Судебный порядок защиты авторских прав — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Судебный порядок защиты авторских прав

2020-03-31 91
Судебный порядок защиты авторских прав 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Судебный порядок защиты авторских прав закреплен в пункте 3 статьи 49 Закона "Об авторском праве и смежных правах"[1], который предусматривает, что за защитой прав обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Правом на такое обращение обладают следующие субъекты:

· авторы произведений, то есть лица, создавшие своим творческим трудом произведения литературы, науки и искусства. Права на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защищаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности;

· наследники авторов: защищают права автора после его смерти;

· иные правопреемники: к ним относятся лица, на которых автор сам возложил защиту своих прав после смерти; лица, обладающие указанными правами по авторскому договору о передаче исключительных прав; специально уполномоченные организации или соответствующие министерства и ведомства. Если автор опубликовал свое произведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе. Также иск в интересах автора может быть заявлен прокурором.

Специально уполномоченной организацией до 1990 г. было Всесоюзное агентство по авторским правам. Оно охраняло права авторов и их правопреемников внутри страны и за рубежом, обеспечивало представительство их интересов, вело работу по предотвращению нарушений и восстановлению нарушенного права.

В 1992 г. ВААП было преобразовано в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте Российской Федерации. В функции РАИС входило содействие обладателям авторских прав в реализации их правомочий, включая право на обращение в суд.

После принятия Закона “Об авторском праве и смежных правах” РАИС было реорганизовано в Российское авторское общество (РАО), которое в настоящее время управляет имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав на коллективной основе. Его правовой статус закреплен в Указе Президента РФ "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных правах" от 7 октября 1993 г. № 1607.

В пп. 5 п.1 ст.15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" закреплено положение о том, что автору принадлежит "…право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора…", а п. 3 этой же статьи устанавливает, что "…личные неимущественные права (к которым относится и право на защиту) принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения". Таким образом, автору предоставлена возможность защищать любое из нарушенных прав.

В ГК РСФСР 1964 г. содержался перечень нарушений личных неимущественных и имущественных прав авторов, а именно: использование чужого произведения без договора с автором или его правопреемниками (ст. 488), несоблюдение условий использования произведения без согласия автора (ст. 492, 495), нарушение неприкосновенности произведения (ст. 480), а также причинение убытков автору или его правопреемникам (ст. 500).

В существующем законе 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" прямой классификации действий, ущемляющих права автора нет, а предусматривается очень широкое и общее понятие нарушения авторских и смежных с ними прав, предусмотренных данным законом (ст. 48). В упомянутом законодательном акте четко выделяется лишь контрафакция (от французского слова "contefacon", обозначающего нарушение прав интеллектуальной собственности), представляющая собой самовольное и противозаконное изготовление и распространение чужого произведения. Действия же, приводящие к нарушению авторских и смежных прав, называются контрафактными, они совершаются, если при изготовлении или распространении произведений были допущены нарушения закона.

Нарушителями авторских прав являются лица, которые не выполняют требований законодательных актов, регулирующих авторские и смежные с ними отношения. Большое количество действий по нарушению авторских и смежных прав совершаются физическими лицами, посягающими на охраняемые права автора. Но контрафактные действия часто совершаются и юридическими лицами.

В настоящее время в соответствии со ст. 113 ГПК судебный порядок защиты авторских прав связан с исковым производством. В зависимости от того, какие права автора нарушены, определяется содержание искового заявления, поэтому, исходя из традиционной классификации прав автора на имущественные и личные неимущественные, можно выделить иски имущественного и неимущественного характера.

Практически любое из авторских прав включает как личные, так и имущественные элементы. Нередко их конкретное содержание становится ясным лишь из контекста, например, когда известна цель, которую преследует автор при осуществлении данного правомочия или понятен характер нарушенного интереса. Так, нарушение неприкосновенности произведения, в частности сокращение его объема без согласия автора, может затрагивать как личные неимущественные, так и имущественные интересы автора, поэтому чаще всего возможно и сочетание этих исков, если истец требует восстановления как имущественных, так и личных неимущественных авторских прав.

К имущественным правам авторов, в соответствии со ст.16 Закона “Об авторском праве и смежных правах” относятся: право на использование произведения в любой форме и любым способом, которое включает право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку

Исходя из перечисленных прав, иски в защиту имущественных прав могут быть следующими:

· иск о взыскании авторского гонорара или убытков, вызванных нарушением авторских прав;

· иск из неосновательного обогащения (например, если соавтор без достаточного к тому основания получил гонорар, причитающийся другому соавтору, то последний вправе прибегнуть к подобному иску).

· иск о возврате аванса, о взыскании расходов по корректуре и т. п. (например, предъявляются к авторам организациями, использующими их произведения).

В соответствии со ст. 15 Закона к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора.

