Понятие «конфликт» и его роль в современном обществе — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие «конфликт» и его роль в современном обществе

2020-04-01 131
Понятие «конфликт» и его роль в современном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. И. ПОЛЗУНОВА»

Кафедра Теоретической и прикладной социологии

 

 

Реферат по дисциплине

«Конфликтологические аспекты руководящей работы в службах социальной защиты населения»

На тему

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И РАБОТНИКАМИ КГУСО "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ГОРОДА БИЙСКА" И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

Работу выполнил Н.А. Белоцкий

студент гр. СР-01

 

 

Барнаул 2013

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие «конфликт» и его роль в современном обществе

.   Типология конфликтов и причины их возникновения в социальной работе

.   Поведенческие реакции личности на конфликт в социальных службах

.   Методы управления конфликтами в социальной работе

.   Анализ конфликта между руководителем и сотрудниками (на примере БУ РА «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»)

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

 

Современная жизнь по тем или иным причинам, а в некоторых случаях и без них сводит людей, вынуждая общаться, взаимодействовать и решать совместные задачи.

С одной стороны, люди становятся ближе друг к другу, стараясь сохранить равновесие, а с другой, каждый хочет оставаться самим собой.

Постоянное взаимодействие и общение усугубляется разностью темпераментов, характеров, различиями в воспитании, культуре, жизненных приоритетах и ценностях, что приводит к реальным противоречиям, разногласиям, спорам, а в дальнейшем к конфликтам.

История развития человечества сопровождается конфликтами во всех сферах жизнедеятельности, позволяя одним людям достигать величия и могущества, другим же оказываться поверженными. Конфликт не оставляет равнодушными даже пассивных наблюдателей, так как воспринимается чаще всего если не как угроза, то, во всяком случае, как предупреждение, как сигнал опасности. Конфликт вызывает сочувствие одних и порицание других даже тогда, когда не задевает непосредственно интересы не втянутых в него групп. В обществе, где конфликты не скрываются, не затушевываются, они воспринимаются как нечто вполне естественное и обыденное, не выходящее за пределы нормального общения.

"Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим" - Б. Вул. Таким образом, приведенное высказывание еще более подчеркивает важность и неизбежность конфликта, выражающиеся в его продуктивности и стимулирующей функции для развития и прогресса общества.

Конфликт - важная составляющая социально-психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. В зарубежной психологии и социологии позиции представлены следующими авторами: Г. Зиммель, Т. Парсонс, К. Хорни, М. Фоллет, У. Самнер. В отечественной же психологии наиболее известны - А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, С. Л. Прошанов, А. И. Шипилов.

Поскольку конфликт становится либо фактором прогрессивного развития общества, либо порождает в нем хаос, необходимо сделать вывод, что важным является нахождение путей регулирования и разрешения конфликта, с целью восстановления взаимопонимания в обществе и его направления в конструктивное русло.

Поэтому социальная работа, в современных условиях, рассматривается как деятельность, цель которой - разрешение разнообразных конфликтов человека (клиента), попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию. Кроме того, следует отметить важную роль работников социальных служб в практическом контроле за нарастанием конфликтного потенциала в обществе и выработке действенных мер как по его снижению, так и по предупреждению.

Цель моего реферата - анализ конфликта, возникшего между руководителем и сотрудниками организации.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи:

·   ознакомиться с понятием «конфликт» и его ролью в современном обществе;

·   проанализировать типологию конфликтов и причины их возникновения в социальной работе;

·   изучить поведенческие реакции личности на конфликт в социальных службах;

·   рассмотреть методы управления конфликтами в социальной работе.


 

Заключение

 

На данный момент конфликт, как никогда, занимает очень важное место не только в личных взаимоотношениях, но и при деловом общении и построении рабочего процесса людей. Современное состояние экономики и уровень общественного развития предъявляют достаточно жесткие требования к функционированию производственных коллективов и организаций. Создание условий для эффективной профессиональной деятельности включает в себя анализ и учет факторов, способных спровоцировать конфликтное взаимодействие, с целью успешного их предотвращения. Оттого, какие взаимоотношения будут складываться в рабочих коллективах, какая атмосфера будет царить в той или иной организации, во многом зависит уровень и качество нашей жизни.

