Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-02-15 | 93 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Иоанна Златоуста
О чтении Священнаго Писания
Сокровища Божественных словес
Велика сила Бож ественного Писания и велико богатство мыслей, скрытое в словах его. Так как оно есть учение Б о
жественное, а не человеческое, то и мож но видеть, что все оно противоположно мудрости человеческой. Мудрость челове ческая направлена на излож ение слов, а здесь совсем напротив. Священное П и сание не имеет в виду красоты слов или их искусного сочетания: ибо оно само в себе имеет Божественную благодать, которая
3
сообщает блеск и красоту словам его. В пи саниях человеческих среди пространного и невыразимого пустословия иногда едва можно встретить какую-либо мысль; а здесь, в Священном Писании, и краткого изре чения часто бывает достаточно, чтобы со ставить целое поучение.*
Чтение Божественного Писания по добно сокровищу. Как получивший из со кровищ а и малую частицу приобрета ет себе великое богатство, так и в кратком речении Божественного Писания можно найти великую силу и богатство мыслей.**
Чем сильнее растирать благовонные вещества, тем ощутимее они издают аро мат, так бывает и с Писанием: чем больше вникаешь, тем больше открываются за ключающееся в нем несказанные дары. ***
Я прошу всех вас не оставлять без вни мания, предлагаемого в Божественном
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия
в трех частях. СПб., 1851-1853. Ч. II. С. 322-323.
** Там же. 4.1. С. 28.
*** Там же. Ч. III. С. 67.
4
Писании, ибо все его содержание заклю чает в себе великое богатство мыслей. Блаженные пророки говорили по внуше нию Божественного Духа, значит оно на писано Духом. В Писании нет ни одного слога, ни одной черты, не заключающей в себе смысла. П отому мы должны при ступать к словесам Божиим не иначе, как будучи руководимы благодатно свыше и получив просвещение от Святого Духа. Ибо для уразумения содержащегося в Бо жественном Писании потребна не чело веческая мудрость, но откровение Духа, дабы мы, узнав истинный смысл написан ного, могли получить великую пользу.
|
Если ж итейским писаниям, состав ленным людьми, когда они повреждены временем, тем не менее придают огром ное значение из-за самого заглавия и от одного даже слога, то тем более — Б о жественное Писание, если только мы бу дем внимательны и не станем пробегать его поверхностно, но, напрягши ум свой, рассм отрим тщ ательно и не уступим в этом тем, которые выказывают столько
5
усердия к изучению предметов матери альных*.
Если люди, выкапывающие из земли частицы золота, переносят всякий труд и преодолевают любые препятствия, что бы отделить золото от земли, тем более нам нужно углубляться в словеса Духа, из влекать из них пользу**.
Если желающие искать в море драго ценные камни терпят столько трудов и не приятностей, предавая себя стремитель ности вод, только бы найти искомое, тем более нам следует напрячь внимание и ра зыскать, что скрывается в глубине слов Писания, чтобы, таким образом, найти эти драгоценные камни.
Но не устрашись, возлюбленный, слы ша о глубине. Здесь не беспорядочное стремление воды, но благодать Духа; она освещает наш ум, помогает нам скорее найти искомое и облегчает весь этот труд.
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.
Ч. I.C. 365-366.
** Там же. Ч. III. С. 316.
6
П ри обретени е морских драгоценны х камней мало приносит пользы владель цу, напротив, часто даже вредит и бывает для него причиною бесчисленных бед; не столько радости он чувствует, находя их, сколько неприятностей терпит уже на шедши, потому что возбудил против себя глаза завистливых и вооружил жадных ко рыстолюбцев. Это вещество алчного лю бостяжания разжигает печь сребролюбия и мучит душу преданных этой страсти.
|
Ничего подобного не случается с ду ховными драгоценными камнями. Б о гатство, ими доставляемое неисчислимо, и радость неувядаема и несравненно вы ше того удовольствия, которое люди по лучают от сокровищ вещественных. Об этом вот что говорит Давид: они вожде леннее золота и даже множества золота чистого (Пс. 18, 11). Видишь, как он, выставив на вид вещества, почитаемые са мыми драгоценными, не только не удо вольствовался таким сравнением, но еще прибавил: множества, и этим показал нам превосходство слова Божия. Вожделеннее
7
золота, — говорит,— и даже множества золота чистого. Это не значит, впрочем,что только в такой степени и вожделенны слова Божии, но так как Давид знал, что этим веществам люди дают самую высо кую цену, то их-то и выставил на вид, что бы показать превосходство и высочайшую драгоценность слов Духа.
