Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-12-27 | 276 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Неравенство творческих способностей студентов в учебно-творческой деятельности известно каждому педагогу. Однако на вопрос: «Что такое творческие способности?» — не только у педагогов, но и у психологов нет единого ответа. При анализе способностей необходимо, хотя еще недостаточно, учитывать и изучать сочетания отдельных свойств личности (например, нравственных, интеллектуальных, волевых и креативных), так как их взаимообусловленность характеризует неповторимость, индивидуальные особенности проявления творческих способностей личности.
Анализируя компонентный состав творческих способностей студентов вузов, можно выделить мотивационно-творческую активность и направленность личности как один из важнейших блоков их творческих способностей.
Из зарубежных работ по теории мотивации, учитывающих потребности личности в творчестве, интерес представляют работы А. Маслоу В его теории выделяются пять уровней мотивации поведения и соответствующих потребностей личности:
• физиологических (в пище, одежде, отдыхе и т. д.);
• в безопасности, защите от насилия и угроз;
• в общении, привязанности и любви;
• в уважении, высокой самооценке, в самостоятельности, в успехе, престиже, добром имени;
• в самовыражении, в реализации своих задатков, способностей и талантов, потребность в творчестве.
Кроме того, А. Маслоу выделил еще три, как он назвал, «высшие потребности: любознательность, потребность в осмыслении окружающего, эстетическая потребность — в красоте, симметрии, порядке и простоте». Элементарный анализ показывает, что не только первые потребности, но и потребности третьего, четвертого и пятого уровней следует учитывать в объяснении причин творческих достижений и развития способностей студентов.
|
Я.А. Пономарев, обобщая, анализируя качества творческой личности, которые вычленяются, например, в работах современных зарубежных исследователей по проблеме психологии научного творчества, приводит следующий перечень способностей, которые необходимы для творческой работы: «Незаурядная энергия, настойчивость, изобретательность. Познавательные способности. Честность, прямота, непосредственность. Стремление к обладанию фактами. Стремление к обладанию закономерностями. Стремление к открытиям. Информационные способности. Ловкость, экспериментальное мастерство. Гибкость, способность легко приспосабливаться к новым фактам и обстоятельствам. Упорство, настойчивость. Независимость. Способность определить ценность явлений и выводов. Способность к сотрудничеству. Интуиция. Стремление к развитию и духовному росту. Способность удивляться, приходить в замешательство в столкновении с новым и необычным.
Способность полностью ориентироваться в проблеме, отдавать себе ясный отчет о ее состоянии. Спонтанность, гибкость, непосредственность. Адаптивная гибкость. Оригинальность. Дивергентное мышление. Способность к быстрому приобретению новых знаний. Восприимчивость ("открытость") по отношению к
52
Вестник № 1
новому опыту. Способность легко преодолевать умственные границы и перегородки. Способность уступать, отказываться от своих теорий. Способность "рождаться каждый раз заново". Способность отбрасывать несущественное и второстепенное. Способность к тяжелому и упорному труду. Способность к составлению сложных структур из элементов, к синтезу. Способность к разложению, к анализу. Способность к комбинированию. Способность к дифференцированию. Способность к самовыражению. Внутренняя зрелость. Скептицизм. Смелость. Мужество. Вкус к временному беспорядку, хаосу. Стремление подолгу оставаться одному. Подчеркивание своего "Я". Уверенность в условиях неопределенности».
|
И хотя перечень выделенных качеств творческой личности представляет определенный интерес, однако бросается в глаза исключительная многоплановость, иерархическая неувязка некоторых компонентов. В работах зарубежных ученых в структуре творческих способностей чаще всего акцентируется внимание на креативные качества личности и, по существу, игнорируются мировоззренческие, морально-этические качества личности.
Действительно, мировоззренческие компоненты в структуре любых, в том числе и творческих способностей, выполняют важные функции: они определяют позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов, характеризуют ценностные ориентации, установки отношения личности к соответствующему виду деятельности. Мировоззрение личности, с одной стороны, задает стратегию творческой деятельности, с другой — служит надежным регулятивом и критерием в оценке ее результатов.