Целью моей работы являлось проведение анализа конфликта между руководителем и сотрудниками (на примере БУ РА «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»), что и было достигнуто в процессе написания работы.

Для более детального и глубокого понимания поставленной цели были достигнуты следующие результаты:

мною были рассмотрены понятие «конфликт» и его роль в современном обществе;

я проанализировала типологию конфликтов и причины их возникновения в социальной работе;

также, ознакомилась с поведенческими реакциями личности на конфликт в социальных службах;

рассмотрела основные возможные методы управления конфликтами в социальной работе;

На основании проделанной работы, можно сделать заключение, что изменения, происходящие в обществе, накладывают отпечаток на структуры, распределение ролей в организациях, как социальной сферы, так и других, коммуникативный процесс между членами организации и организационными подразделениями. Вертикальная или горизонтальная структура, высокие или низкие ролевые требования к работникам, степень оснащенности современными средствами коммуникации - все это накладывает свой отпечаток на специфические особенности, факторы, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях. Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в организациях являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, различия в целях, различия в представляемых ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохая коммуникация, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация к выполнению работы.

Ввиду всего вышесказанного, важно отметить, что на тех людей, которые призваны управлять деятельностью организации, ложиться огромная ответственность, и в тоже время доверие, основанные на наличии определенных знаний и навыков по руководству, но особенно, на наличии внутренней силы, внутренних ресурсов, способствующих верному пониманию проблемы и эффективному преодолению трудностей.

Однако данный вывод желательно относить не только к тем, кто по долгу службы занимает высокие управленческие должности, координируя и сопровождая деятельность коллектива той или иной организации. Каждый человек, по сути своей, является руководителем, управленцем собственного поведения и поступков, и в большей мере только он решает, как поступить и какое решение принять.

Конфликты - это неотъемлемая часть человеческой жизни, так как возникают они только в процессе общения людей. В наше время количество конфликтов столь велико, что в какой-то степени их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия, поэтому и восприниматься этот процесс должен как нечто естественное и неотъемлемое, способствующее развитию нашего общества.


 

Список литературы

 

1. Агеева Л. Г. Конфликтология: краткий теоретический курс [Текст]: учебное пособие / Л. Г. Агеева. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 200 с.

.   Андреев, В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов [Текст] / В. И. Андреев. - М.: Нар. Образование, 1995. - 128 с.

3. Белинская, А. Б. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учебное пособие / А. Б. Белинская. - М.: Дашков и К , 2010. - 224 с.

4. Богатырёва, Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте [Текст] / Н. Богатырёва // Управление персоналом. - 2008. - № 20. С. 77-81

.   Буртовая Е. В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / Е. В. Буртовая. - М.: РГИУ, 2002. - 570 с.

.   Горбунова, М. Ю. Конфликтология [Текст]: конспект лекций / М. Ю. Горбунова. - Ростов н / Д: Феникс, 2005. - 256 с.

.   Дорохова, А. В. Разрешение конфликтов [Текст]: учебное пособие / А. В. Дорохова, Л. И. Игумнова, Т. И. Привалихина. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

.   Козырев, Г. И. Конфликты в организации [Текст] / Г. И. Козырев. - М.: Просвещение, 2001. - 205 с.

.   Конфликтология [Текст]: учебник / А. Я. Кибанов [и др.]; под ред. А. Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. - 301 с.

.   Кошелев, А. Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления [Текст] / А. Н. Кошелев, Н. Н. Иванникова. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 350 с.

.   Морозова А. В. Социальная конфликтология [Текст]: учебное пособие / А. В. Морозова - М.: Академия, 2002. - 336 с.

