Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-04-01 | 168 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Содержание
Введение
1. Анализ литературы по теме исследования
Проблема мотивации в психологии
Мотивация учебной деятельности и ее формирование
на разных возрастных этапах
Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении студентов
2. Динамика мотивационно-ценностных отношений студентов дошкольного факультета
Постановка проблем и методы исследования
Изучение особенностей мотивации студентов
дошкольного факультета
Исследование ценностных ориентаций студентов
Сравнительный анализ данных исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение.
В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику ВУЗа, особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности мотивационных установок поступления в ВУЗ и получаемой профессии. По мнению, М.И. Алексеевой, «мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности является неприемлемым условием формирования творчески активной и социально зрелой личности» [30; с 141].
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной так и зарубежной психологии. Вместе с этим как отмечал Х. Хеккаузен «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» [8; с 38].
|
Решением наиболее спорного в психологии мотивации вопроса о соотношении мотива и потребности занимались Манукян С.П., Шаров Ю.В., Бажович М.И., А.Н. Леонтьев. Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры (В.Г. Асеев, М.И. Бажович, А. Маслоу, Б.И. Дадонов) и различные виды мотивов (Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон, Обуховский К.).
Особенно широко изучается мотивация отдельных видов деятельности в частности учебной деятельности. Большой вклад в изучение особенностей мотивации учебной деятельности внесли А.К. Маркова, А.Т. Матис, Ю.Б. Орлов, М.В. Матюшкина. Важность положительной мотивации для эффективности и успешности учебной деятельности была доказана исследователями Г. Клаусом, В.А. Якунина, Н.И. Мишкова.
Кроме того, данные некоторых исследователей позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае низких специальных способностей (А.А. Мотков). Однако изучение мотивации учебной деятельности ограничивается лишь младшим школьным возрастом. Исследование проблемы мотивации в профессиональном становлении студентов является наименее изученной. Студенческий возраст изучается в основном с точки зрения особенностей познавательных процессов и личностных особенностей студентов. (Донцов А.И., Белокрылова Г.М., Никеличев М.В.). Исследование особенностей личности студентов привело к выделению нескольких типизаций студентов (Готлиб, Ходкина, Зеер). Н.Б. Нестерова, по психологическим особенностям развития учебно-познавательной деятельности студентов и ее мотивации, разделила весь период обучения на 3 этапа. Однако, данные об особенностях мотивации студентов в разные периоды обучения нам не удалось обнаружить. Недостаточная теоретическая изученность проблемы развития мотивации в студенческом возрасте обуславливает актуальность темы исследования. Данная работа имеет и определенное практическое значение. Так как изучение ценностного содержания мотивов поступления в ВУЗ и дальнейшей их динамики, в ходе обучения для эффективности управления формированием правильного эмоционально положительного отношения к будущей трудовой деятельности и осуществления дифференцированного подхода в учебно-воспитательной работе со студентами с различными типами мотивации.
|
Цель: Изучение мотивационной сферы студентов дошкольного факультета.
Предмет: Изменение мотивационно-ценностного отношения студентов в процессе обучения.
Гипотеза: 1) В ходе профессионального становления во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысление ее основных терминальных ценностей. 2) Студенты социально-педагогического колледжа отличаются от студентов большей выраженностью мотивации достижения в связи с незавершенным профессиональным самоопределением.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме мотивации, особенности развития учебной мотивации на разных возрастных этапах.
2. Изучить особенности профессионального становления студентов.
3. Исследовать особенности мотивации у студентов дошкольного факультета на разных курсах.
4. Выявить преобладающие ценности в направленности личности студентов.
5. Выполнить сравнительный анализ результатов исследования.
6. На основе статистического анализа данных проследить динамику мотивационно-ценностного отношения студентов.
Инструкция.
«Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен
Прочтите утверждения текста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, соответствующую выбранному Вами ответу.
|
Не тратьте время на обдумывания ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел к Вам в голову.
Каждое последующее утверждение читайте только после того, как Вы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке производится подсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты теста.
