В соответствии с целью и задачами исследования была обследована группа пятиклассников. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

В соответствии с целью и задачами исследования была обследована группа пятиклассников.

2020-04-01 176
В соответствии с целью и задачами исследования была обследована группа пятиклассников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На затруднения в учебе оказывает влияние и соматическая ослабленность ребенка, нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства.

Эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействий, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях (отказе, компенсации, рационализации, перенос, идентификации, уходе), при которых страдает ребенок., постоянно чувствующий собственную неадекватность, неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу - эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха - аффективное эмоционально-заостренное отражение в сознании человека конкретной угрозы. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, а часто умолкает совсем. Он совершает много лишних движений, или, наоборот становится неподвижным, скованным. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего дети боятся отвечать у доски, именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.

В ряде случаев страх вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений агрессии с их стороны. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, обязанности также может спровоцировать проявление страха, страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным, поскольку он старается овладеть новыми знаниями, серьезно относится к своим обязанностям и очень переживает по поводу отметок. Проявления школьной неуспеваемости могут наблюдаться на всех ступенях обучения. Важно предупредить её на начальных этапах развития, чтобы первичные трудности в обучении не переросли в пробелы в знаниях, отставание, не вызвали частичной или общей неуспеваемости, а в худшем случае и отказа от учебной деятельности.

В ходе эмпирического изучения внимания были получены следующие данные:

 

Таблица № 1 Результаты диагностики внимания

Имя Возрастает, мес,

Корректурная проба

    Концентрация внимания, % Скорость переработки информации зн. В Переключаемость внимания,
Катя 11 лет 2мес 100 3 8,69
Матвей 11 лет 2мес 44,3 3,2 33.33
Али 11 лет Змее 100 3,2 8,33
Адриан 11лет5мес 100 2.4 5,55
Герман 10лет Змее L_ 56>2 1,9 13,3
Никита 10лет4мес 69,4 3,2 32
Никита 11 лет 1мес 100 3,2 16,67
Алена 10лет 8мес 56,3 U 15,4
Саша 10лет 9мес 53,8 2,9 27,27
Женя 10лет бмес 23,2 2,9 42,85
Марина 11 лет 11 мес 81,8 3,8 16,67
Катя 11лет 9мес 58,8 3,3 32
Данил 11лет 5мес 100 3,5 7,4
Женя 11лет бмес 87,1 3,7 17,86
Саша 10лет бмес 91,1 3,6 14,8
Слава 11 лет 8мес 66,2 3,4 22,22
Данил 10лет 8мес 100 3,2 4,7
Надя 11 лет 1мес 94,3 3,5 16,1
Аня 10лет 11мес мес 89,5 3,1 М
Вика 11 лет 2мес 100 3.2 7,35
Средегрупповые значения 11,05 78,5 3,1 17,6
Стандартное отклонение   22.78 0.5 10,49

 

Как видно из таблицы среднегрупповое значение концентрации внимания и переключаемости в норме. Несмотря на это пониженный уровень концентрации внимания отмечается у Жени 11 лет 6 мес., Германа, Алены, Саши 10 лет 9 мес., Кати. А переключаемости внимания у Адриана, Никиты 10 лет 4 мес., Жени 10 лет 6 мес., Кати и Данилы 10 лет 8 мес.

В ходе эмпирического изучения уровня тревожности были получены следующие данные.