Моральные качества творческой личности в структуре способностей также выполняют важную специфическую функцию. Они характеризуют нравственные нормы и идеалы личности, моральные чувства и потребности, которые выполняют важные регулятивные функции в целостном процессе функционирования и развития творческих способностей.
В связи с этим примечателен опыт изучения и диагностики творческих способностей студентов ГИТИСа, нашедшего отражение в работах Е.С. Шангиной и А.Л. Грайсмана. Так, в работе Е.С. Шангиной на материале анализа независимых характеристик, которые применялись в ГИТИСе им. А.В. Луначарского в исследовании режиссерской одаренности и ее творческого потенциала предварительные данные выявили следующие общие и предварительные признаки:
• наличие активной жизненной позиции, мировоззрения;
• богатство человеческой личности, своеобразие индивидуальности;
• способность образного восприятия и осмысления мира;
• развитое воображение и фантазия;
• способность мыслить действительными категориями;
• пространственно-временное видение, чувство композиции;
• новизна художественной информации;
• наличие творческой воли;
• увлечение будущей профессией, любовь к искусству, целеустремленность. Необходимо подчеркнуть, что «мировоззрение» является одним из первых и
|
важнейших компонентов творческого потенциала будущего режиссера. И мы солидарны с Е.С. Шангиной в том, что «мировоззрение художника — определяющий фактор в искусстве, и недостаток его может свести всю творческую деятельность художника к нулю».
Обобщая вышеизложенное, а так же другие материалы отечественной и за-
53
Вестник № 1
рубежной литературы по проблеме творчества применительно к учебно-творческой деятельности, можно выделить следующие укрупненные компоненты (блоки) творческих способностей студента:
• мировоззренческие позиции личности;
• нравственные свойства личности;
• мотивационно-творческая активность и направленность личности;
• эвристические, интуитивные способности личности;
• интеллектуально-логические способности личности;
• эстетические качества личности;
• коммуникативно-творческие особенности личности;
• способности личности к самоуправлению.
Традиционная педагогика рассматривала личность учащегося, студента как объект обучения. Однако процесс воспитания творческих способностей личности только тогда достигает своей цели, если активизируется и интенсифицируется процесс самовоспитания личности. Поэтому и педагогу, и студенту важно знать и использовать закономерности, принципы и правила самовоспитания творческих способностей.
Таким образом, для самовоспитания личности в целях развития своих природных задатков, включая формирование творческих способностей, требуется целенаправленная активность и созидательная деятельность, прежде всего, самой личности, основанной на научном знании определенных законов, принципов и правил. В реальной же практике обучения у студентов в вузе овладевание принципами и правилами самовоспитания преимущественно идет стихийно и, как следствие, крайне медленно и неэффективно. Вместе с тем они могут и должны быть предметом целенаправленного изучения и овладения.
Как справедливо отметил советский психолог Б.С. Алякринский: «Молодежь должна знать, что способность, талант не падают с неба, что только труд упорный, ежедневный, настойчивый обеспечивает подлинный прогресс, настоящий значительный успех, но она должна знать не только это, она должна быть знакома с принципами воспитания способностей, таланта».
|
Принцип необходимости саморазвития человека, его личности вытекает из закономерности, сформулированной И.П. Павловым: «Человек... система, в высшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая». Принципы саморазвития как регуляти-вы деятельности характерны для выдающейся творческой личности. Они тесно связаны и детерминированы целью и смыслом всей жизни человека.
Смысл человеческой жизни не исчерпывается самосовершенствованием, но несомненно то, что это — центральная задача и основа жизнедеятельности каждой творческой личности: надо непрерывно и ежедневно самосовершенствоваться, чтобы творчески созидать себя и окружающий мир.
Литература
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Издательство Казанского университета. — 1988. — С. 233.
2. Maslow AN Motivation and personality // Under the g. of Murphy С N. У—Harper.—1959. - V XTV—411 p.
3. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика.— А.: Педагогика.— 1976.
4. Шангина Е. Проблема диагностики художественных способностей и творческого потенциала будущих студентов // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов.— М.: ГИТИС-1984.-С. 123.
5. Алякринский Б.С. О таланте и способностях.— М.: Знамя. — 1971. — С. 5.