Результаты теста будут использованы только для научных целей и дается полная гарантия их неразглашения.
В тесте нет «хороших» или «плохих» ответов. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно и искренне выражайте свое собственное мнение.
Если у Вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест.
Теперь приступайте к работе».
Инструкция.
Тест состоит из ряда утверждений касающихся отдельных сторон характера, а так же мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
-1 – скорее не согласен, чем согласен
-2 – не согласен
-3 – полностью не согласен
Процедура подсчета суммарного балла.
Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:
+ | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответам испытуемых на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») приписываются баллы на основе соотношения:
+ | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Ключ к мужской форме: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -29, -30, +31, -32.
Ключ к женской форме: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.
|
На основе подсчета суммарного балла определяют, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей подборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.
Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин).
Этот опросник основывается на 2х предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности. Перечень терминальных ценностей диагностируемых в начале опросника включает в себя 8 наименований:
1. Собственный престиж, т.е. завоевываение своего признания в обществе путем следования определенных социальных требований.
2. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
6. Достижения, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач, как главный жизненный фактор.
7. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общественными, защита своей неповторимости.
Реальная жизнь человека очень не однородна. Одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции различные по своему содержанию, виды деятельности, реализовывать в них определенную социальную роль. По своему сходству все эти особенности объединяются в определенные жизненные сферы. На наш взгляд наиболее типичными для большинства индивидов являются следующие сферы:
а) профессиональная жизнь;
б) обучение и образование;
в) семейная жизнь;
г) общественная жизнь;
д) увлечения.
Необходимо отметить, что терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах – каждая из которых в силу своей объективности, обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей. Поэтому, сферы способствующие этой реализации в наибольшей степени приобретают для индивида наибольшую значимость.
|
Таким образом, вторым диагностическим конструктом нашего опросника выступает значимость для индивида той или иной жизненной сферы, как источника реализации или иной терминальной ценности.
В целом конструкция опросника даем возможность пользователю ответить на 3 основные вопроса:
1. Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида.
2. Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида.
3. В какой жизненной сфере преобладают терминальные ценности, реализованные в наибольшей степени.
Структура опросника:
Структура опросника такова, что для диагностики двух основных конструктов теста используются одни и те утверждения. Такая структура позволяет производить анализ полученных данных не только относительно выраженности каждой из терминальных ценностей и отдельно значимости жизненной сферы, но и относительно выраженности каждой из терминальных ценностей в каждой жизненной сфере.
Обработка данных производится с помощью таблицы ключа: В которой в каждой клеточке указаны номера ответов, сумма которых даст шкальную оценку. По этой оценке определяется значимость терминальных ценностей и жизненных сфер.
Ключ
Профессиональная жизнь | Обучение и образование | Семейная жизнь | Общественная жизнь | Увлечения | |
Собственный престиж | 21, 57 | 5, 73 | 6, 49 | 27, 65 | 7, 74 |
Высокое материальное положение | 36, 66 | 20, 59 | 11, 58 | 8, 45 | 30, 63 |
Креативность | 31, 79 | 2, 55 | 9, 53 | 37, 48 | 25, 72 |
Активные социальные контакты | 15, 47 | 28, 64 | 34, 42 | 22, 60 | 16, 54 |
Развитие себя | 41, 70 | 23, 44 | 38, 69 | 17, 56 | 35, 80 |
Достижения | 1, 52 | 10, 50 | 24, 46 | 32, 68 | 13, 76 |
Духовное удовлетворение | 4, 43 | 33, 78 | 18, 62 | 3, 40 | 39, 71 |
Сохранение собственной индивидуальности | 26, 51 | 14, 75 | 29, 67 | 12, 51 | 19, 77 |
Ценностные ориентации (М. Рокич).
Адаптированный вариант методики М. Рокича служит для исследования системы ценностей личности.
Испытуемому предлагается проранжировать ценности. Затем на сколько испытуемый уверен в том, что при повторном опыте был бы тот же результат.
См. в приложении № 4.