 

Таблица № 2

Результаты диагностики школьной тревожности (по Филлипсу) (в %)

№ («) Имя ребенка Возраст лет, мес. 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Катя 11 лет 2мес 95 54 46 100 83 80 80 62
2 Матвей 11лет 2мес 64 54 38 33 83 40 80 37
3 Али 11 лет Змее 59 36 38 33 100 80 L 40 37
4 Адриан 11 лет 5мес 54 45 48 83 66 60 20 25
5 Герман 10лет Змее 5 18 30 0 0 20 0 37
в Никита 10лет 4мес 18 54 38 33 33 40 40 50
7 Никита 11 лет 1мес 54 27 53 67 50 60 40 62
3 Алена 10 лет 8мес 54 36 46 87 87 40 l 40 25
9 Саша 10 лет 9мес 63 64 61 50 100 80 20 62
10 Женя 10 лет бмес 41 36 38 67 100 60 0 37
11 Марина 11 т11мес 95 54 46 83 100 83 100 50
12 Катя 11 лет 9мес 59 54 46 83 83 60 20 37
13 Данил 11 лет бмес 18 9 15 33 33 20 0 25
14 Женя 11 лет бмес 36 36 30 16 66 40 40 37
15 Саша 10 лет бмес 59 36 54 50 83 80 40 62
18 Слава 11 лет 8мес 73 36 54 67 100 60 80 82
17 Данил 10 лет 8мес 68 27 31 50 100 80 20 25
18 Надя 11 лет 1мес 52 43 51 60 86 57 40 37
19 Аня 10 лет 11 мес 40 38 47 59 78 60 20 50
20 Вика 11лет 2мес 60 49 38 33 45 70 50 25
  Среднегруп. зн.М   53,3 40,3 42,5 47,5 72,8 58,5 38,5 42,2
  Стандартн. Отклонение   22,24 13,33 10,42 21,21 22,89 18,61 23,25 16,69

Обозначения факторов: 1 - общая тревожность в школе; 2- переживание социального стресса; 3- фрустрация потребности в достижении успеха; 4- страх самовыражения; 5-страх ситуации проверки знаний; 6- страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7-низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, 8- проблемы и страхи в отношениях с учителем.

 

Из таблицы видно, что школьная тревожность в среднем по группе повышена, особенно по трем факторам: 1 - общая тревожность в школе, 4 - страх самовыражения, 6 - страх не соответствовать ожиданиям окружающих. И высокая степень тревожности по 5 фактору - страх проверки знаний т.е. ситуацию проверки знаний можно рассматривать как групповую тенденцию. Также, выявлены индивидуальные особенности школьной тревожности у пяти учеников: у Кати(11,2), Славы и Марины - низкая сопротивляемость стрессу и проблемы в отношениях с учителем, у Саши (10,Э) и у Саши (10.б) фрустрация потребности в достижениях и переживание социального стресса.

В ходе эмпирического изучения логического мышления были получены следующие данные:

 

Таблица №3 Результат диагностики мышления

Имя Возраст.лет, мес. Скорость переработки информации Логичность, баллы (+)
Катя 11 лет 2мес. 18мин.40сек. 1
Матвей 11 лет 2мес. 2мин. ЗОсек. 2
Али 11 лет Змее. 2мин. 58сек. 2
Адриан 11 лет 5мес. 2мин. 15сек. 2
Герман Юлет Змее. Змин. Юсек. 2
Никита 10лет4мес. 13мин. 2сек. 1
Никита 11 лет 1мес. бмин. 48сек. 2
Алена Юлет 8мес. 2мин. 40сек. 2
Саша Юлет 9мес. 2мин. 20сек. 2
Женя Юлет бмес. 14мин. Юсек. 2
Марина 11 лет 11 мес. 23 мин. 1
Катя 11 лет 9мес. 2мин. 45сек. 2
Данил 11лет бмес. бмин. 20сек. 3+
Женя 11 лет бмес. 2мин. 40сек. 3-
Саша Юлет бмес. Змин. ЗОсек. 2
Слава 11 лет 8мес. 17мин. Юсек. 1
Данил Юлет 8мес. 14мин. ЗОсек. 1
Надя 11 лет 1мес. бмин. Юсек. 3
Аня Юлет 11 мес. 6мин.40сек. 3
Вика 11лет 2мес. 4мин. 40сек. 3
Среднегрупповое значение 11лет Обмес. бмин. 45сек. 2

 

Из таблицы видно, что среднегрупповое значение логичности мышления нижесреднего уровня. У пяти учеников: у Славы, Кати (11,2), Данилы (10,8), Марины и у Никиты (10,4) низкие результаты, что может объясняться дефектом логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление.

