История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-04-01 | 152 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________ факультет
Кафедра ________________________________________
Реферат на тему:
«Минимальные социальные гарантии
Для работников в Украине»
Выполнил:
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
г. Симферополь, 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Минимальные гарантии в трудовом праве: понятие, содержание, специфика правового регулирования… … … … … … … … … … … … …..3
2. Трудовое соглашение (договор) как способ обеспечения социальных гарантий для работников… … … … … … … … … … … … …..6
3. Гарантии прав граждан на охрану труда … … …… … … … ….10
4. Рабочее время… … … … … … … …… … … … … … … … ….12
5. Гарантии в отношении отпусков и времени отдыха…... … …..13
6. Оплата труда … … … … … … … … … … … …... … … … ….16
7. Новеллы в международном трудовом праве и социальном гарантировании… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 23
1. Минимальные гарантии в трудовом праве: понятие, содержание, специфика правового регулирования
Регулирование трудовых отношений в Украине производится на основании законодательства о труде, в частности, Кодекса Законов о труде. Согласно ст. 3 КЗоТ, законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.
Общие положения содержат нормы, определяющие предмет, сферу действия, функции трудового права, принципы правового регулирования, единство и дифференциацию, субъекты трудового права, их правовой статус. Надлежащее место в общих положениях должно быть отведено нормам, закрепляющим право на труд, его понятие, содержание, гарантии.
|
Действующим трудовым законодательством предусмотрены гарантии осуществления работниками своих прав и ответственность за исполнение трудовых обязанностей. Гарантии трудовых прав установлены при приеме на работу, изменении трудового договора, его прекращении.
Гарантии в одних случаях предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав, в других — устанавливают границы действий обязанных лиц, в третьих — обеспечивают возможность своевременного обжалования действий, нарушающих указанные права, в четвертых — обеспечивают компенсацию материального ущерба, вызванного их нарушением за счет виновных лиц[i]
Общий предел особенностей правового регулирования трудовых отношений работников, указанных в части второй ст. 3 КЗоТ, таков, что указанным работникам в любом случае предоставляются предусмотренные законодательством о труде гарантии, касающиеся труда женщин, молодежи, инвалидов, охраны труда и занятости. Не должно возникать особых сложностей при определении круга гарантий (и устанавливающих их норм) для женщин, молодежи и инвалидов. Гарантии, касающиеся охраны труда, установлены статьями 153-173' КЗоТ, Законом "Об охране труда" соответствующими специальными нормативными актами.[ii]
5 октября 2000 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О
государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях». Этот Закон определяет правовые основы формирования и применения государственных социальных стандартов и нормативов, направленных на реализацию закрепленных Конституцией Украины и законами Украины основных социальных гарантий.
Государственные социальные гарантии являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности. Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет средства местных бюджетов.
|
Размежевание полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере формирования и применения нормативов финансового обеспечения предоставления государственных социальных гарантий определяется в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины. Координацию деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно применения государственных социальных стандартов и нормативов и нормативов финансового обеспечения предоставления государственных социальных гарантий осуществляют специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию государственной политики в сфере финансов и социальной защиты.[iii]
Особенности труда членов кооперативов и их объединений, коллективных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством и их уставами. При этом гарантии по занятости, охране труда, труда женщин, молодежи, инвалидов предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством о труде. Формулировка части второй ст. 3 КЗоТ "особенности труда членов кооперативов" распространяется, на наш взгляд, на членов не только производственных, но и других кооперативов, в частности, на членов потребительских обществ. С учетом этого следует признать, что п. 4 ст. 6 Закона "О потребительской кооперации", предоставляющий членам потребительского общества право первоочередного приема на работу в общество, не противоречит ст. 3 и другие нормы КЗоТ.
Государство осуществляет финансовую поддержку местного самоуправления с целью обеспечения предоставления государственных социальных гарантий на основе нормативов затрат (финансирования). Целевая государственная поддержка осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных общин относительно обеспечения предоставления государственных социальных гарантий.
|
В части, не противоречащей законодательству Украины, в Украине продолжает действовать Закон "О кооперации в СССР". При этом положения Закона "О кооперации в СССР" и уставов имеют юридическую силу лишь постольку, поскольку они не снижают установленный законодательством о труде уровень гарантий прав работников, касающихся занятости, охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.