54
Вестник № 1
Новикова Л. В.,
старший преподаватель кафедры декоративного искусства МГПУ (г. Москва)
ДИЗАЙН - ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ СРЕДЫ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Художественное, в том числе и дизайнерское образование сегодня, в связи с коренными изменениями социально-политической структуры нашего общества, является весьма актуальным. Оно крайне необходимо для развития нашей экономики, рыночных отношений и производства конкурентоспособной продукции. Одновременно развиваясь, оно усложняется, соединяя в себе различные области знаний; эстетику, эргономику, экологию, технику, технологию, бионику и др. Все это требует изменения в узкоспециализированном подходе к обучению художественным дисциплинам.
Специальная подготовка преследует главную цель, решение задачи поставленной государственным образовательным стандартом; формирование специалиста широкого профиля с учетом местных региональных условий, материальной базы, личных возможностей и способностей обучаемых. Подготовка специалиста, умеющего соединить свои знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, практические умения и навыки работы с различными конструкционными материалами, технической графикой и другими дисциплинами, которые вбирают в себя дизайн, вполне посильна и успешно осуществляется на художественно-графических и родственных им факультетах высших учебных заведений.
|
Курс обучения строится так, чтобы полученные знания были использованы с максимальным эффектом. Первоначальные навыки в дизайне необходимы не только тем, кто в будущем избирает дизайн как сферу деятельности, но и будет способствовать развитию склонности к творческому труду в любых профессионально-художественных сферах. Подготовка по основам дизайна, учитывая ее объем, естественно, не может охватывать все многообразие рассматриваемого предмета, всех ситуаций и объектов проектирования, а дает общую методическую основу. Она учит в процессе работы над формой — объектом — средой решать проектные задачи и добиваться соответствия представлению о пользе, красоте и комфорте данного объекта. Дизайн рассматривается как система закономерностей и принципов формообразования и организации среды и как развивающийся творческий процесс.
В целом процесс обучения нацелен на помощь в успешном освоении законов формообразования, на поиск взаимосвязи содержания и формы проектируемого объекта, на его целостность и гармоничность, то есть на активное использование всех закономерностей и средств композиции. Практические работы, клаузуры, учебное проектирование — в процессе занятий по своему характеру и методике максимально нацелены на творческое развитие личности.
Профессиональная подготовка сочетается с другими, как специальными, так и общеобразовательными дисциплинами: историей искусств, историей дизайна, науки и техники, теорией и методологией дизайна, перспективой и технической графикой, основами декоративно-прикладного искусства, рисунком, живописью, практической работой в мастерских с различными конструкционными материалами и так далее — что позволяет решать основные задачи по подготовке специалиста: обучение теоретическим знаниям, практическим навыкам и умениям в области ди-
Вестник № 1
зайна, развитие образного мышления, глубинно-пространственного видения, творческой активности, формирование эстетического вкуса, знакомство с традициями и направлениями отечественного и зарубежного декоративного искусства и дизайна. Одновременно подготовка специалиста рассматривается как процесс, включающий в себя «особый метод художественного конструирования».
Специалист, работая в области дизайна, должен найти, научно обоснованный, правильный подход к оценки и созданию мира вещей, их удобству, красоте, функциональности и тому подобное; он должен избежать привлекательной возможности по «художественному оформлению» объекта, а опираться на профессиональные, глубокие знания важнейших элементов композиции. Он должен владеть большим арсеналом средств композиции, хорошо разбираться в закономерностях строения объемно-пространственных структур, тектонике, умением использовать ритм и ритмометрический ряд, масштаб и масштабность, цвет, свет, текстуру и фактуру используемого материала и многое другое. Одновременно он опирается на опыт, знания и мастерство других специалистов, без учета которых невозможно правильно решить проблему взаимодействия и взаимосвязей человек — среда. Следовательно, понятие красота — это отражение сложного, многопланового процесса творческой деятельности дизайнера, создающего эту среду. Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками направлено на обучение студентов принципам авторского дизайна, творчески мыслящих и владеющих секретами профессионального мастерства. Процесс развития у студентов интереса к созданию собственных композиций, к культуре подачи, к самоорганизации творческого процесса, раскрепощенности и неординарности мышления — все это повысит способность обучаемого в новых условиях конкурировать на рынке творческого труда.
