Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ

2020-03-31 112
Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета Республики Татарстан

Налоговые доходы бюджета Республики Татарстан

 

Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга. Региональный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Через региональный бюджет доходы более рентабельных отраслей определенной территории перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджета учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и регулируются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.

Основными направлениями использования средств региональных бюджетов являются:

-обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

Региональные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии региона [21, С. 23].

Доходная часть региональных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников. К ним относятся: региональные налоги и сборы; отчисления от регулирующих доходов; неналоговые поступления; средства, подлежащие получению из вышестоящего бюджета; доходы целевых бюджетных фондов, консолидированные в бюджете.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Еще раз отметим что, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, а также неналоговых доходов и иных поступлений.

К собственным доходам относятся региональные налоги и сборы, закрепленные за региональным бюджетом ст. 14 НК РФ.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Рассмотрим формирование доходной базы регионального бюджета на примере Республики Татарстан.

 

Таблица 2.1.1. [11]

Рис. 2.2.1. Структура основных доходов бюджета РТ

Рис. 2.2.2. Структура региональных налогов в доходной части бюджета РТ за 2007-2010 гг.

 

Из таблицы 2.2.1 и рис. 2.2.2. видно, что региональные налоги в доходах бюджета РТ занимают незначительный удельный вес.

Транспортный налог в доходах целевых бюджетных фондах также занимает незначительный удельный вес (4,88% по проекту 2009 г., а в доходах бюджета РТ 0,79%).

Доходы бюджета республики Татарстан.

На 2009 год вносятся следующие изменения в законы РТ о налогах и сборах.

С 2009 года расширен перечень затрат, учитываемых при налогообложении, которые влияют на налоговую базу по налогу на прибыль.

На 2010 год предусматривается продление снижения ставки налога на прибыль на 4 % для организаций, осуществляющих одобренные инвестиционные проекты.

Налог на прибыль в бюджете республики запланирован в объеме 12,5 млрд.руб., в сравнении с планом 2009 года это больше 156 %.

Акцизы.

При введении новой системы распределения акцизов на алкогольную продукцию прогнозируется уменьшение поступлений в бюджет республики.

Налог на доходы физических лиц в консолидированном бюджете запланирован в сумме 17,1 млрд.рублей, в сравнении с 2009 годом - больше на 121%.

НДПИ.

Налог запланирован на 2010 год в объеме 2 млрд.руб., в сравнении с 2009 годом это больше на 165 %,

Исходя из вышеизложенного, бюджет по доходам заложен достаточно напряженный, но при достижении заложенных экономических показателей, при слаженной работе всех уровней органов власти он будет выполнен.

Однако это обострило проблемы территориальных бюджетов.

1. Уровень их собственных доходов снизился. Уменьшается бюджетная обеспеченность социальной сферы и населения.

2. Сумма бюджетных расходов стала меньше размера удовлетворения минимальных бюджетных потребностей. В числе причин этого – передача финансирования социальной инфраструктуры на территориальные бюджеты при неадекватном росте их доходов, а так же возложение на территориальные бюджеты различных социальных выплат населению, предусмотренных федеральными актами, которые не в полном объеме возмещаются из федерального бюджета.

 


Заключение

 

Таким образом, от степени обеспеченности финансовыми ресурсами территории зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также расширение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы.

Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга. Региональный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последние десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходит от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Доходы субъектов РФ формируются за счет собственных средств и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в их собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие налоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

Налоговые доходы бюджета субъектов РФ - это собственные налоговые доходы их бюджетов от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К ним относятся и налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Как известно в формировании налоговых доходов бюджета субъектов Федерации все еще имеются нерешенные проблемы. В частности, обратим внимание на проблему изъятия природной ренты и систему налогообложения природных ресурсов. Она актуальна, прежде всего, для Республики Татарстан как нефтегазодобывающего и перерабатывающего региона России. Президент РФ потребовал от правительства не "ослаблять внимания к вопросу более справедливого распределения налоговой нагрузки между добывающими и перерабатывающими секторами с тем, чтобы обеспечить диверсификацию российской экономики в целом". Судя по всему, имелось в виду, что недостаточно просто повысить ставку налога на добычу нефти с нынешних 347 руб. за тонну до 400 руб. Необходимо вернуться к вопросу о дифференцированной ставке нефтяного налога. Если это будет сделано, то налогообложение нефтяного сектора дополнительно увеличится по экспертным оценкам на 1-2 млрд. долл. Но может сложиться ситуация, что по мере утяжеления налогового пресса на сырьевой сектор инвестиции потекут не в обрабатывающие сектора, а за рубеж.

