процессе общественно полезного труда в условиях семьи. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

процессе общественно полезного труда в условиях семьи.

2020-04-01 151
процессе общественно полезного труда в условиях семьи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В процессе воспитания будущих граждан важная роль принадлежит семье, поскольку дети большую часть времени проводят дома. "Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку." (Макаренко А.С. Соч. т IV, М., 1951, с. 393).

Привлекая старшеклассников к физической работе, важно не только выработать у них необходимые умения и навыки, но и привить интерес к труду. Труд, выполняемый с любовью, оказывает большое влияние на нравственное развитие личности, формирование таких качеств, как дисциплинированность, прилежание, упорство, организованность.

Подготовка к общественному труду – проблема общесоциальная. В ее решении велика роль всех факторов, влияющих на развитие личности, школы, неформальных объединений, средств массово1 информации, искусства и литературы. Но все же основное влияние на приобщение к труду оказывает семья, сложившиеся в ней определенные моральные и культурные установки. В формировании отношения молодого человека к труду нет ничего важнее личного примера родителей, всех старших членов семьи.

Личный пример в труде и отношение к людям родителей оказывает прямое и сильное влияние на воспитание детей, которые в крепких и добрых семьях растут трудолюбивыми и гуманными. Видя как родители помогают соседям, ухаживают за старшими, трудятся с утра до вечера, дети стараются в свою очередь облегчить их труд.

Формируется целый комплекс нравственных качеств, столь необходимых во все времена: скромность, почитание родителей, уважительное отношение к старшим, не показное гостеприимство, любовь к труду, исполнительность и честность.

Совместный труд родителей и детей – это и основа формирование личности, и основа укрепления контактов между родителями и детьми. Честное, добросовестное отношение к труду всех членов семьи – необходимое условие ее сплочения, укрепления ее воспитательной силы.

Чем больше у родителей и детей общих дел, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, тем значительнее сила их примера.

Ребенок видит каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью.

Главное в жизни человека – это труд. Именно отношением к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.

Честно делать дело, уметь даже при самых больших нагрузках не снижать качество работы – вот основа и человеческой порядочности и гражданского достоинства.

В воспитании у детей привычки к труду особенно велика роль семьи.

Умелая, дальновидная мать заботится о том, чтобы дочка с раннего детства помогала ей по настоящему: накрывала на стол. мыла посуду. Постепенно ее обязанности усложняются – она учится пеленать брата, покупать хлеб, молоко, овощи, убирать квартиру. Мать учит ее готовить, вязать, шить. Сначала они делают работу вместе, а потом дочка выполняет ее самостоятельно. Если получилось плохо, мама попросит переделать и помогает при этом, если хорошо – не поскупиться на похвалу. Так рождается прилежание. Научившись работать, дети начинают с уважением относится к труду окружающих.

Сыновья видят, как отец с удовольствием выполняет работу да дому. Его пример очень важен для детей. Сыновья без принуждения делают любую работу, если и для отца она стала привычкой, с удовольствием помогают ему.

Сын относит в ремонт обувь, вещи – в химчистку. Отец учит сыновей пользоваться инструментами, пилить, строгать, работать ловко, быстро, аккуратно. У детей формируется нравственные качества в труде, такие как: доброта, трудолюбие.

Необходимо, чтобы у школьника было любимое дело. Обычно увлеченность каким­­­-нибудь трудом передают детям родители.

Когда, ребенок видит, с каким удовольствием они трудятся, у него возникает желание поработать самому.

Чтобы поддержать интерес к труду, ребятам надо врем от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной; дать творческую задачу и избегать изменений оценки при ее решении.

Особой примечательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Усердие и упорство, рожденное в одном виде деятельности, постепенно проявляется и в других видах. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца.

Важней найти старшекласснику дело, в котором чередовалось бы операции простые и сложные, легкие и трудные, интересные и скучные, поставить его в позицию организатора и исполнителя.

Если ребенок относится к труду как к вынужденной необходимости, которой в каждом удобном случае надо избегать, это искалечит его нравственно.

Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной ориентации своего рабочего места, рациональные приемы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями.

Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни".

 

 

Заключение.

 

Итак, осуществленное в рамках данной работы исследование подтвердило актуальность проблемы нравственного воспитания в труде в общеобразовательной школе.

Воспитание нравственности в труде проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь старшеклассникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Поэтому основная подготовка к труду осуществляется на уроках по основам наук, предмету, "Трудовое обучение", факультативных занятиях, в кружках технического творчества, в ходе выполнения общественно полезного во внеурочное время.

В этих условиях осуществляется решение задач по формированию у школьников нравственных черт в процессе трудового обучения.

