Психическое развитие детей старшего школьного возраста с нарушениями интеллекта — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Психическое развитие детей старшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

2020-04-01 182
Психическое развитие детей старшего школьного возраста с нарушениями интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психологическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в производственные коллективы, создают семьи, имеют детей.

При умеренной степени умственной отсталости поражены кора больших полушарий головного мозга и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. Часто в значительной степени нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом, и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей. У них также ограничены школьные успехи, но часть детей осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможность для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков(такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала). Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены моторика, сенсорика, память, внимание, мышление, коммуникативная функция речи, неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят преимущественно бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно.

Как показывает практика, у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья при переходе во взрослую жизнь отсутствуют навыки социальной адаптации и самореализации. Большинство из них не обладает навыками конструктивных коммуникаций и умением ответственно организовывать свою жизнь.

Среди старшеклассников с отклонениями интеллекта в поведении выделяют педагогически запущенных, которые характеризуются отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких людей весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений.

Закономерностью психического развития старшеклассников с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этой категории молодых людей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях дополнительного обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения. Образовательные потребности могут реализовываться в специальных образовательных учреждениях, коррекционных кабинетах (пунктах), центрах реабилитации, классах в составах образовательных учреждений общего типа, созданных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности.

Наиболее характерной из них является сниженная самооценка. Зависимость от родителей затрудняет формирование себя как личности, ответственной за свое поведение. Этому способствует низкий уровень навыков общения, задержка вербального развития, пассивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы, агрессивность, деструктивное поведение.

Таким образом, проанализировав нозологическую группу подростков с умственной отсталостью, можно сделать следующие выводы:

дети зачастую нерешительны, но в поведении в качестве защитной реакции выступает агрессия в сторону окружающей среды.

Молодые люди эмоционально нестабильны. Их адаптационная способность снижена в силу изменений процессов головного мозга.

В психологическом аспекте также присутствует самооценка: она неадекватно завышена в сторону своей внешности - тоже способ психологической защиты ребенка.

Школьник старших классов социально не приспособлен к существованию в обществе. Это зависит от разных причин. Вынужденная изоляция, гиперопека и стереотипизация таких людей как тотально неполноценных ведет к тому, что их отталкивают от жизни в обществе, так и они не могут приспособиться, так как чувствуют, что не подходят под стандарты поведения.

Физическое развитие детей старшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета. М.С. Певзнер (1989), С.Д. Забрамная (1995), Е.М. Мастюкова (1997) отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость. У многих учащихся встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты.

Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки, диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие диспластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников.

Можно сделать вывод, что отставания в физическом развитии умственно отсталых людей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии (см. психологическое развитие). Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие организма, вызывая цепь негативных реакций: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.