Средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица

2020-04-01 121
Средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности, уже не раз упоминаемой в этой книге, на вышеперечисленные объекты гражданских прав распространяется термин «промышленная собственность», т. е. их владельцам предоставляются исключительные права, реализуемые в сфере производства, торгового обращения, оказания услуг. Российским законодательством в ст. 138 Гражданского кодекса РФ было положено начало для объединения нормативных актов о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) в отдельный правовой институт.

Основная функция средств индивидуализации заключается в предоставлении ими возможности для каждого участника гражданского оборота назвать себя и свою продукцию собственным оригинальным именем, создать неповторимый имидж. Авторы американской книги о рекламе вспоминают, что существовали времена, когда просто покупали пару спортивных тапочек, в которых можно было бегать. Те времена давно миновали. Сейчас продают спортивную обувь, увенчанную такими глубоко почитаемыми знаками, как Adidas, Рита и Tiger. Названия знаков красуются и на футболках, и на пляжных полотенцах. Фирма и товарные знаки стали неотъемлемой частью современного товарного рынка, проблема управления ими становится одной из главных для предпринимателей.

В отличие от других объектов интеллектуальной собственности средства индивидуализации не признаются результатами интеллектуальной деятельности, они лишь приравниваются к ним по своему правовому режиму.

Авторским правом охраняются произведения, обладающие творческим характером, а показателем творческого характера произведения является его новизна, которая рассматривается как синоним оригинальности произведения. Требование оригинальности к средствам индивидуализации нормативными актами не предъявляется. Безусловно, и товарный знак, и даже фирменное наименование могут являться результатами творческой деятельности человека, его создателя. Но «в отношении прав на товарные знаки не может быть спора об авторстве и иных личных неимущественных правах, это определяется природой, характером объекта охраны. Ценность товарного знака, доходы, привносимые его применением, создаются вовсе не работой художника-дизайнера или автора слогана, словесного товарного знака. Товарный знак приобретает ценность в зависимости от того, как он продвигается владельцем на рынке, благодаря качеству выпускаемых товаров, умело организованной рекламной компании, длительности и успехам работы фирмы-владельца на рынке и т. д.». То же самое можно сказать и о фирменном наименовании, специальная часть которого нередко регистрируется в качестве товарного знака.

Товарные знаки

Товарный знак и знак обслуживания являются обозначениями, призванными отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Товарные знаки отличают товары, а знаки обслуживания — услуги, но режим правовой охраны, предоставляемый и тем и другим, не имеет различий. Кроме того, одно и то же обозначение может одновременно являться и товарным знаком, и знаком обслуживания. Поэтому все, что рассказано в настоящей главе о товарных знаках, в равной степени относится и к знакам обслуживания.

Товарные знаки существуют с незапамятных времен, наверное с тех пор, когда люди научились торговать результатами своего труда и, чтобы выделить свои товары среди аналогичных, клеймили свои изделия. Постепенно, с развитием рыночных отношений, товарные знаки становятся непременными атрибутами предпринимательской деятельности.

Обычно отмечают следующие основные функции товарных знаков:

1) выделение товара или услуги среди однородных;

2) указание на источник происхождения товара или услуги;

3) указание на определенное их качество;

4) рекламирование данного товара или услуги.

Остановимся на этих функциях подробнее.

Являясь средством индивидуализации, товарный знак, прежде всего, призван выделить товар или услугу среди однородных, поскольку потребитель, оценив качество продукции, запомнит и нанесенный на него товарный знак. Вполне возможно, что в будущем среди однотипных товаров и услуг он выберет те, которые для него уже известны. В свою очередь, это поможет владельцу более эффективно реализовать свой товар.

Товарный знак ассоциируется у потребителя с определенным производителем или лицом, оказывающим услуги. Однако не стоит забывать, что зачастую товары и услуги, маркированные одним товарным знаком, произведены или оказаны на разных предприятиях, а возможно, даже и в разных странах, так как владельцы исключительных прав на товарные знаки имеют право предоставлять лицензии другим лицам. Поэтому в литературе выделяют такую функцию товарного знака, как указание на источник происхождения товара или услуги. Эта функция свидетельствует о том, что товары и услуги, маркированные одинаковым товарным знаком, но выпускаемые разными производителями, можно рассматривать как происходящие из одного источника. Выполнение этой функции, заключающейся в необходимости поддержания разными производителями одинакового уровня качества товаров, подчеркивается и нашим законодательством.

