Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки

2020-03-31 1073
Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

Формирование адекватной самооценки младшего школьника

 

Москва, 2010г.


 

Содержание

Введение

1. Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки.

1.1 Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника

1.2 Особенности самооценки младшего школьника

2. Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника

2.1 Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника

2.2 Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника

2.3 Основные пути формирования самооценки младшего школьника

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Актуальность исследования

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.

В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, X. Хекхаузен, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон).

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Кроме педагога, большое значение в формировании самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.

По утверждению Ю.С. Ерофеева, Д.В. Ершова, Е.Н. Вето, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть, но для этого родителям и педагогам необходимо знать, как формируется самооценка в младшем школьном возрасте и как они могут помочь ребёнку в развитии дифференцированной адекватной самооценки.

Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы исследования «Формирование адекватной самооценки младшего школьника».

Проблема исследования: Каковы особенности формирования адекватной самооценки младшего школьника?

Цель исследования: изучение особенностей формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: самооценка как основной компонент самосознания младшего школьника.

Предмет исследования: процесс формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: предполагаем, что к факторам, определяющим формирование адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, относится стиль семейного воспитания и оценочная деятельность педагога.

Задачи исследования:

- рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития адекватной самооценки;

- определить влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника;

- изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника.

Методологическую основу данного исследования составили труды К. Аспера «Внутренний ребёнок и самооценка», А.А. Аркушенко «Психология развития и возрастная психология», Б.С. Волкова «Младший школьник. Как помочь ему учиться», С. Н. Галкина «Воспитание. Личность. Общество», О. Л. Зверева «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей», К. О. Казанской «Детская и возрастная психология».

Методы исследования:

методы теоретического исследования связей между изучаемыми исследованиями;

– методы анализа и обобщения литературных данных.

Теоретическая значимость:

- проанализированы ведущие факторы формирования самооценки младшего школьника;

- определены основные пути формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Объем и структура курсовой работы: курсовая работа включает в себя введение, две главы по два и три параграфа, заключение, список используемой литературы, который содержит 30 источников и приложение. Общий объём работы составляет 70 страниц.

В введении определяется актуальность исследования, ставится проблема, выдвигается гипотеза, определяется объект и предмет исследования, а так же обозначаются задачи и методы исследования, выделяется методология, а так же теоретическая значимость данного исследования.

В первой главе «Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки» приводится психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, рассматриваются особенности самооценки младшего школьника.

Во второй главе «Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника» рассматривается влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника, определяется значимость оценочной деятельности педагога в развитии самооценки младшего школьника, описываются основные пути формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы.

Список используемой литературы содержит 30 источников.

Приложение включает в себя рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника (М. Феннел «Как повысить самооценку»), рекомендации для родителей по развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте (Г. Рейчлин, К. Винклер «Карманный справочник для родителей»), групповые игры для повышения самооценки младшего школьника, методику определения самооценки младшего школьника (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

 


Заключение

Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие дифференцированной адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, О.Л. Зверевой, И.Ю. Кулагиной, особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.

Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.

Младшие школьники с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, чем их сверстники с адекватной самооценкой, делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении.

По мнению М. Феннел, существуют две главные причины формирования низкой самооценки: первая заключается в серии пораженческих концепций, убеждений и ценностей, которые были заимствовали у родителей. Это справедливо особенно по отношению к матери — человеку, с которым ребёнок проводит наиболее запоминающиеся годы. Поскольку большинство взрослых действуют, руководствуясь ложными принципами, ценностями и убеждениями, всё это передается детям через поведение и реакции. Если родители считают себя, в каком бы то ни было смысле, неполноценными и подчинёнными другим, то дети чувствуют себя недостойными и в результате оказываются неспособными справиться с простейшими проблемами дома или в школе. В сущности, ложные суждения родителей становятся фактами опыта детей. Вторая причина — характерный для человека список промахов и неудач, составленный в школьные годы из-за ложных и искаженных понятий учителей.

Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.

Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребёнку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. К. Аспер, Ю.С. Ерофеев утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Родители и педагог могут содействовать тому, чтобы ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.

При определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.

Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако, по мнению Д.В. Ершова, в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность. Если завершив какую-либо работу, учащийся оценивает её – по заданию учителя или самостоятельно, то такая самооценка «обращена в прошлое», к уже выполненной работе – это ретроспективная оценка. Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; её можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьников. Родителям рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку, а также релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Кроме этого, родителям нужно самим быть уверенными в себе и в своих успехах.

Цель исследования, которая заключалась в изучении особенностей формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, достигнута.

Гипотеза исследования, заключающаяся в том, что к факторам, определяющим формирование адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, относится стиль семейного воспитания и оценочная деятельность педагога, подтверждена.

Задачи исследования: рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития адекватной самооценки; определить влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника; изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника доказаны.


Список литературы

1. Акимова Г. Как помочь своему ребёнку. – М.: У-Фактория, 2006.

2. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

3. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. – М.: Эксмо, 2008.

4. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008.

5. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей. – М.: Астрель, 2008.

6. Букин А. Родительская школа. – М.: АСТ, 2007.

7. Варшава Б.Е. Психологический словарь. – М.: Издательское товарищество «Академия», 2008.

8. Вахтёров В. О новой педагогике. – М.: «Карапуз», 2008.

9. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. – М.: Эксмо, 2006.

10. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический проект, 2005.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.

12. Галгин С.П. Воспитание. Личность. Общество. – М.: Феникс, 2006.

13. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

14. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.:Проспект, 2010.

15. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. – М.: Сфера, 2009.

16. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. – М.: А-Приор, 2010.

17. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Феникс, 2008.

18. Касицина Н., Юсфин С. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. – М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010.

19. Костяк Т.В. Тревожный ребёнок. Младший школьный возраст. – М.: Академия, 2008.

20. Костылёв Ф.В. Учить по-новому. Нужны ли оценки-баллы. Книга для учителя. – М.: Владос, 2005.

21. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. – М.: Эксмо, 2009.

22. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. – П.: Питер, 2009.

23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М.: МОДЭК, 2005.

24. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2007.

25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010.

26. Рейчлинд Г., Винклер К. Карманный справочник для родителей. – М.: АСТ, 2007.

27. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. – М.: Академия, 2008.

28. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. – М.: Фаир-Пресс, 2005.

29. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека. – М.: МПСИ, 2005.

30. Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.


Приложение

Приложение 1

 

Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника (М. Феннел «Как повысить самооценку»):

- оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника;

- учитель должен давать содержательную оценку работе младшего школьника;

- оценка должна не завершать учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на всех ступенях;

- в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за различного отношения к учению;

- необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;

- после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу;

- предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;

- необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;

- необходимо вводить тетради, в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы;

- необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того, как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;

- необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

 

 


 

Приложение 2

 

Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки младшего школьника(Г. Рейчлин, К. Винклер «Карманный справочник для родителей»)

По мнению Г. Рейчлин и К. Винклер, родители задают исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний непосредственно влияет на самооценку ребёнка, поэтому родителям для формирования у своих детей дифференцированной адекватной самооценки в процессе воспитания следует соблюдать следующие рекомендации:

- находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё внимание, не деля его ни с чем;

- показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;

- как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребёнка, если необходимо, предложить ему пару альтернатив. Это не только приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что дает ребёнку чувство контроля над ситуацией;

- показывать детям свою бескорыстную любовь;

- установить последовательные, твёрдые ограничения. Это позволит ребёнку понять, что окружающий мир предсказуем. Претворение их в жизнь требует выработки соответствующих последствий за неважное поведение;

- хвалить ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;

- использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;

- помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;

- уважать усилия детей;

- показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Показывать ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки;

- объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;

- стараться концентрироваться на позитивном, придумать что-нибудь интересное;

- помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;

- относиться с уважением к индивидуальным особенностям ребёнка, к его степени развития на разных стадиях;

- признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;

- избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;

- рассказывать ребёнку интересные детали о семье, об истории семьи. Просить об это родственников;

- обязательно устраивать семейные праздники. Установить собственные семейные традиции;

- приоткрывать ребёнку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями, знаниями и эмоциями;

- бережно относиться к внутреннему миру ребёнка, уважать его интересы, серьёзно воспринимать огорчения, какими бы тривиальными, повторяющимися и скучными они не казались;

- ребёнок должен видеть, что родители гордятся не только им, но и собой;

- родители должны понимать, что шуточные прозвища или поддразнивания ребёнком могут восприниматься серьёзно. И если он просит перестать, следует прислушаться к нему;

- стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении;

- знакомить ребёнка с многообразием окружающего мира, говорить о том, что каждый человек – уникален, и он тоже;

- с уважением говорить о культурных, физических и более тонких различиях между людьми.

