Методы, используемые в коррекционно-профилактической работе — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы, используемые в коррекционно-профилактической работе

2020-03-31 113
Методы, используемые в коррекционно-профилактической работе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Агрессивное поведение нельзя однозначно считать «плохим». Возникая в критической (фрустрирующей) ситуации, она выполняет защитную функцию разрешения (выхода) ситуации.

Таким образом, выбирая способ коррекционно-профилактической работы необходимо выявить и соответственно изучить причину семейного неблагополучия, определить характер этого неблагополучия.

Роль семьи нами была выдвинута, как доминирующий фактор в усвоении агрессивного поведения детьми, а, следовательно, и причины семейного неблагополучия. Этим и объясняется наша заинтересованность «взрослой агрессивностью». Мы видим следующие факторы, влияющие на агрессивность взрослого человека:

. природные особенности темперамента;

. социально-экономическая обстановка в стране;

. семейные взаимоотношения;

. средства массовой информации;

. алкоголизм, наркомания (эмоциональные нарушения).

Выявление агрессивности у подростков.

Описание методики Басса-Дарки

Для выявления агрессивности у подростков нами была выбрана методика Басса-дарки. При выборе методики нами учитывалась: положительная оценка применение и надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей: доступность методики для изучаемого континента детей: пригодность данной методики для групповых обследований: возможность математической обработки добытых результатов и пр.

Вместе с тем при изучении агрессии опросники не нашли широкого применения. «На это, справедливо указывая ещё А. Басс. он объяснял это тем, что ответы на вопросы частично детерминированы желанием респондентов, показать себя в благоприятном свете. Эта тенденция называемая «социальной желательностью; обычно проявляется при применении опросников, созданных для исследования поведения, которое считается социально неприемлемым. Существенным моментом является как сам факт мотивированного искажения ответа, так и быстрое изменение ответов в различных ситуациях, т. е. то, что называется мотивированной лабильностью, и является субъективным изменением смысла ответов». (Л. М. Семенюк).

Методика Басса - дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности детей действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы ребёнка, так как выбор способов поведения из числа приведённых для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.

«Создавая свой опросник, А. Басс и А. дарки решили учесть различные формы агрессивных реакций, А. Басс предлагал разграничивать две реакции: реакцию, проявляющуюся «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, которую он определяет термином «агрессия», и реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную, недоверчивую позицию по отношению к окружающим, - такая позиция определяется Бассом как «враждебность». (Л. М. Семенюк).

Итак, опросник выявляем следующие формы агрессивных и враждебных реакций.

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия- под этим термином понимают как агрессию. Которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена - взрывы ярости, про- являющиеся в крике, топанье ногами, битьё кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью.

Раздражение - готовность к направлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости

Негативизм - оппозиционная мера поведения обычно направленная против авторитета или руководства: это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность- недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Чувство вины- ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.

Полученные результаты по методике Басса - Дарки

Используя методику Басса - дарки, нами был проведён данный эксперимент в средней общеобразовательной школе №4 г. Каспийска в 8 а классе. При этом мы задались целью узнать насколько ярко выражены черты агрессивности и враждебности в данном подростковом возрасте.

Итак, данный опросник включает в себя 75 вопросов, отвечать на некоторые нужно «да» или «нет» (см. приложение Б). данные вопросы по своему содержанию доступны и вызывали у подростков непонимания. Нами были рассмотрены такие формы агрессивности, как физическая, косвенная, вербальная, раздражение, негативизм, подозрительность, обида и чувство вины. При этом суммирование баллов по шкале раздражения, физическая и вербальная агрессии в целом даёт индекс агрессивности: а сумма показателей по шкале обида и подозрительность- индекс враждебности. Исследуемая группа (класс) учеников состоит из тридцати человек, из них восемнадцать мальчики, двенадцать девочки.

Нами получены следующие данные эксперимента.

Таким образом, суммарный показатель (общая сумма баллов по каждой шкале) дает возможность установить «иерархическую лестницу» данных форм агрессивности. Итак, самый высокий показатель в данном классе (267 баллов в целом) набрала вербальная агрессия, которая, как известно, проявляется в форме ссор, криков, вигов, а также угроз, проклятий, ругани. Следовательно свои негативные эмоции испытуемые предпочитают выплескивать вербально, испытывая при этом впоследствии угрызения совести, так как по данным эксперимента именно суммарный показатель шкалы «чувства вины» вышел на второе место и это, на мой взгляд, не случайно, ведь в этом возрасте подросток находится в поиске своего «Я», добра и зла. При этом, стоит заметить, что наиболее остро чувство вины переживается мальчиками, так как им принадлежат самые высокие показатели по данной шкале.

