Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного обучения детей с ДЦП. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного обучения детей с ДЦП.

2020-04-01 186
Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного обучения детей с ДЦП. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

        

Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей, страдающих различными формами церебрального паралича и про­гностически благоприятных в развитии - занятия, направленные на форми­рование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения, игры. В связи с этим изобразительная деятельность выступает, как деятельность в процессе формирования, посредством которой активи­зируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других нема­ловажных аспектов психики ребенка-дошкольника.

Дети с церебральными параличами, так же, как и их нор­мально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности и при правильной организации занятий она становится лю­бимым видом деятельности.

Изобразительная деятельность открывает перед детьми с ограниченны­ми возможностями передвижения очень много интересного, красивого, за­нимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды изобразительности показывают многообразие средств для реализации за­думанного изображение. Ребенок получает возможность выразить в рисун­ке нечто важное для него. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше исполнить свою работу.

Особое место занимает этот вид детской деятельности в воспитании де­тей с ДЦП. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и на­рушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных занятий. Однако продукция их изодеятельности весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не используется в развивающей и корригирующей сис­теме обучения и воспитании детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии, характерными для ДЦП.

Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Нарушения при детском церебральном параличе носят множественный характер, к двигательным расстройствам присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха, поэтому необходимо постоянное целенаправленное комплексное воздействие на ребенка для стимуляции его развития, профилактики и коррекции нарушений.

2. Основными направлениями в коррекционно-педагогическом процессе при подготовке к школьному обучению являются:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

подготовка к школе.

 

3. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому, нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу для овладения школьными навыками.

4. Изобразительная деятельность позволяет решить многие задачи коррекционного воспитания, но множественные нарушения мешают формированию необходимых навыков самообслуживания, развитию практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.

 

Глава II. Особенности изобразительной деятельности участников исследования.

 

Характеристика контингента.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе Областного реабилитационного центра детей-инвалидов г.Брянска.

Всего в исследовании участвовало 20 детей в возрасте 6-9 лет с различными формами детского церебрального паралича. Возраст детей был определен тем, что к 6-7 годам эти дети, как правило, еще не готовы к целенаправленному обучению. Это обусловлено их двигательными расстройствам, задержкой психического развития органического генеза, нарушением коммуникативной функции речи и рядом других нарушений, которые к 8-9 годам в той или иной степени компенсируются под влиянием лечения и коррекционной работы.

Табл.№1.

  Ф И О Дата       рождения  Клинич. диагноз Нарушения  психики, речи и др. Степень    тяжести
1.Алымова Настя   15.03.96г. ДЦП, спастическая диплегия   легкая
2. Батутин Денис 11.10.95г. ДЦП, спастическая диплегия ОНР 3ур. дизартрия                                            легкая
3. Болотов Ваня 3.03.96г. ДЦП, гемипарез правосторонний ЗПР, ОНР 3ур., дизартрия средняя
4. Денисов Рома 13.02.96г. ДЦП, спастическая диплегия ЗПР,            ОНР2-3ур, дизартрия средняя
5. Деркач Лена 12.05.96г. ДЦП, гиперкинети- ческая форма   легкая
6. Ермакова Алина 8.09.96г. ДЦП, спастическая диплегия ОНР 3ур., дизартрия легкая
7. Жила Марина 11.01.95г. ДЦП, гиперкинети-ческая форма ЗПР, ОНР 2ур., дизартрия                  тяжелая
8. Иванкина Оля 6.04.95 г. ДЦП, гемипарез левосторонний ЗПР, ОНР 3ур., дизартрия, сходящееся косоглазие средняя
9. Косов Саша 27.06.95г. ДЦП, спастическая диплегия ОНР 3ур., дизартрия средняя
10. Кирова Аня 16.11.94г. ДЦП, спастическая диплегия ЗПР, ОНР1-2 ур. Моторная алалия тяжелая
11. Комаров Сережа 13.02.96г. ДЦП, гиперкине-тическая форма Тугоухость 1степ., нарушение тембра голоса легкая
12. Ломова Света 24.05.96г. ДЦП, спастическая диплегия   легкая
13. Литко Катя 15.05.95г. ДЦП, гемипарез правосторонний ЗПР, ОНР3ур., дизартрия средняя
14. Морозов Андрей 7.04.95г. ДЦП, гемипарез правосторонний Косоглазие средняя
15. Назаров Алексей 4.10.94г. ДЦП, спастическая диплегия ЗПР, ОНР2ур., дизартрия тяжелая
  16. Нырок Толя 25.09.94г. ДЦП, гемипарез правосторонний  ЗПР средняя
17. Патова Алла 12.08.95г. ДЦП, спастическая диплегия ОНР 3ур., дизартрия средняя
18. Перова Инна 22.07.96г. ДЦП, гемипарез левосторонний   легкая
19. Савченко Юра 10.10.94г. ДЦП, гиперкинетическая форма   средняя
20. Яхонтов Игорь 15.10.93г. ДЦП, спастическая диплегия ЗПР, ОНР 3ур., дизартрия Тяжелая

 

 

 Табл.№2. Распределение детей по возрасту.

6 лет 7 лет 8 лет 9 лет
7 человек 6 человек 5 человек 2 человека

 

 

Табл.№3. Распределение детей по формам ДЦП.

Форма ДЦП Количество детей в группе Процентное соотношение
 1. Спастическая диплегия      10 человек                50%
 2. Гиперкинетическая форма ДЦП        4 человека                20%
 3. Гемипарез                                             правосторонний           левосторонний        6 человек                               4                                                         2                 30%                               20%                                                   10%

 

 

Табл.№4. Распределение детей по степени тяжести.

Степень тяжести           Число детей Процентное соотношение
1. Легкая                 7 человек                  35%
2. Средняя                 9 человек                  45%
3. Тяжелая                 4 человека                  20%

 

 

Методы исследования.

 В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Изучение медицинской и педагогической литературы по проблеме обучения и воспитания детей с церебральными параличами и по проблемам формирования изобразительной деятельности в детском возрасте как у нормально развивающегося ребенка, так и у детей с нарушениями двигательного аппарата.

2. Анализ медицинской и педагогической документации (карты развития ребенка, истории болезни, психолого-педагогические характеристики и речевые карты детей).

3. Метод анализа продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка и т.д.).

4. Наблюдение.

5. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

 

Исследование осуществлялась в 3 этапа.

I – Изучение специальной литературы, выявление психолого-педагогических особенностей детей, страдающих  той или иной формой детского церебрального паралича.

II – Формирующий эксперимент проводился в декабре 2002г. – феврале 2003 г. в областном центре реабилитации детей инвалидов г.Брянска. Формирующий эксперимент включал в себя коррекционное обучение по направлениям: рисование, аппликация, лепка и ознакомление детей с произведениями искусства.

III - Контрольный эксперимент, обработка результатов исследования, написание дипломной работы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.