Глава I . Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава I . Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста

2020-03-31 534
Глава I . Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.2 Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста

1.3 Методы и приемы обучения детей рисованию младшего дошкольного возраста

1.4 Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста

Вывод по первой главе

Глава II. Планирование занятий по рисованию в младшей группе

2.1 Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей группе

2.2 Планы занятий

Вывод по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

С конца XIX в детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений – психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.

За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).

Первым автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.

Работа русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.

Русские ученые Л.Г. Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.

В 1910 г. была представлена работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.

В.М. Бехтерев признавал необходимыми обучения детей техники рисования; разумное подражание взрослым, по его мнению, не может мешать ни своеобразно, ни проявлению индивидуальности ребенка.

Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований – выявление закономерностей детского творчества.

Национальный вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей был внесен Надеждой Константиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основой для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.

Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены в начале 20-х г. уже показали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта, ребенка, которому придавалась первостепенное значение. По-прежнему ведущая роль педагога в эстетическом воспитании в частности в руководстве рисованием, недооценивалась.

Программный материал для первой и второй групп раннего возраста расположен по видам деятельности и дается компактно на весь год; для первой младшей группы расположен по полугодиям; для всех остальных групп - по кварталам. Такое построение материала связано с необходимостью проведения в младших группах длительной работы по закреплению навыков в течении всего года, а расположение материала по кварталам для других групп обеспечивает большую систематичность в построении всего учебного процесса.

В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема формирование в изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования».

Актуальность темы позволяет решать большой круг доступных детям и привлекательных для них учебно-познавательных задач.

Цель исследования: выявить особенности формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования: является процесс формирования использования изобразительных умений и навыков для всесторонне развитой личности детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования.

Предмет исследования: определить наиболее эффективные методы и приемы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Если на занятиях рисования использовать разнообразные методы и приемы обучения, то формирование изобразительной деятельности умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические основы и аспекты:

а) методика по изобразительной деятельности;

б) методическая литература для детей младшего дошкольного возраста.

2) Выявить особенности формирования умений и навыков детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования.

3) Разработать рекомендации по совершенствованию умений и навыков по изобразительной деятельности для воспитателя младшего дошкольного возраста.

В работе использовались следующие методы:

1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

2) наблюдение;

3) анализ, сравнение;

4) беседа.

База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида – детский сад №10 «Петушок» г. Стерлитамака Республики Башкортостан.

 


 

Вывод по первой главе

 

Овладение умений и навыков в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста – одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.

Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный прием), наглядно-образный и игровые приемы), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков перед ними можно поставить новые задачи.

В 2-3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.

Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.

Таким образом, средства выразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому педагог должен правильно руководить процессом творческой деятельности.

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Педагог должен научить детей умению выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе рисования развивают руки, глаза ребенка, вырабатывается правильная учебная посадка. Таким образом, во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.

Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и запомнить главное характерное, выразительное.

В рисовании включают два вида изобразительного искусства: рисование отдельных предметов и сюжетное. Основная задача обучения рисованию – помочь детьми познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.


 

Глава II. Планирование занятий по рисованию в младшей группе

 

Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.

При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми – наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой. Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы: подготавливается бумага, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия – краска.

Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок знакомится с формой, цветом, объемом.

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, тряпочки. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.

Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объяснения приемов работы.

 Обычно листы бумаги с подписанными именами детей заранее раскладываются на столах на постоянном месте ребенка.

Одной из главных задач воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интересы к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинированных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты.

Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа. В младшей группе занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети. Ребята рисуют ей ленточки [22; 83 с].

Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;

·  одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;

·  дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Ребята первой младшей группы не привыкли заниматься организованно и не имеют еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия рисованием в начале года проводят индивидуально или с небольшими группами (по 4-5 человек). Постепенно количество детей увеличивается до 10-12 человек, а потом до 15-20 человек.

Не следует принуждать ребенка рисовать если он этого не хочет. Лучше не настаивать на его участии в занятий, пусть он играет или наблюдает, как работают другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята с интересом рисуют: яркий, привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в общей работе. Заканчивается занятие также неодновременно, а по желанию детей [3; 50 с].


 

2.1 Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей группе

 

Цели и задачи в рисовании карандашом:

· Обучение умению правильно держать карандаш; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д.

· Развитие мелкой моторики.

· Ознакомление с окружающим миром.

· Развитие речи.

· Формировать интерес к рисованию.

Материалы:

Цветные карандаши, бумага, различные игрушки, предметы.