 

 


 

Приложение 3

Игра «Похвалилки»

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причём формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…», например, «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.п.

На обдумывание задания дается две-три минуты, после чего каждый ребёнок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы заметить это, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

Игра «Подари карточку»

Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет – доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!).

Каждому ребёнку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребёнок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством.

По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины прикреплённые к ней карточки. На первых порах, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.

Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее – дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном поведении игры «отверженных» детей не остаётся.


 

Игра «Скульптура»

Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого (или ребёнка-ведущего) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

- ребёнка, который ничего не боится;

- ребёнка, который всем доволен;

- ребёнка, который выполнил сложное задание.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут – сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

 

 


 

Приложение 4

Методика определения самооценки младшего школьника (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребёнку объясняется следующая инструкция. Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

 

Размещено на Allbest.ru

Курсовая работа

Формирование адекватной самооценки младшего школьника

 

Москва, 2010г.


 

Содержание

Введение

1. Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки.

1.1 Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника

1.2 Особенности самооценки младшего школьника

2. Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника

2.1 Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника

2.2 Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника

2.3 Основные пути формирования самооценки младшего школьника

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Актуальность исследования

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки.

В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка её теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Овсянникова, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.В. Столин, X. Хекхаузен, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, Э. Эриксон).

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Кроме педагога, большое значение в формировании самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.

По утверждению Ю.С. Ерофеева, Д.В. Ершова, Е.Н. Вето, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть, но для этого родителям и педагогам необходимо знать, как формируется самооценка в младшем школьном возрасте и как они могут помочь ребёнку в развитии дифференцированной адекватной самооценки.

Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы исследования «Формирование адекватной самооценки младшего школьника».

Проблема исследования: Каковы особенности формирования адекватной самооценки младшего школьника?

Цель исследования: изучение особенностей формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: самооценка как основной компонент самосознания младшего школьника.

Предмет исследования: процесс формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: предполагаем, что к факторам, определяющим формирование адекватной самооценки в младшем школьном возрасте, относится стиль семейного воспитания и оценочная деятельность педагога.

Задачи исследования:

- рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития адекватной самооценки;

- определить влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника;

- изучить роль педагога в развитии самооценки младшего школьника.

Методологическую основу данного исследования составили труды К. Аспера «Внутренний ребёнок и самооценка», А.А. Аркушенко «Психология развития и возрастная психология», Б.С. Волкова «Младший школьник. Как помочь ему учиться», С. Н. Галкина «Воспитание. Личность. Общество», О. Л. Зверева «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей», К. О. Казанской «Детская и возрастная психология».

Методы исследования:

методы теоретического исследования связей между изучаемыми исследованиями;

– методы анализа и обобщения литературных данных.

Теоретическая значимость:

- проанализированы ведущие факторы формирования самооценки младшего школьника;

- определены основные пути формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте.

Объем и структура курсовой работы: курсовая работа включает в себя введение, две главы по два и три параграфа, заключение, список используемой литературы, который содержит 30 источников и приложение. Общий объём работы составляет 70 страниц.

В введении определяется актуальность исследования, ставится проблема, выдвигается гипотеза, определяется объект и предмет исследования, а так же обозначаются задачи и методы исследования, выделяется методология, а так же теоретическая значимость данного исследования.

В первой главе «Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки» приводится психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, рассматриваются особенности самооценки младшего школьника.

Во второй главе «Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника» рассматривается влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника, определяется значимость оценочной деятельности педагога в развитии самооценки младшего школьника, описываются основные пути формирования самооценки в младшем школьном возрасте.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы.

Список используемой литературы содержит 30 источников.

Приложение включает в себя рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника (М. Феннел «Как повысить самооценку»), рекомендации для родителей по развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте (Г. Рейчлин, К. Винклер «Карманный справочник для родителей»), групповые игры для повышения самооценки младшего школьника, методику определения самооценки младшего школьника (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

 


Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.