Проблематика и авторская позиция в статье А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проблематика и авторская позиция в статье А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?»

2020-03-31 262
Проблематика и авторская позиция в статье А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.И. Солженицын в своих публицистических книгах 1990-х годов пишет об экономике России, о формах власти, образовании, внешней политике, и многом другом. Одна из центральных проблем - преодоление прерывности в самосознании человека, нации. Без этого преодоления не подняться России, но без него - и не обрести единения людей Земли. Ища «духовные укрепы» русской нации, А.И. Солженицын не раз обращается к таким фундаментальным нравственным понятиям, как ответственность и самоограничение, рассматривает их не только в политическом или бытовом плане, но и в плане метафизическом. Эти же проблемы стоят, по его мнению, и перед мировым человечеством. В сентябре 1990 года, «Комсомольская правда» и «Литературная газета» опубликовали знаменитую статью А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?». Подзаголовком к своим размышлениям писатель скромно поставил: «Посильные соображения».

«Часы коммунизма своё отбили, - писал А.И. Солженицын в самом начале своей работы. - Но бетонная постройка его ещё не рухнула. И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами. И мы расплющились.» Чем статья А.И. Солженицына напугала едва ли не всех поголовно, так это пророчеством о развале СССР. В сентябре 1990 года подавляющее большинство представить себе не могло, что пройдёт всего полтора года, и не станет Союза Советских Социалистических Республик.

А писатель предвидел этот распад: «Как у нас всё теперь поколесилось - так всё равно «Советский Социалистический» развалится, всё равно! - и выбора настоящего у нас нет, и размышлять-то не над чем, а только - поворачиваться проворней, чтоб упредить беды, чтобы раскол прошел без лишних страданий людских, и только тот, который уже действительно неизбежен. И так я вижу: надо безотложно, громко, чётко объявить: три прибалтийских республики, три закавказских республики, четыре среднеазиатских, да и Молдавия, если её к Румынии больше тянет, эти одиннадцать - да! - непременно и бесповоротно будут отделены».

А.И Солженицын в своей статье предлагал власти упредить беды и подумать, как сохранить Союз из трёх славянских республик и, с оговорками, Казахстана: «И вот за вычетом этих двенадцати - только и останется то, что можно назвать Русь, как называли издавна (слово «русский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов), или - Россия (название с XVIII века) или, по верному смыслу теперь: Российский Союз».

Высказанные А.И. Солженицыным идеи до сих пор остаются жизнестойкими. Писателя можно считать отцом нынешнего Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана - так преломилась годы спустя идея «Российского Союза». Об Украине и Белоруссии А.И. Солженицын писал отдельно: «Я - едва не на половину украинец и в ранние годы рос при звуках
украинской речи. А в скорбной Белоруссии я провел большую часть своих фронтовых лет и до пронзительности полюбил её печальную скудость и её кроткий народ. К тем и другим я обращаюсь не извне, а как свой. Да народ наш и разделялся на три ветви лишь по грозной беде монгольского нашествия да польской колонизации. Это всё - придуманная недавно фальшь, что чуть не с IX века существовал особый украинский народ с особым нерусским языком. Мы все вместе истекли из драгоценного Киева, «откуда русская земля стала есть», по летописи Нестора, откуда и засветило нам христианство… Народ Киевской Руси и создал Московское государство. В Литве и Польше белорусы и малороссы сознавали себя русскими и боролись против ополяченья и окатоличенья. Возврат этих земель в Россию был всеми тогда осознаваем как Воссоединение…» И дальше: «Но откуда этот замах: по живому отрубить Украину (и ту, где сроду старой Украины не было, как «Дикое Поле» кочевников - Новороссия, или Крым, Донбасс и чуть не до Каспийского моря)… Сегодня отделять Украину - значит резать через миллионы семей и людей: какая перемесь населения; целые области с русским перевесом; сколько людей, затрудняющихся выбрать себе национальность из двух; сколькие - смешанного происхождения; сколько смешанных браков - да их никто «смешанными» до сих пор не считал. В толще основного населения нет и тени нетерпимости между украинцами и русскими. Братья! Не надо этого жестокого раздела! - это помрачение коммунистических лет. Мы вместе перестрадали советское время, вместе попали в этот котлован - вместе и выберемся».