Обработка: доминирующая направленность ценностных ориентаций четко фиксируется как определенная жизненная позиция по критериям уровня вовлеченности, с одной стороны в сферу труда, а с другой – в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить, жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей – средств и представлений о нормах поведения, которое человек рассматривает в качестве эталона.
2.1 Изучение особенностей мотивации студентов дошкольного факультета.
Для решения поставленной задачи были использованы: Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции (ТМА), тест-опросник для измерения мотивации достижения (ТМД).
По данным проведения тест-опросника ТМД на выборке 1 курса (у) оказалось, что 4 человека из 30 получили от 165 баллов и выше, что говорит о том, что потребность в достижении у этих студентов выражена сильно. Остальные 26 человек получили средние оценки. Поскольку среди тех студентов, у которых потребность в достижении выражена средне, наблюдается большой разброс школьных оценок (от 105 до 162), что говорит о том, что средняя выраженность потребности в достижении проявляется неодинаково. Поэтому мы посчитали необходимым выделить оценки приближающиеся к верхней границе, и нижней границе. Здесь и далее оценки верхней границы в данной выборке будут соответствовать сильной выраженности потребности в достижении, т.е. выраженности мотива стремления к успеху, нижняя граница оценок будет соответствовать слабой выраженности потребности в достижении, т.е. преобладанию мотива избегания неудач. Остальные оценки соответствуют средней выраженности потребности в достижении.
С учетом данных дополнений мы получили следующие результаты. (см. таблицу № 1)
Выраженность потребности в достижении у студентов
Таблица № 1
Критерии | Университет | Колледж | |
Высокий уровень | 1 курс | 22,7% | 36,6% |
3 курс | 11,2% | 20% | |
5 курс | 30% | 23,5% | |
Средний уровень | 1 курс | 40,9% | 46,7% |
3 курс | 66,6% | 70% | |
5 курс | 50% | 52,9% | |
Низкий уровень | 1 курс | 36,3% | 16,6% |
3 курс | 22,2% | 10% | |
5 курс | 20% | 23,5% |
Таким образом, из таблицы видно, что в данной выборке количество студентов со средним уровнем выраженности потребности в достижении приблизительно одинаково, поэтому во внимание принимается только высокий и низкий уровень выраженности потребности в достижении. Так, у студентов 1 курса колледжа большее количество (36,6%) студентов характеризуется высоким уровнем выражения потребности в достижении. И меньшая часть группы характеризуется низким уровнем выраженности потребности в достижении, т.е. для данных студентов свойственен мотив избегания неудачи. У студентов 1 курса университета большее число студентов (36,3%) составляют те, у которых потребность в достижении выражена на низком уровне. И меньше всего студентов в этой группе проявляют мотив стремления к успеху на высоком уровне. Среди студентов 3 курса колледжа преобладают студенты потребность в достижении у которых выражена на высоком уровне, и меньшее число студентов характеризуются преобладанием мотива избегания неудачи, т.е. потребность в достижении выражена слабо.
Студентов 3 курса университета, мотив достижения которых находится на низком уровне больше, чем число студентов, мотив достижения у которых находится на высоком уровне. У 5 курса колледжа число студентов с высоким и низким уровнем выраженности мотива достижения одинаково. У 5 курса университета в группе преобладают студенты с высоким уровнем потребности в достижении (30%). И меньшая часть группы характеризуется низким уровнем мотива достижения.
Данные тест-опросника для измерения мотивации аффиляции позволяют выделить 4 группы интенсивности проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения.
В результате исследования данные распределяются следующим образом (см. таблицу № 2)
Таким образом, для студентов 1 курса (кол) характерно преобладание мотива стремления к принятию. Почти у такого же количества студентов (32,1%) преобладает мотив страха отвержения. Более 20% студентов группы относятся к группе, в которой интенсивность обоих мотивов высокая. И меньше всего студентов характеризуются низкой интенсивностью обоих мотивов.
1 курс (унив) из таблицы видно, что количество студентов, у которых интенсивность обоих мотивов высокая, такое же высокое, как и число студентов у которых интенсивность обоих мотивов низкая. Так же в данной группе число студентов с преобладающим мотивом к принятию выше, чем число студентов с преобладанием мотива страха отвержения.
