Теоретические основы этики служебного общения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Теоретические основы этики служебного общения

2020-03-31 134
Теоретические основы этики служебного общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

В настоящее время, в условиях совершенствования политической системы страны, необходимости роста качества государственных и муниципальных услуг, перед любым органом государственной власти или местного самоуправления стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

Создание высокоэффективной системы государственной и муниципальной службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного и муниципального управления, является необходимым условием укрепления российской государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных и муниципальных служащих, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, является одной из приоритетных задач.

Однако в государственных органах власти и в органах местного самоуправления до сих пор отсутствуют адекватные запросам времени технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена важностью соблюдения государственным и муниципальными служащим этических норм, компетенции и механизма ответственности в современных условиях.

Объект исследования - муниципальные служащие органа исполнительной власти.

Предмет исследования - этика служебного поведения (на примере муниципальных служащих администрации МО ГО «Долинский»).

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики служебного поведения, определении путей совершенствования формирования этических норм муниципального служащего как фактора повышения эффективности муниципальной службы.

В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

. Изучить теоретические аспекты этики поведения служащих:

рассмотреть теоретические основы этики делового общения;

выявить этические принципы делового общения;

. Проанализировать специфику формирования этики муниципальной службы:

определить место этики муниципальной службы в системе профессиональной и управленческих систем;

. Разработать рекомендации по повышению этики муниципальных служащих:

исследовать профессионально-этический уровень муниципальных служащих администрации МО ГО «Долинский» и определить круг проблем;

вынести предложения по повышению профессионально-этического уровня муниципальных служащих.

Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры, таких как В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.

В исследовании принимали участие государственные служащие администрации МО ГО «Долинский» в количестве 78 человек. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов

В процессе работы использовались следующие общенаучные методы: анализ материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, литературных источников (нормативная, научная, учебная, периодическая литература), синтез изученного материала, сравнение, а также методы проектирования и прогнозирования при разработке рекомендаций, анкетирование и опрос респондентов.

муниципальный служащий управленческий этика

 


Теоретические основы этики служебного общения

Этика делового общения

 

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» - привычки, обычаи, нравы. Этика как наука существует более 20 веков. Еще в IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей и образовал новое существительное «ethica» (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели.

Слово «мораль» - от латинского слова «moris» - нравы, обычаи и т.п. На этом основании часто слова употребляют как синонимы. Но это неверно.

Этика - это наука о морали, нравственности. Мораль - форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе. Мораль и нравственность можно употреблять как синонимы.

В обществе существуют разные социальные нормы, регулирующие поведение людей. Социальные нормы - общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Нормы общественных организаций - представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. В отличие от всех законодательных, нормы нравственности или морали - это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Иногда эти нормы называются правами, которые представляют собой правила поведения и оцениваются с нравственной точки зрения: «добрые нравы», «преступные нравы», «деградация нравов», «исправление нравов» и т.п.

Нравственные нормы содержатся в документах ненормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги, клятвы и т.д.

В современном понимании этика - философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» - бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику - учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. Задача этики состоит в том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Таким образом, этика - это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни. Основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил, которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

Требования к муниципальным служащим

Нравственные требования, предъявляемые к муниципальным служащим можно разделить на группы: одна группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от муниципального служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение муниципального служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что муниципальная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики муниципальной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; муниципальный служащий должен ставить интересы общества выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принципов муниципальной службы;

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

Отсутствие в деятельности муниципального служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями муниципальной службы;

Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

Не заниматься предпринимательской деятельностью;

Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

Стремиться создавать деловой имидж муниципального служащего;

Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Особенности этики муниципального служащего представлены в таблице.

Изучив этику муниципальной службы как единство профессиональной и управленческой систем, резюмируем:

. Муниципальная служба предполагает наличие у каждого служащего различного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика муниципальной службы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления: принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д. Этика муниципальной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения, наличие специфических личных качеств, специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей.

. Нравственные требования, предъявляемые к муниципальным служащим: исполнительская дисциплина - дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность; коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать; сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение.

. При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики муниципальной службы обретают форму этических требований, из них основные: приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; превалирование интересов общества выше индивидуальных, соблюдение принципов муниципальной службы; защита и соблюдение Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций; отсутствие дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой; бескорыстие, конфиденциальность во время исполнения своих должностных обязанностей, борьба с коррупцией, соблюдение делового режима и корректность общения с гражданами и коллегами; отсутствие злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности; соблюдение общепринятых правил поведения.

