Судебная и внесудебная защита прав человека. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Судебная и внесудебная защита прав человека.

2020-03-31 122
Судебная и внесудебная защита прав человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В иерархии судебных органов впервые в истории России ведущее место занял Конституционный Суд. Потребность в создании независимого конституционного правосудия возникла с крушением изжившей себя политической системы. Особую значимость этому институту придавало то, что Конституционный Суд России с самого начала получил правомочия для рассмотрения индивидуальных заявлений граждан о нарушении прав и свобод человека. Важной новацией является возможность Конституционного Суда осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти в обеспечении конституционных прав и гражданских свобод. Правда, это может быть расценено как вторжение в область публичной политики, что, впрочем, не противоречит функциональному назначению этого органа. Более того, Конституционный Суд может выполнять стабилизирующую роль, погашая конфликтогенный характер нарушений прав человека, столь распространенных в реформируемых обществах.[11]

Защита прав и свобод личности посредством уголовного судопроизводства: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» (статья 52 Конституции РФ).

Провозгласив в Конституции гарантированную государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность силами органов государственной власти защищать эти права и свободы. Этой обязанности соответствует право каждого требовать от органов власти защиты своих прав и свобод.

В развитие этого Конституционного положения статья 7 Закона «О судоустройстве РСФСР» определяет право на судебную защиту от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией и другими законами.

В защите своих прав в сфере уголовного процесса нуждаются множество людей:

1. Лица, прямо или косвенно понесшие ущерб от преступления. Это - потерпевший, гражданский истец, а также их представители и правопреемники.

2. Субъекты права на защиту от обвинения или подозрения: обвиняемый, подозреваемый, а также оказывающий тому или другому юридическую и моральную помощь защитник.

3. Защита прав и свобод может понадобиться и тем, кого не обвиняют, не подозревают, но привлекают к участию в следственных и судебных действиях для получения от них или с их участием информации об обстоятельствах дела: свидетели, владельцы обыскиваемых помещений (Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой, Глава 5).

«Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» (Статья 46 Конституции РФ). «Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд (общий или арбитражный) либо третейские суды. В случаях, предусмотренных законом, устанавливается защита гражданских прав в административном порядке» (статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Важное значение для определения места государственных органов в обеспечении, соблюдении и защиты прав человека имеет Конституция РФ: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года).

Таким образом, важнейшей функцией государственных и судебных органов является правозащитная деятельность. Одни из них могут заниматься этим наряду с исполнением иных функций, но есть и специализированные органы, основное назначение которых - осуществление правосудия и соответственно защита прав человека и гражданина.

Извечной мечтой гуманистов было введение суда справедливого, скорого, независимого от какого бы то ни было внешнего влияния, беспристрастного, осуществляемого равными в отношении равных же людей.

Международные нормы права современности определили весьма высокие стандарты деятельности национальных судебных органов и систему международных судов.

Всеобщая Декларация прав человека регулирует то, что можно назвать правом на правосудие: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, представленных ему конституцией или законом» (ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека).

Из этого права четко вытекает обязанность государства создать эффективную судебную систему, способную восстановить нарушенное право.

Всеобщая Декларация также определяет общие задачи судебных органов в защите прав человека: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом» (статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В этой формулировке четко выделяется возможность защиты прав как в гражданском судопроизводстве, так и в уголовном судопроизводстве. Требования соблюдения равенства сторон, гласности разбирательства, справедливости, независимости от какого бы то ни было вмешательства и давления, относятся к деятельности всей судебной системы.

В Международном пакте о гражданских и политических правах идеи и принципы справедливого правосудия еще более детализированы, особенно с целью обеспечения прав граждан в уголовном судопроизводстве. Статья 14 подробно регламентирует права обвиняемого и осужденного за уголовные деяния.

Статья 16 закрепляет право каждого человека на признание его правосубъектности. Это понятие означает, что каждый человек является носителем объективных прав и юридических обязанностей.

В статье 26 излагается еще один аспект права на судебную защиту – запрет на какую бы то ни было дискриминацию, по какому бы то ни было основанию. Она гласит: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении, всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод так определяет задачи судебных органов: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебные разбирательства или его часть по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также, если это требуется в интересах несовершеннолетних, или для защиты частной жизни сторон, или в той мере, в какой это, по мнению суда, совершенно необходимо – при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия».