.   Островская С. И. Управление конфликтами в организации [Текст]: учебное пособие / С. И. Островская. - Хабаровск: ДВГУПС, 2002. - 115 с.

.   Посыпанов, О. Г. К типологии конфликтов [Текст] / О. Г. Посыпанов // Социальный конфликт. - 2008. - № 2. - С. 92-93

.   Светлов, В. А. Управление конфликтом [Текст] / В. А. Светлов. - СПб.: Росток, 2003. - 295 с.

.   Скотт, Д. Г. Конфликты и пути их преодоления [Текст] / Д. Г. Скотт. - М.: Дело, 2001. - 187 с.

.   Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Г. Сорокина. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 208 с.

.   Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения [Текст] / гл. ред. Е. И. Степанов. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 463 с.

.   Ткачёва Н. А. Конфликты в социальной работе [Текст]: учебное пособие / Н. А. Ткачёва. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. - 272 с.

.   Фролов, С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты [Текст]: учебное пособие / С. Ф. Фролов. - М.: Юрист, 1997. - 240 с.

.   Хорни, К. Ваши внутренние конфликты [Текст] / К. Хорен. - СПб.: Лань, 2007. - 310 с.

ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. И. ПОЛЗУНОВА»

Кафедра Теоретической и прикладной социологии

 

 

Реферат по дисциплине

«Конфликтологические аспекты руководящей работы в службах социальной защиты населения»

На тему

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И РАБОТНИКАМИ КГУСО "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ГОРОДА БИЙСКА" И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

Работу выполнил Н.А. Белоцкий

студент гр. СР-01

 

 

Барнаул 2013

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие «конфликт» и его роль в современном обществе

.   Типология конфликтов и причины их возникновения в социальной работе

.   Поведенческие реакции личности на конфликт в социальных службах

.   Методы управления конфликтами в социальной работе

.   Анализ конфликта между руководителем и сотрудниками (на примере БУ РА «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»)

Заключение

Список литературы

 


 

Введение

 

Современная жизнь по тем или иным причинам, а в некоторых случаях и без них сводит людей, вынуждая общаться, взаимодействовать и решать совместные задачи.

С одной стороны, люди становятся ближе друг к другу, стараясь сохранить равновесие, а с другой, каждый хочет оставаться самим собой.

Постоянное взаимодействие и общение усугубляется разностью темпераментов, характеров, различиями в воспитании, культуре, жизненных приоритетах и ценностях, что приводит к реальным противоречиям, разногласиям, спорам, а в дальнейшем к конфликтам.

История развития человечества сопровождается конфликтами во всех сферах жизнедеятельности, позволяя одним людям достигать величия и могущества, другим же оказываться поверженными. Конфликт не оставляет равнодушными даже пассивных наблюдателей, так как воспринимается чаще всего если не как угроза, то, во всяком случае, как предупреждение, как сигнал опасности. Конфликт вызывает сочувствие одних и порицание других даже тогда, когда не задевает непосредственно интересы не втянутых в него групп. В обществе, где конфликты не скрываются, не затушевываются, они воспринимаются как нечто вполне естественное и обыденное, не выходящее за пределы нормального общения.

"Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим" - Б. Вул. Таким образом, приведенное высказывание еще более подчеркивает важность и неизбежность конфликта, выражающиеся в его продуктивности и стимулирующей функции для развития и прогресса общества.

Конфликт - важная составляющая социально-психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. В зарубежной психологии и социологии позиции представлены следующими авторами: Г. Зиммель, Т. Парсонс, К. Хорни, М. Фоллет, У. Самнер. В отечественной же психологии наиболее известны - А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, С. Л. Прошанов, А. И. Шипилов.

Поскольку конфликт становится либо фактором прогрессивного развития общества, либо порождает в нем хаос, необходимо сделать вывод, что важным является нахождение путей регулирования и разрешения конфликта, с целью восстановления взаимопонимания в обществе и его направления в конструктивное русло.