Какое-либо снижение уровня гарантий, установленного на этот счет законодательством о труде, не может допускаться ни специальным законодательством, распространяющимся на кооперативы, ни их уставами.
Одним из важных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения является становление государственных стандартов и государственных социальных гарантий. Государственные социальные стандарты — это установленные законами, другими нормативно-правовыми актами социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий. Государственные социальные гарантии — установленные законами минимальные размеры оплаты труда, доходов граждан, пенсионного обеспечения, социальной помощи, размеры других видов социальных выплат, установленные законами и другими нормативно-правовыми актами, которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума.
Рабочее время
Рабочее время — это установленный законодательством отрезок календарного времени, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работы либо условиями трудового договора должен выполнять свои трудовые обязанности.
Конституция Украины в ст. 45 предусматривает, что работающему гарантируется установленная законом продолжительность рабочего времени.
Продолжительность рабочего времени устанавливается как в централизованном порядке, так и на уровне локального регулирования. И если ранее установленные на законодательном уровне нормы, регулирующие продолжительность рабочего времени, были императивными, то в современных условиях наблюдается тенденция коллективно-договорного и индивидуального (в рамках трудового договора) регулирования продолжительности рабочего времени. Государство лишь устанавливает определенный предел продолжительности рабочего времени. Так, в соответствии со ст. 50 КЗоТ Украины нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Такая продолжительность рабочего времени называется нормальное рабочее время. Причем, следует отметить, что предусмотренные законодателем гарантии в отношении предельной продолжительности рабочего времени распространяются на работников предприятий всех форм собственности. (Ст. 3 КЗоТ Украины).
|
Оплата труда
Оплата труда — едва ли не самая важная категория в системе условий труда. В ней как ни в какой иной сфере отражаются все противоречия общества, все достижения и просчеты. Поэтому подходить к правовым вопросам оплаты труда необходимо с исследованием объективных реальных общественных отношений. Именно социально-экономические аспекты позволяют раскрыть те проблемы, которые имеют место в современных условиях в Украине в сфере оплаты труда, и «подсказать» правовые средства, формы их решения.
Как социально-экономическая категория заработная плата представляет собой фиксируемую в денежной форме определенную часть доходов граждан в структуре национального дохода страны. Как известно, с доходов граждане выплачивают подоходный налог. По этому показателю можно проанализировать, как обстоит дело с доходами у населения. В современных условиях развития экономики, когда более 50% предприятий являются убыточными, имеют задолженность перед государством и по выплате заработной платы работникам, часть подоходного налога с доходов граждан в структуре консолидированного бюджета Украины составляет около 11%, в то время как в США, например, она достигает почти 30%[vi].
Действующим законодательством, в частности, статьей 97 КЗоТ Украины, предусмотрены нормы, которые позволяют предприятиям, в случае необходимости, использовать почасовую систему оплаты труда работников.
Указанная система оплаты труда применяется для работников, которые работают на условиях неполного рабочего времени, на временных, разовых работах, на ремонте и обслуживании оборудования, контроле качества продукции, экспериментальных и вспомогательных работах, ремонтно-строительных, транспортных и т.д.
Она приемлема также для женщин с малолетними детьми, молодежи, которая совмещает работу с учебой, людей, у которых ограниченная трудоспособность и которые заинтересованы в работе на условиях неполного рабочего дня.
Учитывая, что длительность рабочего времени по месяцам года разная, при выполнении часовой нормы труда за одну и ту же выполненную работу работнику гарантируется разное вознаграждение.
|
Поэтому назрела неотложная потребность упорядочить этот процесс, в частности, ввести в законодательное поле такое понятие, как почасовая минимальная заработная плата, и предусмотреть определенные гарантии для работников, которые работают по почасовой системе оплаты труда.
С целью реализации этой задачи и внедрения в Украине новой социальной гарантии – регулированной государством минимальной почасовой заработной платы - был разработан Кодекс законов о труде Украины и Закон Украины «Об оплате труда».
