Изучение уровня агрессивности детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Изучение уровня агрессивности детей дошкольного возраста

2020-04-01 176
Изучение уровня агрессивности детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исследование проводилось в младшей группе детского сада "Ромашка" города Ноябрьска. Для эксперимента мы выбрали 15 детей возрастом от 3 до 4 лет.

Цель данного исследования: выявить уровень агрессивности детей и наметить пути преодоления агрессивного поведения путем как индивидуальной, так и групповой работы с использованием игры.

Для нашего исследования мы выбрали две методики - "Рисунок несуществующего животного" и тест "Рука". С помощью этих методик мы смогли выявить черты личности детей, способствующих проявлению агрессии и уровень агрессивности.

Методика "Рисунок несуществующего животного" (РНЖ) - одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Эта методика предусматривала выяснение и уточнение черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика РНЖ является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность РНЖ состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет также определенную роль в формировании образов фантазии, связан с реальными личностными и социальными проблемами ребенка.

Методика проводилась по стандартной процедуре. Вначале мы установили доверительный контакт с детьми и сообщили им о характере задания. Инструкция: "Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием". Далее мы уточнили, что нежелательно брать животное из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят. Правила проведения данной методики приведены в приложении 2.

Результаты проведенного теста показали, что примерно 50% детей имеют завышенную самооценку, т.к. рисунок расположен анфас (голова направлена на рисовавшего). Иногда это трактуется как прямота. Около 27% детей имеют рисунки с четкими, "жирными" линиями - это свидетельствует о большой энергии рисовавшего. Примерно 32% имеют нечеткие, неаккуратные изображения животных - неуверенность в своих силах. У 7% лапы животных однонаправленные. Повторяемость формы "ног", лап, любых элементов опорной части - комфортность суждений и установок, их стандартность, банальность. У 17% животные имеют несколько голов - внутриличностный конфликт. На 2-ух изображениях можно видеть птиц с крыльями - энергия охвата разных областейчеловеческой деятельности. О вербальной агрессии свидетельствует рот с зубами (иногда защитная) - 20%. Главный способ характеристики агрессивности по рисункам несуществующего животного - устрашающий вид и наличие большого количества углов на изображении. Это можно наблюдать у 23% детей.

Для наглядности изобразим данные проведенной диагностики выяснения и уточнения черт личности, способствующих проявлению агрессии на рисунке 1.

 

Рис.1

 

Данные диагностики выяснения и уточнения черт личности, способствующих проявлению агрессии

Тест "Рука” - использовалась для диагностики агрессивного поведения. Это адаптация проективной методики Э. Вагнера, З. Риотровского, Б. Бриклина. Он позволяет оценить вероятность проявления агрессивных тенденций в поведении, а также другие особенности личности. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображением кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Испытуемого просят ответить на вопрос "Что, по Вашему мнению, делает эта рука? ” Желательно получить несколько ответов.

Методологическим обоснованием теста руки является предположение автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции к действию. А, следовательно, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать реальное поведение.

В соответствии с разработанной системой анализа ответы испытуемого классифицировались по 13 категориям: агрессивность (Ag), директивность (Drz), страх (F), афферектация (Af), коммуникация (Com), зависимость (Dep), эксгибиционизм (Ex), увечность (Crip), активная безличность (Act), пассивная безличность (Pas), описание (Dser), обман (Frd), размышление (Rf). В качестве баллов по каждой категории использовалось количество ответов, относящихся к ней. Подсчет коэффициента агрессивности (Rag), показывающего вероятность реализации агрессивных импульсов в поведении, является соотношением тенденций, отражающих готовность к агрессивному поведению с теми, которые направлены на предотвращение, снижение агрессивности:

 

(Ag + Dir) - (P + Af + Com + Dep) = Rag

 

Тест длился 15 минут и позволил определить наличие агрессивных установок детей, участвующих в эксперименте. Результаты теста приведены в приложении 3.

В результате этого теста 33% детей показали агрессивность, директивность проявилась у 20% испытуемых, афферектация - у 13%, коммуникация - у 20%, зависимость - у 26%, эксгибиционизм - у 13%, увечность - у 20%, активная безличность - у 26%, пассивная безличность - у 40%, описание - у 20%, обман - у 6%, размышление - у 26%. Для наглядности мы представили данные по этой методике на рисунке 2.

 

Рис.2

Данные теста "Рука"

 

Результаты диагностики подтвердили наличие в группе детей с некоторыми расстройствами поведения. К таким расстройствам можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно - агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию. Для предупреждения агрессивного поведения этих детей мы организовали работу по коррекции агрессивности, описанию которой отводится следующий параграф.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.