Следовательно, развитие творческих способностей и потребностей, формирование самоутверждение специалиста как оригинальной творческой личности является центральной задачей педагогических коллективов факультетов. Это в полной мере соответствует формулировке дизайнерской деятельности сделанной на Генеральной ассамблее ИКСИДа в Лондоне еще в 1969 году. Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Достижение этой цели возможно в результате функционального единства в процессе создания данной среды: полезности, красоты и удобства, входящих в нее предметов, выполненных на базе прогрессивных технологий с учетом всех научных разработок в области дизайна. Решение этих задач и является основой современных требований, предъявляемых к дизайну и тем, кто непосредственно занят этой художественно-творческой деятельностью.
Рассмотрев лишь некоторые аспекты, связанные с процессом проектирования и создания предметно-пространственной среды можно с уверенностью утверждать, что в дизайне, как и во всяком другом художественном творчестве, поисковый процесс обусловлен интуитивно-эмоциональным и логически-научным мышлением. Это накладывает особый, индивидуальный отпечаток на творческий процесс, с одной стороны, и предопределяет необходимость знаний объективных законов и принципов композиции предметно-пространственной среды — с другой.
56
Вестник № 1
Новикова Л. В.,
старший преподаватель факультета
изобразительных искусств
и дизайна МГПУ (г. Москва)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
Основная задача современной педагогики, решающей задачу модернизации российского образования, вырастить не просто грамотного человека, а интеллектуально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах знания и культуры, социально ответственную и глубоко духовную. Успешное выполнение поставленных задач возможно лишь при творческом подходе, опирающемся на интеграцию различных научно-теоретических знаний теорией и историей изучаемых предметов.
Поиск новых путей обучения, нацеленных на развитие творческого потенциала личности, привел к включению в образовательный процесс дисциплин, интегрирующих в себе как материальную, так и духовную культуру. Одним из таких предметов стал курс основ дизайна, в котором объединены различные формы общественной деятельности и познания, проявляющиеся в отношении личности к окружающему миру, предметной среде и самой себе.
Дизайн, образование на всем протяжении своего становления и развития являлось убедительным примером творческого совершенствования личности, так как требовало от обучаемого не формального познания теории, а реального использования знаний для создания социально-значимого, необходимого обществу продукта в выбранной им сфере деятельности. Сегодня очевидно уже всем, что знания в области дизайна необходимы в любой работе, они всеобщи и эффективны, они позволяют сделать любую деятельность человека конкурентоспособной, так же трудно переоценить их роль для становления духовного мира человека и раскрытия его творческого потенциала.
Одновременно, использование научно-теоретических основ дизайна во всех видах учебной деятельности (дизайн-педагогика) значительно повышает ее качество и эффективность. Начиная с правильной организации рабочего места, которое должно не только отвечать требованиям технической эстетики, эргономики, возрастной физиологии, инженерной психологии и так далее, но и воспитывать культуру деятельности, повышать ее качество, прививать уважение и любовь к труду, развивать творческую активность, укреплять обучаемого духовно, физически и эстетически, воспитывать социально активную личность.
Широкое понимание дизайн-образования сегодня позволяет утверждать необходимость его изучения. Это обусловлено целым рядом диалектически взаимосвязанных между собой причин социокультурного характера. Базируясь на традициях декоративно-прикладного и народного творчества, высокого ремесла и промышленного искусства художественно-конструкторская, проектная, дизайнерская деятельность позволяет раскрыться индивидуальности, что соответствует современным требованиям личностно-ориентированного обучения, обогатиться духовно, способствует восприятию и преобразованию окружающей среды по «законам красоты». Художественное проектирование любого объекта требует умений рисовать, чертить, моделировать и макетировать из бумаги, картона, лепить из глины и плас-
Вестник № 1
тилина. Следовательно, «Основы дизайна» являются интегративным курсом позволяющим формировать и развивать творческий потенциал личности обучаемого.
Организация работы, направленной на расширение учебно-воспитательных задач, углубление общенаучных и специальных знаний, позволяет развивать обучаемых умственно и физически, воспитывать инициативу, самостоятельность и творческое отношение к труду, социальной деятельности.