В ст.26 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» содержится норма о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Товарный знак выступает своего рода гарантом качества товаров, поэтому владельцы знаков должны стремиться поддерживать их репутацию, если они утверждают, что товары и услуги с этими знаками соответствуют определенному стандарту качества, и потребители рассчитывают на это качество. «Функция указания на определенное качество заключается в том, что в идеале тот или иной конкретный знак должен использоваться для товаров или услуг, качество которых постоянно».

Бесспорно, одной из главных является рекламная функция товарных знаков, позволяющая обращать внимание потребителя на те или иные товары и услуги, стимулировать и сохранять спрос на них.

Оригинальный и выразительный товарный знак, который легко воспринимается потребителем, может явиться основой рекламного объявления или ролика и в сочетании с другими выразительными средствами, используемыми в рекламе, воздействовать на его сознание, способствовать приобретению маркированной товарным знаком продукции.

Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, призванные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или от однородных товаров и услуг других юридических. Товарными знаками могут быть признаны лишь обозначения, отвечающие сформулированным в национальном законодательстве критериям охраноспособности, и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Требования к охраноспособности обозначения заявляемого в качестве товарного знака, соответствующие статьям 6 ter и 6 quinquies Парижской конвенции об охране промышленной собственности, изложены и в ст.6 и 7 Закона РФ о товарных знаках. Закон подразделяет их на абсолютные и иные основания для отказа в регистрации знака.

Статья 6 закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Абсолютные требования, обусловленные свойствами самого обозначения и связанные с его содержанием, можно разделить на: А) Требования к способности знака индивидуализировать товары и услуги только своего владельца (обладать различительной способностью). Б) Требования о не противоречии обозначения обычаям делового оборота, общественным интересам, принципам морали и добропорядочности.

А) Требование различительной способности

Требование различительной способности обусловлено основной функцией товарного знака, а именно: выступать средством индивидуализации товаров или услуг субъектов предпринимательской деятельности среди однородных. Российский закон и международные соглашения не требуют от товарного знака быть оригинальным, причудливым, фантазийным, представлять собой произведение изобразительного искусства или неологизм, хотя и таких товарных знаков существует немало, они привлекают внимание потребителей и великолепно справляются с поставленной перед ними задачей выделить маркированный ими товар среди конкурентных. Но в мире используются миллионы товарных знаков, а в нашей стране зарегистрированы десятки тысяч, и в этом качестве нередко выступают обычные и всем знакомые слова и словосочетания русского и иностранных языков, например «АИСТ», «мишка косолапый», «Nord», изображения людей, животных, памятников архитектуры и любых окружающих нас предметов. Требование различительной способности для таких знаков предполагает, что они отражают «некоторую идею, отличную от выражения природы продукта или услуги.

К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся следующие обозначения, описанные в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания:

1. Обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов.

К обозначениям, состоящим из отдельных букв, чисел, сочетаний букв, не обладающих словесным характером, относятся буквы, цифры и их сочетания, в том числе аббревиатуры, не воспринимающиеся как слово или неудобопроизносимые с точки зрения русского языка. Но подобные обозначения могут стать охраноспособными, если они исполнены в характерной графической манере, благодаря которой обозначение по своей композиции и графическому решению становится изобразительным знаком.

К числу охраноспособных буквенных сочетаний могут быть отнесены обозначения, представляющие собой аббревиатуры, которые благодаря своему фонетическому рисунку легко воспринимаются и воспроизводятся, легки для запоминания и рекламы.

Охраноспособными являются обозначения, в которых гласные и согласные звуки располагаются в определенном порядке.

Всегда охраноспособны обозначения, в которых гласный звук занимает срединную позицию, например ВАЗ. Охраноспособностью обладают аббревиатуры, которые могут быть разбиты на слоги. Однако, обозначения, состоящие исключительно из согласных звуков, не охраноспособны.

Впрочем, это утверждение не относится к общеизвестным товарным знакам, например BMW. Если в обозначении гласный звук стоит в начальной или конечной позиции, то вопрос о его охраноспособности решается экспертизой путем поиска фонетически сходного естественного слова и сравнительного анализа слова и обозначения.

В настоящее время в мировой практике наметилась тенденция к признанию охраноспособными обозначений, состоящих из букв, цифр и их комбинаций, так как отказ в регистрации таким обозначениям несовместим с коммерческими реальностями современного рынка сбыта.