3 курс (кол). Исходя из данных таблицы видно, что в данной группе преобладают студенты у которых интенсивность обоих мотивов высокая. Притом, что в данной группе выявляется преобладание мотива СО над мотивом СП.
3 курс (унив). Среди студентов группы у большего числа из них интенсивность обоих мотивов высокая. Так же из таблицы видно, что мотив СП в данной группе преобладает над числом студентов с преобладанием мотива страха отвержения.
5 курс (кол). В данной выборке преобладает высокая интенсивность обоих мотивов из структуры мотивации аффиляции, а так же у большинства студентов стремления к принятию решения выше, чем мотив страха отвержения.
5 курс (унив). Из таблицы видно, что в данной выборке число студентов с преобладающим мотивом СО больше, чем число студентов с преобладающим мотивом СП. Так же высоко число студентов у которых интенсивность обоих мотивов низкая.
Интенсивность проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения у студентов
Таблица № 2
Критерии | Университет | Колледж | |
Интенсивность обоих мотивов высокая | 1 курс | 31,8% | 21,4% |
3 курс | 33,3% | 30% | |
5 курс | 16,6% | 29,4% | |
СП | 1 курс | 18% | 35,7% |
3 курс | 27,7% | 20% | |
5 курс | 27,7% | 29,4% | |
СО | 1 курс | 13,6% | 32,1% |
3 курс | 22,8% | 25% | |
5 курс | 33,3% | 23,5% | |
Интенсивность обоих мотивов низкая | 1 курс | 36,3% | 10,7% |
3 курс | 22,2% | 25% | |
5 курс | 22,2% | 17,6% |
2.3 Исследование ценностных ориентаций студентов.
В данном параграфе опишем полученные результаты. После проведения опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина, мы получили следующие данные. (см. таблицу № 3).
Как видно из таблицы, для группы 1 курса (унив) наиболее значимой является - терминальная ценность духовное удовлетворение, и наиболее значимой жизненной сферой обучение и образование. Однако, согласно данным исследования преобладающими ценностями относительно жизненных сфер являются: собственный престиж, в наибольшей степени реализующийся в сфере профессиональной жизни, высокое материальное положение – в сфере семейной жизни, и духовное удовлетворение – в сфере общественной жизни.
Для группы 1 курса (кол) наиболее значимой является терминальная ценность развитие себя, и наиболее значимой жизненной сферой является обучение и образование. Выделяются так же ценности, в наибольшей степени реализующиеся в определенных жизненных сферах: это духовное удовлетворение, реализующееся в профессиональной жизни, и развитие себя в сфере удовольствия.
Согласно таблицы, для 3 курса (унив) наиболее значима терминальная ценность высокое материальное положение, а наиболее значимой жизненной сферой является так же обучение и образование. При том, ведущая терминальная ценность высокое материальное положение в наибольшей степени реализуется в сферах обучения и образования, семейная жизнь, общественная жизнь.
Для 3 курса (кол) наиболее значимой является высокое материальное положение, и развитие себя, а преобладающей жизненной сферой является обучение и образование. В то же время преобладание ценности высокое материальное положение в наибольшей степени реализуется в сфере образования и обучения.
5 курс (унив). Согласно данным исследования, наиболее значимой в данной группе является высокое материальное положение, реализуемое в большей степени в семейной жизни.
5 курс (кол). Исходя из данных таблицы, преобладающей терминальной ценностью так же является высокое материальное положение, которая в наибольшей степени реализуется в преобладающей жизненной сфере обучения и образования.
В результате проведения методики М. Рокича мы разделили студентов на несколько групп по преобладающим ценностям. Данные исследования представлены в таблице № 4.