Законами определены основные принципы установления минимальной почасовой заработной платы. Размер минимальной заработной платы устанавливается одновременно в месячном и почасовом размере с учетом прожиточного минимума, общего уровня средней заработной платы, уровня занятости и других экономических условий. Почасовой размер минимальной заработной платы определяют, исходя из месячного размера минимальной заработной платы и среднемесячной длительности рабочего времени при нормальной длительности рабочего времени 40 часов в неделю.
Процедура определения размера минимальной заработной платы неизменна. Устанавливать размер минимальной почасовой заработной платы продолжают в том же порядке, который предусмотрен действующей редакцией статьи 10 Закона Украины «Об оплате труда» относительно установления минимальной заработной платы.
Установление на государственном уровне размера минимальной почасовой заработной платы не уменьшил объем существующих прав работников.
Внедрение минимальной почасовой заработной платы никаким образом не связано с уменьшением нормы длительности рабочего времени. Кодексом законов о труде Украины (статья 50) уже предусмотрена возможность предприятия при заключении коллективного договора устанавливать меньшую норму длительности рабочего времени.
С целью установления дополнительных гарантий работникам, которые будут работать по почасовой системе оплаты, статью 106 КЗоТ Украины предлагается дополнить нормой относительно проведения оплаты сверхурочных всех часов, отработанных работником сверх установленной законодательством длительности рабочего времени в неделю в случае, если работнику не установлена длительность ежедневной работы.
Внедрение предложенных законодательством изменений в законодательство будет способствовать дальнейшему усилению социальной защиты человека труда. [vii]
Законом также устанавливаются условия определения размера минимальной заработной платы, один из которых – учет размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, который отвечает нормам Конвенции МОТ № 131. Указанная норма предусматривает возможность для государства устанавливать размер минимальной заработной платы с учетом как 100 процентов, так и более высокого процента прожиточного минимума, исходя из финансовых возможностей как бюджетов, так и предприятий.
Норма, что минимальная заработная плата не может быть меньше прожиточного минимума, установлена Законом Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» и не нуждается в дублировании законодательными актами Украины.
Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм за трудовые успехи, изобретательство, а также за особые условия труда. В фонд дополнительной заработной платы входят доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, премии за выполнение производственных заданий и функций. Например, надбавки за квалификационное мастерство, за знание иностранного языка, за классность водителям, бригадирам за руководство бригадой, персональные надбавки за работу во вредных условиях труда; премии за выполнение и перевыполнение производственных заданий, за выполнение аккордных заданий в срок, за уменьшение простоев оборудования; вознаграждения за выслугу лет, оплата разовых работ на предприятии; оплата труда студентов во время прохождения практики; оплата за работу в выходные и праздничные дни; затраты, связанные с оплатой жилья работникам предприятия и др.
К гарантиям для работников относится оплата ежегодных отпусков; за время выполнения государственных обязанностей; для работников, направляемых для повышения квалификации, на медицинское обследование; для переведенных работников по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; время перевода на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; время производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; в связи с исполнением донорских обязанностей; установление гарантий и компенсаций работникам при переезде на работу в другую местность; служебных командировок; работы в полевых условиях и др.
Гарантийные выплаты — это суммы, сохраняющие работнику заработную плату (полностью или частично) за время, когда он по уважительным причинам, предусмотренным законом, освобождается от выполнения трудовых обязанностей и за ним сохраняется место работы. Гарантийные доплаты — это суммы, выплачиваемые сверх заработной платы работнику при сокращении рабочего времени или переводе на другую работу в установленных законом случаях. Эти выплаты не являются заработной платой, но тесно с ней связаны:
1) осуществляются из фонда оплаты труда;
2) размер их, как правило, соизмеряется с теми же
показателями, что и заработная плата. К основным гаранти йным выплатам относятся:
1) выплаты работникам за время выполнения государственных или общественных обязанностей (ст. 119 КЗоТ);
2) выплаты при переезде на работу в другую местность (cm. 120 КЗоТ);
3) выплаты при служебных командировках (cm. 121 КЗоТ);
4) выплаты за время повышения квалификации с отрывом от производства (cm. 122 КЗоТ, постановление Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997г. № 695 «О гарантиях и компенсациях для работников, которые направляются для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения иным профессиям с отрывом от производства»);
5) выплаты за время пребывания в медицинском учреждении на обследовании (ст. 123 КЗоТ);
6) выплаты донорам (ст. 124 КЗоТ, cm. 9 Закона Ук раины от 23 июня 1995 г. «О донорстве крови и ее компонентов»);
7) выплаты работникам — авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений (ст. 126 КЗоТ);
8) выплаты за участие в коллективных переговорах и подготовке проекта коллективного договора или соглашения (ст. 12 Закона Украины. «О коллективных договорах и соглашениях»);
9) выплаты независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей за время работы в примирительных органах, т.е. за участие в разрешении коллективного трудового спора (ст. 14 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»).
