Музыкальное воспитание и развитие мыслительной деятельности дошкольников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Музыкальное воспитание и развитие мыслительной деятельности дошкольников

2020-04-01 124
Музыкальное воспитание и развитие мыслительной деятельности дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж, вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музыки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже заплачет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигаться под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно - знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки[11].

Слушание музыки - одно из основных средств эстетического воспитания. Оно должно занимать большое место в работе с детьми дошкольного возраста. С помощью слушания музыки воспитатель поднимает у ребенка интерес к музыке, развивает любовь к ней, повышает его восприимчивость. Дети приучаются сосредотачивать свое внимание, слушать и понимать музыку. Умело подбирая музыкальные произведения для детей, можно создать у них соответствующее настроение, внести успокоение[12].

Великий педагог В. Г. Белинский писал, что «влияние музыки на детей благодатно и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут о ней резонерствовать, но она наполнит гармонией их новые души...».

К сожалению, в детских садах часто недооценивают этот вид музыкальной работы, может быть, потому, что слушание музыки не дает быстрых результатов, как пение или движения под музыку.

Музыка - сложное искусство. Наиболее легко воспринимается детьми 3-4 лет песня, исполненная воспитателем без инструментального сопровождения. Инструментальное сопровождение вначале мешает малышам разобраться в тексте. В первое время детей интересует то, о чем рассказывается в песне, а музыка играет как бы подсобную роль. Постепенно вводится слушание песни с сопровождением фортепиано или какого-нибудь другого инструмента. Малыши слушают музыку главным образом в связи с музыкальной игрой, пляской. Так, прежде чем дать детям музыкальную игру «Воробышки и автомобиль», воспитатель предлагает послушать музыку о том, как летают воробьи, как двигаются автомобили. Ознакомившись предварительно с музыкой, детям легче передать ее впоследствии в своих движениях. Но можно в младшем возрасте давать слушание несложной инструментальной музыки как программной, т.е. написанной на определенный сюжет, так и вне связи ее с движением[13].

С возрастом при правильной постановке музыкального воспитания возможности детей возрастают. Детям средней и старшей групп даются отрывки более сложные по содержанию, по характеру, по гармонии и более длинные. Например, из программной музыки можно дать «Болезнь куклы» (музыка П. Чайковского), «Веселый крестьянин» (музыка Р. Шумана), «Птички» (музыка Э. Грига); из непрограммной музыки - «Мелодию» А. Рубинштейна; из танцевальной музыки - вальсы, экосезы Ф. Шуберта, Л. Бетховена, польки М. Глинки, С. Рахманинова.

При проведении слушания музыки существенными моментами являются правильный выбор музыкального произведения, создание интереса к нему, исполнение музыкального материала и усвоение его детьми. Выбор музыкального материала определяется теми задачами, которые ставит перед собой воспитатель.

Можно, например, предложить послушать музыку, чтобы вызвать у ребенка определенные чувства и переживания, чтобы углубить, усилить, закрепить полученные детьми впечатления, создать спокойное настроение.

Музыка и песня должны быть высокохудожественны, потому что только на художественном материале развивается вкус детей. Дети могут слушать произведения как классиков, так и современных композиторов. Иногда музыкальные работники играют детям свою собственную импровизацию, весьма невысокого качества. Эта музыка не способствует развитию художественного вкуса и не должна иметь места в работе с детьми.

Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны восприятию данной группы детей; сложная музыка вызывает излишнее утомление и бесполезное напряжение внимания. При выборе произведения надо учитывать возраст детей, их интересы.

Не следует давать материал, который требует слишком быстрого темпа или очень сильного звучания: дети дошкольного возраста, особенно младшего, не успевают следить за сменяющимися звуками, а слишком громкое звучание сливается для них в сплошной шум.

Выбирая песню для слушания, нужно учитывать вокальные данные воспитателя, который будет исполнять песню; при выборе фортепианной музыки - умения музыкального работника.