Сегодня одним из перспективных методов обучения принято считать проектный метод, который формирует у обучаемых умение всестороннего анализа ситуации, преобразования ее и просчет дальнейших действий. Проектный метод наиболее эффективен на занятиях по дизайну. Освоение основ дизайна формирует:
—социальную активность и творческое мышление;
—умение на основе анализа предполагать и проектировать результат своей деятельности, используя метод эскизирования и технического рисования;
—уважение и любовь к труду, продуктам его деятельности и людям, создающим материальные и духовные ценности;
—понимание необходимости и значимости создаваемого объекта, опираясь на критерии дизайнерской оценки, это: форма, функция, конструкция, экономика, экология, эргономика, эстетика.
Следовательно, основными развивающими и учебно-воспитательными задачами предмета, являются:
—ознакомление обучаемых, на конкретно историческом материале, с дизайном, как специфической художественно-творческой, проектно-конструкторской деятельностью, активно влияющей на социально-экономическое развитие общества, путем создания конкурентоспособной продукции;
—повышение графической грамотности, способствующей формированию технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей;
—совершенствование эстетического и трудового воспитания, формирование вкуса, развитие умений и навыков в художественном конструировании через составление рисунков, эскизов, чертежей, проектов, макетов, моделей и т.п.
Решение этих задач показывает необходимость изучения основ дизайна на разных уровнях, в школе, в системе дополнительного образования, в среднем специальном и высшем профессиональном образовании.
Изучение основ дизайна помогает обучаемым выразить графическими средствами свое восприятие окружающей предметной среды, укрепляет связи данного курса с другими учебными предметами, сообщает сведения из истории развития художественного конструирования, эргономики, экологии, технической графики. Изучение данного предмета позволяет умело пользоваться приемами проектной графики традиционным способом и с использованием современных ЭВМ, с целью иллюстрирования творческих замыслов. Учит проводить художественно-конструкторский анализ и синтез различных изделий по модельной схеме, использовать формообразующие факторы в процессе художественного конструирования простейших предметов труда и быта.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что обучение дизайну позволяет активизировать творческий процесс. Развитие обучаемых, опирающиеся на научно-теоретическую базу художественного проектирования, помогает формированию таких качеств личности как: трудолюбие, целеустремленность, вдумчивость, внимательность и др.
58
Вестник № 1
Вышеизложенное убеждает нас в правильности того, что в настоящее время основы дизайна внесены в экспериментальные учебные программы по изобразительному искусству в 1—9-х классах [1, 2] и по технологии в 10—11-х классах [3], изучаются в системе дополнительного образования, в профессиональном и высшем профессиональном образовании.
Изучение данного предмета в специализированных школах и в системе дополнительного образования направлено прежде всего на общее развитие учащихся. Оно является прекрасным иллюстрированным дополнением к школьным курсам истории, физики, анатомии, черчения. Ребята учатся анализировать окружающую их предметную среду, что формирует их эстетический вкус, приобщает к творчеству. Они учатся давать аргументированную оценку качества вещи, познают сложную науку восприятия художественной, эстетической сущности предметного мира. Дисциплина знакомит школьников на основе исторического развития дизайна с некоторыми особенностями художественного конструирования, предлагает выполнение отдельных практических заданий, вводит в мир восприятия эстетических и технических начал. Через эволюцию познания предметного мира прошлых лет дизайн помогает ориентироваться и в проблемах сегодняшнего дня.
В профессиональной и высшей школе основы дизайна как вид проектной деятельности учит планировать, анализировать и организовывать свою работу, что помогает становлению профессионального мастерства. Учитель изобразительного искусства, работая в школе, одновременно является основным специалистом и главным консультантом администрации школы в вопросах художественного образования, эстетического воспитания и художественно-эстетической организации среды.
Курс основ дизайна, многоплановость его возможностей, позволяет в процессе обучения создать целостную картину знаний, усилить эмоциональную окраску учебного процесса, активизировать творческий потенциал, изменить мотивацию в обучении, вызвать потребность в самообразовании и самоусовершенствовании, развить положительные качества личности.
Знакомя обучаемого с предметным миром в контексте исторического развития, программа предполагает ориентацию культуры на человека. Она направлена на формирование личности свободной, инициативной, с чувством долга и достоинства, опирающейся на мировой опыт развития культуры и искусства, науки, техники и образования.
