Искусство театра и роль сценической речи в нем — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Искусство театра и роль сценической речи в нем

2020-03-31 391
Искусство театра и роль сценической речи в нем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Искусство театра и роль сценической речи в нем

Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом оно неоднородно, синтетично. В качестве составляющих в театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка, и хореография, и литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и т. д. Среди всего перечисленного искусство актерской игры — главное, определяющее для театра.

Актер в театре и есть главный художник, который создает то, что носит название сценического образа. Актер создает образ из самого себя, и при этом создает его в присутствии зрителя, на его глазах.

Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала.

Драматический театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ. Однако неоспоримо, что театр, развивающий традиции М.Щепкина и К.С.Станиславского, ориентирован, прежде всего, на вербальное творчество, драматургию. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль-действие, раскрываемая посредством слова.

Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству абитуриентов, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п.

Главной целью занятий сценической речью является овладение студентом мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью будущего актёра требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником. Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного материала «от себя», а не «от образа» драматургического произведения, то есть когда перед студентом нет задачи перевоплощения

Сценическая речь – это целый курс разработанной программы, в которую входят такие средства, как: орфоэпия, техника речи, приемы работы над текстом.

Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, актерским мастерством.

СЛОВО — ЭТО ДЕЙСТВИЕ

Проблема слова занимает видное место в творческой практике русского театра.

Не было, кажется, ни одного крупного деятеля в истории русского театра, который не задумывался бы над великой силой воздействия слова, не искал бы средств к тому, чтобы слово на сцене было насыщено правдой, проникнуто истинным чувством, исполнено значительным общественным содержанием. Русские актеры из поколения в поколение повышали свою требовательность к искусству сценической речи, добиваясь в ее звучании глубочайшей верности жизни.

В летописях русской сцены закреплены многие примеры того, как ее мастера строили на фундаменте глубокого, всеобъемлющего искусства слова великолепные сценические образы. Щепкин, Садовский, Мочалов, Ермолова, Давыдов, Варламов, Ленский, Садовская — каждый из них по-своему, в зависимости от индивидуального склада таланта, оказывался по мастерству передачи авторского слова на сцене конгениальным великим писателям.

Во все периоды существования нашего театра «слово, спетое сердцем», то есть сказанное на сцене искренне, правдиво, слово, раскрывающее все богатство мыслей и чувств человека, главенствует в искусстве русского актера.

Русский театр, воспитанный в уважении и любви к слову, многократно выдвигал и разрабатывал проблему сценической речи, связывая ее со всем комплексом проблем реалистического искусства.

Уже Щепкин ставил возможность реалистической интерпретаций авторского слова на сцене в зависимость от существа создаваемого актером образа. Щепкин требовал, чтобы актеры в первую очередь охватывали заложенные в тексте мысли, изучали ход мыслей, выражающих «натуру действующего лица», чтобы они овладевали этой «натурой».

Словом всю свою жизнь занимался Островский, доведя мастерство словесного портрета в драматургии до высочайшего совершенства.

Читая Гоголя, поражаешься глубине и тонкости его мыслей об искусстве актера, поражаешься тому, что он заглянул в самую суть вопроса.

Борясь с напыщенным словом на сцене, он ставил вопрос о живой и естественной сценической речи в зависимость от приема работы актера.

Одна из огромных исторических заслуг К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в данной области заключается в том, что они придали стройность отдельным наблюдениям и размышлениям о сценической речи, обобщили их, привели в систему, дополнив своим собственным многолетним практическим опытом. Больше того, система Станиславского, являясь научной теорией актерского творчества, не только раскрывает нам объективные законы сценической речи, но система, суть которой заключается в том, что сценическая речь является главным действием, создает последовательную цепь педагогических приемов и навыков, позволяющих актеру сознательно овладевать авторским словом, делать его активным, действенным, целенаправленным, полнокровным.

Станиславский и Немирович-Данченко, разрабатывая проблему слова в сценическом искусстве и видя в слове могучее средство идейно-художественного воздействия, учили нас распахивать все пространство скрытого за словом содержания, образующего глубокие пласты подтекста.

