Анализ поступления НДС в государственный бюджет Республики Казахстан — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Анализ поступления НДС в государственный бюджет Республики Казахстан

2020-04-01 181
Анализ поступления НДС в государственный бюджет Республики Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Казахстане, является налог на добавленную стоимость. Он введен в 1992 г. И вместе с акцизным сбором количественно заменил ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации ужен не мог существовать, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Однако взимание НДС в 1992 г. Отразило существенный недостаток вновь введенной налоговой системы - слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающих возможность многократного обложения одних и тех же объектов. В будущем, совершенствуя систему косвенного налогообложения, следует осторожно обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются акцизы, устанавливаемые на отдельные группы товаров. Их введение в 1992 г. Было обусловлено отменой налога с оборота. [5 c. 242].

Исполнение республиканского бюджета за 2010 год по НДС составило 94,1%. При этом, исполнение по НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан, и за нерезидента составило 69,5%, или при плане 71,4 млрд. тенге фактически поступило 49,6 млрд. тенге.

 

Таблица 1 - Поступление НДС в бюджет (тыс. тг.)

Поступления 2010 г 2011 г
НДС 187779399 197658312
НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан 56116497 57896421
НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, происходящие и импортируемые с территории Российской Федерации 75930127 78562645
НДС за нерезидента 8500626 8659242
НДС на товары, происходящие и импортируемые с территории Российской Федерации 45194145 46895349
НДС до начисленный в результате проведения независимой экспертизы таможенной стоимости товаров, импортируемых в Казахстан, кроме налога на добавленную стоимость на товары, происходящие и импортируемые из РФ. 1291542 136894659
НДС до начисленный в результате проведения независимой экспертизы таможенной стоимости товаров, происходящих и импортируемых с территории Российской Федерации 746462 768935

 

Основной причиной неисполнения является возмещение НДС экспортерам, согласно представленным заявлениям на возврат НДС. В целом по республике в 2010 году возмещено НДС по нулевой ставке в сумме 90,9 млрд. тенге, или на 29,4 млрд. тенге больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Анализируя данные таблицы 3 можно сказать следующие. На 1 января 2011 года сумма НДС, подлежащая возмещению из республиканского бюджета составляла, 95,3 млрд. тенге и по сравнению с началом 2010 года возросла на 39,8%. Темпы роста возмещения по НДС, как отмечают Счетный комитет, опережают темпы роста поступлений НДС. В 2010 году, по сравнению с 2009 годом рост поступлений НДС составил 7,5%, а сумма возмещения НДС - 47,8%. Сумма возмещения экспортерам увеличилась с 61,5 млрд. тенге или 40,8% от суммы поступлений НДС на произведенные товары, оказанные услуги на территории РК и НДС за нерезидента в 2009 году до 90,9 млрд. тенге или 56,1% в 2005 году, соответственно. Кроме того, Счетным комитетом установлено, что в отчете Ф. 1-Н «О суммах поступлений налогов и платежей в бюджет» не были отражены средства в сумме 13,2 млрд. тенге., возмещенные дипломатическим и приравненным к ним представительствам, по приобретенным за счет средств грантов товарам и услугам, по заключенным контрактам. В результате, из республиканского бюджета в 2009 году было возмещено НДС на общую сумму 104,1 млрд. тенге, или 64,3% от суммы поступлений НДС, а не 90,9 млрд. тенге, как отражено в отчете Правительства РК [6. http://www.minfin.gov.kz].

Несмотря на осуществляемые меры по совершенствованию бюджетно-налогового законодательства и усилению налогового администрирования, многие проблемы до сих пор не решены.

В республике нормативно-методическое обеспечение возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, осуществляется не на должном уровне и не обеспечивает в отдельных случаях своевременное и обоснованное возмещение НДС. Не разработаны и не утверждены порядок назначения проверки поставщика-плательщика НДС и методика возмещения НДС по услугам международных перевозок. В результате отсутствия данной методики по состоянию на 1 апреля 2006 года в Налоговом комитете города Астаны находятся заявления, представленные АО «НК «Казахстан темір жолы» на возврат НДС на сумму 13,2 млрд. тенге. Таким образом, неисполнение требований налогового законодательства, а именно - принятие методики в случае разового возмещения указанной суммы, по мнению Счетного комитета, может привести к увеличению нагрузки на республиканский бюджет [6. http://www.minfin.gov.kz].