К обозначениям, состоящим из линий и простых геометрических фигур, относятся обозначения, содержащие в качестве своего единственного элемента изображения треугольника, круга, квадрата, линии и пр., а также простые сочетания этих элементов. Подобные изображения не являются охраноспособными, так как не могут выполнять основной функции товарных знаков — индивидуализировать товары и услуги.

Однако в каждом конкретном случае необходимо оценивать различительную способность фигуры или линии и их сочетания, а также принимать во внимание вид товара, его размер, материал, из которого он изготовлен, и способ нанесения товарного знака.

2. Реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров.

Изображения товаров не обладают различительной способностью в силу того, что однородные товары изготавливаются разными производителями, и предоставление одному из них права на исключительное использование изображения товара лишило бы остальных возможности использования такого же обозначения в рекламе, на упаковке и т. д., что повлекло за собой столкновение интересов различных производителей. Однако если изображение товара или его отдельных составных частей дано в каком-либо характерном исполнении, т. е. если изображение приобретает различительные признаки и его сходство с натуралистическим изображением перестает быть определяющим фактором восприятия, то такое изображение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.

3. Трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением.

Данный критерий охраноспособности относится к объемным товарным знакам и призван подчеркнуть, что в основе разработки такого обозначения лежит идея выделения товара среди однородных путем его нестандартного оформления, например, мыло в форме животного наравне с мылом обычной формы выполняет свою основную функцию — мылить, но привлекает внимание покупателя больше. Объемные обозначения, форма которых призвана выполнять только свои основные функции, не обладают различительной способностью.

4. Общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.

Обычные родовые и видовые наименования самих товаров или услуг являются необходимыми обозначениями самого объекта, неотделимы от него, поэтому они не могут обладать различительной способностью.

Общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий отраслей и их аббревиатуры, например НИИ, Мосторг, ООО, ЗАО, также нельзя признать обозначениями, выполняющими функции товарных знаков, так как ими пользуется огромное количество предприятий и учреждений.

5. Вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида.

Это обозначения, используемые для определенных товаров, которые в результате их длительного применения для одних и тех же товаров или товаров того же вида различными производителями стали видовыми понятиями. Они не могут выделять товары одного из них среди однородных и утратили свою различительную способность. Регистрация вошедшего во всеобщее употребление обозначения на имя одного из производителей неправомерно лишило бы других свободно использовать его в хозяйственном обороте.

К данным обозначениям могут относятся и такие, которые были ранее зарегистрированы в качестве товарного знака, но утратили свою различительную способность для потребителей вследствие независимого друг от друга неоднократного применения различными производителями для одного и того же товара или для товара того же вида. Обозначение настолько «сжилось» с товаром, который оно призвано было выделять, что с течением времени превратилось в его новое видовое название, стало свободным обозначением. Произошла так называемая потеря знаком индивидуальности. Это особенно характерно для товарных знаков, которые используются для новых, только что появившихся на рынке товаров. Примерами таких обозначений являются целлофан, термос, вазелин, эскалатор, эскимо, нейлон, магнитофон.

6. Являющиеся общепринятыми символами и терминами.

6.1. К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике. Такие обозначения также могли первоначально выступать в качестве товарных знаков, но так как их стали применять независимо друг от друга различные производители в одной и той же области деятельности, они утратили признаки, свойственные товарным знакам. Примерами таких символов являются:

♦ в медицине — змея и чаша;

♦ в машиностроении — шестерня;

♦ в виноделии — бутылка, бокал, виноградная лоза.

Примерами условных обозначений, применяемых в науке и технике, могут служить обозначения химических элементов, символы из различных систем единиц.

Экспертиза может отказать в регистрации по данному основанию и в том случае, если заявленное обозначение имеет определенную степень стилизации.

6.2. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники (кобальт, манометр, тензор). Отказ по такому основанию является обоснованным в том случае, когда термин применяется в отрасли, к которой относится деятельность заявителя, но он может быть зарегистрирован в качестве товарного знака для товаров, не связанных с этой сферой.

7. Указывающие на вид, качество, количество, свойства, назначения, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

К таким обозначениям относятся, в частности:

♦ простые наименования товаров;

♦ обозначения категории качества товаров;

♦ указания свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер);

♦ указания материала или состава сырья;

♦ указания веса, объема, цены товаров;

♦ даты производства товаров;

♦ данные по истории создания производства;

♦ видовые наименования предприятий;

♦ адреса изготовителей товаров и посреднических фирм;

♦ обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.

Такие обозначения призваны охарактеризовать товар, а не индивидуализировать его.