Разработанный, емкий, многообразный подтекст, введенный в практику Художественного театра К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, воздействует на зрителя во время спектакля как сложный комплексный раздражитель.

48. Наблюдения и работа по воспроизведению элементов внешней речевой характерности (акцентов, говоров, просторечья и др.) в контексте создания художественного образа роли.

Для того, чтобы установить внутреннее соответствие актерской речи с историческими и географическими нормами языка воплощаемого на сцене персонажа, нужно внимательно изучить биографию героя и самостоятельно найти в тексте возможные речевые характеристики. В данном случае будет иметь значение социальный и образовательный уровень персонажа, его возраст, род занятий, особенности характера и его окружающая среда. Если стилистически окрашенная речь творчески целесообразна и оправдана, а не надуманна, то можно допустить отклонения от нормы, включая употребления диалекта, акцента, просторечия, но при этом общий речевой фон должен оставаться нейтральным.

Известный чтец и теоретик речевого искусства Г. В. Артоболевский считал, что в создании сценического образа большое место занимают «иноязычные акценты и фонетические диалектизмы» как средства характеристики персонажа.

В речевом искусстве по сей день применяется иноязычный акцент для придания речи острой характерности, яркой образности, правдивости и реалистичности в поведении персонажей. Вместе с тем очень важна умеренность в применении выразительных речевых средств и нужно проявлять особую внимательность при пользовании акцентами, чтобы не впасть в преувеличение и наигрыш.

Русские говоры встречаются во многих классических пьесах русского и советского периода — эта речь наших предков просто завораживает своей красотой и необычностью, не менее интересна работа со студентами над иностранными и иноязычными акцентами.

 Многие режиссеры-постановщики стремятся использовать в спектакле все богатство русского национального языка: говоры, диалекты, наречия.

Известные режиссеры и педагоги Л. А. Додин и А.И.Кацман начинали работать над спектаклем «Братья и сестры» (Ф. Абрамов) в 1976 году со студентами театрального института. Студентам-актерам, занимающимся исследованием местного наречия на практике (в деревне Веркола), удалось в точности воспроизвести говор жителей архангельской деревни.

Исторический театральный памятник — спектакль «Принцесса Турандот» в постановке Е. Б. Вахтангова и сегодня является речевым шедевром, актеры в создании образов своих персонажей использовали разные речевые краски: иностранный акцент, рязанское аканье, заикание, скороговорку, проглатывание слов и др.

Таким образом, найденные выразительные средства речи, остроречевая характерность (диалекты, акценты) для создания типических, ярких, запоминающихся образов в разговорных жанрах способствуют развитию фонетического слуха и наблюдательности при отборе типических черт; приобретению умений актера к фонетическому транскрибированию текстов роли; укреплению навыков акцентной мелодизации и введению говорного произношения в репетиционный процесс. Все выше перечисленные элементы речевой характерности повышают в целом мастерство актера в процессе поиска сценического образа.

Искусство театра и роль сценической речи в нем

Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом оно неоднородно, синтетично. В качестве составляющих в театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка, и хореография, и литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и т. д. Среди всего перечисленного искусство актерской игры — главное, определяющее для театра.

Актер в театре и есть главный художник, который создает то, что носит название сценического образа. Актер создает образ из самого себя, и при этом создает его в присутствии зрителя, на его глазах.

Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала.

Драматический театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ. Однако неоспоримо, что театр, развивающий традиции М.Щепкина и К.С.Станиславского, ориентирован, прежде всего, на вербальное творчество, драматургию. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль-действие, раскрываемая посредством слова.

Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству абитуриентов, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п.

Главной целью занятий сценической речью является овладение студентом мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью будущего актёра требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником. Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного материала «от себя», а не «от образа» драматургического произведения, то есть когда перед студентом нет задачи перевоплощения

Сценическая речь – это целый курс разработанной программы, в которую входят такие средства, как: орфоэпия, техника речи, приемы работы над текстом.

Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, актерским мастерством.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.