Птичье яйцо в народном искусстве — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Птичье яйцо в народном искусстве

2020-04-01 163
Птичье яйцо в народном искусстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Символ Святой Пасхи - красное яйцо. Очевидно, что этот символ, как и многие другие, перешел в христианство из языческих культов. Еще до крещения Руси красное яйцо участвовало в разных земледельческих обрядах: в первом весеннем выгоне скота на пастбище, в прокладке первой борозды, в выходе сеятеля в поле и др. Красный цвет наши далекие предки почитали как цвет животворящего божества Солнца, а яйцо - как символ начала жизни, плодородия, весеннего возрождения. Появление красного яйца уже в христианском обряде связано с преданием: Мария Магдалина, исцеленная Господом от злых духов, первая увидела воскресшего Спасителя. Эту радостную весть и учение Господа она пошла нести по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были принести какой-нибудь подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные - что могли. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец одно яичко, протянув его Тиберию со словами: «Христос воскрес». Не поверил император этой вести и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным». И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии постепенно стал меняться, и, наконец, оно оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит легенда, у христиан появился обычай дарить друг другу на Светлой Неделе крашеные яйца с радостным возгласом «Христос воскрес!» и троекратным целованием.

В допетровской Руси на Пасху во всех городах и деревнях, на всех больших и малых улицах ставились бочки и котлы с тысячами сваренных вкрутую и окрашенных яиц. Каждый прохожий мог купить их для дарения в любом количестве. Христосовались при встрече на улице все, независимо от сословия, достатка, пола и возраста. Иные раздаривали до 200 яиц в день.

При царе Алексее Михайловиче красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные, куриные, голубиные и даже яйца малиновки - около полутора сантиметров в диаметре. Сам же царь одаривал приближенных не только натуральными, но и деревянными точеными яйцами. Их покрывали позолотой, а потом расписывали яркими красками, орнаментальными и растительными узорами. Может быть, появление ненатуральных рукотворных пасхальных яиц с узорами подсказала одна из легенд, согласно которой капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми как камень. Горячие слезы рыдающей Богоматери упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров.

Желание сохранить надолго память о светлом празднике подвигало человека на создание пасхальных яиц из различных материалов. Их точили из дерева, вырезали из камня и кости, выдували из стекла. В XVIII веке появляются яйца фарфоровые, хрустальные, металлические с эмалью; в начале XIX века - матерчатые, с шитьем на картонной основе, а также плетенные из бисера. Размеры рукотворных повторяли все разнообразие размеров натуральных яиц. Крупные яйца делали подвесными на ленте с пышным бантом для украшения домашних киотов. Миниатюры в размер яйца малиновки создавали ювелиры из драгоценных металлов и камней как дамские украшения.

Ненатуральные яйца-сувениры бытовали в основном в городах, так как стоили недешево. Крестьянство, как всегда, оставалось верным обычаям и традициям. Поэтому в российских деревнях по-прежнему бытовали куриные «крашенки», а в южных и западных губерниях - «писанки», удивительно тонко и искусно орнаментированные сложным способом - с применением воска во время крашения.

Обряду дарения праздничных яиц уделяли большое внимание в царской семье. Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге начиная с 1750 года постоянно выполнял монаршие заказы к Пасхе. А при царе Александре III существовал даже «регламент представления пасхальных фарфоровых яиц» к царскому двору. По нему императорской чете к празднику должно было быть представлено 1000-1500 яиц разных категорий; великому князю - 3 художественных и 100 обыкновенных; великой княгине - 2 художественных и 100 обыкновенных. «Художественные» - это яйца с изображениями святых или двунадесятых праздников, «обыкновенные» - с цветочной и разнообразной орнаментальной росписью. Дело это поручалось наиболее искусным художникам - фарфористам. Эскизы утверждал лично государь. Заказанные монаршей семьей яйца предназначались для дарения придворным и офицерам дворцовой охраны. Яйца-подарки для особо важных сановников и для членов царской семьи исполняли на фирме придворного ювелира Карла Фаберже. В 1884 году Александр III заказал ему для своей жены Марии пасхальное яйцо. Всемирно известный мастер, на фирме которого к тому времени трудились 500 ювелиров, златокузнецов и подмастерьев, сам лично выбрал материал и создал композицию. Отныне подобные заказы становятся ежегодной традицией, которую после смерти отца продолжил Николай II. Он к каждому празднику Пасхи заказывал Фаберже по два яйца - для матери и для жены. Всего для царской семьи к 1917 году Фаберже создал 56 таких ювелирных шедевров. Каждое из яиц представляло собой драгоценный футляр, внутри которого помещался сюрприз.