Обозначения, не отвечающие критериям охраноспособности, могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения. Причем эксперт может указать в решении о регистрации товарного знака на исключение из охраны товарного знака неохраноспособных элементов, либо не указывать, предоставляя судам выносить собственные решения в случаях возникновения коллизий с товарными знаками, включающими в себя элементы, не являющиеся охраноспособными.

Владельцам оригинальных, легко запоминающихся и, благодаря рекламе, быстро входящих в употребление, как производителями, так и потребителями, знаков, можно советовать оповещать всех третьих лиц о своих исключительных правах на него с помощью предупредительной маркировки — буквы R в кружочке — и пресекать любые нарушения своих прав путем переговоров или обращений в суд или антимонопольные органы.

Б) Требование о непротиворечии обозначения обычаям делового оборота, общественным интересам, принципам морали и добропорядочности

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений:

1. Представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, наградные знаки и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения.

Требование об отказе в регистрации в качестве товарных знаков государственной символики, клейм и печатей содержится в законодательства многих стран, и было сформулировано в ст.6 ter Парижской конвенции. Регистрация или использование таких обозначений нарушает право каждого государства контролировать использование символов его суверенитета и, кроме того, может ввести в заблуждение потребителя в отношении происхождения продукции, маркированной такими знаками. Также, в соответствии с Парижской конвенцией, государственные и прочие эмблемы должны охраняться и против включения в товарные знаки любой имитации этих эмблем. Но неохраноспособной имитацией должно признаваться не использование элементов, часто входящих в гербы, таких как солнце, лев, птицы и т. п., а применение совокупности таких элементов, представляющей геральдическую характеристику, отличающую одну эмблему от другой. Элементы обозначения, представляющие собой государственные и прочие эмблемы, могут быть включены в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или его владельца, но они будут дискламированы, т. е. исключены из режима правовой охраны товарного знака.

2. Являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя или его изготовителя.

К ложным или способным ввести в заблуждение относятся обозначения, порождающие в сознание потребителей ассоциации с определенными качествами товара или с его определенным географическим происхождением, которое на самом деле не соответствует действительности.

Ложными признаются обозначения, несоответствия которых реальным фактам выявляется при рассмотрении заявки. Например, ложным является указание natural по отношению к изделиям из синтетики или Made in England по отношению к изделиям, сделанным в другой стране.

Способными ввести в заблуждение признаются обозначения, не содержащие сведений, прямо не соответствующих действительности, но порождающие такую возможность косвенным образом. Например, швейцарская фирма пыталась зарегистрировать в качестве товарного знака обозначение, доминирующим элементом в котором было изображение Эйфелевой башни, которая, естественно, вызывает у потребителя ассоциации с французским происхождением товара.

3. Противоречащих по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали.

К обозначениям такого рода относятся изображения и тексты порнографического характера, расистские лозунги, нецензурные слова и выражения, эмблемы фашистских организаций.

Статья 7 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Иные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Иные (относительные) требования к знаку сформулированы в ст.7 Закона о товарных знаках и к ним относятся

В) Требования новизны товарного знака, одновременно направленные на защиту субъективных прав и законных интересов третьих лиц

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с:

1. Товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров;

Тождественными обозначениями считают обозначения, совпадающие во всех деталях. Сходными обозначениями являются обозначения, которые благодаря совпадению восприятия мотивов, создающих обозначения, производят в целом сходное впечатление и могут смешиваться потребителями, несмотря на отдельные отличия составляющих элементов.

Процесс выявления сходства обозначений можно разбить на три этапа: раздельный анализ элементов каждого обозначения, оценка весомости каждого элемента, сравнительный анализ обозначений, вывод о наличии или отсутствии сходства обозначений.

В мировой и отечественной практике патентных ведомств, которая нашла свое отражение и в правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (далее — правила), для сравнения словесных обозначений используются три фактора: звуковой (фонетический), графический (визуальный) и смысловой (семантический).

Для изобразительных и объемных знаков сходство определяется на основании таких признаков, как:

♦ внешняя форма;

♦ наличие или отсутствие симметрии;

♦ смысловое значение;

♦ вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное);

♦ сочетание цветов и тонов.

При определении сходства изобразительных и объемных обозначений важным является первое впечатление, получаемое при сравнении обозначений.

Комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в его состав как элементы.

Обозначение, тождественное или сходное до степени смешения с товарным знаком раннее зарегистрированным в РФ, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, если оно является в отношении однородных товаров (услуг).