Интегральный анализ полученных данных выявил следующую картину. Из таблицы видно, что методики оказались достаточно информативны, а группе выявлены учащиеся с высоким уровнем внимания и мышления и с низким уровнем тревожности: Даниил (11,5), Вика, Женя (11,6), - их результаты соответствуют 1 уровню по большинству параметров. Низкие показатели тревожности, при невысоких показателях внимания и мышления, у Германа, но он самый младший в классе поэтому его результат не должен вызывать особого беспокойства. В группу риска попали: Катя (11,2), Саша (10 9), Марина, Слава - у них наибольшее количество показателей имеют низкие значения.

Выводы

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Среднегрупповое значение концентрации внимания и переключаемости среди испытуемых в норме.

2. Школьная тревожность в среднем по группе повышена, особенно по трем факторам: 1 - общая тревожность в школе, 4 - страх самовыражения, 6 - страх не соответствовать ожиданиям окружающих. И высокая степень тревожности по 5 фактору - страх проверки знаний т.е. ситуацию проверки знаний можно рассматривать как групповую тенденцию.

.   Среднегрупповое значение логичности мышления ниже среднего уровня.

.   Интегральный анализ полученных данных показал, что среди испытуемых в группе выявлены учащиеся с высоким уровнем внимания и мышления и с низким уровнем тревожности, также часть обследованных попали в группу риска - у них наибольшее количество показателей имеют низкие значения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что при переходе школьников из начальной школы в среднюю, повышается порог тревожности, что влияет на психические функции (мышление, внимание) частично подтвердилась.

 


Заключение

 

О том, что образование и развитие - процессы взаимосвязанные, но не тождественные, знают почти все последователи Л.С. Выготского. Однако частые повторения этой истины не спасают от постоянного перепутывания обучения и развития в ситуациях практического действия. Ярчайшим примером такой путаницы является проблема перехода с одной образовательной ступени на другую. Если пятиклассники с удовольствием работают на уроках и дружно играют на переменах, то педагоги и школьные психологи с умилением говорят о зрелом детстве, счастливо сочетающем доверчивость и самостоятельность. Если же в V классе начинаются дисциплинарные проблемы и резко падает интерес к учению, те же учителя и психологи разводят руками и многозначительно говорят о начале подросткового кризиса. Оба суждения о возрастной принадлежности пятиклассников российских школ с одинаковой (не)справедливостью высказываются относительно десяти-одиннадцатилетних школьников.

Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризиоом(иногда вплоть до мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позицией исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы.

Симптоматика кризиса:

Отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности её посещения, нежелание выполнить учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешный оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается. Преодоление же проблемы школьной неуспеваемости требует больших усилий.

Э.И. Моносзоне сформулировал дидактические основы преодоления неуспеваемости следующим образом: он подчеркивал важность диагностики каждого конкретного случая неуспеваемости и разработки на этой основе индивидуальной системы мер повышения уровня знаний. Основное внимание он рекомендовал уделять развивающему обучению, развитию разнообразных форм и методов, организацией самостоятельной работы детей в процессе обучения.

То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли на начальных этапах учения заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный, а следовательно и враждебный ему школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов, от отношения ребенка со сверстниками, от личностных особенностей самого ребенка, от атмосферы в стенах школы. Лишь при помощи целостной системы совместной деятельности педагогов, психологов, родителей, самого ребенка, с опорой на помощь психологов, а при необходимости врачей-специалистов можно добиться успехов.

Не решенная вовремя проблема школьной неуспеваемости приводит к нарушениям в нормальном развитии ребенка. Ребенок, который долгое время испытывал трудности в обучении не уверен в себе, в своих силах. Эта неуверенность может повлечь за собой снижение самооценки, снижение уровня притязаний, интереса, отказу от какой-либо деятельности, к отклоняющемуся поведению. Поэтому крайне важно помочь ребенку на начальных этапах возникновения этой проблемы. Легче принять меры по предотвращению развития школьной неуспеваемости, чем в дальнейшем преодолевать её.