Материалы дипломной работы дали возможность сделать вывод о том, что нравственное воспитание учащихся в труде – это целостная система. Участие школьников в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с их умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.

Исследованный материал позволил сделать вывод, что труд старшеклассников должен правильно, педагогически целесообразно организован.

Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества, помогают увидеть перспективы его развития.

В процессе труда учащиеся контактируют с коллективом взрослых, знакомятся с передовиками производства, с жизнью своего предприятия. Такая организация трудового воспитания способствует пробуждению любви к труду, возникновению потребности трудиться на общую пользу, выработка навыков коллективной деятельности, зарождению творческого отношения к труду учащихся. Эти нравственные черты позволяют ребенку подготовиться к будущей жизни.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нравственное отношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств школьника.

Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищем в будет воспитываться в ребятах нравственные черты как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.

Труд всегда был источником красоты, нравственное воспитание в труде позволяет учащимся непосредственно воспринимать красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность. Задача нравственного воспитания в школе – сделать труд учащегося нравственно значимым.

Из организационных форм общественно полезного производительного труда в старших классах получили должное признание и распространение на селе: ученические производственные бригады, в городе межшкольные мастерские, учебно-производственные комбинаты, учебные цеха на предприятиях.

Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосферу высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.

Анализ исследуемых материалов позволяет прийти к выводу, что самообслуживанием школьники этого возраста могут оказывать действенную помощь родителям, приняв на себя часть домашних забот. Это воспитывает у школьников инициативу, самостоятельность в работе, сознательную дисциплину, деловитость, чувство ответственности за порученное дело, хозяйственность, привычку проявлять заботу о других. Все эти нравственные взгляды и обучение складываются на пороге юности, играющие важную роль у старшеклассников сознательного отношения к трудовой деятельности.

Труд является практическим условием воспитания нравственных качеств, надежным рукотворным средством создания тончащей материи – духовного облика ребенка.

В процессе поэтического формирования готовности к труду, в духовном мире ребенка происходит формирование социально-экономического, нравственного, эстетического мотивов труда.

Проблемы организационного трудоустройства подростков особенно усложнилась в последнее время. Служба занятости весьма наивно относится к подросткам, желающим получить временную работу или трудиться неполный день. Между, тем число ребят, обращающихся в эту организацию, увеличивается с каждым годом. Фактически нет никакой информации о возможных работах для подростков, отсутствует система их организованного трудоустройства.

Было выявлено, что в сложной социально-экономической обстановке затруднены самоопределение и выбор даже у более или менее благополучных подростков. В старших классах, первое место среди мотивов выбора занимают "интересная работа" – 68, 5 %, второе – "престижность профессии" – 44, 3 %, третье – "социальная значимость" (приносить пользу людям) – 30,9 %.

Критерий "материальная заинтересованность" (ничего, кроме заработка) отодвинулся на девятое место и занимает предпоследнюю строку в списке определяющих мотивов.

Постепенно проясняется тенденция начала 90-х годов: мотив "хорошо оплачиваемая работа" уступает место "интересной и престижной работе".

80 % выпускников средней школы продолжают или собираются продолжить учебу в техникумах, вузах, возрождается ценность высшего образования Современная российская школа перестает быть организатором трудового воспитания детей. Разрушается межотраслевой подход к осуществлению трудовой подготовки и обеспечению занятости подростков. Сужается сфера организованного труда, в который включены школьники, обедняется его содержание. Примитивный характер бесплатного труда определяет в целом негативное нравственное отношение к работе детей.. В школе плохо прививаются новые формы организации труда детей, адекватные духу рыночных отношений, стимулирующие, позволяющие им на практике приобщаться к работе в условиях рынка.

Мы пришли к выводу, что в обществе формируется слой несовершеннолетних, выбивающихся из нормальной для ребенка колеи социализации. Они бросают учебу, испытывают физические и нервные перегрузки, легко попадают под влияние криминальной сферы, деформируется их духовное развитие. Так создаётся взрывоопасная и криминальная ситуация. Школьники не видят нравственной красоты труда, у них возникает негативное отношение к труду, и его необходимо устранить.

Особое внимание всех заинтересованных сторон должно быть сосредоточенно на содержании труда подростков, создании условий для разнообразной, посильной и нравственно мотивированной работе.

Современная ситуация в обществе своеобразно отражается на ценностных ориентациях подростков: меняются установки на материальное благосостояние, хотя у старшеклассников в последние годы мотив "хорошо оплачиваемая работа" уступает место "интересной и нравственной работе".