Роскошные создания Фаберже сегодня широко известны благодаря выставкам и публикациям. Но в российских музейных и частных коллекциях сохранилось еще много хотя и более скромных, но порой не менее прекрасных пасхальных яиц того времени, созданных безвестными мастерами и художниками.

В последние годы нам возвращена возможность праздновать Пасху открыто, по обычаю предков. Многие музеи народного искусства сразу откликнулся на это весенними выставками пасхальных яиц, которая вызывают неизменно большой интерес у посетителей. Теперь такие весенние экспозиции стали почти традицией. На первой выставке были представлены экспонаты только из коллекции музея: пасхальные рукотворные яйца из фарфора Императорского фарфорового завода и частных фарфоровых и стекольных заводов России, яйца из камня, металла, кости, папье-маше и дерева.

Сегодня многие художники и мастера увлечены созданием пасхальных яиц - этим камерным видом прикладного искусства.

Наряду с птицами в весенней обрядности повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц - «писанок», «крашенок» - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картина мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В наших музейных этнографических коллекциях хранятся тысячи писанок, являющихся, пожалуй, самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «з солью, з хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день, клали в воротах хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время, в современном обществе ощущается интерес к духовным ценностям, созданным нашим народом, к народному искусству.

Нас ещё к народному искусству привлекает его необычайная искренность, своеобразная лиричность и задушевность. Оно волнует нас также сильно, как волновало и трогало наших далёких предков. Так прошлое смыкается с настоящим, от лучшего, что есть в прошлом, протягиваются к нам живые и действенные нити.

Орнамент изначально возник как информация о родовой принадлежности. С развитием общественных отношений такая информация множилась и детализировалась. Лишь к нашему веку индустриальное общество при массовом производстве товаров потребления и одежды, казалось, окончательно забыло первоначальный смысл традиционных для каждого общества орнаментов и украшений, превратив их в чисто декоративные элементы. Хотя есть и исключения. Например, до сих пор по расцветке шотландских мужских юбок (кельти) узнают о семейной принадлежности их хозяина, его социальном статусе и даже партийной принадлежности.

Один из самых употребимых символов в народном творчестве - образ животных. Когда разговор касается животных, у нас возникает впечатление чего-то близкого и поэтому хорошо знакомого. Человек склонен думать, что проблема животного не требует от него особых размышлений. Но только стоит обратиться к научным фактам, как простота и ясность этой проблемы перестает быть очевидной. Проявления жизнедеятельности животных безграничны, также как и человека. Накопление практических сведений о тех или иных сторонах жизнедеятельности животных привело древних к представлению о сходстве людей и зверей, к использованию аналогий с жизнедеятельностью человека. Так родилась концепция близости "душ". Открылась широкая сфера для творчества в философии, религии, в повседневном мышлении.

Птица - один из самых многосемантичных образов в искусстве, в том числе и в народном. Несмотря на такую многозначность, изображение птицы играет роль сопутствующего сюжета, дополняя основные сюжеты русского народного искусства - дерево, медведь, олень, баба, конь и конник. В свой послемагический период птица сыграла огромную роль в возвращении в жизнь основных сюжетов глиняной игрушки, наделив их живым голосом.


Список литературы

 

1. Bapенов А. Утка, конь-олень - шелестящие обереги // Наука и жизнь. 1999. № 11. С. 63-65.

2. Василенко В.М. Послесловие // Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства. М.: Глас, 2006. С. 82-90.

.   Гамзатова П.Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве (к проблеме культурного архетипа). М.: Едиториал УРССР, 2004.

.   Гришков В. Легенды. Символы. Атрибуты. Фауна. СПб.: С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства, 2001.

.   Калмыкова Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. Л.: Художник РСФСР, 1981.

.   Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства. М.: Глас, 2006.

.   Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М.: Искусство, 1978. С. 18 - 22.

.   Русское декоративное искусство. Т. 1. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.

.   Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Русское слово, 1997.

.   Снеговская А. Красное яйцо - символ пасхи // Наука и жизнь. 1999. № 2. С. 20-21.

.   Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начала XX в. М., 1979.

.   Чичеров В. И. Зимний период русского народного календаря. М., 1957.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.