Таблица № 4
Курсы | Здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость. | Активная деловая жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь. | Личностные характеристики | Другие | |
1 | колледж | 34,8% | 31,4% | 29,8% | 4% |
универс. | 41,6% | 55,4% | 0 | 3% | |
3 | колледж | 43,7% | 55,3% | 0 | 3% |
универс. | 47,2% | 49,5% | 0 | 3,3% | |
5 | колледж | 45,3% | 50,5% | 0 | 4,2% |
универс | 46,4% | 49,5% | 0 | 4,1% |
Таким образом, из данных таблицы видно, что выборка разделилась в основном на две группы преобладающих ценностей. Так студенты 1 к (у), 3 к (к) и 3 к (у), а так же 5 к (к и у) выявили 2 группы: 1 – духовные ценности, и ценности семейно-бытовой сферы, и 2 группа – материальные ценности практические. Причем во всех группах выборки группы ценностей равнозначны. Так же были студенты, у которых ценности не входят в вышеперечисленные группы. Но их число очень не велико. Согласно данным исследования, студенты 1 к (к) кроме 2 групп перечисленных ценностей значимыми считают так же ценности характеризующие личность: уверенность в себе, свобода в принятии решений, отстаивание своего мнения и т.д.
Выделение групп ценностей
Таблица № 10
Курсы | Духовные | Материальные | Личностные | Другие | |
1 | кол. | 34% | 31,4% | 23,8% | 4% |
унив. | 41,6% | 55,4% | 0 | 3% | |
3 | кол. | 43,7% | 53,3% | 0 | 3% |
унив. | 47,2% | 49,5% | 0 | 3,3% | |
5 | кол. | 45,3% | 50,5% | 0 | 4,2% |
унив. | 46,4% | 49,5% | 0 | 4,1% |
Итак, исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что в ходе профессионального становления во время обучения в ВУЗе происходят изменения мотивационной сферы студентов и переосмысление основных терминальных ценностей. Студенты социально-педагогического колледжа отличаются от студентов педагогического университета большей выраженностью мотивации достижения, в связи с незавершенным профессиональным самоопределением, подтвердилась результатами нашего исследования. Действительно, в ходе профессионального становления происходит изменение мотивационной сферы студентов, от средней выраженности мотива достижения на 1 курсе к высокому уровню мотива достижения на 3 и 5 курсе. А так же происходит изменение мотивации аффиляции от среднего уровня на 1 курсе к высокой интенсивности мотивации аффиляции на 3 и преобладанию мотивов СП и СО на 5 курсе.
Данные нашего исследования подтверждают и то, что студенты колледжа действительно отличаются большей выраженностью мотива достижения, в отличии от студентов университета.
Кроме того отсутствие статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов объективно значимых для них основных ценностей, указывает на их относительную устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента.
Заключение.
Данное исследование посвящено изучению актуальной, сложной и недостаточно разработанной проблеме мотивации в профессиональном становлении специалистов в период обучения.
Теоретический анализ психологической литературы показал, что проблема мотивации является одной из фундаментальных и противоречивых проблем в психологии. Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в профессиональном становлении студентов указывается на влияние мотивационных установок студентов на успешность учебной деятельности.
Нами была предпринята попытка изучения особенностей мотивационной сферы студентов в разные периоды обучения.
Для этого, мы изучили 2 основных вида мотивации: мотивация достижения и мотивация аффиляции. Результаты проведенного исследования позволяют вывод о том, между студентами колледжа и студентами университета существуют различия в проявлении мотивации достижения. Т.е. мотивация достижения у студентов колледжа выражена в большей степени, нежели у студентов университета. Связано это может быть с незавершенным профессиональным самоопределением студентов колледжа. Мотивация аффиляции так же наиболее выражена у студентов колледжа, по сравнению со студентами университета, что обусловлено большей свободой предоставленной студентам университета. В целом наблюдается изменение мотивации достижения и мотивации аффиляции от низкого уровня на 1 курсе к более высокому на 3 и 5 курсах.
В ходе данного исследования были так же изучены основные терминальные ценности студентов дошкольного факультета. Данные исследования выявили нацеленность студентов больше на духовное удовлетворение, и развитие себя в начале профессионального становления. А к концу обучения их ценностные ориентации становятся более материальными. Причем, нацеленность на духовные ценности и ценности развития себя у студентов колледжа сохраняется дольше, нежели у студентов университета.
