Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-04-01 | 140 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В рамках нейропсихологической школы было проведено множество исследований особенной познавательной деятельности детей, страдающих эпилепсией. Нейропсихологии выделили множество нарушений познавательных функций у таких детей. На первый план выходили нарушения памяти.
Нарушения восприятия
Важно при обучении таких детей знать особенности их восприятия. Согласно А.Н. Леонтьеву, восприятие формируется в связи с усложнением психики и необходимостью ориентации в окружающей субъекта среды. Вот почему этот компонент является столь важным. Прежде всего, восприятие субъекта может быть классифицировано в соответствии с модальностями - зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое и обонятельное. С.Л. Рубинштейн утверждает, что восприятие человека всегда зависит от направленности его личности и является обобщенным. Таким образом, можно сказать, что восприятию свойственны такие качества, как обобщенность и мотивированность.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что восприятие может нарушаться по разным направлениям. Оно зависит от особенностей личности воспринимающего человека. Нарушения могут проявляться в затрудненности распознавания, искажениях содержаний восприятия, ложных узнаваниях, обманах чувств, а также искажении мотивационной стороны восприятия.
Нарушение зрительного и пространственного восприятия. В Московском НИИ психиатрии Росздрава Троицкой Л.А. был проведено исследование, выявившее особенности восприятия у детей, больных эпилепсией. Результаты исследования показали, что в случае расположения очага активности в теменно-затылочных отделах мозга, наблюдается зрительно-пространственное кодирование предъявляемого материала, распад внутренних пространственных схем и нарушение операций с логико-грамматическими структурами. Также наблюдается нарушение счетных операций, которые тесно связаны с пространственными представлениями.
|
При расположении очага эпилептиформной активности в теменных отделах мозга возникали трудности опознания цифр и букв, «написанных» на коже - «тактильная алексия».
У больных с очагом в височной и теменной областях наблюдались трудности при выполнении графических проб и оптико-пространственных операций. У них вызывало затруднение определение времени на циферблате часов, на котором не были указаны цифры, понимание карт, схем и чертежей. Также имелись проблемы в написании и распознавании букв (симптом зеркального копирования).
При расположении очага эпиактивности в затылочных отделах мозга при рассмотрении перечеркнутых и перевернутых фигур возникали трудности зрительного восприятия и отображения пространственных признаков предмета.
Еще один симптом нарушения зрительного восприятия у детей, больных эпилепсией, выявили при локализации очага в задних отделах мозга с левосторонней латерализацией. В данном случае дети при рисовании игнорировали часть пространства (чаще всего левую), особенно при поступлении большого объема зрительной информации (Троицкая Л.А., 2007).
Аскоченская Т.Ю. отмечает, что на ранних стадиях заболевания у детей отмечается нарушение пространственных представлений. Дефекты проявлялись во всех классах пространственных представлений: представлений о системе координат, топологических и проективных. При развитии заболевания ошибки в пространственных представлениях чаще всего страдали у детей с правосторонней эпилепсией и эпилепсией срединных структур мозга. Для начальных стадий левосторонней эпилепсии не были свойственны ошибки в перцептивно-пространственной сфере.
Однако длительное течение болезни приводило к сильным нарушениям в этой сфере во всех случаях. Даже при развитии левосторонней эпилепсии, для начальных стадий которой не было свойственны нарушения пространственных представлений, появлялись грубые ошибки.
|
Таким образом, наблюдается заметное отклонение восприятия детей, больных эпилепсией, от нормы. Они склонны не только делать ошибки при распознании стимулов внешнего мира (например, букв и цифр), что может затруднять им адаптацию в повседневной жизни. Кроме всего наблюдается зависимость типа нарушений от локализации эпилептического очага.
Нарушение памяти
Еще одна познавательная функция, нарушение которой наблюдается у больных разными формами эпилепсии это - память. Мнестические расстройства являются одним из наиболее часто встречающихся синдромов. Они более детально изучены психологами, и, по сути, проблема расстройства мнестических функций стоит, и всегда стояла в центре патопсихологических и психиатрических исследований. По мнению Сеченова, память способствует человеку не только и не столько в воспроизведении запечатленного, сколько помогает в его дальнейшей деятельности: переработке того материала, который был воспринят субъектом, и в классификации и сортировке образов. При таком понимании памяти, становится очевидным, что она лежит в основе процесса психического и умственного развития, что и делает проблему памяти столь актуальной для исследователей.
Часто у детей, больных эпилепсией, встречается скотомизация памяти - выпадение из памяти всего, что связано с психотравмирующими ситуциями.
При припадках височной эпилепсии часто встречается такое нарушение памяти, как jamais prevu - знакомое, привычное для человека воспринимается как никогда ранее не виденное, не слышанное и не ощущавшееся. При этом пациенты еще обращают внимание на неожиданность всего происходящего.