Принятие совместного приказа, утвердившего Правила взаимодействия органов налоговой службы, прокуратуры, таможенных органов и органов финансовой полиции по противодействию неправомерному возврату налога на добавленную стоимость при проведении налоговых проверок по оборотам, облагаемых по нулевой ставке в таможенном режиме экспорта товаров, усилив контроль в вопросах предотвращения необоснованного возврата НДС, одновременно создало условия затягивания процедуры возврата НДС. Это обстоятельство приводит к систематическим нарушениям налогового законодательства по сроку возврата НДС. Так, например, по причине отсутствия заключений указанных в совместном приказе органов по проверке ЗАО «НИК Казатомпром», по истечении 5 месяцев возврат НДС из бюджета в размере 1,1 млрд. тенге все еще не произведен.

Так, контролем Счетного комитета также установлено, что в налоговом комитете г. Алматы в 2011 году доля своевременно проверенных зарегистрированных заявлений, по которым возвращен НДС, составила 37% от их общего числа, а в 2010 году - только 17,0 процента [6. http://www.minfin.gov.kz].

В отдельных случаях не выполняются нормы пункта 1 Статьи 252 Налогового кодекса, согласно которой возврат НДС должен проводиться в течение 60 рабочих дней, в то время как фактические сроки возврата достигают 180 и более дней. В результате с каждым годом увеличиваются суммы возмещения НДС на начало следующего финансового года.

В результате отсутствия качественного мониторинга в течение года происходит неравномерное возмещение сумм НДС из республиканского бюджета. Так, в среднем ежемесячно до декабря 2010 года сумма возмещения составляла 5,9 млрд. тенге. В декабре 2010 года суммы возмещения НДС составили более 26 млрд. тенге или 29,0% от всей возмещенной суммы за 2010 год. Это, в определенной мере повлияло, на увеличение денежной массы и на уровень инфляции в январе 2006 года, а также на уменьшение доходной части республиканского бюджета за 2010 год [6. http://www.minfin.gov.kz].

Закрепленная в Налоговом кодексе норма, согласно которой для отнесения в зачет сумм НДС достаточно наличия счета-фактуры и соблюдения условия, что получатель товаров (работ, услуг) является плательщиком НДС, по мнению Счетного комитета, недостаточная для возмещения из республиканского бюджета заявленных к возврату сумм НДС. В результате, данная норма позволяет использовать схемы уклонения от уплаты налоговых и других платежей путем создания фирм «однодневок» из-за отсутствия нормативно закрепленной ответственности за принятие в зачет фиктивного счета-фактуры. Отдельным крупным предприятиям, использующим фиктивные счета-фактуры фирм «однодневок» необоснованно возвращаются суммы НДС из республиканского бюджета [7 c. 183-185].

Проведенный анализ показывает, что широкое распространение получили схемы, связанные с получением возмещения сумм НДС, оплаченного налогоплательщиками поставщикам товароматериальных ценностей, без уплаты последними сумм налога в бюджет.

По итогам проверок Счетным комитетом еще в 2010 году было указано на несовершенство законодательства в области возмещения НДС и указывалась на необходимость разработки и утверждения методики возврата НДС по «нулевой ставке» по международным перевозкам.

По итогам проверки Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета не в полной мере выполнялась Статья 6 Закона РК «О республиканском бюджете за 2010 год», также как и в 2011 году.

Поступления НДС от акционерных обществ - национальных компаний исполнены в сумме 5,2 млрд. тенге, (с учетом сумм возмещения из республиканского бюджета НДС по «нулевой ставке» в размере 8,3 млрд. тенге.) или меньше на 448,4 млн. тенге от утвержденного показателя [6. http://www.minfin.gov.kz].



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.