В отдельных случаях, преимущественно в младшей группе, может быть использован иллюстративный материал: книжки, картинки, игрушки. Некоторые воспитатели и музыкальные работники злоупотребляют показом иллюстративного материала и таким образом ослабляют непосредственное воздействие музыки. Постоянно давая ребенку готовый образ, воспитатели мешают развитию его творческого воображения.

От качества исполнения зависит заинтересованность детей и усвоение материала. Чем лучше и выразительнее будет спета песня или исполнена пьеса, тем больше она понравится детям и тем лучше дети усвоят ее. При исполнении песни воспитателю нужно внимательно отнестись к своей дикции: ни одно слово не должно пропасть для ребенка. Часто воспитатель не решается исполнить детям песню, ссылаясь на то, что у него нет голоса. Эти ссылки неосновательны, так как при исполнении песни для детей дошкольного возраста основное не сила голоса, а качество исполнения.

Для того чтобы музыка произвела впечатление на ребенка, нужно не только умело выбрать материал, правильно его исполнить, но и подготовить ребенка к восприятию музыки, направить его внимание во время слушания.

Прежде чем исполнять произведение, воспитатель знакомит детей с тем, что они услышат. Это знакомство происходит по-разному, в зависимости от материала. Можно сказать лишь название вещи, например: «Я сыграю вам музыку "Бабочки"». В некоторых случаях перед исполнением музыкальной пьесы воспитатель проводит короткую беседу на тему, которую дети услышат в музыке. Так, перед исполнением музыкального отрывка «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова воспитатель спрашивает детей, какие птицы прилетают весной из теплых стран, напоминает, что они вьют гнезда и выводят птенцов, затем предлагает послушать, как прилет птиц и пение переданы в музыке.

Перед исполнением знакомой музыки или песни следует иногда предложить детям угадать, что будет исполнено. Усвоение текста некоторых песен трудно для детей; в таких случаях воспитатель предварительно рассказывает содержание песни или полностью читает текст, особенно если песня дается в патефонной записи. Часто слушание музыки дается в связи с рассказом. Вот пример такого занятия, проведенного в средней группе Красовской (Ярославль).

В старших группах некоторых детских садов при проведении слушания музыки играются произведения одного композитора, детям показывают его портрет, кратко рассказывают некоторые интересные факты из его жизни, преимущественно из детства. Так были проведены концерты, посвященные столетию со дня рождения Чайковского, концерт, посвященный Бетховену, Римскому-Корсакову. Очень нравится детям концерт-загадка, например:

«Угадай, на каком инструменте играют». Для такого концерта подбирается соответствующая музыка: так, при использовании патефона ставят такие пластинки, как народная мелодия «Во саду ли в огороде» (секстет домр), «Марш», музыка Р. Глиера (квартет баянистов), полька «Бродячие музыканты» (ансамбль ксилофонистов).

Прослушав произведение, дети обычно делятся впечатлениями с товарищами, воспитателем, музыкальным работником. Но случается, что они так поглощены услышанным, что по окончании музыки наступает тишина - дети молчат. Слова в этот момент могут нарушить впечатление, полученное от музыки, и воспитателю не следует непременно добиваться того, чтобы дети высказывались. Однако молчание детей может происходить и по другой причине: именно оттого, что музыка оказалась трудна для детского восприятия.

Иногда высказывания детей бывают далеки от настоящего содержания музыки; в таком случае воспитатель или музыкальный работник обращает внимание детей на содержание и характер музыки. Уточнив детские впечатления, следует еще раз проиграть музыкальные произведения. Иногда музыка вызывает у ребенка потребность в движениях: например, слушая веселую музыку, дети хлопают в ладоши, прыгают. Если эти движения не мешают ребенку воспринимать музыку, а наоборот, как бы дополняют и углубляют ее восприятие, воспитатель допускает их[14].

