Лекция 1. История развития российского законодательства об охране интеллектуальной собственности. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Лекция 1. История развития российского законодательства об охране интеллектуальной собственности.

2020-02-15 833
Лекция 1. История развития российского законодательства об охране интеллектуальной собственности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. История развития законодательства до ХIХ века.

2. История развития законодательства в дореволюционной России.

 

Понятие «интеллектуальная собственность», применяющееся в международной практике с 60-х годов, появилось в России в 90-е годы. Как любое новое понятие, «интеллектуальная собственность» породила многочисленные, к тому же различные, суждения о ее сущности и содержании.

Интерес к интеллектуальной собственности, как отмечалось, проявляют представители разных отраслей знаний: философы, экономисты. Со своих позиций они формулируют это понятие, его специфику.

Представление о нематериальной собственности имелось уже в классическом римском праве, которое выработало понятие вещей в широком значении. Этим понятием охватывались не только вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права."

Исключительно важное значение имеют работы в области истории и теории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционного и гражданского права таких отечественных ученых, как: С.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.В.Васильев, Р.Ф.Васильев, Н.В. Витрук, В.А. Дозорцев, Б.П.Елисеев, Д.А.Керимов, О.Е. Кутафин, П.В.Крашенинников, М.Н.Кузнецов, Г.В. Мальцев, М.Н.Марченко, Г.И.Муромцев, А.С. Пиголкин, М.М.Рассолов,.В.В. Лазарев, В.А. Четвернин, В.Е. Чиркин, М.И. Брагинский, Б.Н.Габричидзе, С.Э.Жилинсккй, Н.Г.Кобец, В.В. Витрянский, В.А. Рясенцев, О.С.Колбасов, Ю.И.Лейбо, В.С.Пронина, В.С.Репин, И.Б. Новицкий, Е.А. Суханов, И.С. Перетерский, В.А. Туманов, Т.М. Шамба, С.В.Соловьева, Т.Н.Нешатаева, И.С.Яценко, В.Ф.Яковлев и другие.

Вклад в теоретическую разработку проблем права интеллектуальной собственности внесли Б.С. Антимонов, М.В. Гордон, И.А. Грингольц, В.А. Кабанов, В.И. Серебровский, М.М. Богуславскийо, Б.Н. Городецкий, А.И. Ваксберг, М.И. Никитин, И.А. Грингольц, Э.П. Гаврилов, И.А. Зенин, И.В. Савельева, М.Я. Кириллова, А.К. Юрченко, В.Л. Чертков, В.Л. Мусияк, С.А. Чернышева, Д.М. Сутулов, Б.Г. Асадов, Л. Азов, В.И. Жуков, Н.М. Кейзеров, B.C. Мартемьянов, А.И. Масляев, В.И. Еременко, Г.В. Бромберг, Б.С. Розов, А.П. Сергеев, И. Троценко и другие.

Крупным событием в нашем правоведении явилось издание книги Р. Дюма по исследованию авторского права Франции. Серьезным подспорьем для изучения подходов к праву интеллектуальной собственности явились работы Е.А. Флейшиц о личных правах в гражданском праве. Наконец, для рассмотрения некоторых практических аспектов юридической защиты ПИС использовались работы Г.Б. Мирзоева.

В римском праве известны определенные взгляды на основные принципы права на произведения творческого труда. Достаточно заметить, что в институциях Гая анализируется пример из жизни римского общества, когда римский гражданин заказал скульптору портрет жены, а тот из мрамора заказчика изобразил портрет императора. Римские юристы при рассмотрении возникшего спора решили, что главным в этом деле является не материал, из которого выполнена скульптура, а творческий труд создателя.

Римские юристы указывали, что обнародование и использование произведений затрагивают финансовые интересы и личные права авторов. При этом они основывались на концепции так называемой «бестелесной вещи», выдвинутой римским юристом Гаем, который разделял все вещи на две группы: «телесные» и «нетелесные», т.е. "вещи, которых можно коснуться», и «вещи, к которым прикоснуться нельзя». Как отмечал Гай, «нетелесные вещи - это то, что состоит в праве». Уже здесь заложено понимание специфической природы отдельных объектов правоотношений,

В эпоху, предшествующую книгопечатанию, положение произведений творческого труда регулировалось правовыми нормами, относящимися к праву собственности. Автор произведения являлся собственником соответствующего материального объекта (практически это могла быть только рукопись) и мог его продавать, а так как размножить рукопись было очень трудно, последующее использование произведения не могло повредить материальным интересам автора.