Предлагая свою программу обустройства России, А.И. Солженицын видел, куда могут завести вожди перестройки страну: «Среди всех возможных свобод - на первое место всё равно выйдет свобода бессовестности: её-то не запретишь, не предусмотришь никакими законами… Страшно то, что развращенный правящий класс - многомиллионная партийно-государственная номенклатура - ведь не способна добровольно отказаться ни от какой из захваченных привилегий… Из каждых четырёх трубадуров сегодняшней гласности - трое недавних угодников брежневщины, - и кто из них произнёс слово собственного раскаяния вместо проклятий безликому «застою»? И с вузовских гуманитарных кафедр поныне самоуверенно вещают все те же, кто десятилетиями оморачивал студентам сознание. Посмотрите, кто на Украине у власти сегодня? И пятнадцать лет спустя нас ведут к светлому будущему те же бывшие комсомольские и коммунистические лидеры. Посмотрите, кто преподает студентам историю и философию в наших университетах?»

Важным и пророческим является и суждение писателя о демократии: «У нас сегодня слово «демократия» - самое модное. Как его не склоняют, как им не звенят, гремят (и спекулируют). Но не ощутимо, чтобы мы хорошо задумались над точным смыслом его». Эти слова А.И. Солженицын написал в июле 1990 года. Прошло двадцать лет, и украинская революция ещё раз подтвердила правоту классика. Мы опять «с размаху хлюпнулись в то, что считали демократией».

По мнению писателя спасёт Родину на самом деле только духовный переворот в сердцах её жителей - а духовные перевороты осуществляются, к сожалению, не посредством земства и уж тем более не посредством экономических реформ. Вот полюбим Родину - и всё станет нормально. Но для этого она должна перестать быть Россией, которую мы потеряли, и стать другой Россией - которую мы никогда не видели. Однако залогом нашего возрождения остаётся наличие в стране людей, думающих о том, как нам обустроить Россию. Ситуация, в которой никто не знает, как надо обустраивать, - гибельна и чревата полным забвением приличий. Именно люди, которые знают, как надо, - в конечном итоге спасительны для здоровья нации, ибо им-то давно понятно: всякое НАДО начинается с себя, с атомарного уровня. А.И. Солженицын и призвал к этому.

 


 

Заключение

публицистический жанр статья солженицын

Ярчайшей страницей в истории отечественной публицистики XX века стало публицистическое наследие А.И. Солженицына. Его статьи, «открытые письма», «воззвания», «речи», «лекции» покоряют глубиной мысли, яркостью стиля и авторской страстностью. Созданные в разные годы, в России и в эмиграции, они образуют тщательно продуманную, цельную конструкцию. А.И. Солженицын систематизирует всю накапливаемую информацию, вырабатывает своё отношение к существующей действительности и прогнозирует пути её трансформации, оценивает смысл и значение тех или иных исторических событий, место и роль в них отдельных личностей. По своему идейно-теоретическому содержанию историко-социологическая концепция А.И. Солженицына имеет немалое сходство с романтической историографией первой половины XIX века, особенно с её российской разновидностью, характерной для славянофильства предреформенного периода, в чём-то также с почвенничеством Ф.М. Достоевского, отчасти с христианским универсализмом Вл. Соловьёва, с религиозно-нравственным подходом к историческим процессам, характерным для Бердяева.

Обратившись к публицистике, А.И. Солженицын продолжает традиции крупнейших русских писателей XIX века: Ф.М. Достоевского («Дневник писателя»), Л.Н. Толстого («Не могу молчать», «Что такое искусство?»), В.Г. Короленко и др. В публицистически заострённой форме А.И. Солженицын высказывается по поводу самых «болящих вопросов современности», выражает идеи по преобразованию нашего государства; критикует власть, тоталитаризм, размышляет о нравственных основах жизни русского народа. Его публицистика охватывает очень широкий круг сложнейших вопросов своего времени.

Умение ярко, образно и эмоционально подать свою мысль, чтобы воздействовать на общественное мнение, повлиять на развитие общественно-политических процессов - неотъемлемое качество А.И. Солженицына-публициста. Оперирование документальными свидетельствами и фактами; обращение к риторике; афористичность; цитатность - черты, присущие публицистическим выступлениям А.И. Солженицына. Им также свойственны критический пафос, позиция авторского всеведения, пророческий дискурс, дидактизм, тенденциозность.

А.И. Солженицын мыслит себя писателем, который «знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога». Писатель, по А.И. Солженицыну, ответственен за «всё написанное, нарисованное, за воспринимающие души». В «Нобелевской лекции» А.И. Солженицын признаёт за искусством и литературой способность передавать от народа к народу, от поколения к поколению, от души к душе человеческий опыт, накопленный веками, с тем, чтобы освободить одних от необходимости повторять ошибки других. В определении гуманистического содержания задач искусства и литературы А.И. Солженицын выступает наследником русской классики XIX века.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Солженицын А.И. Бодался телёнок с дубом. Очерки литературной жизни. - М.: Согласие, 1996. - 163 с.