Обычно следует проводить слушание музыки без последующего разбора, так чтобы дети воспринимали ее непосредственно. Но иногда можно разобрать с ними музыку после того, как они ее прослушают. Разбор состоит в том, что дети определяют характер музыкального произведения, его частей, отдельных средств музыкальной выразительности (сила звука, высота).

Учитывая положительное влияние слушания музыки на детей, следует возможно больше расширить рамки этой работы даже в детских садах, где нет музыкального работника или воспитателя, играющего на каком-нибудь инструменте. В таких случаях можно приглашать баяниста, пользоваться компьютером, DVD-проигрывателем, музыкальным центром, магнитофоном, детскими радиопередачами.

Некоторые воспитатели пренебрежительно относятся к компьютеру, плохо умеют работать с аудио-дисками. Компьютер портативен, воспитатель может им пользоваться в любое время; с помощью интернета дети имеют возможность познакомиться с музыкой в различном исполнении, слушать сольное, хоровое пение, различные музыкальные инструменты (баян, скрипку, виолончель, рояль), духовой и симфонический оркестры, оркестр народных инструментов. Здесь существует еще одна особенность, что можно не только прослушать музыку, но и дать детям возможность познакомиться с видеоклипами, посмотреть манеру исполнения песен, познакомиться с музыкальными исполнителями воочию.

При проведении слушания музыки с помощью компьютера или DVD-проигрывателя воспитатель усаживает детей полукругом, а стол с компьютером ставит против них, чтобы все видели монитор и видеоизображение.

В жизни детей большое значение имеют радиопередачи. По радио дети слышат артистов, мастеров слова, певцов, музыкантов. Радио способствует обогащению речи детей, развитию музыкального слуха, вкуса, творческого воображения.

При организации просмотра детских музыкальных передач надо, прежде всего, обеспечить хорошую слышимость и видимость. Перед началом просмотра дети размещаются полукругом перед телевизором или компьютером, чтобы лучше видеть и слышать. Это помогает сосредоточить внимание. Воспитатель объявляет детям, о чем будет передача. Он должен знать детские музыкальные программы, только тогда можно выбрать программу, подходящую для данной группы детей.

Некоторые воспитатели требуют от детей полной тишины во время передачи. Если они негромко выражают свои впечатления и делятся с товарищами, их не следует останавливать.

Слушание музыки проводится на музыкальных занятиях, а также во время свободных занятий, творческих игр, если это уместно по ходу игры. Нередко малыши несут воспитателю книжки, картинки и просят: «Спой про лошадку, спой про куклу, про птичку». Воспитатель может это удачно использовать. Вот примеры из жизни старшей группы.

Придя в детский сад после выходного дня, дети собрались возле воспитательницы и стали один за другим рассказывать о том, что они видели, что делали дома. Одна девочка сказала, что была с мамой в клубе и видела там, как плясали под мелодию «Полянка». «Покажи, как они плясали», - предложила воспитательница и поставила диск с этой мелодией в исполнении баянистов. Сначала все послушали музыку, затем девочка исполнила пляску, вскоре к ней присоединились и другие дети.

А вот пример из практики воспитательницы Ю. Невелынтейн (Санкт-Петербург).

Во время завтрака на веранде из лесу донеслось кукование кукушки. Воспитательница прислушалась и запела знакомую детям песню «Там вдали за рекой». Ранней весной, когда земля была еще покрыта снегом, воспитательница принесла в группу первые подснежники. Она вынула один цветок, держа его за стебелек, и, покачивая, показала детям. «Как колокольчик», - замечает Витя. «А вы послушайте, как он звенит и что говорит», - произносит воспитательница и поет притихшим детям последнюю фразу из песни Гречанинова «Подснежник»; «Я вижу, погода тепла и ясна, скажите, ведь, правда, что это весна!».

Элементы слушания музыки встречаются во всей музыкальной работе: и в пении, и в движении под музыку. Перед тем, как начать разучивание песни, воспитатель предлагает детям послушать ее.