Положительным примером, которому должны следовать и национальные суды, является деятельность Европейского Суда. В толковании Конвенции и выносимых решениях, Суд постоянно и последовательно отстаивает гуманистические принципы судебной деятельности, проявляя справедливость и приверженность принципу верховенства права.

Так одним из принципов Суд сформулировал необходимость установления благоприятного баланса между индивидуальными правами и государственными интересами. В доктрине, названной «предельные возможности оценки», Суд отказывается от возможности быть выше национального суда и стать по отношению к нему неким апелляционным органом. Этим самым за государством сохраняется широкое дискреционное право. В тоже время «это не означает, что осуществляемый Судом надзор ограничивается удостоверением того, осуществляет ли государство-ответчик свое дискреционное право разумно, осторожно и добросовестно. Даже договаривающееся государство, действующее таким образом, подлежит контролю со стороны Суда в том, что касается соответствия его поведения обязательствам, взятым им на себя по Конвенции»[12].

Другими критериями, которыми должны руководствоваться суды в своей деятельности, можно назвать соблюдение требований и «предусмотренное законом» и «необходимости в демократическом обществе».

В юридических документах часто употребляется понятие «предусмотрено законом». Эта отсылочная формулировка часто применяется формально и без проверки. Понятие «необходимое в демократическом обществе» относится к деятельности государственных органов, которые суд оценивает или как необходимые в условиях демократического общества, или как неправомерные.

Первым, и от того наиболее значимым, путем к правосудию следует признать его доступность. В наших условиях, обстоятельства, мешающие гражданам обращаться в судебные органы могут быть банальными и примитивными. Судебные органы есть не во всех населенных пунктах, а ехать туда, где они есть, особенно больным, престарелым, да еще по нашему бездорожью не каждому по силам. Судья может отсутствовать, а здание суда прийти в ветхое и аварийное состояние.

Право на обращение в суд (правосубъектность) есть у всех и каждого, и это право относится к числу естественных и неотчуждаемых. Но прибегать к судебной защите, к внесудебным способам или вообще смириться с нарушением своих прав и не требовать их восстановления, дело сугубо личное. Таков принцип диспозитивности, который означает возможность лица самостоятельно, по собственному усмотрению располагать своими субъективными правами[13]. И вот в этом заключается особенность любых прав, но в особенности прав человека. Индивид больше кого бы то ни было заинтересован в защите своих прав, чести и достоинства, и он сам, прежде всего, должен отстаивать их нерушимость[14].

Защищать права человека, помимо Конституционного Суда РФ, можно в других судебных инстанциях: в Арбитражном суде, в административном судопроизводстве и т.д.

Но наибольший удельный вес восстановления нарушенных прав либо урегулирование конфликтов приходится на гражданское или уголовное судопроизводство в судах общей юрисдикции и при рассмотрении дел мировыми судьями.

В уголовном судопроизводстве участвуют две главные фигуры - подсудимый и потерпевший. Все судопроизводство, в том числе права всех участников процесса, регулируются Уголовно-процессуальным кодексом. Заметим сразу, что стереотип мышления рисует нам непривлекательный образ преступника и достойного сожаления потерпевшего. Их цели, интересы, взгляды на происшедшие события совершенно противоположные, и ведут они себя тоже по-разному. Но с точки зрения прав человека это выглядит несколько иначе[15].

Во-первых, справедливость и закон требуют только законного наказания виновного, то есть человек может быть наказан только за виновное поведение и обязательно указанное в законе, как преступное. Nullum crimen, nulla pocna sine lege, - как сформулировали этот принцип римские юристы, - нет преступления, нет наказания без указания закона.

Во-вторых, наказание должно быть соразмерным тяжести деяния.

В-третьих, наказание не должно сопровождаться действиями, унижающими достоинство личности или жестокостями. Кара за содеянное никак не должна быть местью, направленной лишь на удовлетворение потерпевшего. И тем более, наказание не может быть вынесено для острастки, с пресловутой формулировкой «чтобы неповадно было другим», или для нагнетания страха, или с прочими «назидательными» или «воспитательными» целями.

Самое страшное во всех этих проявлениях - это циничная «целесообразность», которая может превратить правосудие в инструмент расправы, подавления прав и свобод, в способ угнетения и подчинения. Тогда правосудие превращается в свою противоположность – в злоупотребление правом.