Однородные товары или услуги — это товары и/или услуги, относящиеся к тому же роду и виду, которые при маркировке сходными товарными знаками могут создавать у потребителя представление о принадлежности их одному изготовителю.

Для решения вопроса об однородности товаров необходимо обратиться к Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Товары и услуги, для которых испрашивается регистрация знака, классифицируются в соответствии с указанными в МКТУ классами. МКТУ состоит из 34 классов товаров и 8 классов услуг, при этом каждый класс состоит из множества разнородных групп товаров. Внутри каждой группы собраны товары одного рода или вида, обладающие общими признаками и используемые по одному назначению. Однако принадлежность товаров и услуг к одному классу МКТУ не является основанием для признания товаров однородными. К одному и тому же классу могут быть отнесены неоднородные товары (услуги), и, напротив, однородные товары и услуги разнесены по разным классам. Однородность товара определяется различными факторами, такими как назначение товаров, вид материала, из которого они изготовлены; для услуг — вид, сфера их оказания, каналы реализации и др.

2. Товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в РФ.

К ним относятся так называемые общеизвестные товарные знаки. Правовая охрана товарным знакам в Российской Федерации предоставляется не только на основании его государственной регистрации, но и в силу международных договоров РФ. В соответствии с положениями ст. 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности страны-участницы обязаны отказать в регистрации или аннулировать и запретить использование товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод общеизвестного знака, если он предназначен для маркировки идентичных или подобных товаров. Решение о признании знака общеизвестным принимают компетентные органы каждого государства.

В целях реализации положений ct.6 bis Парижской конвенции приказом генерального директора Российского агентства по патентам и товарным знакам были утверждены Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации. Руководствуясь ими, любое лицо может подать в Высшую патентную палату заявление о признании своего товарного знака общеизвестным, подтвердив этот факт определенными документированными сведениями.

В соответствии с п. 1.1 указанных правил под общеизвестным товарным знаком и знаком обслуживания понимаются товарные знаки и обозначения, которые в результате интенсивного использования приобрели в РФ широкую известность среди соответствующих групп населения в отношении товаров определенного изготовителя. Общеизвестными могут быть признаны товарные знаки, охраняемые на территории РФ на основании государственной регистрации, охраняемые без регистрации в силу международного договора РФ, а также обозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющие правовой охраны на территории РФ. К последним относятся, в частности, обозначения, не обладающие различительной способностью, но сумевшие приобрести способность индивидуализировать маркированный ими товар благодаря рекламе и частому использованию.

В основу признания знаков общеизвестными положены следующие критерии: интенсивность использования товарного знака; объемы реализации товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака и степень охвата рынка такими товарами; интенсивность рекламы и затраты на нее; стоимость (ценность) знака; известность знака потребителям. Подтверждением последнего из вышеперечисленных обстоятельств является опрос потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проводимый специализированной независимой организацией с учетом рекомендаций, устанавливаемых Роспатентом.

Товарный знак признается общеизвестным на основании решения Высшей патентной палаты и вносится в перечень общеизвестных товарных знаков.

Общеизвестные товарные знаки привлекательны не только для предпринимателей, производящих и реализующих продукцию, подобную той, которая маркирована общеизвестным знаком, но и для тех, кто осуществляет свою деятельность в других секторах экономики. Успех продукции все больше зависит от привлекательного, личного, персонального образа, созданного товарным знаком, который придает ей отличительный характерный облик, выделяя из общей массы однородных товаров. Большие средства тратятся на разработку знака, его популяризацию, «раскрутку», и поэтому владелец не хочет, чтобы плодами его труда пользовались ни прямые конкуренты на рынке, ни другие предприниматели, выпускающие неконкурирующую продукцию.

Как положениями Парижской конвенции, так и правилами, не предусматривается охрана общеизвестных товарных знаков в отношении неоднородных товаров и услуг. Но намерение России вступить во Всемирную торговую организацию влечет за собой присоединение к Соглашению по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. (TRIPS), которым должны руководствоваться страны-члены ВТО. Указанное соглашение вносит изменения в режим правой охраны общеизвестных знаков, предоставляя их владельцам право запрещать использование тождественных и сходных знаков в отношении неоднородных товаров и услуг.

Положения TRIPS получили развитие как в национальных законах различных стран и в соглашениях стран, объединенных по территориальному признаку, так и в документах, принимаемых уполномоченными органами стран-участниц Парижского союза и ВОИС.