В защиту личным неимущественных прав можно предъявить следующие иски:

· иск о признании авторства: в таких исках могут не признаваться права на созданное произведение за их носителем или признаваться права за другими лицами, отрицаться определенные факты, которые создают личные права. Например, при отрицании создания книги данным автором, или утверждении, что она написана другим лицом, нарушается личное право автора – права на имя. Восстановление указанного права возможно путем предъявления автором иска о признании авторства. Удовлетворение такого иска восстановит его личное право, так как устранит сомнение в принадлежности ему данного права;

· иск об обязании заменить титульный лист книги или снабдить ее вкладным листом с соответствующим сообщением, заменить театральные афиши, титры кинофильма и т. п. при нарушении права на имя. Такой иск возможен и при использовании произведения без согласия автора в случаях, предусмотренных ст. 492 и 495 ГК, в соответствии с которыми указание имени автора является обязательным условием использования произведения;

· иск о признании не автором произведения: истец может быть в этом заинтересован по моральным соображениям, так как приписывание ему создания недоброкачественного произведения отражается на его репутации;

· иск об установлении ответчика не автором;

· иск о признании соавтором: согласно ст. Закона “Об авторском праве и смежных правах” соавторством является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. Под “совместным трудом” подразумевается обязательное объединение творческого процесса. Важно внесение в произведение каждым из соавторов творческого вклада;

· иск о присуждении к совершению действий, направленных на устранение таких нарушений (например, внесения соответствующих исправлений, публикации в печати или иным способом о допущенном нарушении либо запрещения выпуска произведения в свет либо прекращения его распространения);

· иск о прекращении дальнейшего использования произведения без согласия автора (например, при подготовке произведения к изданию или переизданию без согласия автора; автор может требовать, чтобы была снята постановка драматического произведения, если театр допустил искажение идеи и смысла произведения; автор произведения изобразительного искусства вправе требовать, чтобы был прекращен выпуск репродукций, которые выполняются настолько плохо, что не отражают качества оригинала, или об уничтожении репродукций, которые были выпущены без согласия автора или не соответствуют оригиналу).

Защитить нарушенные авторские и смежные права можно способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ 1994 г. и в ст. 49 Закона 1993 г. В числе таких способов: признание прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения; прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; возмещение убытков, включая упущенную выгоду; взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплата компенсации вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Необходимо отметить, что споры о защите авторских прав требуют сложной досудебной подготовки. Это объясняется тем, что их разрешение требует не только изучения правового материала, но и в большинстве случаев самого спорного произведения, рецензий, заключений, договоров, расчетных документов и т. п.

При подаче искового заявления истец в большинстве случаев прилагает материалы, подтверждающие его доводы, а именно: авторские договоры, отзывы, рецензии, учетные данные о движении рукописи и иные письменные доказательства, а если спор связан с установлением авторства, соавторства или неправомерного заимствования из чужих произведений – экземпляры этих произведений и сличительные таблицы совпадений.

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству нередко принимаются меры по обеспечению иска с целью гарантии возможности исполнения будущего судебного решения. Например, в отношении защиты личных прав меры по обеспечению иска могут состоять в запрете выпуска произведения, нарушающего авторские права, а в отношении защиты имущественных прав – в запрете незаконной выплаты гонорара или в наложении ареста на имущество автора или соавтора, привлеченного в качестве ответчика. Если сторонами в споре являются только граждане (споры об авторстве или разделе гонорара), то обеспечение иска может состоять лишь в наложении ареста на имущество. Запрет выпуска произведения или выплаты гонорара может относиться только к организациям, использующим произведения и выплачивающим гонорар.

В процессе досудебной подготовки суд может исследовать объекты спора, а именно: рукопись, фильм, спектакль, концерт и т.д. Такое прочтение или просмотр является специфическим для авторских споров методом ознакомления с предметом спора и может не облекаться в процессуальную форму[2]. Специфика здесь состоит не в исследовании средств доказывания по делу, каковыми являются рукопись, книга, пленка, картина и т. п., а в изучении содержания спорного произведения. При прочтении, просмотре или прослушивании мнения могут разойтись, но окончательный вывод по существу спора будет содержаться в решении суда.

В том случае, когда судья приходит к выводу, что дело достаточно подготовлено, он назначает его к судебному разбирательству, которое происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле.

По общим процессуальным правилам предметом доказывания в гражданских делах являются обстоятельства, обосновывающие требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дел по искам об авторстве предмет доказывания определяется прежде всего как установление спорного произведения в качестве объекта авторского права. После того, как доказано, что на спорное произведение распространяются положения авторского права, может возникнуть необходимость установить его создателя, т. е. решить вопрос об авторстве.

Предметом доказывания по авторским делам может быть и факт существования между сторонами договора на использование произведения, а также сам факт использования (в соответствии с договором, в противоречии с его условиями или вообще без договора). Доказываться может соблюдение тех или иных условий договора (сроки, трактовка образов, сюжетные построения и т. п.), создание работы в соответствии с планом научного учреждения, отсутствие препятствий к переизданию произведения и т. д. и т. п.