Итак, суд стремится к истине и потому должен быть беспристрастен. То есть, если с одной стороны есть обвиняемая, то с другой должна быть и защитная функция. И обе они должны быть в равных условиях. Обвиняемому разрешено иметь защитника с момента предъявления обвинения. Этим же правом пользуется и подозреваемый, если он задержан или арестован.

50 лет тому назад в наших уголовных процессах защитник мог принять участие только на стадии судебного разбирательства. Это означало, что на самой ранней стадии предварительного следствия когда допускается самое большое количество ошибок, а еще хуже злоупотреблений - защитник не участвовал и потому не мог повлиять на нарушение законности.

Позднее его права расширились, и он знакомился с делом, завершенным предварительным следствием. Обвинительный и репрессивный уклон нашего уголовного судопроизводства долгие годы не позволял свободно знакомиться обвиняемому и его защитнику с делом, не разрешал им свидания и разговоры и т.д.

Все это было антигуманно и репрессивно. Мы уже не говорим о состоянии наших СИЗО, о гигиене, о порядках, о медицинском обслуживании в колониях и тюрьмах. И уж совсем недавно наша система доросла до того, чтобы признать за каждым обвиняемым общепризнанные принципы и нормы международного права, как то: безотлагательно предстать перед судом, который проверил бы законность ареста или задержания и продления срока содержания под стражей.

Другое важнейшее право обвиняемого - право на рассмотрение дела в суде присяжных. Особенно это важно по делам, по которым обвиняемому может быть вынесен самый жестокий приговор.

Презумпция невиновности, провозглашенная Конституцией Российской Федерации, звучит так:

1) «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена поступившим в законную силу приговором суда;

2) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

3) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу

обвиняемого» (ст. 49 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года).

Огромный пласт вопросов возникает в уголовном судопроизводстве по поводу прав потерпевшего.

Во-первых, надо помнить, что он – активный участник процесса со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Во-вторых, его права не могут быть менее значимы, чем права обвиняемого, поэтому он дает показания, представляет документы, имеет право на ознакомление с документами, может заявлять отводы и ходатайства, задавать вопросы экспертам и другим участникам процесса.

В-третьих, у него имеются имущественные права, возникающие в связи с совершенным преступлением. И, наконец, самое главное - имущественный ущерб, не могущий быть восполнен преступником, теперь восполняется государством. Пока об этом мало кто осведомлен, а суды, стараются не распространяться о правах граждан на компенсацию причиненного ущерба. Между тем, в Конституции записано, что «государство обеспечивает потерпевшим... компенсацию причиненного ущерба» (ст. 52 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года), не исполняется.

Правосудие в гражданском судопроизводстве является массовым способом обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Правда, здесь, в отличие от уголовного судопроизводства, сюжеты зачастую менее драматичны, нарушения прав менее выпуклы и общественно значимы. Здесь рассматриваются конфликтные ситуации, преимущественно между гражданами, возникающие в сфере производства и потребления. Если раньше эта сфера была вообще слабо развита, то теперь значение соблюдения прав человека в гражданском судопроизводстве будет постоянно возрастать.

В этом процессе главные действующие лица называются «истец» и «ответчик», и оба они, впрочем, как и остальные участники процесса, имеют свои законные права и интересы.

Истец обращается в суд за защитой своих прав, указывает ответчика, отстаивает свои права, но совсем не обязательно, что в заявлении истца все обосновано, правильно и справедливо. Поэтому и в гражданском судопроизводстве суд обязан искать истину, определить права и обязанности сторон, установить ответчика и степень ответственности его.

Таким образом, суд не связан иском и не выполняет поручение или просьбу истца. В правовом отношении суд беспристрастен, а стороны равны перед судом.

Стороны действуют в рамках Гражданско-процессуального кодекса: они имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки, снимать копии, заявлять ходатайства и отводы, задавать вопросы другим лицам, свидетелям, экспертам, представлять свои доводы и документы, обжаловать действия и решения суда.


Международная защита прав человека

В 1941 году в результате событий второй мировой войны одержавшими победу союзническими государствами принята Атлантическая хартия, в которой сформулированы намерения о создании международной организации. Целями организации должно было стать обеспечение мира во всем мире, предотвращение вооруженных конфликтов и создание соответствующей системы защиты прав человека. В апреле 1945 года на учредительской сессии в Сан-Франциско, была создана Организация Объединенных Наций. Цели и принципы Организации Объединенных Наций определяет Устав Организации Объединенных Наций, вступивший в силу 24 октября 1945 года.

