Изучение мотивации учебной деятельности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Изучение мотивации учебной деятельности

2020-04-01 338
Изучение мотивации учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общее количество выборки составило 7 человек, студентов одной грыппы.

Результаты исследования, полученные с помощью методики № 1 «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» представлено в табл. 1 и рис. 1.

 

Таблица 1. Результаты исследования, полученные с помощью методики № 1 «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»

ФИО

Номер мотива по списку

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Александр Х     Х     Х     Х           Х
Людмила Х Х   Х   Х       Х            
Виктор Х     Х Х             Х   Х    
Павел Х   Х     Х       Х           Х
Андрей Х     Х   Х       Х       Х    
Максим   Х       Х       Х   Х   Х    
Сергей Х Х               Х   Х   Х    
Кол-во выбора мотива 6 3 1 4 1 4 1 0 0 6 0 3 0 4 0 2

 

На основе вышеизложенных данных была построена диаграмма (рис. 1)

 

Рис. 1. Иерархия мотивов учебной деятельности студентов


Анализ полученных данных. Обработав результаты, мотивы были проранжированы: место занимают мотивы: 1 - стать высококвалифицированным специалистом и 10 - обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; место - мотив 2 - получить диплом;место - мотив 6 - приобрести глубокие и прочные знания; место - мотив 4 - успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; место - мотивы: 3- успешно продолжить обучение на последующих курсах; 12 - достичь уважения преподавателей; 14 - добиться одобрения родителей и окружающих; место - мотив 16 - получить интеллектуальное удовлетворение; место - мотив 5 - постоянно получать стипендию; место занимают мотивы: 7 - быть постоянно готовым к очередным занятиям; 8 - не запускать изучение предметов учебного цикла.

Оказались невыбранными мотивы: 9 - не отставать от сокурсников; 11 - выполнять педагогические требования; 13 - быть примером для сокурсников; 15 - избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

Таким образом, студентами чаще выбираются мотивы - стать высококвалифицированным специалистом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, что говорит об их доминировании в системе мотивов.

На основании проведенного исследования можно утверждать о доминировании в системе следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания. Доминирует в системе мотивов, наряду с вышеперечисленными, мотив «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности».

Мотив «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» оказался невыбранным студентами.

Результаты исследования, полученные с помощью методики №2.

«Мотивация обучения в вузе» представим в табл. 2 и рис. 2.

 

Таблица 2. Результаты исследования, полученные с помощью методики №2 «Мотивация обучения в вузе»

ФИО «приобретение знаний» Максимум- 12,6 балла «овладение профессией» Максимум - 10 баллов «получение диплома» Максимум - 10 баллов
Александр 10,8 7 6,5
Людмила 7,2 4 10
Виктор 6 4 10
Павел 5,4 3 7,5
Андрей 7,2 6 10
Максим 7,2 3 9
Сергей 7,2  5 8,5

 

Анализ и систематизация результатов. По шкале «приобретение знаний» были выделены: высокие показатели (8,5 - 10,8 баллов) - у 23,8 % студентов, средние показатели (5,4 - 8,4баллов) - у 57,2 % студентов. В целом, группа показала средний уровень направленности на приобретение знаний.

По шкале «овладение профессией» были выделены: высокие показатели (7 баллов) - у 28,6 % студентов, средние показатели (4- 6 баллов) - у 52,4 % студентов, низкие показатели (0-3 баллов)- 19 % студентов. Таким образом, группа показала средний уровень направленности на овладение профессией, т. е. стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества.

По шкале «получение диплома» были выделены: высокие показатели (7-10 баллов)- у 90,5 % студентов, средние показатели (4 - 6,9баллов) - у 9,5 % студентов, низкие показатели (0-3,9 баллов) - не обнаружены в группе.

Таким образом, группа показала высокий уровень направленности на получение диплома.

На основе вышеизложенных данных была построена диаграмма (рис. 2).

 

Рис. 2. Мотивация обучения в вузе

 

Сравним и проанализируем результаты методик (таблицы 1 и 2).

На основании проведенного исследования в группе с помощью методик № 1 и № 2, можно утверждать о преобладании и ведущей роли прагматического мотива («получение диплома»). Последующие позиции занимают мотивы: профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества) и познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность).

