Церковный календарь на апрель — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Церковный календарь на апрель

2019-12-27 129
Церковный календарь на апрель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Благовещение Пресвятой Богородицы: начало нашего спасения (7 апреля / 25 марта)

Уже совсем скоро Святая Церковь будет праздновать праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Спустя тысячелетия, окидывая взором Священную историю, можно с полным правом сказать, что этим долгожданным событием завершилась целая эпоха истории человечества. Ведь именно в этот момент Дева Мария своим смиренным согласием положила начало нашего спасения. Через женщину смерть вошла в мир, через женщину и побеждена была. До грехопадения у женщины не было имени, Адам нарекает свою жену Евой уже после изгнания. Имя «Ева» значит «жизнь». Кого-то может удивить подобное наречение человека, через которого в мир пришла смерть. Однако, Адам называет свою жену Евою именно как знак данного ему пророчества о грядущим Спасителе. Да, именно дочь Евы через много тысячелетий станет той жизнью для всего человечества. Св. Григорий Палама говорит, что воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. Поэтому сегодня, готовясь встретить праздник Благовещения Пресвятой Богородицы обратимся к толкованию евангельского повествования, написанному свт. Николаем Сербским, дабы лучше осмыслить значение и величие этого события для всего человечества и оценить место Пресвятой Богородицы в деле нашего всеобщего спасения.

«Схождение Бога к людям ― самое неустрашимое деяние Божией любви, Божия человеколюбия, самая радостная весть для чистых и самое невероятное событие для нечистых сердцем. А повесть сего Божия схождения к людям начинается с ангела и Девы, с беседы между небесною чистотою и земною чистотою…

 

Архангел Гавриил ― первый благовестник спасения человеческого, чуда Божия; ибо спасения человеческого не было бы без чуда Божия. Пречистая Дева Мария первая услышала это благовествование и первая из человеческих существ вострепетала от страха и радости. В Ее сердце отражалось небо, словно солнце в чистых водах; под сердцем Ее имел преклонить главу Свою и облечься во плоть Господь, Творец нового и Обновитель ветхого мира. О сем глаголет сегодняшнее евангельское чтение…

 

“После сих дней зачала Елисавета, жена его (Захарии), и таилась пять месяцев, и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми”. Во дни сии: в какие дни? Во дни, предшествующие великому дню рождества Христова. Когда пришла полнота времени; когда все великие пророчества настигли друг друга в исполнении своем; когда истекли сроки, предвещенные Даниилом; когда оскудел князь от колена Иудина; когда немощный род человеческий воздыхал вместе с окружающей его немощною природой, уже не ожидая спасения ни от человека, ни от природы, но от Бога единого, ― в то время зачала Елисавета, жена Захарии. Но как старица Елисавета, неплодная жена Захарии, связана со спасением рода человеческого? Связана тем, что она родит Предтечу Христова, который как воин будет идти впереди и возвещать о пришествии Воеводы. Неплодная старица могла родить только глашатая спасения, но не Спасителя. Она является точным образом ветхого мира, что был в летах преклонных и неплоден, не приносил урожая и плода, алкал и жаждал; образом иссохшего мира, который, подобно старому и иссохшему древу, мог еще каким-то чудом зазеленеть, сообщая о наступлении весны, - но никак не дать плод…

 

“В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве: Мария”. Здесь имеется в виду шестой месяц чревоношения Елисаветы, или шестой месяц от зачатия Иоанна Предтечи. Почему именно в шестой месяц? Почему не в третий, или пятый, или седьмой? Потому что сотворение человека было в день шестой, после сотворения всей природы. Христос есть Обновитель всей твари. Он приходит как Новый Сотворитель и как Новый Человек. В Нем все новое. При сем новом творении Иоанн является предтечею Христа примерно так же, как при первом творении Божием вся природа была предтечею ветхого Адама. Иоанн представляет пред Господом Иисусом Христом всю земную тварь вкупе с ветхим человеком, только в нем покаявшимся. От имени рода человеческого он предыдет пред Господом как покаянник и проповедник покаяния. Еще этот шестой месяц, в который младенец Иоанн взыграл во чреве матери своей, соответствует шестому периоду времен, когда родился Спаситель, и шестой печати из Откровения апостола Иоанна Богослова (Откр.6:12)...