 

 


Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Этика берет свои начала со времен Аристотеля, основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

2. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

.   Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс муниципального служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

.   Развитие социальной и профессиональной компетентности муниципальных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики муниципальной службы.

5. Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы муниципальной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

6. Путем социологического исследования муниципальных служащих на базе администрации МО ГО «Долинский» была дана оценка состоянию этического уровня муниципальных служащих, на основании чего и определилось состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего, выделена основная проблема формирования этики - это подготовка и переподготовка кадрового потенциала.

.   В ходе исследования было дано обоснование необходимости решения исследуемой проблемы, где главными условиями повышения этического уровня государственных служащих выступили:

повышение уровня профессионально-этической компетентности руководителей органов местного самоуправления, путем подготовки и переподготовки кадров;

усовершенствование системы подготовки и профессионального развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения;

8. Для решения этих вопросов были определены принципы поддержания этики на государственной службе. В условиях рыночных отношений принципы профессиональной этики становятся определяющими.

Таким образом, основная проблема формирования этики - это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на муниципальной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики муниципальных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования муниципальной службы на благо общества

 


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.

.  Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. - 05.03.2007. - № 10. - Ст. 1152.

.  Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) / Собрание законодательства РФ. - 02.06.2003. - № 22. - Ст. 2063.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 14.02.2010) / Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - № 31. - Ст. 3215.

.   Федеральный закон «Об Образовании» принят Госдумой 16.11.1997 (ред. от 17.06.2010) / Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 150.

.   Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) / Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

.   Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие. - М.: Данисов и К, 2005. - 280 с.

.   Анимица Е.Г. Трудная дорога к государственной службе // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 1999. С. 194-197.

9. Байтов Г. Н. Этика и нормы службы. - С-Пб, «Питер», 2003. - 128 с.

.  Борисов Е.И. Прежде чем учить руководителей. // Служба кадров. - 2007. - №1 - С. 51 - 54.

11. Букина, Н. Неформальный подход к обучению. // Служба кадров. - 2007. - №3 - С. 58-62.

.   Бабинцев В.П. Региональная система развития кадров государственной и муниципальной службы. // Образовательная политика. - 2006. - №4 С. 13 - 15.

.   Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. - М., 2001 г. - 185 с.

.   Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социс. - 2005. - №2.

.   Губин В.Д., Основы этики: Учебник./В.Д. Губин, Е.Н. Некрасовка - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 224 с.

.   Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. - М.: Юнити - Дана, 2002. - 551 с.

.   Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации: учебный курс/А.А. Гришковец. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 464 с.

.   Егоршин А.П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. 3-е изд. - Нижний Новгород: Нимб, 2003. - 303 с.

.   Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. - М., 2002. - С. 150.

.   Игнатов В.Г. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации: учебное пособие к спецкурсу / В.Г. Игнатов, А.В. Слепцов. - Ростов-на-Дону.: Скагс. 2001. - 328 с.

.   Иванов В.В. Государственное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - 2-е изд., доп. - М.: Инфра - М, 2006. - 718 с.

.   Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - №5.

.   Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие. - М.: «Март»; Ростов - на - Дону: Март. 2005. - 448 с.

.   Курбатова М.Б. Подготовка резерва на руководящие должности // Управление персоналом. - 2004. - №12 (98) - С. 63 - 65.

.   Литов С.С. Ценностные установки современных кадров государственной службы // Социальная политика и социология. - №4. - М.: 2006. - 26 с.

.   Магура М.И. Обучение руководителей. // Управление персоналом. - 2004. - №12 (98) - С. 53 - 62.

.   Немчиков А.А. Государственная служба: справочное пособие / А.А. Немчиков, А.М. Володин. - М.: Дело и Сервис, 2002. - 384 с.

.   Оболонский А.В. Государственная служба: учебное пособие / А.В. Оболонский, А.Г. Барабошев. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 440 с.

.   Попов В.Г., Профессиональная культура современного российского государственного чиновника./ В.Г. Попов, В.В. Китаев, Б.С. Хохряков, Н.Г. Чевтаева - М.: Екатеринбург: УрАГС, 2003. - С. 58.