Т.И. Ильина отмечает, что преобладание прагматического мотива может свидетельствовать о неадекватном выборе студентом профессии, о неудовлетворенности ею. Но для того, чтобы вскрыть причину преобладания прагматического мотива в системе мотивов студента, нужно определить профессиональную направленность студента, проанализировать, почему студент выбрал профессию психолога, как этот выбор был осуществлен, каковы ценностные ориентиры студента.

Результаты исследования, полученные с помощью методики №3 «Дифференциально-диагностический опросник» представим в табл. 3 и рис. 3.

 

Таблица 3. Результаты исследования, полученные с помощью методики №3 «Дифференциально-диагностический опросник»

ФИО «человек- природа» Максимум- 8 баллов «человек-техника» Максимум- 8 баллов «человек-человек» Максимум- 8 баллов «человек- знак» Максимум- 8 баллов «человек-художественный образ» Максимум- 8 баллов
Александр 4 1 7 3 5
Людмила 2 2 4 5 7
Виктор 2 1 7 5 5
Павел 2 2 6 3 7
Андрей 1 3 5 5 6
Максим 5 1 5 3 6
Сергей 7  1 5 2 5

 

Анализ и систематизация результатов. Профессия «педагог, учитель начальных классов» относится к типу профессии «человек-человек». По шкале «человек-человек» были выделены: высокие показатели (6 - 8 баллов)- у 42,9 % студентов, средние показатели (3 -5,9 баллов) - у 57,1% студентов, низкие показатели (0-2,9 баллов) - не обнаружены в группе.

В целом, группа показала уровень профессиональной направленности выше средних значений, что может говорить о преобладании интересов, а возможно и склонностей к данной области профессиональной деятельности.

На основе вышеизложенных данных была построена диаграмма (см. рис. 3).

Таким образом, на основании результатов, полученных при проведении эксперимента, было выявлено, что ведущие места в системе мотивов учебной деятельности студентов принадлежат мотивам: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.


Рис. 3. Уровни профессиональной направленности студента

 

Уровень профессиональной мотивации группы оптимальный, что говорит об удовлетворенности студентов выбранной профессией, включенности студентов в учение.

Проведенной исследование мотивов учения конкретной группы позволило сделать следующие выводы. Студентами чаще выбираются такие мотивы как: стать высококвалифицированным специалистом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, что говорит об их доминировании в системе мотивов. Доминируют в системе следующих мотивов: стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

Анализ показал, что в системе мотивов учебной деятельности студентов преобладает и лидирует прагматический мотив («получение диплома»). Последующие позиции занимают мотивы: познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность) и профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества).

На основании результатов, полученных при проведении всех диагностических программ, было выявлено, что ведущие места в системе мотивов учебной деятельности студентов принадлежат мотивам: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

 


Заключение

 

В современных условиях высокой конкурентной борьбы на рынке труда расширение жизненных возможностей и перспектив зависит от возможности индивида постоянно повышать уровень образованности, сформированности внутренней личностной направленности на учение, осознания необходимости развития собственных природных задатков. Все эти качества определяются уровнем развитием мотивации учения.

Проблема целенаправленного развития мотивации учения относится не только к психологии и педагогике, но и к предметным методикам обучения, поскольку ее формирование осуществляется через конкретный предмет и конкретную познавательную деятельность.

Анализ литературы показал, что ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Е.П. Ильин понимает мотивацию как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием). Многие исследователи под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, а мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.

С целью изучения особенностей мотивации учебной деятельности было проведено экспериментальное исследование.

В ходе эксперимента было выявлено, что в группе ведущие места в системе мотивов учебной деятельности студентов принадлежат мотивам: стать высококвалифицированным специалистом, приобрести глубокие и прочные знания, получить диплом и обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

Было выявлено, что в системе мотивов учебной деятельности студентов преобладает и лидирует прагматический мотив («получение диплома»). Последующие позиции занимают мотивы: профессиональный (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества) и познавательный (стремление к приобретению знаний, любознательность). Преобладание прагматического мотива могло свидетельствовать о неадекватном выборе студентом профессии, о неудовлетворенности ею. Для того чтобы вскрыть причину преобладания прагматического мотива в системе мотивов студента, нами был определен уровень профессиональной направленности студента, проанализировано, почему студент выбрал профессию, как этот выбор был осуществлен, каковы ценностные ориентиры студента. Анализ результатов показал, что уровень профессиональной направленности студентов выше средних значений, у студентов ярко выражен интерес к избранной специальности, выбор профессии был осуществлен ими продуманно и самостоятельно.