 

Но к кому был послан великий архангел Гавриил? К Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова. Великий архангел Божий является Деве, ибо чрез Деву Чистую, Пречистую, надлежит пройти и прийти Начатку нового мира, Нового Творения. Новый мир должен быть сама непорочность, сама чистота, в противовес ветхому, истлевшему миру, который стал нечистым из-за своего упорного непослушания Творцу своему. Дева должна послужить вратами, чрез кои Спаситель мира войдет в мир как в Свою мастерскую и Свою обитель; Дева, а не жена, ибо жена, какою бы возвышенной духом она ни была, привязана к ветхому миру и ветхому творению, будучи привязана к мужу своему, и потому не свободна от мирских желаний и мирской пристрастности. Посему не жена, но Дева, Чистая, Пречистая, совершенно преданная единому Богу и сердцем Своим отделенная от мира сего. Таковая Дева телесно возросла в тленном мире, как крин на гноище, однако пребыла нетронутою тлением мира.   

 

“Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами”. Новое творение ― радость Богу и людям; потому оно и открывается благовестием: радуйся! Словом сим начинается драма нового творения. Сие есть первое, начальное слово, прозвучавшее, когда стал подыматься занавес великой тайны. Гавриил именует Деву Марию Благодатною, ибо душа Ее, подобно храму, была исполнена животворящих даров Духа Святаго, небесного благоухания и небесной чистоты. Безблагодатные ― те, чьи души затворены для Бога, отворены же только для земли, а потому пахнут землею, грехом и смертью. Благословенна Ты между женами. Жена первою положила бездну между человеком и Богом. Се, Жена становится и мостом над бездною. Ева первою впала в грех, и при том в светлом Раю, где все удерживало ее от греха; Мария первою победила все искушения, и при том в темном мире, где все подталкивает ко греху. Посему слабовольная Ева и родила как первый плод свой на земле братоубийцу Каина; в то время как Подвижница Мария родила Подвижника подвижников, изведшего из темницы греха и смерти братоубийственный род человеческий, род непослушливой и нечистой Евы.

 

Итак, узрев Ее душевное смущение, он поспешил умирить его умилительными словами: “Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога”. Не бойся, Дитя! Не бойся, благодатная Дщерь Божия! Не бойся, Благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет чрез Тебя на весь род человеческий! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога.

 

Умирив Девическую душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес: “И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца”. Божий вестник глаголет точно до подробностей. Зачнешь во чреве, то есть в теле; как и Псалмопевец употребляет схожее выражение: и дух прав обнови во утробе моей (Пс.50:12). Подчеркивая во чреве, архангел словно желает заведомо предостеречь против лжеучения еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека.

 

Имя Иисус, или, по-еврейски, Йешуа, также значимо. Имя сие носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную и тем прообразовал роль и дело Иисуса Спасителя, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царствие Небесное.

 

Выслушав сие послание небес, Дева Мария в Своем детском целомудрии и простодушии вопрошает чудного посетителя: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?” Слова сии выражают не Ее неверие гласу архангельскому, но лишь Ее детское целомудрие и простодушие…

 

Что отвечает Гавриил? “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”. Полный и совершенно исчерпывающий ответ. Бог идеже хощет, побеждается естества чин. Природа и законы ее словно бы и не существуют, когда Бог живый творит Свою волю и Свое домостроительство человеческого спасения. Природа, как она есть, ― только сень, завеса, сквозь которую действует Дух…

 

Дева Мария не усомнилась в словесах Господних, Ей архангелом возвещенных. Ибо если бы Она усомнилась, как усомнился священник Захария, то и Она была бы наказана, как и Захария был наказан. И хотя довольно похожи вопросы, с которыми обращаются к ангелу и Захария, и Мария, тем не менее, сердца их совершенно различны. А Бог смотрит на сердце человека. Два совсем разных сердца могут произнести сходные слова…

 

