Судебные гарантии прав и свобод личности и гражданина — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Судебные гарантии прав и свобод личности и гражданина

2020-04-01 103
Судебные гарантии прав и свобод личности и гражданина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем каждый из них имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям.

В рамках целого, системы назначения гарантий состоят в том, что они призваны обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в конституциях и законах юридический статус личности и, особенно, ее права и свободы становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина.

Без соответствующих гарантий провозглашенные в конституции, в законах права свободы - пустой звук. Реализация этих прав и свобод требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан.

Вопрос о гарантиях возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии - один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод.

Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод. Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод.

Ст.79 Конституции закрепляет, что президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Соответствующую деятельность осуществляют и другие органы нашего государства. В положениях Конституции проявляется тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования прав.

Более того, ст.61 закрепляет право человека обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, в случае если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии:

а). Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. В числе этих условии - социальная стабильность, развивающаяся экономика, наличие соответствующих производственных мощностей, широкой инфраструктуры - системы учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

б). Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должный уровень политической культуры граждан.

в). Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина. К ним относится, прежде всего, конституционное закрепление как общего принципа гарантии прав, так и конкретных гарантий каждого права.

Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. Однако недопустимость ограничения прав и свобод не означает абсолютизации этого принципа. Их использование должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития. В определенных социальных, экстремальных и иного рода ситуациях может возникнуть объективная необходимость определенного временного ограничения прав и свобод, причем Конституция оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.

Судебная защита прав человека является центральной в защите прав и свобод человека. С начала 90-х годов в России осуществляется реформирование судов и совершенствование их деятельности.

В частности, приняты законы о судебной системе Российской Федерации, Конституционном Суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы.

Наряду с судебной защитой за последние годы в России стало уделяться определенное внимание развитию и совершенствованию институтов внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Эти институты существенно дополняют судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствуют комплексному решению рассматриваемых проблем.

Национальная система внесудебных учреждений, призванных защищать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: Администрация Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации; Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, иные комиссии при Президенте Российской Федерации; Прокуратура Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Для решения важных специфических вопросов обеспечения прав и свобод человека при Президенте Российской Федерации созданы: Комиссия по вопросам помилования, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий, Комиссия по вопросам гражданства и др.

Правительством Российской Федерации образованы межведомственные комиссии: по вопросам профессиональной ориентации, психологической поддержки населения; по вопросам социального обслуживания населения; по вопросам улучшения положения женщин; по охране здоровья граждан; по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с отказом им в выдаче заграничного паспорта и временными ограничениями на выезд за рубеж; по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и др.

Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, комиссии по правам человека при главах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, являясь совещательным и консультативным органом при главе государства, призвана содействовать реализации Президентом страны его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией России.

На Комиссию Президентом Российской Федерации возложены следующие задачи:

·   создание условий для реализации Президентом страны его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, включая полномочия по осуществлению контроля за обеспечением соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами;

·   сбор, изучение и анализ информации и материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

·   содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

·   содействие координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации основ государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека;

·   подготовка для Президента Российской Федерации предложений о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

·   участие в подготовке соответствующих законопроектов;

·   рассмотрение обращений лиц, в том числе поступающих и в адрес Президента Российской Федерации, содержащих информацию о фактах систематического нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления таких прав, представляющих особую общественную опасность, и ряд других функций.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Независимость и неподотчетность Уполномоченного при осуществлении своих полномочий от каких-либо государственных органов власти и должностных лиц предоставляет ему возможность выявлять факты нарушений прав граждан и в пределах компетенции принимать меры по их восстановлению. Для этого Уполномоченный должен беспристрастно и объективно подходить к выполнению своих функций.

Важное место в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации.

В последние годы в результате изменения характера нарушений прав человека происходит активизация деятельности правозащитных организаций в тех областях, в которых наблюдаются масштабные нарушения прав человека: нарушения прав человека по национальному (этническому) признаку; нарушения норм гуманитарного права в отношении гражданского населения в зонах военных действий; нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев; прав военнослужащих; социальных прав граждан в условиях рыночной экономики; неблагополучие в пенитенциарной системе. На основе закрепленных во второй главе Конституции Российской Федерации норм, гарантирующих права и свободы человека и гражданина, в России, как отмечалось выше, складывается система правовых механизмов, процедур и правозащитных институтов, включающих судебную и внесудебную защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В системе внесудебных учреждений, призванных защищать права и свободы человека и гражданина, заметная роль принадлежит Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации и комиссиям по правам человека при главах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правосудие - это деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся и рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права.

Исторический опыт свидетельствует, что судебное разбирательство, облаченное в детально урегулированную процессуальную форму, - наилучший способ разрешения споров, установления истины, отыскания правды. Но применение этого способа возможно лишь тогда, когда суду обеспечена реальная независимость, когда он принимает решения только на основе рассмотренных доказательств, по убеждению, по совести и полностью огражден от всякого давления извне, особенно со стороны властных структур.