 


Литература

 

1. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000.

.   Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.,1986. - С.207

.   Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959.

.   Выготский Л. С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

.   Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. Соч. Т.4 / Под ред. Д.Б.Эльконина. - М.,1984.

.   Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969. - № 1.- С. 15 - 25.

8. ДавыдовВ.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. №3-4. С. 14-19.

.  Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога / Сер. «Педагогика и психология». - № 3. - М.: Знание, 1982.

10. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988.

.   Копорулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н.О. Психологический словарь. - Издательство: Феникс, Торговый Дом, 2004 г

.   Круглова Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения: Методическое пособие. - Издательство: Вербум-М. - 2004.

.   Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дисс. … канд. психол. наук. - М., 2001.

.   Орлова Л. В. Интеллектуальная пассивность учащихся // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 45 - 51.

.   Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. - M.: Владос, 2002.

.   Соcова Н.Л. В пятый раз - в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет. - СПб., 2001.

.   Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психол. наука и образов. 2000. - № 2. - С. 45-67.

.   Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники - «ничья земля» в возрастной психологии. // Вопросы психологии. - 1998. - № 3.- С. 17-30

.   Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М. - Рига, 1995.

.   Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С.60-77.

.   Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967.

 


Приложения

 

Приложение 1

 

«Корректурная проба»

 

Источник - «Психологические тесты.» под. ред. А. А. Карелина. Москва, Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2005 год.3

Назначение - Выявление устойчивости внимания и способности к его концентрации.

Возраст испытуемых от 7лет(верхние границы не указаны).

Стимульный материал - Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. 5. Инструкция- «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы- 5 минут».

Процедура исследования - Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время 5 мин.

Интерпретация - Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация- по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2 показателя.

Норма объема внимания - 850 знаков и выше, концентрация внимания- 5 ошибок и менее.

Достоинств а методики - Удобство и экономичность в проведении обследования т.к. методика может использоваться как в группе, так и индивидуально.

 


Приложение 2

 

«Диагностика уровня школьной тревожности»

 

Автор - Филлипс

Источник- Книга «Тестирование детей». Составитель В.Богомолов. Ростов - на - Дону, изд-во «Феникс», 2005.

Назначение методики - Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Инструкция - «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны». Процедура исследования - Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Обработка и регистрируемые показатели - При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% - о высокой тревожности;

2) число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Интерпретация диагностируемых показателей - Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов(факторов) и их количеством.

Приложение 3

 

Интегральная таблица

Результаты диагностики влияния тревожности на психические функции (внимание, мышление), в процессе обучения, у учеников среднего школьного возраста

имя возраст

внимание

мышление

тревожность

    концентрация внимание логичность 1 2 3 4 5 6 7 8
Катя 11,2 I I III III III II II II III III III
Матвей 11,2 III III II III III II I II I III II
Али 11,З I I II II II II I III II II II
Адриан 11,5 I I II II II II III II II I I
Герман 10,З III II II I I I I I I I II
Никита 10,4 II II III I III II I I I II II
Никита 11,1 I II II I I III III I II II III
Алена 10,8 III II II I II II III II I II I
Саша 10,9 III II II III III III II III III I III
Женя 10,6 III III II I II II III III II I II
Марина 11,11 II II III III III II III III III III II
Катя 11,9 III III II II III II III II II I II
Данил 11,6 I I I I I I I I I I I
Женя 11,6 I II I I II I I II I II II
Саша 10,6 I II II II II III II II III II III
Слава 11,8 II II III III II III III III II III III
Данил 10, 8 I I III III I I II III III I I
Надя 11,1 I II I II II III III III II II II
Аня 10,11 II I I I II II III II II I II
Вика 11,2 I I I II III II I I III II III

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.