В России существует фактор, который препятствует перемещению большого количества налоговых доходов на уровень региональных и местных бюджетов: чрезвычайно резкие межрегиональные различия в бюджетной обеспеченности, для выравнивания которых необходимы большие масштабы перераспределения средств через федеральный бюджет.

В условиях нехватки доходов продолжается привлечение заемных средств на финансирование текущих расходов региональных бюджетов, что в мировой практике считается неприемлемым. Декларации региональных органов государственной власти о прекращении этой практики не выполняются.

Таким образом, для улучшения состояния региональных бюджетов предлагаются следующие меры:

1. Создание условий для развития доходной базы;

2. Среднесрочное бюджетное планирование;

3. Антициклическая финансовая политика;

4. Оптимизации расходов региональных бюджетов;

5. Повышение прозрачности и стабильности межбюджетныхотношени й;

6. Мобилизация источников финансирования дефицитарегиональныхбюджетов, управление государственным (муниципальным)долгом.

Также сконцентрировать необходимые финансовые ресурсы вфедеральном бюджете: для инвестирования стратегически важных отраслей и объектов; для оказания финансовой поддержки и создания точек роста в проблемных регионах. Создать локальные свободные экономические зоны с целью увеличения самодостаточных регионов.

Целесообразно сократить практику необоснованного предоставления индивидуальных налоговых льгот, упорядочить систему определения особого налогового режима отдельных регионов.

Установить в крайне бедных районах льготный режим налогообложения прибыли предприятия, в части перечисляемой в федеральный бюджет. При выдаче органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления гарантий и поручительств необходимо учитывать соблюдение следующих условий: бюджетные средства предназначены для выполнения задач и функций государства, в том числе для обеспечения населения необходимыми услугами и социальными гарантиями; бюджетными средствами запрещено рисковать, и поэтому необходимо расходовать их только в соответствии с общественными нуждами, а не с коммерческими интересами; бюджетные средства не должны препятствовать развитию конкуренции путем создания предпосылок для возникновения рыночных диспропорций, а потому должны осуществляться только на конкурсной основе на условиях платности.

Реализация предлагаемых мер позволит оздоровить состояние региональных и местных бюджетов, а также всей бюджетной системы страны. Переориентация нерациональных расходов региональных и местных бюджетов должна быть нацелена, прежде всего, на финансирование таких социально значимых отраслей, как образование, наука, здравоохранение. Одной из открывающихся возможностей может стать увеличение оплаты труда, пенсий и других выплат населению.

Однако такие действия должны быть просчитаны с учетом анализа расходов и доходов собственно федерального бюджета, сложившейся территориальной структуры налоговой базы, а также возможности повышения эффективности бюджетных расходов в образовании, здравоохранении и других областях социальной сферы. Реализация высказанных предложений невозможна без снижения административных барьеров, ликвидации добровольно-принудительных сборов, практикуемых на региональном и местном уровнях, устранения коррупции.

Для второго этапа характерен переход к нейтралистической концепции налоговой политики, суть которой состоит в снижении налоговых ставок и расширении налоговой базы за счет отмены многочисленных льгот. Это должно свести к минимуму влияние налоговой системы на экономические решения и дать свободу действиям рыночных сил.

Показателями эффективности функционирования налоговой системы являются: профицит федерального бюджета, увеличение бюджетов регионов, уменьшение задолженности.

Суверенитет отельных территориальных единиц страны является мощным импульсом для мобилизации региональных интересов.

И чем выше уровень экономического развития регионов, тем выше уровень экономического развития всей страны. И очень важно увеличить количество самодостаточных регионов. Необходимо обеспечить автономность региональных бюджетов. Распределить налоговые полномочия с учетом расходных обязательств регионов и необходимости предоставления кредитов для развития важных для региона отраслей экономики.

Также необходимо предоставить самостоятельность и повысить ответственность региональных органов власти в проведении налоговой политики.

 


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 1 января, 2010 г.).