3. Наименованиями мест происхождения товара

Иными словами названиями географического объекта, используемыми для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, или теми и другими одновременно. Правовая охрана наименования места происхождения товара возникает на основании его регистрации в Патентном ведомстве РФ, это же основание является препятствием для его использования в качестве товарного знака. Наименование места происхождения товаров может быть включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием.

4. Сертификационными знаками, которые являются указателем на соответствие качества товара или услуги определенным стандартам.

В целях реализации закона РФ «О сертификации продукции и услуг», охраны интересов и прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, на территории РФ введены знаки соответствия, защищенные от подделок, которыми маркируются товары и продукция, подлежащие обязательной сертификации

5. Обозначениями, воспроизводящими:

5.1. Известные на территории РФ фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров.

Соблюдение данного требования закона представляет на сегодняшний день определенные сложности для экспертов Патентного ведомства, так как, во-первых, отсутствует единый реестр наименований фирм, но даже если бы он существовал, то в нем бы отсутствовал перечень товаров и услуг по каждой фирме, необходимый для выполнения требования закона. Во-вторых, в каждом конкретном случае эксперту необходимо оценить степень известности фирменного наименования, что практически невыполнимо при проведении экспертизы на товарный знак. Поэтому, данное требование закона может быть соблюдено административными или судебными органами в случае возникновения спора между владельцем фирмы и владельцем зарегистрированного товарного знака.

5.2. Промышленные образцы, права на которые в РФ принадлежат другим лицам.

Промышленный образец — художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Правовая охрана промышленному образцу предоставляется в соответствии с Патентным законом РФ и подтверждается патентом. В некоторых случаях одно и тоже изображение или объект может быть зарегистрировано в качестве изобразительного или объемного товарного знака и, одновременно, охраняться как промышленный образец.

5.3. Названия известных в РФ произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников.

Данное требование направлено на защиту обладателя авторских прав, так как «использование в качестве товарного знака имени популярного персонажа, названия художественного произведения или фрагмента из него способно, с одной стороны, обеспечить владельцу товарного знака получение за счет автора дополнительной прибыли, а с другой стороны, нанести моральный и имущественный ущерб интересам создателя произведения или иного обладателя авторских прав.

В зарубежных странах получило распространение использование образа известного персонажа из произведений науки, литературы и искусства в мерчендайзинге (merchandising — сбытовая политика). В ноябре 1993 г. Международное бюро ВОИС опубликовало отчет о принципах персонажного мерчендайзинга, где рассмотрены понятие персонажа, концепция его использования в мерчендайзинге, законность последнего, формы правовой охраны применения популярных образов и названий и их цель. Успешное коммерческое использование известных персонажей в качестве товарных знаков позволяет извлечь выгоду и их создателям, и тем предпринимателям, которым они передают право использовать созданные ими образы. Примером может послужить деятельность компании Walt Disney, заработавшей от продажи лицензий и продукции, связанной с созданными образами, в 1993 г. сумму $7 млрд.

5.4. Фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа, если эти обозначения являются достоянием истории и культуры РФ.

Этот критерий охраноспособности позволяет защищать личные неимущественные интересы известных лиц, с одной стороны, и не противоречить принципам гуманности и морали, с другой, так как использование фамилии знаменитого человека в связи с торговлей товарами может привести к принижению его имени.

К заявке на товарный знак, воспроизводящий фамилии, имена, псевдонимы, портреты или факсимиле известных лиц, необходимо прикладывать согласие таких лиц или их наследников. Однако на практике известны случаи, когда лицо, подающее заявку на регистрацию товарного знака, берет согласие с однофамильца знаменитости. Вопрос о том, имеет ли такой знак право на существование, должен решаться экспертом Патентного ведомства или судебными органами с учетом конкретных обстоятельств. Например, предприниматель выступает в хозяйственном обороте под своей фамилией, которая тождественна фамилии очень известной личности. Он подает заявку на товарный знак, содержащий эту фамилию, и прикладывает к ней свое согласие. Нарушения закона не происходит, и товарный знак регистрируется и используется. В свою очередь известный однофамилец владельца такого знака может обратиться в суд, если считает, что использование фамилии на товарах затрагивает его честь, достоинство или деловую репутацию.

В ситуациях, когда подается заявка на регистрацию в качестве товарного знака объекта личных неимущественных прав умершего известного лица, а наследников нет, то разрешение на такую регистрацию должны дать ко<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.