Возникновение печатания и гравировальной техники привело к распространению печатных работ и ознаменовало новый период в истории интеллектуальной собственности (Иоанн Гуттенберг). С конца XV и до начала XVI 11 в. книгопечатание было связано с выдачей привилегий, закрепленных в королевских указах, но когда в XVII в. в результате смены абсолютной монархии системой парламентаризма существование привилегий монопольных издателей было поставлено под угрозу, возникло понятие литературной собственности.

До изобретения печатного станка книги переписывались вручную, стоили очень дорого, были доступны ограниченному кругу читателей. С их появлением тиражировать книги стало легче, но возникло явление «пиратство», т.е. раньше чтобы отпечатать книгу, издателю нужно было затратить много времени средств на проверку текста, и др., а «пират» купив готовую книгу, экономил время и деньги, просто перепечатывая ее на станке. Поэтому книга стоила гораздо меньше, а добропорядочный издатель нес убытки. Они стали требовать у правителей грамоты на монопольное право печатать ту или иную книгу. Такие грамоты стали прообразом современного авторского права.

Первые авторские и патентные законы были приняты в Англии. В 1623 г. был принят «статут о монополиях», которым провозглашалось исключительное независимое от воли короля право каждого, кто создаст и применит техническое новшество, монопольно пользоваться в течение 14 лет ' выгодами и преимуществами, доставляемыми таким новшеством. В 1710 г. в Англии появился первый авторский закон - Статут королевы Анны, ' предоставлявший автору исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания с возможностью продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в ряде других европейских стран и в США. (См-: Дождев Д.В. Римское частное право. - М.: Инфра-М-Норма, 1996. С. 324-325.)

Существенный вклад в создание и развитие концепции права интеллектуальной собственности внесла общественно-политическая мысль времен Французской революции, оказавшая радикальное влияние на общественно-политическое мышление того времени.

В своих истоках интеллектуальная собственность как правовое явление восходит к французскому законодательству XVIII века и опирается на теорию естественного права, получившую обоснование в трудах французских философов Вольтера, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Руссо. Согласно данной концепции, создатель любого произведения или иного творческого результата обладал на него неотъемлемым природным правом, возникающим из самой природы творческой деятельности и существующим независимо от признания этого права государством. Именно в недрах французской общественно-политической мысли возникла традиция рассматривать право создателя на достигнутый творческий результат по аналогии с правом собственности в качестве его специфической разновидности. Утверждалось, в частности, что право на творческий результат так же, как и право собственности, дает правообладателю исключительное правомочие распоряжаться этим результатом по своему усмотрению.

Эти представления получили отражение во французском законодательстве времен революции, которое признало и узаконило права авторов как естественные права, вытекающие из самой природы творческой деятельности и не зависящие от произвольного толкования официальных властей. В Декларации прав человека и гражданина было закреплено право на использование произведения и исключительное право на его воспроизведение.

Во вводной части французского патентного закона от 7 января 1791 г. говорилось, что всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца. Естественным следствием этого явилось закрепление во французском законодательстве понятия литературной и промышленной собственности.

В 1793 г. во Франции при обсуждении проекта закона об авторском праве литературная собственность была названа самой священной и самой личной из всех видов собственности.

Под влиянием французской общественно-политической - мысли формировались и правовые представления о результатах творческой деятельности в США, Саксонии, Дании, Норвегии, Пруссии и т.д. Например, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось, что нет собственности, принадлежащей человеку более чем та, которая является результатом его умственного труда.