В средней и старшей группах, когда дети приобрели уже некоторый навык слушать музыку и могут более длительно сосредоточивать внимание, можно устраивать слушание музыки в виде концерта. В таком концерте исполняется несколько музыкальных произведений, из которых одно - два инструментальные, остальные вокальные. Обычно дается одна новая вещь, которая повторяется как на данном занятии, так и на последующих занятиях. Знакомые произведения можно исполнять по выбору и желанию детей. Систематически и правильно проводимое слушание музыки в детском саду поможет детям лучше воспринимать и понимать музыку.


Заключение

 

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Особая роль в сенсорном воспитании (целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия) детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, внимания, ориентировки в окружающем, обогащения разнообразными впечатлениями. Осуществляется оно в процессе игр-занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми (при умывании, одевании, кормлении и т.д.).

На первом году жизни малыша воспитатель показывает ему новые действия и называет их. Но со второго года и в дальнейшем при обучении ребенка показ и объяснение приобретают ведущее значение.

В процессе умственного воспитания детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.

На основе практических действий внутри процесса предметно-то восприятия начинают складываться элементарные формы мышления, развиваются1 память, внимание, подготавливается почва для развития речи.

Начальные проявления мышления относятся к концу первого - началу второго года жизни, когда малыш осваивает практические действия, направленные на достижение цели и основанные на выявлении элементарных связей между объектами.

В процессе обучения предметным действиям осуществляется не только его сенсорное развитие - у него формируется мышление.

Детей второго года обучают действиям с предметами-орудиями: кормить ложкой или причесывать гребешком мишку, куклу. На третьем году детям рекомендуют давать игрушки, имитирующие орудия труда: молоток, которым забивают колышки в песок или втулки в отверстия скамейки, грабельки для сгребания листьев, лопатки, совки для песка. И в дальнейшем практическая деятельность активно влияет на развитие более высоких уровней обобщения и суждения детей (А. А. Люблинская, А. К. Матвеева, В. В. Гербова и д"р.). Так, в процессе дидактических игр с куклой и атрибутами к ней дети третьего года жизни учатся группировать предметы под обобщающим словом посуда, одежда. Участвуя многократно в кормлении птиц и кролика, они делают вывод: «У всех птичек есть клюв. Все птички клюют», «Кролик морковку грызет, а конфету не любит».

Не менее важно для умственного развития ребенка совершенствовать его память, внимание, хотя они носят в раннем возрасте непроизвольный характер. Например, в первые месяцы жизни развивают зрительное и слуховое сосредоточение на показываемую игрушку, на ласковый разговор воспитателя, звуки музыкального инструмента. На втором году добиваются, чтобы дети проявили сосредоточенность, внимание до того, как увидят предмет, ориентируясь на установку воспитателя: «Посмотрим, что у нас в мешочке»; или: «Послушаем, кто к нам пришел». В конце второго, на третьем году жизни с помощью наглядно-действенного обучения важно формировать у детей все компоненты внимания. Тогда малыши будут способны не только слушать объяснения, следить за показом, но и удерживать внимание на том, что нужно построить, нарисовать и слепить. Это помогает им добиться результата. Так постепенно в процессе обучения роль речевых воздействий на ребенка значительно возрастает.

Воспитание и обучение в раннем возрасте осуществляются в основном в процессе индивидуальной работы с детьми. Вместе с тем на втором году дети привыкают играть и заниматься небольшими группами. Фронтальное обучение вводится только после трех лет.

Развитие детей может быть успешным лишь в случае, если активность воспитателя и ребенка обоюдна. Поэтому следует планировать не только сообщение знаний, но и то, как ребенок сможет проявить активность в движениях, речи, действиях. Необходимо следить, пользуется ли малыш в самостоятельной деятельности умениями, которые у него сформировались на занятиях. Добиться от детей раннего возраста нужной активности в самостоятельной деятельности достаточно трудно.