Устав Организации Объединенных Наций определяет шесть главных органов ООН:

1. Генеральная Ассамблея – состоит из всех членов ООН. Каждый из членов может иметь не более пяти представителей. Генеральная Ассамблея, иногда называемая крупнейшим парламентом мира, собирается на сессии, а в перерывах между ними работают постоянные комитеты: семь главных комитетов, комиссии по процедурам, постоянные комиссии и другие.

2. Совет Безопасности – исполнительный орган. Его состав ограничивается 15 членами: 5 постоянных (США, Великобритания, Франция, Китай и Россия) и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей на два года.

3. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) – орган, имеющий особый характер в структуре ООН, в частности, в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и прав человека. Совет состоит из 54 членов, которые встречаются на двух сессиях в году. Свою деятельность Экономический и Социальный Совет осуществляет при помощи многочисленных комиссий и комитетов (например, Комиссия по правам человека), а также специализированных организаций ООН (например, Международная организация труда (МОТ)).

4. Совет по опеке был задуман как орган, отвечающий за осуществление контроля за несамостоятельными территориями в рамках «международной системы опеки» (ст. 75 Устава ООН). Вместе с принятием в декабре 1994 года Республики Паляу в ООН в принципе завершился процесс деколонизации. В результате деятельность Совета по опеке была приостановлена.

5. Международный суд – местопребывание в Гааге – является судебным органом Организации Объединенных Наций. Его главной задачей является разрешение международных споров, вынесение консультативных заключений по конкретному, заявленному заинтересованными сторонами, спорному вопросу и толкование норм международного права. Международный суд не является компетентным органом для разрешения международных споров политического характера.

6. Секретариат – вспомогательный персонал для выполнения административных задач, необходимых в Организации, назначаемый Генеральным секретарем ООН. Генеральный секретарь избирается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет.

Основные документы, касающиеся прав человека, выработанные в рамках ООН:

1). Всеобщая Декларация прав человека – принята Генеральной Ассамблеей ООН на сессии в Париже 10 декабря 1948 года. Стандарты прав человека, определенные в Декларации, охватывают всех людей без различия расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, взглядов, национальности, социального происхождения, имущества, рождения или каких-либо других различий. Всеобщая Декларация прав человека, помимо создания многих детальных документов (в том числе конвенций, касающихся определенных групп людей или конкретных вопросов), остается одним из важнейших образцов, касающихся международной защиты прав человека, значительным пунктом отсчета при формировании оценок для проделанной в этой области работы, а также при выработке новых документов. Значение Всеобщей Декларации прав человека подчеркивает также тот факт, что 10 декабря во всем мире отмечается Международный день прав человека.

2). Международные пакты о правах человека – Генеральная Ассамблея ООН 16 декабря 1966 г. приняла:

- Международный пакт о гражданских и политических правах (Политический пакт);

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Экономический пакт).

Международные пакты о правах человека имеют характер международных договоров. Решающим аргументом в принятии на базе одной Декларации двух отдельных Пактов было утверждение, что политические права и свободы, а также свободы личности должны быть обеспечены немедленно после ратификации, в то время как экономические, социальные и культурные права могут осуществляться только прогрессивным способом. Ратификация государством Международного пакта о гражданских и политических правах означает, что государство обязывается уважать закрепленные права и свободы.

Всеобщая Декларация прав человека и два Пакта вместе с Факультативным протоколом образуют Международный Билль по правам человека.

В рамках Организации Объединенных Наций разработаны и приняты следующие международные документы:

- Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;

- Конвенция 1965 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества,

- Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него;

- Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

- Конвенция о правах ребенка 1989 г.;

- Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда, занятости;

- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, и другие.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Организация Объединённых Наций и специализированные организации ООН

Организация Объединенных Наций Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

Международная морская организация (ИМО)

Международная организация труда (МОТ)

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

Международный телекоммуникационный союз (ИТУ)

Всемирный почтовый союз (ВПС)

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Всемирная метеорологическая организация (ВМО)

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ)

В настоящее время Российская Федерация является участником двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских и политических правах и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми лица, находящиеся под юрисдикцией РФ, могут обратиться в международные органы по правам человека за защитой своих прав.

К указанным международным органам относятся: Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека.