Гарантийные доплаты выплачиваются работнику в случае снижения заработка. К основным видам доплат относятся:
1) доплаты несовершеннолетним работникам (ст. 194 КЗоТ);
2) доплаты при переводе работника на другую работу и перемещении (при переводе на другую нижеоплачиваемую работу и перемещении — ст. 114 КЗоТ, при переводе на легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ст. 178 КЗоТ) и в других случаях.
Компенсационные выплаты — это суммы, выплачиваемые работникам сверх оплаты по труду для компенсации затрат, связанных с выполнением ими своих трудовых обязанностей, а также расходов в связи с переездом при приеме на работу в другую местность. К основным видам компенсационных выплат следует отнести:
1) выплаты при переезде на работу в другую местность (ст. 120 КЗоТ, постановление Кабинета Министров Украины от 02.03.98 г. № 255 «О га рантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность»);
2) командировочные расходы при направлении в служебную командировку (ст. 121 КЗоТ, поста новление Кабинета Министров Украины от 5 января 1998 г. № 10 «О нормах возмещения расходов на командировки в пределах Украины и за границу»);
3) компенсация за износ инструментов, принадлежащих работникам (ст. 125 КЗоТ);
4) выплаты при призыве на военную службу или прохождении военных сборов (cm. cm. 21, 29 Зако на Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»);
5) при направлении для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения иным профессиям с отрывом от производства (постановление Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 г. № 695 «О гарантиях и компенсациях для работников, которые направляются для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения иным профессиям с отрывом от производства»);
6) компенсация расходов за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок (Нормы, расходов на представительские цели, рекламу и выплату компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок и порядок их расходования, утвержденные приказом Министерства финансов Украины и Министерства экономики Украины от 12 ноября 1993 г. № 88);
7) компенсация отдельным категориям работников бюджетных учреждений и организаций расходов на проезд в пассажирском транспорте в связи с выполнением служебных обязанностей (Порядок возмещения расходов на проезд пассажирским транспортом отдельным категориям работников бюджетных учреждений и организаций в связи с выполнением ими служебных обязанностей, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22 августа 1997 г. № 922).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________ факультет
Кафедра ________________________________________
Реферат на тему:
«Минимальные социальные гарантии
Для работников в Украине»
Выполнил:
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
г. Симферополь, 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Минимальные гарантии в трудовом праве: понятие, содержание, специфика правового регулирования… … … … … … … … … … … … …..3
2. Трудовое соглашение (договор) как способ обеспечения социальных гарантий для работников… … … … … … … … … … … … …..6
3. Гарантии прав граждан на охрану труда … … …… … … … ….10
4. Рабочее время… … … … … … … …… … … … … … … … ….12
5. Гарантии в отношении отпусков и времени отдыха…... … …..13
6. Оплата труда … … … … … … … … … … … …... … … … ….16
7. Новеллы в международном трудовом праве и социальном гарантировании… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 23
1. Минимальные гарантии в трудовом праве: понятие, содержание, специфика правового регулирования
Регулирование трудовых отношений в Украине производится на основании законодательства о труде, в частности, Кодекса Законов о труде. Согласно ст. 3 КЗоТ, законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.
Общие положения содержат нормы, определяющие предмет, сферу действия, функции трудового права, принципы правового регулирования, единство и дифференциацию, субъекты трудового права, их правовой статус. Надлежащее место в общих положениях должно быть отведено нормам, закрепляющим право на труд, его понятие, содержание, гарантии.
