История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-04-01 | 213 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Клинико-психологическое изучение выявило большое количество фактов, которые свидетельствуют о том, что дети с нарушением интеллекта иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают мир и функционируют в нем: неадекватно, не критично, часто инфантильно (Вагнерова М., Слепович Е.С. Харин С.С., Тржесоглава З.) [2, 15].
Детям с выраженными нарушениями интеллекта свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации. Дети с тяжелой умственной ограниченностью:
не могут долго продолжать одну и ту же деятельность;
не обладают способностью понимать простейшие сообщения;
не могут усвоить социальные нормы поведения;
не могут принимать участие в процессе школьного обучения, вследствие хронических заболеваний или их последствий.
Признаки недоразвития обнаруживаются в особенностях речи: такие дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые выражают качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов (С.Д. Забрамная, С.Я. Рубинштейн и другие). Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична. Суждения бедны и большая их часть без переработки заимствованы у окружающих. Логические процессы на очень низком уровне.
Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Полноценная познавательная деятельность лежит в основе овладения ребенком социальным опытом, без которого он не сможет стать полноценным членом общества.
Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
|
Нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей. У детей с пораженной нервной системой ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством недостатков.
Ощущение и восприятие - первая ступень познания окружающего мира.
Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.
Таким образом, у детей с нарушением интеллекта наблюдается низкий уровень развития восприятия (работы Б.И. Белого, П.Б. Шошина, И.Н. Соловьев, К.И. Вересотская и другие). Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний о мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы. Такое отставание (Г. Спионек) в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении. Поэтому, не удивительно, что эти дети плохо ориентируются в окружающей обстановке.
Наиболее выраженная особенность восприятий детей с нарушением интеллекта - инактивность. Глядя на какой-нибудь предмет у умственно отсталых детей не возникает желания рассмотреть его в деталях, разобраться в свойствах. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. У детей этой группы недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления (работы С.А. Домишкевич, З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной, Т.Д. Пускаевой, Т.А. Стрекловой и др.) [12, C. 140].
|
Еще одной особенностью мышления детей с нарушением интеллекта является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской).
Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящегося вне круга, определяемого взрослыми. Об этом свидетельствует поверхность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми из источников массовой информации, книг, общения со взрослыми (Г.И. Жаренкова, С.Г. Шевченко) [12, C. 155].
У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят ошибки, даже после просьбы взрослого проверить свою работу. В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.
У детей рассматриваемой категории обычно наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности.
Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности при необходимости сосредоточиться для поиска решения проблемы, что связано и со слабым развитием у них эмоционально-волевой сферы.
Формирование временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей также проходит с еще большими трудностями и гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся детей. Понятие временной длительности образуется значительно позже, чем представление о последовательности. У умственно отсталых детей понятие длительности складывается лишь в 5-6 классах, то есть старших классах вспомогательной школы. Умственно отсталые школьники, поступившие в 1 класс вспомогательной школы, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Они не могут представить того, что время течет не останавливаясь, и его течение необратимо. Некоторые ученики считают, что ночью часы останавливаются, так как все спят. Ученики заучивают названия времен года, однако применить свои знания не могут. У умственно отсталых детей нет реальных представлений о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Дети с нарушениями интеллекта имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. У умственно отсталых школьников единичные соотношения мер времени также усваиваются с трудом. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности и последовательности событий.
|
У детей с нарушением интеллекта также снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них появляется повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят [12, C. 160].
Среди личностных контактов у таких детей преобладают наиболее простые. М. Венгерова отмечает большое количество реакций, направленных против воли взрослого, частое отсутствие понимания своей социально роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Все это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Подытоживая все выше сказанное, мы можем отметить, что развитие психики ребенка в современной педагогике понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. В силу этого степень нарушения темпа созревания и функционального развития мозговых структур а, следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!