I .2.3. Взаимосвязь общения и обучения. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

I .2.3. Взаимосвязь общения и обучения.

2020-04-01 183
I .2.3. Взаимосвязь общения и обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За последние десятилетия проблема общения на междисциплинарном уровне интенсивно изучается, в ней вскрываются все новые аспекты ее влияния на формирование личности, жизнь и деятельность различных коллективов, на продуктивность их деятельности, человеческие взаимоотношения.

Для процессов обучения и воспитания в школе общение имеет познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека и при помощи этого оценивать собственные мотивы, стремления, человеческие качества. Иными словами, общение побуждает и к самопознанию.

В условиях учебной деятельности следует различать общение учителя с учащимися, в котором проявляется стиль деятельности учителя, отношение учащихся к учителю и общение между участниками учебной деятельности, в значительной мере определяющее тонус учебной работы, интерес к совместной деятельности, коллективные устремления. Данные специальных исследований и опыт учителей доказывают, что общение в учебно-воспитательном процессе, предваряющее деятельность, сопутствующее ей и следующее за деятельностью, сопутствующее ей и следующее за деятельностью, является источником сложных взаимоотношений школьников и источником их самопознания и саморегуляции. Исследования А.В.Мудрика показало действенное влияние на формирование коллектива и личности школьника, на его самопознание, самосознание, самооценку, моральные установки, стиль жизни. Можно утверждать, что общение представляет собой очень важный вид деятельности, ставящий цели и влияющий на изменение окружающей среды. Участник общения выступает в двойной, субъектно-объектной позиции: он одновременно и воздействует на другого человека, и воспринимает в своем сознании его идеи, суждения, чувства, вырабатывая одновременно и свое к ним отношение.

Эмпирические наблюдения и специальные исследования показывают, что по характеру общения на уроке, по отклику на требования и деятельность учителя можно судить и о характере отношения школьников к учению, и о позиции учащихся в учебно-познавательной деятельности.

 

Г лава 3. Обучение – особый случай общения.

I.3.1. Общение учителя с учащимися или

Основы педагогического общения.

Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Все это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает успех педагогической деятельности.

Профессиональное общение – это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:

- как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися;

- как управление общением детей в школьном коллективе.

В профессиональном общении педагога различают три стиля:

- демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно;

- авторитарный – в отношениях руководителя с подчиненными преобладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений;

- либеральный – руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в работе предоставлен сам себе.

Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается

демократический стиль, при котором повышается творческая активность, инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.

Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:

- индивидуальный стиль общения педагога;

- установка преподавателя на отдельных учеников;

- учет личностных особенностей учащихся;

- уровень развития коллектива;

- наличие умений профессионального общения.

 

I.3.2. Общение в обучении.

В настоящий момент говорят об интерактивном обучении – обучении, погруженном в процесс общения. Как мы уже упоминали ранее, чтобы процесс обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны общения:

- информативная (передача и сохранение информации)

- интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)

- перцептивная (восприятие и понимание человека человеком).

На деле же образовательная ситуация сильно деформирована: школьник ориентирован только на получение, сохранение и выдачу информации. Технология традиционного обучения практически не формирует навыков совместной деятельности (взаимодействия). Учебная деятельность построена на связи '' Учитель – Ученик '': это касается и индивидуальной и фронтальной работы. К тому же и содержание изучаемого материала, особенно физики, математики и др. точных наук, не способствует развитию эмоциональной сферы, не содержит основы для сопереживания.

Можем ли мы изменить эту ситуацию? Да! Интерактивное обучение в настоящее время может осуществляться по двум направлениям:

а) введение специальных учебных курсов '' Культура общения '', '' Риторика '', '' Мы живем среди людей '' и т.д.

б) максимальное использование учебных ситуаций, создании ''поля общения'' для учащихся.

Первый вариант обычно ложится на плечи одного учителя и как показывает практика не приносит ощутимых результатов в общем культурном фоне школы. Второй путь предполагает ежедневную работу всего педагогического коллектива, включая и членов школьной администрации. Но эта работа приносит гораздо больше результатов, т.к. у учащихся вырабатывается активная позиция по отношению к обучению.

Какие же методы и приемы организации учебного диалога используются в интерактивном обучении.

 

 

Приемы интерактивного обучения

 Невербальные                                                               Вербальные

 - визуальные                                                       - умение задавать открытые вопросы                                    

- акустические                                                     - определение учителем собственной 

                                                                                  позиции

- тактильные                                                        - готовность учителя к анализу и 

                                                                                 самоанализу занятия

                                                                             - ведение заметок, способствующих

                                                                                отслеживать течение занятия, его     

                                                                                кульминацию, результативность

    

Их можно подразделить на вербальные и невербальные. К невербальным относят:

1) Визуальные: выражение лица (заинтересованное, равнодушное и т.д.), позы и движения (располагающие к общению, угрожающие и пр.), контакт глаз (взгляд на собеседника, избегание прямого взгляда и т.п.);

2) Акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;

3) Тактильные: расстояние (далекое – близкое, т.е. способствующее или препятствующее контакту), прикосновения (одобряющие -агрессивные) и пр.

Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:

1) Умение задавать вопросы с '' открытым концом '' (т.е. такие, которые заранее ориентированы не на единый – '' правильный '' – ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме);

2) Определение учителем собственной позиции не как определяющей во взаимодействии, но как нейтральной, что дает возможность учащимся во время занятия высказывать и ''правильные'' и ''неправильные'' точки зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.;

3) Готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие ''зависало'', с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;

4) Ведение заметок, способствующих отслеживанию течения занятия, его кульминации, результативности…

Все это необходимо учитывать. Обычно учитель в классе вынужден

стоять, таким образом, возвышаясь над учащимися, которые воспринимают эту ситуацию по-разному: одни – спокойно, другие – как угрожающую. Часто можно увидеть как ученик, к которому учитель наклонился помочь, замыкается, отмалчивается, в итоге взаимодействие не состоялось. А могло бы быть иначе, если бы учитель начал общение с учащимся, зрительно находясь с ним на одном уровне (присел к нему за парту).

Далее, классная аудитория достаточно большая, поэтому учитель

повышает голос, чтобы его услышали все ученики. Но если у ребенка ведущим является аудиальный канал восприятия, то содержание материала он понимает значительно хуже. Психологи отмечают, что низкая тональность, спокойные интонации оказываются более действенными, в то время как напряженный, резкий голос вызывает отчуждение. На неприятную жизненную ситуацию можно повлиять: в той или иной мере уйти от конфликта, ответить насмешкой и т.д. Но для школьника ситуация обучения является обязательной: он вынужден вступать в совместную деятельность (с педагогом, другими учащимися) вне зависимости от того, нравится ему это или нет. К тому же, если учитель не удовлетворен результатами учебного взаимодействия, он может высказать свое мнение (отметка, оценка, устное порицание и т.д.). Учащийся же в силу детерминированности ситуации оказывается только в ''страдательной'' роли. Вот поэтому успех учебного взаимодействия зависит именно от педагога, от его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.