Действующим трудовым законодательством предусмотрены гарантии осуществления работниками своих прав и ответственность за исполнение трудовых обязанностей. Гарантии трудовых прав установлены при приеме на работу, изменении трудового договора, его прекращении.
Гарантии в одних случаях предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав, в других — устанавливают границы действий обязанных лиц, в третьих — обеспечивают возможность своевременного обжалования действий, нарушающих указанные права, в четвертых — обеспечивают компенсацию материального ущерба, вызванного их нарушением за счет виновных лиц[i]
Общий предел особенностей правового регулирования трудовых отношений работников, указанных в части второй ст. 3 КЗоТ, таков, что указанным работникам в любом случае предоставляются предусмотренные законодательством о труде гарантии, касающиеся труда женщин, молодежи, инвалидов, охраны труда и занятости. Не должно возникать особых сложностей при определении круга гарантий (и устанавливающих их норм) для женщин, молодежи и инвалидов. Гарантии, касающиеся охраны труда, установлены статьями 153-173' КЗоТ, Законом "Об охране труда" соответствующими специальными нормативными актами.[ii]
5 октября 2000 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О
государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях». Этот Закон определяет правовые основы формирования и применения государственных социальных стандартов и нормативов, направленных на реализацию закрепленных Конституцией Украины и законами Украины основных социальных гарантий.
Государственные социальные гарантии являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности. Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет средства местных бюджетов.
Размежевание полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере формирования и применения нормативов финансового обеспечения предоставления государственных социальных гарантий определяется в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины. Координацию деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно применения государственных социальных стандартов и нормативов и нормативов финансового обеспечения предоставления государственных социальных гарантий осуществляют специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию государственной политики в сфере финансов и социальной защиты.[iii]
Особенности труда членов кооперативов и их объединений, коллективных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, работников предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством и их уставами. При этом гарантии по занятости, охране труда, труда женщин, молодежи, инвалидов предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством о труде. Формулировка части второй ст. 3 КЗоТ "особенности труда членов кооперативов" распространяется, на наш взгляд, на членов не только производственных, но и других кооперативов, в частности, на членов потребительских обществ. С учетом этого следует признать, что п. 4 ст. 6 Закона "О потребительской кооперации", предоставляющий членам потребительского общества право первоочередного приема на работу в общество, не противоречит ст. 3 и другие нормы КЗоТ.
Государство осуществляет финансовую поддержку местного самоуправления с целью обеспечения предоставления государственных социальных гарантий на основе нормативов затрат (финансирования). Целевая государственная поддержка осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных общин относительно обеспечения предоставления государственных социальных гарантий.
В части, не противоречащей законодательству Украины, в Украине продолжает действовать Закон "О кооперации в СССР". При этом положения Закона "О кооперации в СССР" и уставов имеют юридическую силу лишь постольку, поскольку они не снижают установленный законодательством о труде уровень гарантий прав работников, касающихся занятости, охраны труда, труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов.
Какое-либо снижение уровня гарантий, установленного на этот счет законодательством о труде, не может допускаться ни специальным законодательством, распространяющимся на кооперативы, ни их уставами.
Одним из важных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения является становление государственных стандартов и государственных социальных гарантий. Государственные социальные стандарты — это установленные законами, другими нормативно-правовыми актами социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий. Государственные социальные гарантии — установленные законами минимальные размеры оплаты труда, доходов граждан, пенсионного обеспечения, социальной помощи, размеры других видов социальных выплат, установленные законами и другими нормативно-правовыми актами, которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума.
Трудовое соглашение (договор) как способ обеспечения социальных гарантий для работников
Статья 10 КЗоТ «Коллективный договор».
Коллективный договор заключаются на основании действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов.
С позиции теории можно разделить соглашения на заключаемые на государственном, отраслевом, региональном уровнях на двухсторонней основе. Тогда сторонами генерального (высшего) соглашения выступают:
профессиональные союзы, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения;
собственники или уполномоченные ими органы, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства.