Выслушав объяснение вестника Божия, Смиреннейшая из смиренных дев завершает Свое собеседование с архангелом умилительными глаголами: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. Не сказала Она: “Се, Раба твоя, архангел”; но изрекает: се, Раба Господня, ― ибо ведает, что архангел ― лишь глашатай воли Божией и что и он, хотя и велемощен и бессмертен, лишь раб Бога живаго…

 

Наконец, крылатый вестник главизны нашего спасения возлетел в горний мир, к своим бессмертным собратиям. А благовещение его было не только словом, но и, как всякое слово Божие, делом. И сказал Бог ― и стало так. Никогда ни один вестник не приносил более радостной вести земле, проклятой за свое отчуждение от Бога и за свой союз с мрачным сатаною, чем светозарный и дивный архангел Гавриил. Чьи уста его не восславят, чье сердце его не возблагодарит!»

 

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича). М., 2010.

Светлое Христово Воскресение (16 апреля / 3 апреля)

 

Светлое Христово Воскресение ― величайшее событие, праздник из праздников, в котором раскрывается суть христианства. Воскресение Христово называется еще и Пасхою, то есть днем, в который совершился наш «переход» от смерти к жизни. Сколько уже написано было об этом нашими современниками, сколько предпринимается попыток разъяснить народу всю важность этого события путем проведения различных пасхальных акций, однако, и сегодня самыми простыми и доходчивыми материалами для понимания церковных праздников являются иконография и церковные песнопения. Многим, наверно, знаком термин «богословие в красках» или «умозрение в красках». Действительно, иконы служат неким наглядным пособием, объясняющим нам в доступной форме суть происходящего. Храмовая роспись, иконы всегда изначально исполняли еще и образовательную миссию, возникнув как один из способов передать Евангельское учение. Не каждый человек мог прочитать Священное Писание, но каждому был понятен язык зрительных образов. «Орос» (постановление) II Никейского собора 787 года гласит, что икона «сообразна... евангельской проповеди», она «полезна, дабы уверовали, что воплощение Слова Божия действительно и неложно», «Евангелие и иконы имеют... одинаковое значение». Поэтому сегодня, встречая праздник Светлого Христова Воскресения, мы обратимся к иконографии праздника, к виду церковного искусства, которое испокон веков в доступной форме объясняло приходящему в храм, вне зависимости от его возраста и образования, суть евангельского учения. О чем повествуют нам икона Воскресения Христова?

 

Изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, пришло к нам с Запада уже в послепетровское время, поэтому мы обратимся к более древнему русскому иконографическому образу. Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа, хотя и носит название «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа». Изображенные на ней события, на самом деле, произошли днем раньше — в Великую Субботу. Да, именно так, — традиционной пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад». Но почему?

 

На иконе изображен Христос, Он только закончил Свое снисхождение (на что нам указывают как бы замершие в воздухе воскрилия риз) и держит за руку Адама. Он готовится извести их из места скорби, значит, перед нами точка предельного нисхождения Христа, от нее путь пойдет ввысь, в Горнее селение. Мы видим под Его ногами обломки, это сокрушенные Им врата ада. Каждая упомянутая нами деталь не случайна, так как эти иконописные образы показывают, что победа Христова совершается «не силой и не магически-авторитарным воздействием, но — через максимальное «Самоистощание», Самоумаление Господа»[1]. Православная иконография Пасхи, в отличие от католической, состоит в том, чтобы донести до верующих самую суть Воскресения, цель Боговоплощения и всего Благовествования — Иисус Христос не просто Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, зачем Бог пришел на землю и принял смерть — по известному святоотеческому выражению, «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати».