Поэтому социальная работа, в современных условиях, рассматривается как деятельность, цель которой - разрешение разнообразных конфликтов человека (клиента), попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию. Кроме того, следует отметить важную роль работников социальных служб в практическом контроле за нарастанием конфликтного потенциала в обществе и выработке действенных мер как по его снижению, так и по предупреждению.

Цель моего реферата - анализ конфликта, возникшего между руководителем и сотрудниками организации.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи:

·   ознакомиться с понятием «конфликт» и его ролью в современном обществе;

·   проанализировать типологию конфликтов и причины их возникновения в социальной работе;

·   изучить поведенческие реакции личности на конфликт в социальных службах;

·   рассмотреть методы управления конфликтами в социальной работе.


 

Понятие «конфликт» и его роль в современном обществе

 

Одна из главных проблем, которая возникает при взаимодействии людей - столкновение в ситуации конфликта потребностей, где важно научиться распознавать, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации цивилизованно, взаимовыгодно и мирным путем.

Социальные конфликты неизбежны в любых отношениях, поскольку являются необходимым условием развития, как личностного, так и общественного.

На данный момент существует много определений конфликта, как в зарубежной (Л. Козер), так и отечественной (Л. Г. Здравомыслов, Ю. Г. Запрудский, А. В. Дмитриев) литературе [5, с. 46].

В большинстве определений фиксируется все многообразие атрибутов социального конфликта, однако для них не характерен внутриличностный конфликт, рассматриваемый отдельно, за рамками социального. Поэтому, на мой взгляд, наиболее точным, является следующее определение:

Конфликт - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов и острыми эмоциональными переживаниями.

В буквальном переводе «конфликт» означает «столкновение», первоначально - драка, сражение, борьба [16, с. 3].

Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, кроме того они могут быть мнимыми. И если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию. Это происходит тогда, когда противоречие затрагивает интересы людей, социальный статус личности или группы, престиж, моральное достоинство.

Важным моментом является признание двойственности конфликта. То есть речь идет о двух его неразделимых сторонах: деструктивной и конструктивной. В конфликте всегда присутствует риск разрушения отношений, но, вместе с этим, есть благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного диалога, преодоления кризиса, а в последствие, обретение новых жизненных возможностей.

Конфликт, как источник развития. Самая главная конструктивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Чем значимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие. Например, в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного "катализатора" развития способностей». Конфликт, как сигнал к изменению. Проведем аналогию с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Конфликт, как возможность сближения. Зачастую мы - люди, не понимаем друг друга. В зависимости от тех или иных обстоятельств молчим, сдерживаем все в себе, боимся делиться мыслями, эмоциями, не показываем своих истинных стремлений и намерений. Когда наступает «роковая черта», последний шанс, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу - все либо рушится, либо наступает «просветление»: наконец все высказано, все скрытое становится явным и тогда-то наступает новый, более качественный уровень отношений.

Конфликт, как возможность разрядки, оздоровления отношений. В результате выхода человека из конфликта, он действительно освобождается от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

Деструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и могут выражаться в таких последствиях как:

.   Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе; могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса.

.   Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях [3, c. 9-10].

Основываясь на вышеперечисленных функциях конфликта, можно говорить о важнейшей роли рассматриваемого процесса. Конфликт - нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Самое главное это не закрывать глаза на конфликт, а сознательно приступать к разрешению самой проблемы, а не ее продуктов. В ходе конфликта более ясно выражаются интересы и ценностные ориентации его участников, что само по себе чрезвычайно важно для выяснения всех причин и обстоятельств, породивших конфликт.

Конфликт - момент истины в отношениях, проверка их на прочность, кризис, который может либо укрепить, либо ослабить их, критическая точка, которая повлечет за собой обиду, надолго остающуюся с человеком, внутреннюю враждебность, психологические травмы или взаимное доверие, понимание. Конфликты могут, как оттолкнуть людей друг от друга, так и сблизить их. Они содержат семена разрушения и семена большего единения, могут послужить причиной настоящей войны или, наоборот, прочного мира.


 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.