Растёт число подростков нуждающихся во временной работе. Однако пока не сложилась система их трудоустройства. Её поиск сейчас возможен на уровне семейно-родственных отношений, дружеских связей.

Принципиальная важность вовлечения подростков в труд, значительный для личности и общества, требует новых подходов, самостоятельного финансирования, активизации служб социальной помощи семьям и детям.

Современное общество в период рыночных отношений предъявляет особые требования к человеку как труженику, поэтому в школе проблема нравственного воспитания детей в труде должна занимать одно из ведущих мест. Сегодняшний школьник завтра займёт своё место в общественном производстве и значение его будет зависеть от того насколько он окажется подготовленным к трудовой деятельности.

 

 

Воспитать творческий подход к труду – высоко-особенная нравственная задача воспитания.

Решить эту задачу возможно только в том случае, если школа сумеет привить своим воспитанникам любовь к труду, понимание общественной необходимости труда, разовьёт всесторонне их способности.

Участие в коллективном труде даёт возможность человеку выработать правильное нравственное отношение к людям труда.

Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека в условиях рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

1. Аверичев Ю.П. "Нужна ли трудовая подготовка школьников?" //

"Педагогика", 1991, №12 с. 34-39

2. Батышев С.Я. "Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и 

методики" – М.: "Педагогика", 1981 с. 68-78, с. 103-120.

3. "Воспитание школьников в труде" под редакцией А.А. Шибанова:

М.: "Педагогика"; 1976

4. Гончаров И.Ф. "Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М. "Педагогика, 1986 – с. 84-96.

5. Гордин А.Ю. "Нравственное воспитание школьников в труде"

издательство "Просвещение" М, 1967 с. 5 –15.

6. Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и

нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика",

1991 4, с. 21-22

7. Единство идейно-политического, трудового и нравственного    

воспитания студентов. Научно методическое пособие для

преподавателей вузов / Донченко В.Н., Волина Э.Л., Преглова Н.Б.

и др., под редакцией Э.Л. Васиной – М.: Высшая школа,

1984 с 102-160

8. Зорова О.А. "Нравственные и эстетические факторы в трудовом

воспитании" Учебно-методическое пособие для вузов – М.:

Высшая школа, 1986 с. 16-28.

9. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьников" Книга для

учителя. – М; просвещение; 1997, с. 7-24, с. 63-81

10. Копытов А.Д. Трудовая подготовка учащейся молодежи в

условиях рынка. // Педагогика, 1999 № 4, с. 21-26.

11. Крутецкий В.А. Психология; Учебник для учащихся

педагогических. училищ.-2-е изд, перераб. и доп. –М.:

Просвещение, 1986, с. 312-316.

12. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников Пособие для

классных руководителей, - М.: Просвещение., 1983 с. 87-109

13. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций; Учебное пособие для

студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК

и ФПК., - М.: Прометей, Юрайт, 1998, с. 248-260

14. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Учебное пособие для

студентов. Изд. ПГЛУ, 1996, с.54-55.

15. Новожилов Э.Д. Трудовая подготовка школьников в период

  экономической реформы // 1992, № 1-2, с. 28-32

16. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992,

№ 7-8 с. 3-10

 

17. Педагогика: Учебник для институтов физ. культуры

/ под ред. В.В.Белорусовой и И.Н. Решетель, - 2-е изд.,

-М.: Физкультура и спорт, 1986. с. 212-221.

18. Педагогика: Лекции для студентов пед. институтов по курсу

  "Педагогике школы". Эксперементальное учебное пособие

  в 2-х ч., Часть 1 – Пятигорск, Изд. ПГПИИЯ, 1992г. с.99-116

(составитель и научный редактор В.В. Макаев)

18. Педагогическая энциклопедия, т.4

изд-во "Советская энциклопедия", М., 1968, с 308-317.

19. Подросток в семье / Сост. И.Я. Наумченко, Н.Ф. Яковлев, -

Мн. 6 Народная асвета, 1980., с.37-41

20. Психологические основы трудового воспитания школьников

(под ред. Э.А. Фарапоновой. – М: Педагогика, 1988, с. 36-76.

21. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебное пособие. Мн.: изд.

Скакун, 1998, с. 242-260.

22. Учитель по имени труд / Сост. Л.Н. Гущин, В.Р. Хилтунен, - М.

Политиздат, 1986. – с. 60-66, с.100-115.

23. Харланов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., М.:

Гардарики, 1999, - с. 363-405.

24. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. – М.: Педагогика,

  1990, с. 13-20, с. 98-104.

25. Шемякин Б.П. Экономическое воспитание школьников.

Вопросы теории и методики. – М: Педагогика, 1986 с. 83-90.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.