Сторонами соглашения на отраслевом уровне являются собственники, объединения собственников или уполномоченные ими органы и профсоюзы объединение ли профсоюзов или других представительских организаций трудящихся, которые имеют соответствующие полномочия, достаточные для ведения переговоров, заключения соглашения и реализации ее норм на большинстве предприятий, которые входят в сферу их действия.[iv]
Соглашение на региональном уровне заключается между местными органами государственной власти или региональными объединениями предпринимателей, если они имеют соответствующие полномочия, и объединениями профсоюзов или другими уполномоченными трудовыми коллективами органами.[v]
Соглашением на государственном уровне регулируются основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений, в частности по:
гарантиям труда и обеспечении производительной занятости;
минимальным социальным гарантиям оплаты труда и доходов всех групп и слоев населения, которые обеспечивали бы достаточный уровень жизни;
размеру прожиточного минимума, минимальных нормативов;
социальному страхования;
трудовым отношениям, режиму работы и отдыха;
условиям охраны труда и окружающей природной среды;
удовлетворению духовных потребностей населения;
условиям роста фондов оплаты труда и установления межотраслевых соотношений в оплате труда. (Часть первая статьи дополнена абзацем девятым в соответствии с Законом N 20/97-ВР от 23.01.97)
Соглашением на отраслевом уровне регулируются отраслевые нормы, в частности по:
нормированию и оплате труда, установлению для предприятий отрасли (подотрасли) минимальных гарантий заработной платы в соответствии с квалификацией на основании единой тарифной сетки по минимальной границе и минимальными размерами доплат и надбавок с учетом специфики, условий труда отдельных профессиональных групп и категорий работников отрасли (подотрасли);
установлению минимальных социальных гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости;
трудовым отношениям;
условиям и охране труда;
жилищно-бытовому, медицинскому, культурному обслуживанию, организации оздоровления и отдыха;
условиям роста фондов оплаты труда; (Часть вторая статьи 8 дополнена абзацем седьмым в соответствии с Законом N 20/97-ВР от 23.01.97)
установлению межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда. (Часть вторая статьи 8 дополнена абзацем восьмым в соответствии с Законом N 20/97-ВР от 23.01.97)
Отраслевое соглашение не может ухудшать положение трудящихся по сравнению с генеральным соглашением. Соглашения на региональном уровне регулируют нормы социальной защиты наемных работников предприятий, включают высшие по сравнению с генеральным соглашением социальные гарантии, компенсации, льготы.
Стороны, которые заключили соглашение, должны информировать граждан через средства массовой информации об изменении соглашения и ходе его реализации.
Отраслевые и региональные соглашения подлежат уведомительной регистрации Министерством труда Украины.
Коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной власти. Порядок уведомительной регистрации коллективных договоров установлен постановлением Кабинета Министров Украины "О порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров" от 5 апреля 1994 г. № 225. Предприятиям следует выполнять следующие установленные названным постановлением требования к представляемым на регистрацию коллективному договору, соглашению:
1) они должны содержать информацию об источниках финансирования мер по предоставлению дополнительных (по сравнению с законодательством) социальных льгот и гарантий;
2) они должны соответствовать требованиям законодательства о языках и излагаться в соответствии с общими нормами правописания;
3) они не должны противоречить законодательству и условиям соглашений более высокого уровня.
Целью регистрации является обеспечение возможности учесть условия коллективного договора, соглашения при разрешении коллективных или индивидуальных трудовых споров.
Трудовая деятельность, которая протекает в рамках трудового договора, обладает следующими правовыми признаками. Это:
— труд юридически несамостоятельный, а протекающий в рамках определенного предприятия, учреждения, организации (юридического лица) либо у отдельного гражданина (физического лица);
— не на основе собственных средств производства, а на средства (капитал) собственника;
— не на свой страх и предпринимательский риск, а путем выполнения в работе указаний и распоряжений собственника либо уполномоченного им органа и под гарантированную оплату;
— выполнение работы определенного вида (трудовой функции);
— трудовой договор, как правило, заключается на неопределенное время и лишь в случаях, установленных в законе, — на определенный срок;
— осуществление трудовой деятельности происходит, как правило, в коллективе работников (трудовом коллективе);
— выполнение в течение установленного рабочего времени определенной меры труда (норм труда);
— получение от работодателя в установленные сроки денежного вознаграждения за выполняемую работу;
— обеспечение работодателем гарантий в установленных случаях
— участие работодателя в финансировании социального страхования работника.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!