Подозрительность и физическая агрессия занимают третью и четвертую ступени в нашей «иерархической лестнице». Подозрительность свойственна в равной степени как мальчикам, так и девочкам. Недоверие вообще специфическая черта подростков, но при всем при этом надо учитывать сложившийся стиль жизни, который «заставляет» подрастающее поколение быть осторожными и подозрительными, применяя при этом, нередко, физическую силу, нападение.

Раздражение и обида заняли пятую и шестую позиции соответственно. Ну и завершают нашу «лестницу» негативизм и косвенная агрессия, набравшие в сумме 114 (негативизм) и 1 02(косвенная агрессия) баллов.

Наиболее наглядно эти показатели размещены в таблице 1, выраженные в процентах.

 

Таблица 1

Проявление различных форм агрессивности у подростков 8- го класса, выраженные в процентах

Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины
58.8 30.6 48.9 34.2 37.5 60 80.1 64.8

 

Исходя из показателей нормы (агрессивность «25», враждебность «10») по Бассу - дарки нами были выявлены дети (подростки), отклоняющиеся от нормы. Подсчитанные результаты, по этим показателям, занесены в таблицу 3.

Таблица 2

  агрессивность враждебность
мальчики 1% 33,3%
девочки 0% 58,3%

 

Общий процент враждебных подростков в этом классе составляет:

,3%   30/100 =13/х; х =43,3%.

Эти результаты получены следующим образом: из 18 мальчиков б подростков отклоняются от нормы по шкале «враждебность», отсюда составляем пропорцию 18/100% = 6/х; х = 33,3% аналогична ситуация с девочками:

/100% = 7/х; х = 58,3%

Общая сумма враждебных подростков равна = 91,6%. То есть речь идет о внутриагрессивно настроенных подростках, иначе говоря, враждебных.

А что касается реакции проявляющейся по отношению к конкретным лицам, то есть непосредственно агрессивности, отклоняющейся от нормы, то был выявлен всего один человек (мальчик), тогда как враждебность у него в норме, подтверждая при этом теорию Басса, что «бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

В экспериментальную часть нашей работы вошло также исследование психологической несовместимости между родителями и детьми. В нашем эксперименте приняло участие 60 испытуемых из них 30 родители и 30 дети-подростки. Так как в нашем исследовании речь идет о взаимодействии темпераментов, то для начала мы провели методику Русалова - по выявлению соответствующего темперамента у наших испытуемых, а затем «оценивали взаимоотношения родителя с ребенком» (см. Приложение I) различных темпераментов. Таким образом, нами были получены следующие результаты (см. таблица 3).

 

Таблица 3. Оценка взаимоотношений между родителями и детьми различных темпераментов

Родители дети холерик сангвиник флегматик меланхолик
Холерик риск не плохо хорошо риск
Сангвиник не плохо хорошо хорошо хорошо
Флегматик хорошо хорошо не плохо риск
Меланхолик риск хорошо риск риск

 

По результатам данной таблицы можно сделать следующие выводы, что сангвиники и флегматики являются в большинстве своем, хорошими родителями; тогда как, холерики и меланхолики, по результатам теста, входят в группу риска, то есть о взаимоотношениях между ними и их детьми стоит задуматься.

Для выявления причины семейного неблагополучия, психологического климата в семье психолог в коррекционно-профилактической работе может использовать методику «Рисунок семьи» при этом, как правило, выявится иерархия ролей в семье, семейный лидер, сплоченность или ее отсутствие и
т.д. Можно предложить испытуемому-клиенту (чаще ребенку) тест «Рисунок родителей в образе несуществующего животного» - поможет выявить взаимоотношения между родителями и ребенком.

Также применима в данной коррекционно-профилактической работе психодрама: произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисомразрешением, снятием эмоционального напряжения.

Также в «батарею» психологических методик по выявлению причины семейного неблагополучия можно включить вопросник, тест ((Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель (Грэм Пейн), с которыми можно ознакомиться в приложении В. Но основополагающими методами надо считать метод наблюдения и метод беседы - установление доверительного контакта со всеми членами семьи (психоанализ).

После установления причины семейного неблагополучия (фактора, влияющего на агрессивность, как взрослого, так и ребенка) психолог строит план коррекционной работы с членами семьи, и дает соответствующие рекомендации.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.