Перспективы урегулирования иранской ядерной проблемы в российском национальном дискурсе — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Перспективы урегулирования иранской ядерной проблемы в российском национальном дискурсе

2020-04-01 41
Перспективы урегулирования иранской ядерной проблемы в российском национальном дискурсе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После распада Советского Союза между Россией и Ираном начали складываться продуктивные, доверительные отношения. На современном этапе сотрудничество двух стран носит взаимовыгодный характер. Россия в первую очередь заинтересована в торговле оружием с Ираном, так как последний является наиболее перспективным рынком. Также России необходимо поддерживать дружественные отношения с Ираном, ввиду сильного влияния авторитетного мусульманского государства на Северном Кавказе и в традиционной сфере влияния России - Центральной Азии. Тегеран в свою очередь также заинтересован в таком партнере, как Российская Федерация. Во-первых, Ирану очень удобно иметь своим союзником постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладающим правом вето. Во-вторых, Тегеран заинтересован в дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества. В-третьих, из-за постоянного роста напряженности с США Иран находит поддержку со стороны России. Наконец, одним из важнейших факторов двусторонних отношений является иранская ядерная программа. Сотрудничество двух стран в области атомной энергетики началось еще в начале 90-х годов прошлого столетия с подписанием соглашения "Об использовании ядерной энергии в мирных целях" [31].

Россия всячески защищает от международных санкций отношения с Ираном. Иными словами, Россия выступает в качестве главного "адвоката" Ирана на международной арене. В целом, Россия всячески препятствует международной изоляции Ирана. Так, например, когда представители Соединенных Штатов инициируют в Совете Безопасности резолюции по Ирану, в них первоначально содержатся угрозы применения санкций и военной силы, однако после корректировки содержания представителями России, резолюции принимают более сдержанную форму.

В целом, российская сторона не рассматривает военное решение проблемы. Более того, всячески отговаривает своих западных партнеров от военного вмешательства, чтобы оказать влияние на Иран. Россия занята поиском конструктивных предложений, которые бы удовлетворяли все стороны и не ущемляли ничьих интересов. Одним из рассматриваемых в российском дискурсе вариантов является некий международный консорциум, под чьим контролем велась бы вся ядерная деятельность страны. Гарантами безопасности и соблюдением всех основ Договора о нераспространении и требований Международного агентства по атомной энергии вероятно стали бы Россия, некоторые государства Европейского Союза, США и ряд стран Персидского залива [14]. Такой консорциум, наделенный большими полномочиями, которому бы делегировалась часть национального суверенитета, вплоть до полного контроля ядерной программы и всех научно-исследовательских и конструкторских работ, связанных с атомной промышленностью, вел бы работы по ядерной энергетике и руководил исследованиями Исламской Республики. Иран, в свою очередь, за уступку части своего суверенитета получал как бы взамен инвестирование и новейшие технологии в развивающиеся, неядерные сферы экономики. Это бы защищало Тегеран от многочисленных претензий, санкций Совета Безопасности и, что самое главное, от давления и возможного силового вмешательства, в первую очередь Соединенных Штатов.

Также, Владимир Путин уже не раз выражал свою готовность создания на территории Российской Федерации международного центра по оказанию услуг ядерного топливного цикла, в том числе и обогащения урана. По его мнению, это бы повлекло созданию новейших реакторов и топливных циклов следующего поколения. Вся деятельность протекала бы под полным контролем МАГАТЭ и на недискриминационной основе. Международный аспект такого центра заключался бы в широком многостороннем сотрудничестве [32].

Еще одним вариантом, выдвигаемом в российском национальном дискурсе, является создание чрезвычайной группы инспекторов, наделяемых широкими полномочиями в плане доступа к объектам ядерной промышленности, с целью расследования деятельность Тегерана в этом области. В нее входили бы специалисты по вопросам ядерного оружия и ядерного топлива. Примечательно, что эта группа не заменяла бы функции МАГАТЭ, напротив, дополняла, руководствуясь при осуществлении своей деятельности уставом этого Международного агентства. В задачи инспекционной группы входило бы проведение внеплановых проверок с целью расследования вопросов соблюдения пунктов ДНЯО. По идее, Совет Безопасности должен наделить инспекторов группы полномочиями для данной работы и предоставил бы им ограниченное время для формирования отчета по деятельности Ирана в сфере атома [33].

При таком идеалистическом раскладе необходимо учитывать высокую степень несговорчивости иранских властей и нежелание идти на компромиссы. Необходимо побудить Иран к сотрудничеству в проведении подобного рода инспекций. С одной стороны, Иран заинтересован в сохранении неопределенности, оттягивании времени для проведения ускоренных работ для того, чтобы его ядерная программа выглядела более впечатляющей, чем это есть на самом деле. Но все же так не может продолжаться до бесконечности. Иран рискует лишиться поддержки даже своих союзников, если не будет принимать однозначные решения, вызывая раздражения мировой общественности. Иран в итоге окажется в выигрыше, если согласится на более тщательные проверки со стороны инспекционных групп. При этом репутация государства не пострадает, а новые санкции не будут рассматриваться в ООН.

Теоретически можно спрогнозировать два сценария развития событий вокруг иранской ядерной проблемы:

США, Израиль и их союзники наносят военный удар по Ирану;

в результате дипломатический усилий все же будет найдено компромиссное решение для выхода из кризиса.

Как бы там ни было, пока Россия, очевидно, будет продолжать настаивать на том, чтобы Иран "играл по правилам", выполняя требования соответствующих международных договоров и организаций. Это отдалит тот момент, когда российской политической элите придется принимать окончательное решение по этому вопросу. России следует выстраивать собственную линию взаимоотношений с Ираном в ядерной области с учетом двух фундаментальных принципов: права Ирана как независимого, сильного государства на развитие ядерных технологий в мирных целях и получения от Ирана гарантий, что он не ведет работ по производству ядерного оружия. В целом, российская сторона не рассматривает военное решение проблемы. Россия занята поиском конструктивных предложений, которые бы удовлетворяли все стороны и не ущемляли ничьих интересов.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.