Появившись во Франции, понятие литературной собственности затем распространилось и в других странах: в Германии в 1868 г. был.принят указ, предоставивший авторам защиту от незаконного использования их работ. Законодательство о предоставлении авторам и их законным правопреемникам пожизненного права собственности на их произведения было принято в Дании и Норвегии. В законах некоторых американских штатов в XVIII в. встречались такие формулировки: «ни одно принадлежащее человеку благо не может быть ему более принадлежащим, чем право на продукт его умственного творчества». (См.: Пилипенко А.Н. Франция: правовое решение злободневных проблем. Журнал российского права, 1998, №4-5. С. 241-244.)

Рассмотрение авторских и патентных прав в качестве прав собственности связано с потребностями развития капиталистических отношений. И здесь, как нельзя более кстати, оказалась теория естественного права, признающая за творцом произведения или технического решения право собственности на достигнутый им творческий результат. От этого выиграли и сами авторы, так как они получили возможность продавать пользователям результаты своего труда. Наиболее пригодными для этих целей, явились понятия литературной (художественной) и промышленной собственности, которые в наши дни были объединены в конструкцию интеллектуальной собственности. Если до изобретения печатного станка и появления мануфактур произведение и его материальный носитель (рукопись, скульптура, картина) были практически неотделимы друг от друга, а на внедрение в производство технических новшеств уходили десятилетия, то в последующем положение дел существенно изменилось. Теперь любая рукопись, а затем и другие материальные носители произведений могли быть быстро и относительно дешево размножены, а технические новинки, использование которых приносило владельцам мануфактур ощутимые преимущества перед конкурентами, внедрялись в производство значительно быстрее, чем прежде.

Однако издание книг и внедрение изобретений всегда требовали максимальных затрат средств и усилий именно тех, кто делал это первыми. Им приходилось так или иначе оплачивать труд создателей произведений и технических новинок, нести затраты по подготовке книг к изданию и доведению технических решений до работающего состояния и т.п. Безусловно, выходя первыми на рынок со своими товарами, они получали известные преимущества перед другими лицами. Но нередко эти преимущества сводились на нет и даже не обеспечивали владельцам типографий и мануфактур покрытие тех затрат, которые они несли на подготовительной стадии. Обычно это случалось тогда, когда изданные книги и внедренные в производство технические новинки уже в готовом для использования виде присваивались конкурентами, которые, естественно, не несли подобных расходов и, следовательно, могли предложить публике свой товар по более дешевым ценам. Постепенно такое положение стало серьезным тормозом технического прогресса и распространения культурных ценностей. Возникла объективная потребность в защите законом интересов лиц, которые вкладывали средства и труд в сферу художественного и технического творчества и первыми доводили до сведения общества новые идеи.

Распространение на результаты интеллектуальной деятельности категорий, присущих традиционным правовым институтам, и, прежде всего, праву собственности, которые существуют тысячелетия, вполне объяснимо. Однако с развитием рыночных отношений в этой сфере искусственность такого распространения, его отрицательные последствия становились все более очевидными и нетерпимыми. Отражением такого механического заимствования явилось ставшая традиционной терминология, построенная по аналогии с вещной собственностью.

Российское законодательство XIX века прямо относило права авторов, изобретателей, владельцев фабричных рисунков и моделей и т.д. к праву собственности. В частности, содержание прав авторов раскрывалось в примечании к ст. 420 т. X ч. 1 Свода законов Российской Империи, которая давала общую характеристику права собственности. Попытки подвести права на творческие достижения под вещное право предпринимались также при составлении проектов Гражданского Уложения и специальных законов об охране прав на творческие результаты, разрабатываемых в России в конце XIX - начале XX веков. Но уже тогда такой подход был отвергнут, так как большинство ученых высказывалось в пользу использования в законодательстве термина «исключительные права». Понятия литературной и промышленной собственности подвергались критике и практически перестали применяться для обозначения авторских, изобретательских и патентных прав.

Впервые в отечественном законодательстве термин «интеллектуальная собственность» появился в Законе СССР «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. В ст. 2 указанного закона, посвященной законодательству о собственности, провозглашалось, что «отношения по созданию и использованию изобретений, открытий, произведений науки, литературы, искусства и других объектов интеллектуальной собственности регулируются специальным законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик».

Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г. разъяснял, что объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. включали два раздела, посвященных авторскому праву и праву на изобретения и другие результаты творчества, используемые в производстве, но понятием интеллектуальной собственности не оперировали. В этом документе использовался термин «результаты интеллектуальной деятельности».

Ко времени введения в действие Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации (4 августа 1992 г.) понятие интеллектуальной собственности уже прочно вошло в юридический оборот.

Оно широко использовалось в различных подзаконных актах и в публикациях на юридические темы. Правда, из принятых в 1992 - 1993 гг. законов об охране результатов интеллектуальной деятельности о собственности на достигнутый результат, говорилось, да и то в условном, собирательном смысле, лишь в одном из них, а именно - в Патентном законе РФ. В статье 2 этого закона провозглашалось, что Государственное патентное ведомство Российской Федерации осуществляет единую политику в области охраны объектов промышленной собственности в Российской Федерации.

Окончательно термин «интеллектуальная собственность» был узаконен новой Конституцией Российской Федерации 1993г.

Лекция 2. Интеллектуальная собственность и ее понятие. Общие положения об ИС

1. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты и субъекты ИС. Интеллектуальные права.

2. Распоряжение исключительным правом. Виды договоров

3. Служебные результаты интеллектуальной деятельности

4. Изображение гражданина

5. Государственное регулирование интеллектуальной собстьвенности.

 

Интеллектуальная собственность - это результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана (п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

В статье 1225 ГК РФ содержится исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана. Указанные в ст. 1225 ГК РФ результаты и средства можно разделить на пять категорий:

1. объекты авторского права - произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ и базы данных;

2. объекты смежных прав - исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

3. объекты патентных прав - изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

4. средства индивидуализации юридических лиц, продукции, выполняемых работ или услуг, предприятий - фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения;

5. иные объекты интеллектуальной собственности - селекционные достижения и топологии интегральных микросхем.

 Кроме того, к объектам интеллектуальной собственности рассматриваемая статья относит секреты производства (ноу-хау).

 Особое место занимает ст. 1226, которая вводит в отечественный правопорядок новое понятие - интеллектуальные права – понятие включает в себя комплекс прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

 Интеллектуальные права включают:

1) - исключительные прав, являющееся имущественным;

2) - личные неимущественные права;

3) - иные права (право следования, право доступа и др.).

 Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами (п. 1 ст. 1255 ГК РФ).

 Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами (п. 1 ст. 1345 ГК РФ).

 Следует отметить, что на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации исключительные права возникают всегда, в то время как личные неимущественные права и иные права возникают только в случаях, предусмотренных ГК РФ. Так, например, товарный знак является объектом исключительных прав, в отношении которого отсутствуют личные неимущественные права, так как товарные знаки не имеют легальных авторов. Таким образом, интеллектуальные права на товарный знак будут включать в себя только исключительные права.

1) В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ обладатель исключительных прав (правообладатель) вправе:

 - использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;

 - распорядиться соответствующим исключительным правом;

 - запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

2) Личные неимущественные права относятся к такому объекту гражданского права, как нематериальные блага (ст. 150 ГК РФ). Личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы. Как отмечает Э.П. Гаврилов, "личные неимущественные авторские права не имеют экономического содержания - в этом их основное отличие от имущественных прав".

В соответствии с п. 2 ст. 1228 ГК РФ личные неимущественные права включают в себя 1. право авторства, 2. право на имя и 3. иные личные неимущественные права. Право на имя "есть право на способ указания имени автора". Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

3) В составе интеллектуальных прав указаны право следования, право доступа и другие права.

 Особенностью права следования и права доступа является то, что они относятся только к определенным объектам авторского права.

 Содержание права доступа, определенное ст. 1292 ГК РФ, дополнено правом автора произведения архитектуры требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения.

 

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, право на имя и иные личные неимущественные права. Так, согласно п. 1 ст. 1315 ГК РФ исполнителю принадлежит право на имя, т.е. право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

Правообладатель — это гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

Правообладатель вправе использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, распоряжаться (ст. 1233 ГК РФ) исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно.

Согласно п. 3 ст. 1229 ГК РФ в случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяется соглашением между ними.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.