В таких условиях суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством.

На различных этапах возникновения этих нрав они призваны были ограждать человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассивной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содействовать в осуществлении прав и свобод индивида.

Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных п произвольных попыток се ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека. Такая позиция, распространенная во второй половине XX в., нашла выражение, в частности, в решениях Европейского суда по правам человека.

В цивилизованном обществе суду принадлежит централь-нос место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Конституционно гарантированное право на судебную защиту выступает в виде правоотношения, на одной стороне которого находится лицо, обратившееся за защитой, а на другой - суд, обязанный рассмотреть жалобу этого лица и при-пять законное и обоснованное решение. Но - и это очень специфично - охранительный аспект права на судебную защиту действует изначально и постоянно, он «работает» до возникновения юридического факта (подачи жалобы), порождающего правоотношение. Всякое заинтересованное лицо является субъектом процессуального права на обращение в суд (ст. 3 ГПК), по участником процессуального - отношения оно становится только после того, как в результате его инициативы это правоотношение возникло и сконструировалось в виде определенного набора прав и обязанностей между подавшим жалобу, соответствующим судом и другими лицами, участвующими в деле.

Законодательство испытывает в нынешней России заметно возрастающее влияние международно-правовых актов по нравам человека. Пункт 1 ст. 17 Конституции РФ провозглашает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с данной Конституцией». Это положение Конституции даст основания понимать правовой статус человека и гражданина Рос-сип как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих нрава и свободы граждан.

 


Заключение

 

Права и свободы человека - права, в рамках определённых идеологий (в частности, либерализма и, в значительной мере, социализма), считаемые принадлежащими прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. В силу распространённости этих идеологий в современном обществе такое понимание прав человека закреплено в основных нормах государственного (конституционного) и международного права.

Значение Конституции Российской Федерации определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы.

Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Во-первых, данное состояние теории прав человека, остается лишь теорией. Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер. Можно приводить много примеров (систематические невыплаты зарплаты и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, к примеру турок-месхетинцев в Краснодарском крае, и т.д.).

Во-вторых, в Российской Федерации негарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, на данный момент, значительная часть населения оказалась за чертой бедности, и идет массовый процесс нарушений конституционных прав и свобод граждан.

В-третьих, благодаря сложившейся в нашей стране ситуации, Российской Федерации стоит на грани «социальной катастрофы» и деградации общества. Человек в нашем государстве превращается в безвольную игрушку» в руках бюрократии и чиновничества.

На мой взгляд, преодоление этой ситуации зависит не только от государства, которое не располагает на данный момент не надежными механизмами защиты прав человека, не достаточными экологическими ресурсами. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого отдельно взятого человека, направленные на борьбу против нарушений прав личности и установление юридической ответственности за такие действия или ее ужесточение применительно к правонарушителям и нарушителям прав человека и гражданина в нашей стране.

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права. Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Об этом говорится в ст.55 ч.2 Конституции Российской Федерации. Глава 2 Конституции Российской Федерации, посвященная правам и свободам человека и гражданина, включает 48 статей (с 17 по 64).


Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты:

.   Конституция Российской Федерации, принята на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 году. - М.: Юрайт, 2009.

.   Всеобщая декларация прав человека (принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.).

Литература:

.   Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х томах. М., 2009.

.   Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. - «Юстицинформ», 2009.

.   Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2008.

.   Безуглов, А.А. Конституционное право России: учебник для юрид. вузов: в 3 т. / А.А. Безуглов. - М.: Норма, 2008. - Т. 1.

.   Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Юристъ, 2009.

.   Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Издательство БЕК. 2008.

.   Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: учебник для вузов / под ред. О.И. Тиунова. - М.: НОРМА, 2009.

.   Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий/Под ред. Б.Н. Топорцина. М., 2008.

.   Любимов, А.П. Комментарий к Конституции Российской Федерации: толкование и истолкование Конституции РФ в решениях Конституционного Суда РФ / А.П. Любимов. - М.: Экзамен, 2008.

.   Наймушина С.Г. Конституционно-правовые основы организации и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2008.

.   Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. - М.: Издательство «Спарк», 2009.

.   Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / В.В. Никулин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.

.   Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. - 3-е изд., испр и доп. - М.: Юрист, 2009.

.   Страшун Б. Проблемы реализации новой Конституции Российской Федерации//Право и жизнь. 2008. № 5.

.   Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева. - М.: Норма, 2008.

.   Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.- М.: Издательство «Зерцало», 2009.

.   Шайо, А. Самоограничение власти: краткий курс конституционализма / А. Шайо. - М.: ЮРЛИТ, 2008.

.   Шарандин Ю. А. Конституционно-правовые основы законотворчества субъектов Российской Федерации (на примере города Москвы). Автореферат диссертации кандидата юридических наук, М., 2007.

.   Шульженко Ю. А. Конституционный контроль в России. М., 2007.

.   Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. М.: Закон и Право. 2007.

.   Якушев, А.В. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций / А.В. Якушев. - М.: НОРМА, 2009.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.