.   Пищулин Н.П. Социальное управление. Теория и практика: учебное пособие / Н.П. Пищулин. - М.: Академкнига, 2003. - Т. 1.-540 с.

.   Плечева Н. Идем на «Кадровый прорыв». // Служба кадров. - 2006. - №8 - С. 69-74.

.   Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. - 720 с.

.   Сумароков В.З. Государственное управление в современной системе организации власти: монография / В.З. Сумароков. - Краснодар: Фрегат, 2003. - 52 с.

.   Чистякова Н.И. Государственная служба - проблемы формирования профессионального корпуса государственных служащих // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 1999. С. 234.

.   Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам: учебное пособие. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма - Инфра, 2000. - 560 с.

.   Шубенкова Е.С. Внутрифирменное обучение персонала. // Управление персоналом. 2004 - №20 (106) - С. 44 - 46.

37. Этика государственной службы.// Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2 (22), 98. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - С. 22.

.  Ярецкий В.Ю. Идейно-концептуальная основа и социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности специалиста. // Российское государство и общество в XXI в.: Контуры социального развития: Матер. студ. науч. практ. конф. 27 апр. 2006 - Воронеж: НОУ «НПИОЦ», 2006. - С. 156 - 158

Введение

В настоящее время, в условиях совершенствования политической системы страны, необходимости роста качества государственных и муниципальных услуг, перед любым органом государственной власти или местного самоуправления стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

Создание высокоэффективной системы государственной и муниципальной службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного и муниципального управления, является необходимым условием укрепления российской государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных и муниципальных служащих, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, является одной из приоритетных задач.

Однако в государственных органах власти и в органах местного самоуправления до сих пор отсутствуют адекватные запросам времени технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена важностью соблюдения государственным и муниципальными служащим этических норм, компетенции и механизма ответственности в современных условиях.

Объект исследования - муниципальные служащие органа исполнительной власти.

Предмет исследования - этика служебного поведения (на примере муниципальных служащих администрации МО ГО «Долинский»).

Цель исследования заключается в определении особенностей и проблем этики служебного поведения, определении путей совершенствования формирования этических норм муниципального служащего как фактора повышения эффективности муниципальной службы.

В связи с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

. Изучить теоретические аспекты этики поведения служащих:

рассмотреть теоретические основы этики делового общения;

выявить этические принципы делового общения;

. Проанализировать специфику формирования этики муниципальной службы:

определить место этики муниципальной службы в системе профессиональной и управленческих систем;

. Разработать рекомендации по повышению этики муниципальных служащих:

исследовать профессионально-этический уровень муниципальных служащих администрации МО ГО «Долинский» и определить круг проблем;

вынести предложения по повышению профессионально-этического уровня муниципальных служащих.

Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры, таких как В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.

В исследовании принимали участие государственные служащие администрации МО ГО «Долинский» в количестве 78 человек. Исследование проводилось анонимно, с полного согласия респондентов

В процессе работы использовались следующие общенаучные методы: анализ материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, литературных источников (нормативная, научная, учебная, периодическая литература), синтез изученного материала, сравнение, а также методы проектирования и прогнозирования при разработке рекомендаций, анкетирование и опрос респондентов.

муниципальный служащий управленческий этика

 


Теоретические основы этики служебного общения

Этика делового общения

 

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» - привычки, обычаи, нравы. Этика как наука существует более 20 веков. Еще в IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей и образовал новое существительное «ethica» (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели.

Слово «мораль» - от латинского слова «moris» - нравы, обычаи и т.п. На этом основании часто слова употребляют как синонимы. Но это неверно.

Этика - это наука о морали, нравственности. Мораль - форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе. Мораль и нравственность можно употреблять как синонимы.

В обществе существуют разные социальные нормы, регулирующие поведение людей. Социальные нормы - общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Нормы общественных организаций - представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. В отличие от всех законодательных, нормы нравственности или морали - это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Иногда эти нормы называются правами, которые представляют собой правила поведения и оцениваются с нравственной точки зрения: «добрые нравы», «преступные нравы», «деградация нравов», «исправление нравов» и т.п.

Нравственные нормы содержатся в документах ненормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги, клятвы и т.д.

В современном понимании этика - философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» - бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику - учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. Задача этики состоит в том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Таким образом, этика - это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни. Основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил, которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.