Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера

2020-04-01 120
Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Жалоба - письменное обращение налогоплательщика в налоговый орган, выражающее несогласие с актом ненормативного характера либо с действиями или бездействиями должностных лиц налогового органа.

Под актом ненормативного характера, который может быть обжалован путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.[24]

К обязательному урегулированию споров в досудебном порядке относятся жалобы на решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Во всех остальных случаях подача жалобы в вышестоящих налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в соответствующий суд.

Апелляционная жалоба подается на не вступившее в силу решение налогового органа.

Решение считается вступившим в силу по истечении 10 рабочих дней, начиная со дня следующего за днем его получения налогоплательщиком.

Подача апелляционной жалобы приостанавливает вступление решения в силу. Решение вступит в силу только со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Такая жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба на иные акты, действия или бездействие налогового органа подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Такая жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган.

Если налогоплательщик по уважительной причине пропустил срок подачи жалобы, то этот срок, по заявлению налогоплательщика, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом или вышестоящим налоговым органом. [24]

При этом налогоплательщик должен представить доказательства того, что он пропустил срок подачи жалобы по уважительной причине.

Жалоба может быть подана как самим налогоплательщиком, так и его представителем.

Если жалоба подается представителем налогоплательщика, то его полномочия должны быть документально подтверждены.

Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, уполномоченное самим налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

Если уполномоченный представитель является представителем юридического лица, то его полномочия должны быть подтверждены письменной доверенностью, совершенной в простой письменной форме или заверенной нотариально.

Если же уполномоченный представитель является представителем физического лица, то его полномочия должны быть в обязательном порядке подтверждены только нотариально удостоверенной доверенностью.

Необходимо отметить, что в случае, если жалоба подается неуполномоченным представителем, то такую жалобу налоговый орган не рассматривает, о чем налогоплательщику сообщается в установленные сроки.

Если органом, вынесшим оспариваемый акт ненормативного характера, являются инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня, либо иные инспекции ФНС России, кроме Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, то жалоба подается в Управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации. [24]

Если органом, вынесшим оспариваемый акт ненормативного характера, является Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации или Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, то жалоба (апелляционная жалоба) подается в ФНС России.

При подаче налогоплательщиком жалобы обязательным является указание на то, с чем именно налогоплательщик не согласен. В жалобе необходимо указать на конкретный документ, полученный от налогового органа или конкретные действия налогового органа или его бездействие, которые оспариваются.

Заявителю рекомендуется не только сообщить о нарушении его прав и (или) о незаконном возложении на него каких-либо обязанностей, но и обосновать свое мнение, указать, с чем конкретно он не согласен, какие именно нормы права нарушил налоговый орган. [24]

Также к жалобе могут прилагаться оспариваемое решение или иной ненормативный акт налогового органа (требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.), который, по мнению налогоплательщика, нарушает его права, документы, подтверждающие доводы жалобы, и иные документы по предмету жалобы.

Налогоплательщику необходимо наиболее полно отразить в жалобе суть своих претензий к налоговому органу и по возможности документально подтвердить свои доводы.

Жалоба (апелляционная жалоба), рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения и по ней принимается решение.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 рабочих дней. Уведомление налогоплательщика о продлении рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа, отменить, либо изменить решение или вынести новое решение.

Сроки обжалования

 

В соответствии со статьей 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. [4]

При оспаривании в судебном порядке дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц рассматриваются в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. [1]

Срок является пресекательным, то есть по его истечении налогоплательщик теряет право на обжалование.

Начало течения сроков на обжалование актов, действий (бездействия) налоговых органов обусловлено моментом, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав. Срок для обжалования такого акта начинает течь с момента, когда налогоплательщик получил или должен был получить соответствующий документ.

На основании пункта 5 статьи 101 НК РФ копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки. [10]

Когда предметом обжалования является бездействие должностных лиц налогового органа, то течение срока начинается, как правило, с момента, когда определенное действие в соответствии с требованиями НК РФ должно было быть выполнено. При этом налогоплательщику не следует дожидаться какого-либо документа от налогового органа для того, чтобы обратиться в суд.

Например, согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ решение о зачете излишне уплаченного налога принимается на основании заявления налогоплательщика в пятидневный срок с момента его получения. О принятом решении налогоплательщик должен быть проинформирован в течение двух недель со дня подачи заявления о зачете (пункт 6 статьи 78 НК РФ). Именно с этого момента начинается течение срока на обжалование бездействия налогового органа.

Если сложилась ситуация, когда налогоплательщик не знает о том, что в отношении его в противоречие с законом не совершается действие, которое должно быть совершено, или, напротив, совершено действие, которое не должно было иметь места, то три месяца следует рассчитывать с момента, когда налогоплательщику стало известно о том, что его права нарушены. [10]

Дела, возникающие их административных правоотношений, например об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, рассматриваются в порядке главы 22 АПК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 208 АПК РФ в суд можно обратиться только в течение 10 дней после того, как была получена копия оспариваемого документа.

Правила, установленные главой 24 АПК РФ, в частности 3-месячный срок, определенный статьей 198 АПК РФ, не распространяются на имущественные, то есть исковые по своему характеру, требования, вытекающие из налоговых правоотношений. Такие имущественные, исковые по своему характеру, требования могут быть заявлены в суд к рассмотрению независимо от оспаривания ненормативного акта (действий или бездействия) налогового органа

Если в исковом заявлении налогоплательщика соединены требование имущественного характера, на которое не распространяется 3-месячный срок, например об обязании возмещения процентов за просрочку в возмещении НДС (пункт 4 статьи 176 НК РФ), и требование неимущественного характера, на которое распространяется 3-месячный срок, например требование о признании незаконным бездействия ФНС, выразившегося в невозмещении (невыплате) процентов за просрочку в возмещении суммы НДС, то дело в отношении требования имущественного характера не может быть прекращено, даже если в отношении требования неимущественного характера дело прекращено по причине истечения 3-месячного срока [10]

Часто арбитражный суд, установив не на стадии предъявления иска, а на стадии судебного разбирательства, что заявление подано налогоплательщиком с пропуском 3-месячного срока, установленного статьей 198 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства по делу со ссылкой на пункт 1 статьи 150 АПК РФ как делу, не подлежащему рассмотрению в арбитражном суде. Однако нарушение сроков, предусмотренных процессуальным законодательством, не может являться основанием для прекращения производства по делу со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, а должно являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 года N 9316/05 по делу N А56-33002/2004).

 



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.