Слушание музыки - одно из основных средств эстетического воспитания. Оно должно занимать большое место в работе с детьми дошкольного возраста. С помощью слушания музыки воспитатель поднимает у ребенка интерес к музыке, развивает любовь к ней, повышает его восприимчивость. Дети приучаются сосредотачивать свое внимание, слушать и понимать музыку. Умело подбирая музыкальные произведения для детей, можно создать у них соответствующее настроение, внести успокоение.

Систематически и правильно проводимое слушание музыки в детском саду поможет детям лучше воспринимать и понимать музыку.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема умственного и эстетического воспитания занимает важное место в дошкольном образовании. Поэтому система дошкольного образования должна постоянно совершенствоваться, чтобы быть более эффективной.

На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева. Они создали теоретическую основу для построения системы музыкального воспитания в советский период, но их идеи звучат весьма актуально и сегодня. Поэтому знакомство студентов с вопросами музыкального воспитания в психолого-педагогической теории является одной из основных тем курса истории музыкального воспитания музыкальных руководителей.

Одним из первых заговорил о необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста В. М. Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду детства, он писал о том, что именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Вот почему главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях. В. М. Бехтерев одним из первых поставил и вопрос о создании «детской воспитательной музыки». Он полагал, что правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.


Библиография

 

1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвящении и образовании. - Л., 1973.

2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.- М.: Смысл: Эксмо, 2004.

3. Жавинина О. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе.- 2003.- N 5. - С. 49-52.

4. Казакова С. В. Проблема воспитания умственно-активной личности в истории музыкальной педагогики // Искусство и образование.- 2005.- N 1. - С. 75-85.

5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов дошкольн. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп. - М: Издат. центр "Академия", 2000.

6. Парамонова Л. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание.- 2003.- N 3. - С. 65-67.

7. Ратанова Т. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития // Дошкольное воспитание.- 2006.- N 8. - С. 80-88.

8. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие.- 5-е изд., стереотип. - М: ACADEMIA, 2001.

9. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1953. - Т. 1.

10. Чечина С. Н. Дошкольный музыкально-педагогический театр в нравственно-эстетическом воспитании детей // Искусство и образование.- 2005.- N 6. - С. 46-59.

11. Штанько И. Художественное воспитание дошкольников Обзор программ // Искусство в школе.- 2001.- N 4. - С. 13-14.

12. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада /; Под ред. Н.А.Ветлугиной.- 2-е изд., перераб. - М: "Просвещение", 1985.


[1] СМ также: Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвящении и образовании.- Л., 1973.- С. 113.

[2] Парамонова Л. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание.- 2003.- N 3. - С. 66.

[3] Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов дошкольн. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп. - М: Издат. центр "Академия", 2000.- С. 56.

[4] Ратанова Т. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития // Дошкольное воспитание.- 2006.- N 8. - С. 80.

[5] Стетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада /; Под ред. Н.А.Ветлугиной.- 2-е изд., перераб. - М: "Просвещение", 1985.- С. 37.

[6] Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.- М.: Смысл: Эксмо, 2004.- С. 98.

[7] Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие / Г.А. Урунтаева.- 5-е изд., стереотип. - М: ACADEMIA, 2001.- С. 92.

[8] Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1953. -Т. 1.- С. 324

[9] См.: Чечина С. Н. Дошкольный музыкально-педагогический театр в нравственно-эстетическом воспитании детей // Искусство и образование.- 2005.- N 6. - С. 48.

[10] Штанько И. Художественное воспитание дошкольников: Обзор программ // Искусство в школе.- 2001.- N 4. - С. 13.

[11] Жавинина О. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе.- 2003.- N 5. - С. 49-52.

[12] Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной.- 2-е изд., перераб. - М: "Просвещение", 1985.- С. 11.

[13] См.: Казакова С. В. Проблема воспитания умственно-активной личности в истории музыкальной педагогики // Искусство и образование.- 2005.- N 1. - С. 77.

[14] Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной.- 2-е изд., перераб. - М: "Просвещение", 1985.- С. 15.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.