействия различных её субъектов.

Органы реализации муниципальной поддержки молодых семей функционируют, как правило, в виде системы социально ориентированных структурных подразделений органов местного самоуправления, к которым относятся: отделы по делам молодежи и социальной защиты населения.

Взаимодействуют с другими структурными подразделениями муниципальных образований: отделами образования и науки, здравоохранения, культуры и другими подразделениями администрации по вопросам разработки единых подходов в осуществлении государственной поддержки молодых семей.

Также осуществляют взаимодействие с соответствующим региональным исполнительным органом по согласованию планов, проектов, программ и мероприятий по реализации государственной поддержки молодых семей на своей территории, объемов их финансирования и материально-технического обеспечения.

Муниципальные органы по вопросам поддержки молодых семей, на основании переданных им государственных полномочий, на основании рассмотренных нормативно - правовых актов, осуществляют следующие функции:

1. Организационная поддержка общественно полезной деятельности молодых семей;

2. Содействие экономической самостоятельности молодых семей и реализации их прав на труд;

3. Разработка и реализация целевых программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования;

.   Обеспечение социального обслуживания молодых семей.

Необходимо отметить высокие темпы развития организационного механизма в целом, особенно в части включения молодых семей в управление - активно идет создание советов молодых семей, расширение их полномочий и ответственности.

Экономические механизмы представляют собой действующую систему финансирования поддержки молодых семей.

В соответствии с рассмотренными нормативно - правовыми актами, принятыми в сфере поддержки молодых семей, по делегированию полномочий на муниципальный уровень в данной сфере, была разработана система финансового обеспечения, в целях осуществления переданных государственных полномочий органами местного самоуправления, которая включает в себя следующие источники финансирования (рисунок 1):

 

Рисунок 1 - Источники финансирования поддержки молодых семей на местном уровне

 

По данным представленным на рисунке 1, можно сделать вывод, что реализация государственных полномочий переданных органам местного самоуправления в сфере поддержки молодых семей финансируется из федерального и местного бюджетов на основании принятых нормативно - правовых актов (Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», законов субъектов РФ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»).

Также финансирование может осуществляться из собственных средств местного бюджета, а также привлеченных внебюджетных средств.

Экономические механизмы поддержки молодых семей муниципального образования осуществляются в виде экономических социальных технологий, включающих в себя:

.   Технологии социальной поддержки - это формы социальной политики государства, направленные на материальное обеспечение отдельных категорий граждан, в общем, и молодых семей в частности, из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания социального положения этих граждан с остальными членами общества.

Данные технологии поддержки молодых семей реализуются через службы социальной защиты и поддержки населения, осуществляемы в виде материального обеспечения молодых семей (рисунок 1):

 

Рисунок 2 - Виды технологий социальной поддержки


По данным рисунка 2, можно сделать вывод, что материальное обеспечение молодых семей осуществляемся в форме денежных выплат и натуральной помощи.

2.  Технологии поддержки молодых семей в сфере улучшения жилищных условий реализуется при помощи следующих видов поддержки (таблица 4):

 

 

Таблица 4 - Виды технологий улучшения жилищных условий молодой семьи

Вид технологии Содержание технологии
1 2
Льготное долгосрочное кредитование Предоставление финансовых средств на приобретение или строительство квартиры/дома под незначительный процент (8-10%) и на длительный срок (10-15 лет)
Мат. обеспечение для индивид. Строит. (для сельской местности) Предоставление необходимых материалов для строительства дома, земельный участок для строительства или безвозмездно осуществить подведение инженерных коммуникаций
Предоставление жилья с рассрочкой В качестве кредита выступает сама квартира, стоимость выплачивается по частям в течение 10-15 лет
Пред. жилья социального найма Предоставление социального жилья государством, оплачивается аренда и коммунальные услуги
Пред. без. Суб. на покупку жилья Предоставление части финансовых средств на строительство или приобретение жилья (5-70%)

 

Исходя из данных приведенных в таблице 4, можно сделать вывод, что каждый вид технологии по поддержке молодых семей в сфере улучшения жилищных условий имеет свои особенности реализации.

Также существуют формы неэкономических социальных технологий поддержки молодых семей, которые реализуются через специализированные службы и центры поддержки молодых семей, а также созданные некоммерческие общественные организации молодых семей (союзы, клубы и советы молодых семей).

Неэкономические технологии поддержки молодых семей осуществляется 3 группами социальных технологий, к которым относятся:

1.  Технологии психологической и просветительской поддержки молодой семьи - это форма поддержки, направлена на улучшение психо - эмоционального состояния молодых семей и стабилизацию молодых супругов в обществе, а также на информационное просвещение в вопросах семейных отношений.

Данные социальные технологии реализуются при помощи следующих видов поддержки (таблица 5):

 

Таблица 5 - Виды социальных технологий психологической и просветительской поддержки молодых семей

Вид социальной службы/ центра Основные способы осуществления поддержки
1 2
Школы молодых родителей Пров. обуч. семинаров молодых родителей, тренингов по воспитанию родительской культуры, сов. семейных отношений, проведение юридических и псих. консультаций
Выездные консультативные лектории по психологическим проблемам молодых семей Проведение выездных семинаров и тренингов по улучшению психологического климата в молодых семьях
Службы «Тел. доверия» (социальные форумы) Осущ. методико - психологической и юридической помощи, он -лайн консультации

2.  Технологии содействия занятости молодых супругов - это форма поддержки молодых семей, направлена на содействие занятости и улучшение экономического состояние молодых супругов.

Технология содействия занятости молодых супругов реализуется в виде:

-   поддержки малого семейного бизнеса;

-  создания центров профессионального переобучения молодых матерей;

-  содействия созданию союзов по развитию семейных кооперативов (для сельской местности).

3.  Технологии развития социальной активности молодых семей - это форма поддержки, направлена на развитее социальной активности молодых супругов.

Данная форма поддержки реализуется при помощи следующих способов:

-   организации туристических походов и слетов молодых семей;

-  участие в художественной и общественной деятельности молодых семей (союзы, центры и клубы молодых семей);

-  спортивных соревнований молодых семей.

Для определения эффективности осуществляемой государственной семейной молодежной политики, в общем, и организации поддержки молодых семей муниципальным образованием, в частности была разработана система показателей, к которым относятся:

-  юридическая оформленность брака;

-  полнота семьи;

-  детность семьи;

-  экономическая обеспеченность;

-  социальная активность;

-  социальная направленность.

В зависимости от степени комплексности достигнутых результатов по выделенным показателям делается вывод об уровне эффективности организации поддержки молодых семей, благополучности и стабильности развития молодых семей.

Таким образом, на муниципальном уровне управления организация поддержки молодых семей является делегируемым государственным полномочием, которое реализуется органами местного самоуправления, на основании рассмотренных нормативно - правовых актов, в виде: организационной, правовой, информационной, консультационной и экономической поддержки.

Нормативно - правовая база в сфере поддержки молодых семей органами местного самоуправления нуждается в дополнении и разработке единого комплексного нормативно - правового акта в сфере поддержки молодых семей, где будет четко определен механизм реализации, прописаны источники финансирования и их объём, определены сроки и формы поддержки молодых семей на муниципальном уровне.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.