Также, как и нарушение восприятия, нарушение памяти может проходить по разным направлениям. Согласно Б.В. Зейгарник, патология памяти может изучаться по следующим направлениям: 1. Изучение мнестической деятельности опосредованного и не опосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания; 2. Изучение вопроса о динамике мнестического процесса; 3. Изучение вопроса о мотивационном компоненте памяти.
Однако в случае амнезии картина является столь спутанной, что зачастую бывает сложно определить, какой именно компонент памяти был нарушен в данном конкретном случае.
|
На тесную связь нарушений памяти с нарушениями восприятия указывает Л.А. Троицкая: «нарушения памяти носили вторичный характер и были тесно связаны с первичными гностическими расстройствами» (Троицкая Л.А., 2007).
Нарушение непосредственной слухоречевой памяти в зависимости от локализации очага эпилепсии. Прежде всего была исследована слухоречевая память у детей, больных эпилепсией. Этот вид нарушения памяти наиболее часто встречается при эпилепсии. Нарушение слухоречевой памяти у детей с эпилепсией связаны с нарушением речи. У таких детей были выявлены 6 основных типов нарушения речи: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, нарушение фонетико-фонематического слуха, сенсомоторная афазия, дизартрия, связанная с миоклонией языка, а также нарушение слухоречевой памяти.
Расстройства слухоречевой памяти при эпилепсии проявляется на ранних стадиях заболевания. У детей, страдающих эпилепсией, были замечены следующие ухудшения вербально-мнестической функции: уменьшение объема памяти, тормозимость следов при гомогенной (вводится помеха для запоминания, которой, в данном случае, является само запоминание другого материала) и гетерогенной (помехой служит не мнестическая деятельность, а, например, чтение или счет в уме) интерференции, недостаточность слухоречевого гнозиса, дефекты контроля и регуляции, нарушение воспроизведения заданной последовательности стимулов и парафазии.
На ранних этапах заболевания при любой локализации очага эпилептической активности (в срединных структурах головного мозга, в левом полушарии, в правом полушарии) наблюдаются нарушения слухоречевой памяти.
Однако в каждом случае нарушения памяти были по-разному выражены. При поражении срединных структур головного мозга память страдала в наибольшей степени, встречались все виды нарушений. Такие дефекты вербально-мнестических функций как регуляция и контроль слухоречевой памяти, которые проявлялись в персеверациях и побочных ассоциациях, являлись специфичными для ранней стадии подобной локализации очага эпилептической активности.
|
При локализации очага в правом полушарии прежде всего наблюдались дефекты воспроизведения заданной последовательности стимулов. Также повышалась тормозимость следов в условиях гомогенной интерференции. Сужения объема памяти, тормозимости следов в условиях гетерогенной интерференции, наличия парафазий и дефектов регуляции и контроля практически не было выявлено у подобных больных.
Для больных с очагом в левом полушарии менее всего уязвимыми звеньями являлись воспроизведение заданной последовательности стимулов и дефекты регуляции и контроля. Для такой формы эпилепсии специфично было то, что структура нарушения слухоречевой памяти характеризовалась различной подверженностью нарушениям разных ее звеньев. У таких детей наблюдалось значимое сужение объема памяти, парафазии и повышенная тормозимость следов в условиях гомогенной и гетерогенной интерференции.
Во всех случаях было выявлено, что нарушается тормозимость следов в условиях гомогенной интерференции. Эта реакция является специфической для эпилептического процесса в целом, так как обнаруживается независимо от локализации эпилептического очага (Троицкая Л.А., 2007, Аскоченская Т.Ю., 1990).
При дальнейшем развитии эпилепсии наблюдается заметное ухудшение слухоречевой памяти. Однако в одном случае авторы утверждают, что заметное ухудшение наблюдается только для эпилепсии срединных структур мозга (Троицкая Л.А., 2007, с. 27), а в другом - что заметные ухудшения наблюдаются при развитии как эпилепсии с очагом в срединных структурах мозга, так и при левосторонней эпилепсии (Аскоченская, 1990, с. 9). В случае развития эпилепсии срединных структур наблюдается ухудшение памяти по всем шести параметрам: уменьшение объема памяти, тормозимость следов при гомогенной и гетерогенной интерференции, недостаточность слухоречевого гнозиса, дефекты контроля и регуляции, а также нарушение воспроизведения заданной последовательности стимулов и парафазии (Аскоченская, 1990, с. 10). Согласно Троицкой Л.А., наблюдения изменений в нарушении порядка воспроизведения последовательностей и парафазии были выражены незначительно.