Используемая литература
1. Программы средней общеобразовательной школы. Техническая графика и основы дизайна. 89
—классы. Под. Руководством проф. Катхановой Ю.Ф. — М.: Просвещение, 1990. — 13 с.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1—9 классы. /Разр. д-р
пед., наук B.C. Кузин, д-р пед. Наук Н.Н. Ростовцев, д-р пед наук Е.В. Шорохов и др. — М.: Агра, 1996.
3. Экспериментальная программа образовательной области «Технология» Науч. рук. д-р физ-мат.
наук, профессор МПГУ Ю.Л. Хатунцев; членкор РАО, д-р. пед. наук Брянского пединститута
(БПГИ) В.Д. Симоненко. - М., 1994.
59
Вестник № 1
Пилюгин Р. В.,
старший преподаватель кафедры декоративного искусства МГПУ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ
Основное влияние на развитие личности оказывает воспитание и обучение.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого студента, как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека. При организации дифференцированного подхода к обучению необходимо учитывать активное влияние обучения на развитие интеллекта, воли, эмоций, потребностей личности, если оно ведется на должном уровне, трудности побуждают студентов к рассуждениям, к решению проблемных задач, протекающих в достаточно быстром темпе.
Эффективность базового образования в значительной мере зависит от степени проявления творческого саморазвития студента и его потребности в творческой самореализации. Особое место в профессиональной подготовке будущего специалиста в вузе занимает такая дисциплина, как проектирование среды. Это творческая деятельность, объединяющая в процессе работы достижения различных областей человеческой деятельности — искусства, конструирования, технологии, экономики, социологии — и направленная на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий.
Данная дисциплина формирует определенное мироощущение за счет ознакомления с существующим опытом в этом виде деятельности, а также знакомит с различными технологиями и методами проектирования среды.
Повсеместно бытовавшее мнение о том, что студента надо вооружить лишь графическими навыками практического проектирования уступает современным концепциям прогрессивных школ дизайна, утверждающих, что на разных этапах обучения студент развивает свой профессиональный опыт с помощью разных по своей выразительности графических средств и приемов, которые далеко не всегда применяются на практике. Нельзя забывать и о том, что любое изображение в архитектурной графике служит не только для сообщения графической информации, но является объектом эстетического восприятия. Художественно-композиционные достоинства проектной графики влияют на эффективность восприятия передаваемой информации, на содержательность эмоционального отношения к изображаемому объекту. Из этого следует, что в высшем образовании необходимо обучать не только черчению и рисунку, но целенаправленно прививать студенту культуру рисования и черчения. Именно по этим причинам освоение проектно-дизайнерской графики оказывает активное воздействие на процесс обучения бедующего специалиста, так как исполняя любое графическое задание студенты постепенно приобретают основное качество, отличающее специалиста — профессионализм.
Освоение проектной графики помогает выбрать наиболее приемлемый для студента изобразительный язык, увеличивая арсенал средств художественной выразительности творческих замыслов.
При этом эффективность обучения зависит от того, сможет ли преподаватель заинтересовать студента этим видом учебной работы, развить воображение, способность к восприятию художественных образов, зрительную и образную память, эмоциональное отношение к этому виду деятельности, работоспособность и другие
Вестник № 1
качества личности.
В настоящее время в развитии отечественного образования наметился переход от предметно-центрированного образования при подготовке будущих специалистов к личностно-ориентированной подготовке с приоритетом развития их творческой деятельности (А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, А. Маслоу и др.). Однако, как показывает педагогическая теория и практика профессионального образования, сегодня по-прежнему сохраняются противоречия между потребностью общества в творческом развитии, самореализации личности будущего специалиста в области профессиональной деятельности и недостаточным вниманием современной высшей школы к данной проблеме; существующей типовой системой подготовки студентов и их стремлением к индивидуально-творческому характеру деятельности, самообразованию, самореализации; поточной системой обучения, не развивающей рефлексивные способности студентов, и современными требованиями личност-но-ориентированного подхода к организации педагогического процесса в высшей школе.