Развитие мотивации учебной деятельности зависит от проведения своевременной диагностики мотивации студентов и учета ее результатов в образовательном процессе, подобранной системы условий развития мотивации, а именно: соотнесение результатов обучения с практической деятельностью, актуализация мотивационных аспектов учебной деятельности в работе группы. Уровень развития мотивационной сферы личности студента зависит от способов, условий и средств обучения, осознания собственного смысла учения, предметно-рефлексивного отношения к обучению, субъектной активности и субъектного отношения. Качественные особенности развития мотивационной сферы личности студента зависят от личностной и профессиональной направленности, ценностных ориентаций. Мотивационная сфера личности определяется деятельностью. Для того чтобы деятельность стала компонентом развития и саморазвития, важно не только глубоко понимать характер ее содержания, но и постоянно совершенствовать мотивационную сторону личности. Глубокое познание и понимание мотивационной сферы может обеспечить успех, направить активность личности студента в нужное русло ее развития.

На наш взгляд, данное исследование может найти свое продолжение в изучении таких аспектов развития мотивации студентов как: использование возможностей студенческой группы как фактора развития учебной мотивации, выявление гендерной специфики становления учебной мотивации.

 


Список использованной литературы

 

1. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты: / Б.Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 394 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: / В.И. Андреев. - М.: «Школа-Пресс», 2008. - 276 с.

.   Артыков Т.А. Мотивация к учению, как показатель реадаптации к учебной деятельности // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-1. - С. 63-69.

.   Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

.   Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса: / С.Я. Батышев. - М.: «Школа-Пресс», 2008. - 114 с.

.   Батышев, С.Я. Педагогика сотрудничества в профтехучилище: / С.Я. Батышев. - М.: Педагогический поиск, 2010. - 201 с.

.   Безбородова, С.В. Человеческий фактор в интенсификации учебного процесса / С.В. Безбородова // Семья как ценность: состояние и перспективы: сб. науч. тр-ов. Вып. II. / Под ред. Ф.А. Ильдархановой, Р.Ш. Маликова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - С. 45-51.

.   Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 168 с.

.   Епифанова, С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. - 2000. - №3. - С.106-107.

.   Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Просвещение, 2009. - 251 с.

.   Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2011. - 192 с.

.   Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

.   Кабардин О.Ф. Мотивация к учению и успешность обучения // Журнал научно-педагогической информации. - 2010. - № 11. - С. 97-111.

.   Кизесова, И.В. Общая и профессиональная педагогика: курс лекций для студентов специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (по отраслям)» / И.В. Кизесова. - Красноярск: СибГТУ, 2012. - 159 с.

.   Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

.   Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2006. - 460 с.

.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М., 2008. - 351 с.

.   Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова [и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой, науч. ред. Н.Б. Крылова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -288 с.

.   Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность: / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Просвещение, 2007. - 427 с.

.   Харламов, И.Ф. Педагогика: / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 2010. - 416 с.

.   Шиянов, Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.: Академия, 2009. - 257 с.

 


Приложение 1

Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным.

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина).

Опросный лист (для студентов)

Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для Вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке.

 

Список мотивов  
1. стать высококвалифицированным специалистом  
2. получить диплом  
3. успешно продолжить обучение на последующих курсах  
4. успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»  
5. постоянно получать стипендию  
6. приобрести глубокие и прочные знания  
7. быть постоянно готовым к очередным занятиям  
8. не запускать изучение предметов учебного цикла  
9. не отставать от сокурсников  
10. обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности  
11. выполнять педагогические требования  
12. достичь уважения преподавателей  
13. быть примером для сокурсников  
14. добиться одобрения родителей и окружающих  
15. избежать осуждения и наказания за плохую учебу  
16. получить интеллектуальное удовлетворение  

 

Обработка и интерпретация результатов

Определяется частота названия мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.).

 


Приложение 2


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.