В результате проведения сравнительного анализа данных оказалось, что в ходе профессионального становления на всем протяжении обучения, происходят статически значимые изменения мотивации достижения и мотивации аффиляции в сторону увеличения ее выраженности от 1 к 5 курсу. А так же наблюдается статически значимые различия в проявлении мотивации достижения между студентами колледжа и университета. Мотивация достижения наиболее выражена у студентов колледжа по сравнению со студентами университета. Отсутствие статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов и учебных заведений субъективно значимых для них основных целей – ценностей указывает на их относительную устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента.
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают часть гипотезы, о том, что 1) в ходе профессионального становления, во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов. 2) Студенты социально-педагогического колледжа отличаются от студентов педагогического университета большей выраженностью мотива достижения, в связи с незавершенным профессиональным самоопределением. И опровергают, гипотезу, о том, что в ходе профессионального становления происходит переосмысление основных терминальных ценностей.
Список литературы.
1. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976г.
2. Аритова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания. Вестник МГУ сер. Психология № 4, 1998г. с 40-52.
3. Алексеева М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом. Сб: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. Москва, Одесса. 1986г.
4. Айламадян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. Вопросы психологии. 1990г. № 4.
5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1078г.
6. Бжалова И.Г. Установка и поведение. М., 1979г.
7. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1976г.
8. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации. Вестник МГУ. Психология. сер 14 1998г. № 2.
9. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении. Вопросы психологии. 1997г. № 4.
10. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. Вопросы психологии. 1997г. № 3.
11. Ваник Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий. Вопросы психологии. 1989г. № 3.
12. Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах. М., 1981г.
13. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и проф-тех училищ. М., 1986г.
14. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов. Вопросы психологии. 1999г. № 2.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 1998г.
16. Забродин Ю.М. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности. Вопросы психологии. 1989г. № 6.
17. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза. Вопросы психологии 1998. № 2.
18. Крылов Н.И. Подготовка учащихся средних школ к выбору рабочей профессии. Вопросы психологии. 1985 г. № 5.
19. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 1985 г. № 4.
20. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996г.
21. И. Кон. Психология ранней юности. М., 1989г.
22. Клаус. Г. Введение в дифференцированную психологию учащихся. М., 1987г.
23. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности у успешности обучения студентов в вузе. Психологический журнал. Т. 14. 1996 г. № 4.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание личности. М., 1977 г.
25. Матюшкина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников. Вопросы психологии. 1985 г. № 1.
26. Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1989 г. № 1.
27. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 г.
28. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения. Вопросы психологии. 1984 г. № 4.
29. Немов Ф.С. Психология. 1991 г. 2 кн.
30. Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию. Вопросы психологии. 1986 г. № 2.
31. Практическая психология в образовании. М., 1997 г. Под редакцией И.В. Дубровиной.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989 г.
33. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов на Дону. 1994 г.
34. Реан А., Колошинский. Социально-педагогическая психология. М., 1998 г.
35. В.И. Степанский. Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности.
36. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. / Ред. и составители Райгородский. Хрестоматия. М., 1996 г.
37. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998 г.
38. Хеккаузен. Мотивация деятельности в 2 т. М., 1986 г.
39. Формирование личности старшеклассника. / Под ред.
И.В. Дубровиной. М., 1989 г.
40. Раустова Э.Н. Доминирующие ценности ориентации у студентов МГУ. Социология. 1995 г. № 4.
41. Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация. Детский психолог. 1995 г. № 7.
42. Шалионов Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте. Автореферат. С-Пб. 1997.
43. Юпитова А.В., Зотова А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов. Социс. 1997 г. № 3.
44. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969 г.
45. Якунин В.А. Педагогическая психология. С-Пб. 1998 г.
Приложение № 1
Приложение № 2
Тест опросника (форма Б)
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль.
6. Более сильные переживания у меня вызываются скорее страхом неудачи, чем надеждой на успех.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность удачи равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. После успешного ответа на экзамене я скорее с о
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!