В судебном заседании суд непосредственно исследует доказательства по делу: заслушивает объяснения участников процесса, показания свидетелей и заключения экспертов, знакомится с письменными и вещественными доказательствами.

В ст. 49 ГПК определено понятие доказательств: любые фактические данные, из которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие существенных для дела обстоятельств.

Объяснения сторон содержат изложение и обоснование обстоятельств, в которых они усматривают основания своих требований и возражений.

С помощью свидетельских показаний могут устанавливаться некоторые обстоятельства авторских правоотношений. Свидетелем в гражданско-правовом споре может быть любое лицо, не имеющее юридического интереса в исходе дела, однако в авторских делах допускается определенный интерес в исходе дела у свидетеля, так как исход дела может представлять творческий, служебный интерес для редакторов, режиссеров и иных лиц, занимавшихся подготовкой произведения к использованию. Свидетель высказывает свое мнение по поводу исследуемых материалов. Например, редактор или режиссер может выразить свое мнение о тех или иных особенностях качества произведения или творческого почерка автора, над произведением которого допрашиваемый в качестве свидетеля работал. Это не экспертное заключение (ибо эксперт лишь после возникновения спора впервые сталкивается с произведением и исследует его в плоскости поставленных вопросов), а впечатление человека, непосредственно соприкасавшегося с произведением в период его творческой разработки и заинтересовавшегося им в сфере своей деятельности[3].

Письменные доказательства имеют в авторских спорах весьма серьезное значение. К ним, прежде всего, относятся авторские договоры. В ст. 503 ГК РСФСР 1964 содержится право автора заключить договор, а ст. 488 указывает, что запрещено использование произведения автора без заключения договора с ним или его наследниками, кроме случаев, указанных в законе.

К письменным доказательствам относятся и счетно-бухгалтерские документы, так как в письменном виде оформляется сдача произведений для их использования. Если произведение сдается в готовом виде при заключении договора, то об этом делается отметка в той графе договора, где указываются сроки сдачи. Факт сдачи рукописи (в любой стадии договорных отношений) регистрируется в специальном журнале и карточке движения рукописи в организации, принявшей произведение, хранятся у нее, но автором не проверяются. В подтверждение получения рукописи автору выдается расписка с указанием его фамилии, наименования работы, ее объема, количества иллюстраций, даты принятия и номера договора. Иногда ограничиваются отметкой на авторской копии рукописи. Доказательством отсылки рукописи по почте служат почтовые документы.

Вещественными доказательствами также использоваться при рассмотрении авторских дел. Здесь, прежде всего, возникает вопрос о рукописи.

Под рукописью понимаются все варианты и экземпляры произведения, могущие служить доказательством. Например, если возник спор о заимствовании чужого произведения, то в суд должны быть представлены рукописи, о которых идет речь, как о возможном предмете и результате заимствования. Если возник спор о невыплате гонорара в связи с ненадлежащим выполнением автором указаний издательства о внесении в рукопись изменений, в суд должны быть представлены первоначальный и измененный варианты рукописи и т. д.

Наличие рукописи дает суду возможность проверить заключения экспертов при спорах о качестве произведений и об авторстве. При спорах о защите права на имя наличие рукописи дает возможность определить, кто указан в качестве автора, как обозначено имя автора и т. п. Наконец, при спорах о взыскании гонорара представленные рукописи дают суду возможность проверить как сам факт выполнения работы, за которую взыскивается гонорар, так и правильность его начисления.

В литературе велись споры о том, к какому виду доказательств отнести рукопись: к письменным или к вещественным доказательствам.

К.С. Юдельсон определяет письменные доказательства как предметы со знаками, выражающими мысли, из которых суд получает сведения, необходимые для разрешения спора[4].

Однако в рукописи описываемые события или научные данные ничего не говорят о существе авторского спора. Сведения о спорных фактах может содержать лишь титульный лист рукописи. На нем указаны фамилии автора, название произведения, исходные данные, а также различные надписи и подписи, которые могут иметь правовые последствия, поэтому титульный лист рукописи является письменным доказательством, а именно, документом. Но сама рукопись не может рассматриваться как документ, так как ее текст не содержит сведений по существу спора.

По общему правилу, вещественные доказательства в отличие от письменных являются незаменимыми, так как обладают индивидуальными особенностями и заменять оригинал копией при предоставлении в суд невозможно.

В рукописи имеются следы правки, замечания, пометки, возникновения и отражения мыслей, идей, мнений по разработке темы, опытов и т. д., что делает ее незаменимым, а, следовательно, вещественным доказательством.

Наряду с рукописями в авторских, спорах возможны и другие вещественные доказательства. Большей частью это произведения, объекты авторского права: картины, скульптуры, снимки, а также различные их эскизы и фрагменты.

Наиболее важное доказательственное значение в судебных разбирательствам по защите авторских прав имеет заключение эксперта. Хотя оно не является приоритетным для суда, тем не менее суд придает большое значение экспертизе. Об этом говорит Глава 2.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.