Методы обучения рисованию:

· Рисование в воздухе – изображение линией и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекло, столе).

· Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

· Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.

Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков [1; 10 c].

Цели и задачи в рисовании красками:

· Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводит линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.

· Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

· Развитие чувства цвета.

· Развитие эмоций и фантазии.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

· Ознакомление с окружающим миром.

Материалы и инструменты:

· Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами;

· Круглые и плоские кисти разного размера;

· Различные виды бумаги, цветной матовый картон;

· Палитра;

· Деревянные геометрические фигуры (кубик, конус и др.).

Дополнительные оборудования:

· Клеенка на столы;

· Фартук или халат (по количеству детей);

· Тряпочки или салфетки;

· Банки – непроливайки для воды.

Техника рисования:

Рисование кисточкой

Нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти – круглые и плоские, краски – акварель и гуашь (гуашь в тюбиках предварительно разводят), бумага – акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

· примакивание – нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазкой, оторвать от нее;

· нанесение мазков – рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);

· рисование кисточкой наверх карандашного эскиза – нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы) [24; 3 с].

Подготовка к работе:

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столы необходимо постелить кленку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки или халаты с рукавами на резинке. На столе должно быть только самое необходимое. Вначале на стол ложат – лист бумаги и одна краска для каждого ребенка, кисточка и баночка с водой. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не проливать воду, не пачкать краской стол, одежду), можно предлагать несколько красок.

Планы занятий и рисунки

План занятия «Дождик»

Цели: • учить детей правильно держать в руке карандаш;

• рисовать кисточки – прямые и вертикальные линии;

• не выходить за пределы ограничительной линии;

• формировать интерес к рисованию.

 Материалы: • Карандаши синего или голубого цвета;

• листы бумаги для рисования формата А4 с заголовками (по количеству детей): в верхней части листа бумаги нарисована туча синего цвета, а внизу –горизонтальная линия – «земля», чтобы, рисуя дождик, дети не выходили за нижние границы листа бумаги.

Метод обучения: Дорисование деталей.

Ход занятия

Перед началом занятия про читать малышам стихотворение, прослушать запись Чайковского «Времены года».

Воспитатель – Послушайте стихотворения; записи:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветок, на листок,

Кап, кап, кап!

На дорожку на лужок,

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя –

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап …

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? Какая была музыка (веселая, грустная)? (воспитатель рисует на листе бумаги, прикрепленном к Мольберту, тучу синего цвета).

 Воспитатель: Догадались, что это такое? Правильно, это туча. (Затем начинает рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словом «Вот нашел дождик: кап, кап, кап!», раздает малышам листы с заготовками и по одному карандашу голубого цвета).

Воспитатель: у вас на картинках тоже нарисованы тучи. Нарисуйте дождик!

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждая ребенка озвучивать рисунок – «Кап, кап, кап».

Методы и приемы:

• прослушивание классической музыки Чайковского «Времена года»;

• анализ музыки;

• беседы о дожде, чтение стихотворения, рассматривание картин, иллюстраций о дожде;

• анализ работы:

- Что дети рисовали?

- Понравилось им или нет? [17; 21 с].

 

План занятия «Дорожки»

Цели: • научить детей рисовать кисточкой поверх эскиза (рисование прямых линий);

• формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материалы: • Краски – гуашь зеленого или черного цвета;

• листы бумаги, формата А-4 с эскизами (по количеству детей);

• кисточки;

• вода в банке;

• салфетки для рук.

Техника: рисование кисточкой поверх карандашного эскиза.

Методы и приемы:

• беседа;

• объяснение работы;

• анализ работы.

Ход занятия

• Перед началом занятия подготовить эскизы для рисунков;

• развести гуашь (зеленую, черную или коричневую) до густоты сметаны и палить небольшое количество в крышки.

Подготовить баночки – непроливайки с водой и большие кисти по количеству детей.

На одном из эскизов показать малышам, как можно нарисовать по готовому эскизу прямые, ровные дорожки.

Раздать детям бумагу, кисточку и краски и предложить нарисовать дорожки самостоятельно [17; 52 с].


 

Вывод по второй главе

 

В младшем возрасте на первом плане выдвигаются задачи обучения изобразительными умениями и навыкам. Научить изображению разнообразных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму). Развивать композиционные навыки - располагать изображение в средние листа бумаги, совершенствовать технические навыки. Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

Тематика упражнений в проведении прямых линий в различных направлениях указана в программе: рисование ленточек, дорожек карандашей, дождик. Разнообразие тематики способствует сохранению интереса детей к занятиям.