Основным приоритетом педагогической деятельности является целенаправленное, систематическое и результативное содействие в становлении творческой личности студента с целью ее максимального развития и подготовки к выполнению профессиональных функций. В этом направлении эффективность подготовки будущих специалистов в полной мере зависит от развития у них способностей творчески преобразовывать окружающую действительность, самостоятельности в решении практических задач, готовности к самосовершенствованию и самообразованию, то есть, в конечном счете, к самореализации. Поэтому изучение механизмов и теоретическое обоснование условий самореализации студентов в проектной деятельности представляется для педагогической науки одним из приоритетных направлений.
61
Вестник № 1
Рощин СП.,
доцент кафедры Ьисунка и живописи Московского городского педагогического университета (МГПУ)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
Занятия художественным творчеством требуют от личности мобилизации всех ее интеллектуальных возможностей, определенной склонности (таланта) к этой деятельности и целеустремленности к достижению целей. Рождению произведения художественного творчества сопутствует тайна, начало которой находится в сфере духовной, чувственной жизни человека. Началом, первым побудительным импульсом к творчеству служит потребность в нем. Стремление человека к творчеству заложено в нем в соответствии со смыслом его рождения. В зависимости от базовых мировоззренческих позиций (идеализм или материализм) объясняются разные начала этой потребности. Главная задача, которая стоит перед наукой о воспитании и образовании — это «вытащить», разбудить и развить творческий потенциал человека.
Говоря о творческом потенциале человека необходимо иметь некоторые представления о его интеллектуальных возможностях. Современные исследования человеческого мозга показали, что его природные возможности гораздо больше наших представлений об этом. При сравнении нашего мозга с компьютером, окажется, что он будет намного многомернее самого мощного из них. Если он будет усваивать до конца наших дней, не переставая, семь фактов в секунду, на что он способен, то в нем все равно останется место для новой информации.
Многие считают, что с возрастом мы теряем существенную часть клеток мозга и поэтому умственные возможности человека снижаются. На самом деле интеллект человека совершенствуется, со временем он способен образовывать все новые связи. Если наш мозг не портить вредными привычками, а обращаться с ним правильно, то с возрастом он станет совершеннее. Накопление информации происходит как на сознательном, так и бессознательном уровне, поэтому процессы мышления могут развиваться и становиться эффективнее. Потери же нейронов совершенно несущественны по отношению к их общему запасу. Естественно, что это происходит только при наличии воли и хорошего общего физического состояния человека.
По утверждению известного американского нейрофизиолога и фармаколога доктора Кендес Перт интеллект человека располагается не только в мозгу, но и в клетках по всему телу. Таким образом, все умственные процессы связаны самым тесным образом с физиологией, развитием и жизнедеятельностью человека. Далее надо сказать, что наш мозг абсолютно уникален. Нет идентичных людей, нет одинаковых умственных возможностей и творческого потенциала. Каждый из нас уникальная личность.
Наконец, П.К. Анохин доказал в своих исследованиях, что мозг человека способен одновременно создавать громадное количество мыслительных моделей и каждый из нас от рождения одарен фактически неограниченным интеллектуальным потенциалом. П.К. Анохин сравнивал мозг человека с многомерным, полифоническим музыкальным инструментом, который способен играть одновременно множество различных мелодий.
Все приведенное выше, очень сжато, но убедительно доказывает, что каждый человек обладает от рождения громадным богатством, принадлежащим только ему,
Вестник № 1
и только он может использовать свои потенциальные возможности. Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем ни один человек не смог и не сможет полностью использовать свой умственный потенциал, но то на сколько он его использует отличает гения от лодыря.
Значит ли это, что люди от рождения равны и находятся в одинаковых условиях для реализации своего творческого потенциала. Естественно нет. Прежде всего, как отмечалось выше, умственные процессы тесно связаны с физиологическими основами нашего тела и, во-вторых, зависят от факторов, влияющих на развитие организма. Ученые считают, что генетически обусловленная составляющая интеллекта около 48% от его общей величины. Остальное — продукт социальных условий и обучения.
Существенное влияние на развитие экспериментальной психологии послужила концепция интеллекта, разработанная французским психологом Альфредом Бине (1857-1911). А. Бине разработал тесты, нацеленные на измерение коэффициента интеллектуальности, позднее названные (IQ), которые позволяли измерять процессы понимания информации, логического мышления и оценочного суждения. В настоящее время такое понимание коэффициента интеллектуальности н<
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!