2. Закон республики Татарстан о бюджете республики Татарстан на 2010 год. Принят Государственным Советом Республики Татарстан 24 ноября 2009 года (в ред. Закона РТ от 21.06.2009 №45-ЗРТ).

3. Закон Республики Татарстан о бюджете республики Татарстан на 2010 год принят государственным советом республики Татарстан 24 ноября 2009 года (в ред. законов РТ от 23.12.2009 n 67-зрт.

Специальная литература:

1. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2008.-342с.

2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-372с.

3. Без федеральной поддержки будет сложнее: Состоялось республиканское совещание по итогам исполнения консолидированного бюджета РТ за I полугодие 2009 года // Время и деньги. - 2009.-26 июля.

4. Воробьева Е. Дефицит для подстраховки: Госсовет Татарстана утвердил бюджет-2005 // Коммерсантъ. - 2009.-25 ноября. - С. 12.

5. Гайзатуллин Р. Доклад министра финансов РТ: Выступление на XXVI сессии Госсовета РТ о бюджете РТ на 2010 год // Республика Татарстан. - 2009.-13 октября. - С. 3.

6. Гайзатуллии Р. Бюджет социальной направленности: О бюджете РТ на 2006 г. // Татарстан. - 2009.-№ 11. - С. 12-14

7. Грицюк Т.В. Макроэкономическое фискальное регулирование отношений центра и регионов // Финансы и кредит. - 2010.-№21, январь. - С. 31-49.

8. Гришанова О.А. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов // Финансы и кредит. - 2009.-№ 8, апрель. - С. 23-29.

9. Гришанова О.А. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов // Финансы и кредит. - 2009.-№ 9, апрель. - С.23-29.

10. Демидов А. Контроль за расходованием бюджетных денег должен быть жестким и принципиальным: О работе высшего контрольного органа РТ рассказывает Председатель Счетной палаты // Татарстан. - 2010.-N 6. - С.17-19.

11. Демидов А. Доклад председателя Счетной палаты: Выступление на сессии Госсовета РТ о бюджете РТ на 2010 год // Республика Татарстан. - 2009.-29 октября.

12. Зяббарова Е.Ю. Отдельные аспекты совершенствования региональной финансовой политики в Республике Татарстан // Мировая экономика и международные отношения. - 2009.-N 6. - С.52-54.

13. Зяббарова Е.Ю. Отдельные аспекты совершенствования региональной финансовой политики в Республике Татарстан // Мировая экономика и международные отношения. - 2009.-N 7.

14. Коваленко А. С. Без федеральной поддержки будет сложнее: Состоялось республиканское совещание по итогам исполнения консолидированного бюджета РТ за I полугодие 2010 года // Время и деньги. - 2009.-26 июля. - С.3.

15. Сайганова С. Бюджет-2010: деньги надо искать в республике: В Госсовете РТ прошли парламентские слушания по проекту закона о бюджете РТ на 2010 год // Время и деньги. - 2009.-6 октября.

16. Сафиуллин И. Содоклад председателя Комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам И. Сафиуллина: Выступление на XXVI сессии Госсовета РТ о бюджете РТ на 2010 год // Республика Татарстан. - 2009. - 13 октября. - С. 3.

17. Сафиуллин И. Дефицитный, но многообещающий: Особенности бюджета РТ на 2010 г., а также специфика современной бюджетной системы в целом // Татарстан. - 2009.-№21.

18. Сабитова Н.М. Распределение полномочий органов власти по формированию доходов бюджетов: Регулирование налогообложения. Есть материал о регулировании налогов в РТ // Финансы и кредит. - 2009.-N 33, июль. - С.42-50.

19. Рассолова Т.Л. Развитие межбюджетных отношений в субъектах федерации в условиях бюджетной реформы // Финансы и кредит. - 2009.-N 19, июль. - С.46-50.

20. Тараканова Т. Нерыночная инфраструктура: Финансовые итоги развития регионов Поволжья в третьем квартале 2009 года, в том числе в Татарстане // Деловое Поволжье. - 2009.-8-14 декабря. - С. 3

21. Егоров С.Г. О механизме расчета условного дохода регионального бюджета // Экономический вестник РТ. - 2008.- №3, декабрь. - С. 46-50

22. Шакиров Н. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным бюджетом: Татарстан // Экономический вестник РТ. - 2010.-№ 22. - С. 59-67.

Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.