В ходе развития левосторонней эпилепсии наблюдалось качественное изменение структуры самих мнестических функций. Тогда как для начальных этапов течения этой болезни были свойственны значимое сужение объема памяти, парафазии и повышенная тормозимость следов в условиях гомогенной и гетерогенной интерференции, то для дальнейшего течения этого вида заболевания характерно появление дефектов регуляции и контроля, которые развиваются на всем протяжении болезни (Аскоченская, 1990, с. 10).
|
При развитии правосторонней эпилепсии не наблюдается заметных ухудшений по каким-либо параметрам слухоречевой памяти по сравнению с начальными ее стадиями. Для данной формы эпилепсии специфичным является нарушение воспроизведения заданной последовательности стимулов и повышение тормозимости следов в условиях гомогенной интерференции, степень выраженности которых варьирует не сильно с развитием течения болезни.
Кроме того, было показано, что распознавание эмоционально-просодических характеристик речи методом сравнения и опознания базальных эмоций по голосу отчетливо нарушается при височной фокальной эпилепсии: при поражении передних и медиобазальных отделов височной доли (Троицкая Л.А., 2007).
Таким образом, при рассмотрении проблемы нарушения познавательных функций у детей, больных эпилепсией, обращает на себя внимание сила и разнообразие отклонений. Очень важно при работе с подобными детьми не только знать значение диагноза эпилепсия, но и знать, в каком полушарии располагается очаг эпилептической активности. От расположения очага могут сильно зависеть особенности нарушения познавательных функций.
Большинство познавательных функций, нарушение которых наблюдалось у детей, больных эпилепсией, связаны с особенностями их личности. Например, в особенностях мышления ярко прослеживаются черты чрезмерной педантичности, свойственной людям с эпилепсией. Такая яркая особенность, как эпилептическое резонерство связывается с компенсацией больными эпилепсией их болезни, которая отражает переоценку ими собственной личности. Отсюда и вырастает их любовь к чрезмерной морализации, поучающему тону, демонстрирующим их превосходство, и менторству.
У детей, больных эпилепсией наблюдается нарушение всех видов познавательных функций в достаточно сильной степени. Подобные особенности восприятия, памяти и мышления больных могут быть непонятны здоровым людям и восприниматься неадекватно, как личное оскорбление. В таком случае необходима отдельная работа с детьми, страдающими подобным заболеванием.
Заключение
В соответствии с поставленными целями, в первой главе было рассмотрено общее описание эпилептического синдрома и эпилепсии как болезни с разных точек зрения - медицинской и психологической. Это позволило расширить и углубить житейское представление об этой болезни, ограничивающееся только знанием о наличии судорожных припадков, т.е. позволило вывести понимание эпилепсии за рамки просто соматического заболевания. Во второй главе были рассмотрены принципиальные отличия нейропсихологии детского и взрослого возраста. В третьей главе с точек зрения нейропсихологии и патопсихологии были рассмотрены разные виды нарушений познавательных функций у детей, больных эпилепсией, что зачастую помогает различать местонахождение эпилептического очага, а также понимать мотивировку поступков больных эпилепсией. В результате работы над данным рефератом были сделаны следующие выводы:
. Эпилепсия - сложное и неоднозначное явление. Она может либо быть врожденной, либо приобретенной в результате травмы. Причем до сих пор неизвестны причины возникновения генуинной (собственно эпилептической болезни) эпилепсии. Однако эпилепсия заключается не только в припадках, но она меняет всю личность больного, наделяя его эпилептоидным характером.
. Эпилептическая болезнь Эпилепсия уже на ранних этапах вызывает нарушение познавательных функций у детей. Нарушаются восприятие, память и мышление. Развитие эпилепсии приводит к ухудшению познавательных функций.
Дальнейшее исследование по этой теме может вестись по следующим направлениям: более детальное изучение нарушений познавательных функций детей с диагнозом «эпилепсия» и поиск причин таких нарушений, поиск наиболее эффективных программ обучения детей с эпилепсией, которые позволят такому ребенку быть полноценным членом общества, дальнейшая разработка препаратов, предотвращающих как судороги у больного, так и развитие нежелательных отклонений в познавательной сфере.
Библиография
1. Аскоченская Т.Ю. Нарушение психических процессов в начальной стадии эпилепсии у детей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04. / Т.Ю. Аскоченская. - М., 1990. - 21 с.
. Бадалян О.Л. Возрастные особенности эпилепсии у детей и подростков: автореф. дис. … докт. мед. наук: 14.00.13 / О.Л. Бадалян - М., 2004. - 48 с.
. Бадалян Л.О. Невропатология: Учеб. для студентов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 317 с.
. Дзюба С.В. Состояние когнитивных функций при эпилепсии у детей: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.09: 14.00.13 / С.В. Дзюба - М., 1998. - 25 с.
. Жмуров В.А. Общая психопатология. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1986 - 280 с.
. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студ.вузов. - 2-е изд., стеретип. - М.: МГУ, 1986. - 287с.
. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти (нарушение памяти при глубинных поражениях мозга). - М.: Педагогика, 1974. - 192 с..
. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
. Справочник невропатолога поликлиники / Н.С. Мисюк [и др.]; под ред. Н.С. Мисюка. - Мн.: Беларусь, 1988. - 288 с.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!