Иконографический образ раскрывает нам значение слова «Пасха», то есть переход — от смерти к жизни, от рабства греха ― к подлинной свободе, которая заключается в следовании заповедям Божиим: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31–32). Этот праздник не просто Воскресение Христова, что отчетливо чувствовал древний иконописец. Поэтому своей задачей он ставил донести до всех верующих и стремящихся к истине связь Его Воскресения со спасением людей. Всех людей без исключения, даже святых. Мы знаем, что до Воскресения Христова никто не мог попасть в Царствие Небесное, потому что после грехопадения путь туда был закрыт для людей. Об этом плене и обреченности даже праведных душ нам говорят изображенные на иконе люди в нимбах, окружающие Христа и с надеждой взирающие на Него. Икона «Сошествие во ад» изображает и исполнение пророчества Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9,2). Мы видим на иконе руку Адама, которую держит Христос, да, именно Он держит Адама, а не тот Его. Потому что нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти страстей и смерти. С другой стороны, образ Адама, который вторую руку решительно протягивает Господу, обращает наше внимание и на то, что Бог не может спасти человека без самого человека, без его желания и усилия.

 

Это усилие, которое заключается в покаянии и смиренном послушании перед Богом, раскрывается нам через иконописный образ Евы. На иконах и фресках она изображена со скрытыми под одеждой руками или одной рукой. Эта деталь неслучайна! Ее руками некогда был совершен грех, когда она сорвала запретный плод в Раю. Она хотела стать причастницей Высшей Истины без смирения и послушания перед Богом, не любя саму Истину, но в гордости почитая себя достойной этой Истины. Теперь же Ева не дерзает самочинно коснуться Христа, но моля, ждет, когда Он Сам обратится к ней. Материальная одежда, появившаяся у людей после изгнания, свидетельствует как раз о грехопадении, об обличении их и вынужденной изоляции от внешнего мира, «ибо узнали они, что наги» (Быт.3,7). Именно поэтому Ева прячет свои руки под одеждой, как знак покаяния и понимания всецелой своей отделенности от Бога. Именно это смирение и становится залогом спасения как для нее, так и для всех нас. Как Ева спаслась, ибо покаялась, так и мы можем спастись, если исправим свои пути и будем жить во Христе. Как неразрывны Великая Суббота, когда было совершено сошествие во ад, и Пасха, так неотделимы и покаяние с воскресением нашей души. Покаяние становится преддверием всеобъемлющей радости Пасхи, где наконец встречаются усилия человека и любовь Бога к людям.

 

Воистину, с тех пор каждый христианин может с полным правом заявить: «Самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»[2]

 

 

Пискунов И. В.

(историк, аспирант ИФ МГУ)


 

Радоница: «Христос воскресе!» и «Вечная память» (25 апреля / 12 апреля)

 

Радоница, вторник Фоминой (Радоницкой) седмицы, первый день после Светлого Христова Воскресения, в который Святая Церковь совершает поминовение усопших. В этот день в храмах совершается панихида по скончавшимся во Христе братиям нашим. В традиции Русской Православной Церкви посещение кладбищ в первые дни после Пасхи не допускается, так как Пасха есть время особой духовной радости, празднество победы над смертью, скорбью и печалью. Поэтому заупокойная служба совершается лишь на девятый день после Пасхи, на Радоницу. Об этом дне и поминовении усопших очень хорошо пишет свт. Амвросий Медиоланский: «Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со свв. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня». Достаточно интересный комментарий к этим словам дает С. В. Булгаков: «Эти слова св. Амвросия хотя относятся к мученикам, но они могут быть доказательством нашего обычая совершать память усопших после Пасхи в понедельник или вторник Фоминой недели, потому что начало торжественного поминовения в вере скончавшихся положено в новозаветной Церкви благочестивым обычаем совершать память мучеников, а среди мучеников погребали в древности и прочих умерших».

Многие в этот день спешат посетить кладбища, помолиться на могиле близкого человека. Посещая кладбища в эти дни очень важно помнить о нескольких вещах! Традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах ― это язычество, ничего общего не имеющее с православием. Таким же суеверием является и обряд, когда на могиле усопшего ставят фотографию вместе рюмкой водки и куском черного хлеба. К этому стоит добавить, что поминовение усопших спиртными напитками и шумными поминками во все времена осуждались Церковью, как дела, наносящие вред не только тому, кто поминает, но и душе самого усопшего. Святая Церковь призывает всех верующих в этот день вознести молитвы ко Господу за души усопших близких людей, которые им нужнее всего. Ниже мы приведем краткую молитву для поминовения усопшего.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.