Международный Пакт о гражданских и политических правах принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступил в силу 23 марта 1976 года. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Протоколу к Международному Пакту с 1 октября 1991 года. Каждый человек, полагающий, что его гражданские и политические права были нарушены Российской Федерацией после этой даты, вправе обращаться в Комитет по правам человека ООН.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года. Каждый человек, полагающий, что Российская Федерация нарушила его гражданские и политические права после этой даты, вправе обращаться в Европейский Суд по правам человека.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо четко представлять, что данными органами рассматриваются нарушения только тех прав, которые предусмотрены соответствующими международными договорами. Кроме того, поступающие заявления рассматриваются в первую очередь на предмет приемлемости.

Условия приемлемости обращений следующие:

1). Могут быть обжалованы только те нарушения прав человека, которые произошли после ратификации соответствующих договоров. В Европейский Суд по правам человека – после 5 мая 1998 года. Обращение должно быть направлено не позднее 6 месяцев с момента а) нарушения права, б) с момента вынесения последнего судебного решения. Пропущенные сроки Европейским Судом не восстанавливаются.

В Комитет по правам человека – после 1 октября 1991 года. Сроки подачи жалобы, после указанной даты, не ограничены.

2). Должны быть исчерпаны все средства внутри государственной правовой защиты – использовать кассационный порядок, надзорный порядок, а также обратиться в Конституционный Суд РФ.

Для Европейского Суда надзорный порядок в Российской Федерации является неэффективным, и нет необходимости его исчерпывать. Также необязательно использовать механизм Конституционного Суда РФ. Только кассационный порядок отвечает всем необходимым требованиям эффективности средств правовой защиты: а) заявитель по своему волеизъявлению может возбудить этот порядок, б) получить судебное решение, которое непосредственно определяет его права и обязанности.

3). Никто не может быть лишен правосубъектности. Обращения могут подавать и те лица, кто по внутреннему законодательству не имеет возможности защищать свои права самостоятельно: душевнобольные, дети, инвалиды и т.д.

4). Другие условия приемлемости: а) жалоба должна подаваться тем лицом, чье право было нарушено; б) жалоба не должна быть анонимной, хотя заявитель может просить Европейский Суд по правам человека не упоминать его имя при

публикации решения и пресс-релизов; в) жалоба должна быть обоснованной, то есть на заявителе лежит бремя доказывания нарушения его права; г) жалоба не может быть одновременно подана в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН. Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека не имеют права отменять внутренние судебные решения и определять права и обязанности человека в конкретном случае.

Рассмотрение дела в Комитете по правам человека ООН включает две стадии: рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в течение 5-7 лет. До настоящего времени Комитет по правам человека ООН не рассмотрел ни одного дела против РФ, хотя два дела, которые были подготовлены Центром содействия международной защите были признаны приемлемыми еще в 1998 году.

Решения Комитета по правам человека ООН не являются обязательными, он может признать, что в отношении заявителя были нарушены права человека и рекомендовать государству восстановить нарушенные права.

 «В основе международных соглашений и конвенций по вопросам, относящимся к правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы, как уважение суверенитета государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела, самоопределение народов и наций, равноправие всех людей и запрещение дискриминации, равенство прав мужчин и женщин, а также принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. В ряде конвенций закреплен принцип ответственности за преступные нарушения прав человека. Заключая международные соглашения по правам человека, государства добровольно отказываются от части своих суверенных прав в этой сфере и передают их международным органам, которые наделяются полномочиями «вмешиваться» в их внутренние дела»[16].

Первоначально комитетами обсуждались лишь доклады государств- участников на основе представленной информации. Впоследствии, в связи с тем, что была выявлена необъективность в описании интересующих фактов, принято решение использовать любую информацию, а не только поступающую от государства.

Согласно имеющимся международным соглашениям, конвенционные органы имеют право выносить в адрес государств «общие рекомендации», «общие замечания», замечания «общего порядка». Это одна из причин невысокой эффективности работы конвенционных органов. Другая причина заключается в недостаточных полномочиях. Многие нормы по правам человека сформулированы в общих выражениях и не имеют конкретных правовых границ.

«Государства не представляют свои доклады в срок, не отвечают на запросы о дополнительной информации, искажают статистику. Сотни различных решений, рекомендаций, замечаний, принимаемых как органами ООН, так и конвенционными органами, государствами не выполняются, и контроль за их осуществлением не ведется»[17].

Что касается индивидуальных жалоб, по результатам их рассмотрения контрольные органы, созданные в соответствии с различными Международными соглашениями, высказывают свое мнение относительно соответствия национальных законов и юридической практики, действий или бездействия государственных органов соответствующим международным соглашениям. Рекомендации, вынесенные по индивидуальным жалобам, распространяются на все аналогичные случаи. Следуя рекомендациям, государства корректируют свое законодательство, приводят его в соответствие с международными соглашениями.