. Солженицын А.И. Жить не по лжи: сб. самиздат. материалов. - Париж: YMKA-PRESS, 1991. - 236 с.

. Солженицын А.И. Материалы к библиографии. / Сост.: Д.Б. Азиатцев, Н.Г. Левитская, М.А. Бенина. При уч. Г.А. Мамонтовой. Отв. ред. тома Н.Г. Захаренко. - Спб.: Рос. нац. б-ка, 2007. - 470 с.

. Солженицын А.И. Научные доклады. - Саратов: Издательство Саратовского Университета, 2004. - 234 с.

. Солженицын А.И. Нобелевская лекция. / Новый мир. - 1989. - №.7. - 144 с.

. Солженицын А.И. Ответное слово на присуждение литературной награды американского национального клуба искусств Нью-Йорка, 19 янв. 1993 г. / Новый мир. - 1993. - №.4. - 67 с.

. Солженицын А.И. Публицистика. В 3-х томах. Т.2. Общественные заявления, письма, интервью. - Ярославль: Верхняя Волга, 1996. - 624 с.

. Солженицын А.И. Публицистика. В 3-х томах. Т.3. Статьи, письма, интервью, предисловия. - Ярославль: Верхняя Волга, 1997. - 560 с.

. Солженицын А.И. Речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета 8 июля 1978 г. / Родина. - 1991. - №.10. - 105 с.

. Солженицын А.И. Собр. соч. в 20 томах. - Париж: YMKA - PRESS. - Т.9. - 216 с.

. Солженицын А.И. Темплтоновская лекция. / Новый мир. - 1992. - №.2. - 183 с.

. Солженицын А.И. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания. / Новый мир. - 1988. - №.9. - 76 с.

. Солженицын А.И. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания. / Новый мир. - 1999. - №.2. - 68 с.

. Барнет Вл. Проблемы изучения жанров устной речи. Современная русская научная речь. - Красноярск, 1985. - 216 с.

. Вайль П., Генис. А. Собрание сочинений. В 2-х томах. Т. 1. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 288 с.

. Вронская Д., Чугуев В. Кто есть кто в России и бывшем СССР. Выдающиеся личности Сов. Союза, России и эмиграции. - М., 1994. - 501 с.

. Герасимова Л.Е. Этюды о А.И. Солженицыне. - Саратов: Новый мир, 2007. - 238 с.

. Голубков М.М. Александр Солженицын. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 336 с.

. Голубков М.М. Русская литература XX века. После раскола. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 243 с.

. Гулиев В. Александр Солженицын. Зеркало российских реформ, или тяжкий путь познания. / Рос.вести. - 1994. - №.3. - 267 с.

. Лурье Я.С. Александр Солженицын - эволюция его исторических взглядов. / Звезда. - 1994. - №.6. - 125 с.

. Медведев Р.А.А.И. Солженицын и М. Сахаров. - М.: Изд-во Права человека, 2002. - 178 с.

. Мешков Ю.А. Александр Солженицын. Личность, творчество, время. - Екатеринбург: Диамант, 1993. - 256 с.

. Наврозов Л.А.И. Солженицын и Запад: прощание без оваций. / Рос. вести. - 1994. - №.4. - 45 с.

. Решетовская Н.А. Александр Солженицын и читающая Россия. - М.: Сов. Россия, 1990. - 413 с.

. Рогощенков И. О месте А.И. Солженицына в совр. культуре и нашем сознании. / Север. - 1992. - №.3. - 160 с.

. Рубинштейн Л. Школа злословия. - ОАО Телекомпания НТВ, 2006.

. Русское литературное зарубежье. Сборник обзоров и материалов. Вып. 1. - М.: ИНИОН. 1991. - 257 с.

. Сараскина Л.И. Александр Солженицын. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 935 с.

. Страда В. Феномен А.И. Солженицына и новая Россия. Выступление на симпоз., посвящ. творчеству А.И. Солженицына, Неаполь. / Лит. газ. - 1992. - №.2. - 122 с.

. Струве Н. Православие и культура. - М.: Русский путь, 2000. - 348 с.

. Третья волна. Антология русского зарубежья. / Сост. А. Гербен. - М.: Моск.раб., 1991. - 381 с.

. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Флинта, 2004. - 234 с.

. Хализев В.Е. Теория литературы: Учеб. пособ. - М.: Высшая школа, 2002. - 178 с.

. Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1994. - 256 с.

. Шаховская З.А. О правде и свободе А.И. Солженицына. - М.: Слово, 1990. - 279 с.

. Штурман Д. Городу и миру. О публицистике А.И. Солженицына. / Ред. А. Глезер; худож. В. Длуги. - Париж; Нью-Йорк: 3-я волна, 1988. - 432 с.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.