В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию, примерно треть занятий может быть отведена рисованию на свободные темы, выбранным самыми малышами. Основная цель таких занятий – закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать основные проблемы.

Подготовка к занятию начинается с плана. Воспитатель подбирает такую тему, чтобы детям было интересно. Готовит необходимые материалы, беседу, стихи, рассказы игрушку для применения игрового приема.

Воспитатель должен создать творческую атмосферу и заинтересовать детей подобранной темой для рисования. Показ картин, иллюстраций создают эмоциональный построй у детей.

Правильная организация рабочего места зависит о воспитателя (освещения, столы с клеенкой, краски, кисти, карандаши, салфетки для рук, фартуки).

Воспитатель должен в конце занятия дать общую одобрительную оценку, анализировать работы детей рассматривая их с ребятами.

В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Воспитатель должен научить детей правильно держать карандаш, кисточку, пользоваться красками.

Показать, как нужно нажимать на карандаш во время рисования, как обмакивать кисть в краску и в банку с водой, рисовать плавными движениями, не нажимая на кисточку. Объяснить меры предосторожности.

Чтобы закрепить навыки малышей, один и тот же сюжет можно повторять несколько раз. Можно давать задания на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями.


 

Заключение

 

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисовании может стать одним из любимых занятий малышей.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дальше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный построй и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).

Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш, кисточку; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщение формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей – прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.


 

Список литературы

 

1. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» М. – 1999 г.

2. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольника» М. – 1997 г.

3. Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» М. «Просвещение» - 1995 г.

4. Доронова Т.Н., С.Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппликации в игре» М. «Просвещение» - 1992 г.

5. Доронова Т.Н. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности» С-П. – 2003 г.

6. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М. «Просвещение» - 1985 г.

7. Копцева «Природа и художник» М. – 2001 г.

8. Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М. «Просвещение» - 1991 г.

9. Косминская В.Б., Васильева Е.И. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» М. «Просвещение» - 1985 г.

10.  Каменев Е., Пантелеева Л.В. «Художественный труд в детском саду» М. «Просвещение» - 1987 г.

11.  Комарова Т.С., Саккулина Н.Т. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования» М. «Просвещение» - 1979 г.

12.  Максимов Ю.В. «Родник творчества» М. «Просвещение» - 1988 г.

13. Перафеева С.В. «Обучение детей рисованию» М. «Просвещение» - 1972 г.

14. Сакулина Н.П. «Рисование в дошкольном детстве» М. «Просвещение» - 1965 г.

15. Соломенникова О.А. «Радость творчества» М. «Мозаика-синтез» - 2005г.

16. Швейко Г.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. – 2003г.

17. Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста» М. «Мозаика-синтез» - 2005 г.

18.  Журнал «Дошкольное воспитание» №6 – 1998 г.

19. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 – 1998 г.

20. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 – 1999 г.

21. Журнал «Детский сад - управление» №10 – 2004 г.

22. Журнал «Детский сад - управление» №12 – 2004 г.

23. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 – 1999 г.

24. Журнал «Дошкольное воспитание» №5 – 1999 г.

25. Журнал «Дошкольное воспитание» №6 – 2003 г.

26. Журнал «Дошкольное воспитание» №44 – 2003 г.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.2 Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста

1.3 Методы и приемы обучения детей рисованию младшего дошкольного возраста

1.4 Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста

Вывод по первой главе

Глава II. Планирование занятий по рисованию в младшей группе

2.1 Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей группе

2.2 Планы занятий

Вывод по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

С конца XIX в детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений – психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.

За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).

Первым автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.

Работа русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.

Русские ученые Л.Г. Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.

В 1910 г. была представлена работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.

В.М. Бехтерев признавал необходимыми обучения детей техники рисования; разумное подражание взрослым, по его мнению, не может мешать ни своеобразно, ни проявлению индивидуальности ребенка.

Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчеств при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований – выявление закономерностей детского творчества.

Национальный вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей был внесен Надеждой Константиновной Крупской. Сформированные Н.К. Крупской положения о необходимости эстетического развития каждого ребенка и сегодня служат основой для дальнейшего развития теории и практики художественного воспитания детей.

Итоги первых шагов изучения детского творчества, которые были проведены в начале 20-х г. уже показали зависимость творческого развития от воспитателя. Однако задачи воспитателя все еще заключалась лишь в том, чтобы способствовать накоплению личного опыта


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.