Наиболее эффективной, в плане рассмотрения индивидуальных жалоб, считается европейская система защиты прав человека. После ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней 5 мая 1998 года они стали частью национального законодательства России. Российские граждане и все лица, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации (Конвенция защищает не только права граждан, но и права иностранцев, а также лиц без гражданства), получили возможность строить свою защиту в судах непосредственно на положениях Конвенции и Протоколов, и обращаться с жалобами на решения государственных инстанций ущемляющие их права в Европейский Суд по правам человека.

«Практика обращения в Европейский Суд российских граждан и лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, пока существует на первоначальной стадии – формирования, несмотря на то, что в органы Совета Европы поступило уже около 3000 таких обращений. К сожалению, значительное количество этих просьб, по всей видимости, будет отклонено европейскими органами сразу, без рассмотрения жалоб по существу. Дело в том, что при обращении в Европейский Суд необходимо учитывать определившиеся в его практике критерии рассмотрения жалоб, базирующиеся на соответствующих положениях Конвенции и Протоколов и на сложившейся прецедентной базе, а также придерживаться четко установленных правил оформления и направления этих жалоб»[18]. Европейский Суд по правам человека был создан в соответствии с положениями Статей 19 и 38-56 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Существенные изменения в статут Суда, превратившие его с 1 января 1999 года в единственный и главный орган Европейского Совета по защите прав человека и основных свобод, были внесены Протоколом №11 «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией». Согласно этому Протоколу, ликвидируется ранее созданная на основе Конвенции Европейская Комиссия по правам человека и ее функции передаются постоянному Суду.

Официальными языками Совета Европы признаны английский и французский. Производство в Европейском Суде ведется на одном из них или обоих. Европейский Суд по правам человека применяет и устное, и письменное судопроизводство. Разбирательство обычно начинается с письменного этапа, в ходе которого должны быть поданы меморандумы и прочие документы, предварительные возражения в отношении юрисдикции, приемлемости и по другим процедурным и юридическим вопросам.

Устная процедура заключается в слушании, на котором имеют право выступить заявитель или государство-участник в межгосударственном деле и государство-ответчик. Предусматривается также участие в работе Суда третьих сторон.

Дело может быть прекращено при условии достижения дружественного урегулирования между сторонами на любом этапе разбирательства. Все постановления являются окончательными и обязательными. За их выполнением следит Комитет министров Совета Европы. Если государство-участник Конвенции не соблюдает свои обязательства, Комитет может принять решение о соответствующих мерах. Статья 8 Устава Совета Европы дает Комитету министров право приостанавливать членство в Совете Европы или даже исключить из Совета Европы государство, виновное в серьезных нарушениях прав человека. На практике эта норма еще ни разу не была применена. В июне и июле 2003 года были приняты поправки к Регламенту Европейского Суда по правам человека, которые вступили в силу в октябре 2003 года. Новый текст Регламента на английском и французском языках есть на сайте Европейского Суда. Как ожидается, Европейский Суд по правам человека после реформы будет рассматривать дела в течение двух лет. В соответствии с положениями Статьи 34 Конвенции (формулировка Протокола №11) Европейский Суд может получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения прав одним из государств-участников Конвенции. Государства-участники обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права. За регистрацию заявления не взимается никакой платы и не требуется, чтобы заявитель действовал через законного представителя.

Заявление должно содержать следующую информацию:

- фамилия, возраст, место работы, адрес и подпись заявителя;

- фамилия, место работы и адрес его представителя, если таковой имеется;

- наименование государства, на которое подается жалоба (жалобы против частных лиц и неправительственных организаций не принимаются);

- изложение предполагаемых нарушений Конвенции и соответствующих доказательств;

- цель жалобы и общее указание на наличие требований о выплате справедливой компенсации предполагаемой потерпевшей стороне или сторонам;

- изложение аргументов и фактов, на которых основано заявление;

- подтверждение того, что соблюдены условия приемлемости (исчерпание заявителем всех внутренних средств защиты и «правило шести месяцев»).

К заявлению должны быть приложены все соответствующие документы, в частности копии решений или постановлений, касающихся объекта заявления.

Жалоба при рассмотрении проходит несколько стадий:

1) неформальная – во время д<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.