А чтобы увериться, что Божественное Писание всегда имеет обычай сравнивать пользу, им доставляемую, с земными пред метами и, таким образом, показывать свое превосходство, слушай, что следует далее.
Слаще меда и капель сота (тот же стих).И здесь также, не то, чтобы слова Божии были сладки только в такой степени, но, так как Давид в чувственных предметах не на ходил ничего другого для сравнения со сла достью слов Божиих, то и упомянул имен но об этих вещах (меде и соте), и, таким образом, показал превосходство и высо чайшую сладость духовных наставлений.*
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.
Ч. I. С. 213-215.
8
Таково свойство Божественных сло вес, что они в немногих речениях являют великое богатство мыслей и даруют неска занное сокровище тем, которые решаются тщательно исследовать их. Потому-то, прошу, не будем поверхностно пробегать ничего, содержащегося в Божественном Писании, но, будет ли то перечисление имен или рассказ о происшествии, станем доискиваться заключенного в них сокро вища. Ибо и Христос сказал: Исследуйте Писания (Ин. 5, 39). Не всегда сразу можно найти смысл написанного, но чтобы ничто лежащее в глубине не укрылось, требуется глубокое исследование.
Владыка у нас человеколюбивый: как увидит, что мы стараемся и весьма усерд ствуем об уразумении Божественных сло вес, то не попускает уже нам нуждаться в чем-либо, но тотчас просвещает наш ум, дарует нам Свое озарение и по великой Премудрости Своей сообщает душе нашей истинное учение. Потому-то, желая нас побудить к этому и сделать более усердны ми, Он признал достойными ублажения
|
9
являющих такое усердие, говоря: Бла женны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6).
Замечай Премудрость Учителя: Он не только возбудил к ревности ублажением, но словами: алчущие и жаждущие прав ды,— научил слушателей, с каким усерди ем надлежит стремиться к исследованию духовных словес. Подобно как чувствую щие голод с невыразимой поспешностью кидаются на пищу и палимые сильною жа ждою быстро бегут к питью, точно так же надлежит притекать и к духовному уче нию. Такие люди не только достойны уб лажения, но и получают искомое. Ибо они, сказано, насытятся, то есть будут удо влетворены их душевные желания.*
Великое благо, возлюбленные, чтение Божественного Писания. Оно умудряет душу, оно переносит ум на Небо, оно рас полагает человека к благодарности пред Богом, оно не допускает ему пристрасти
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.
С. 3-5.
10
ться к чему-либо земному, оно заставляет ум наш постоянно обитать там, на Небесах, побуждает нас делать все в надежде на по мощь Владыки и стремиться с величайшею ревностью к подвигам добродетели.
Здесь-то, в Писании можно хорошо узнать, как скор на помощь нам Промысл Божий, увидеть мужество праведников, благость Владыки и обилие воздаяний. Им можно возбудить себя к подражанию любомудрым мужам, не дать ослабеть в доб рых делах, но твердо полагаться на обе тования Божии еще прежде их исполнения. Поэтому, прошу, будем заниматься чтени ем Божественного Писания с наибольшим тщанием.
Таким образом, мы приобретем и зна ние его, если будем постоянно обращаться к тому, что в нем содержится. Ибо невоз можно, чтобы тот, кто с усердием занима ется словом Божиим, был когда-нибудь оставлен Им в пренебрежении. Напротив, если нет у нас наставника — человека, то Сам Господь, проникая в сердца наши, просвещает ум, озаряет смысл, открывает
|
1
нам сокровенное и становится для нас на ставником в предметах неведомых, лишь бы только мы хотели сделать то, что от нас зависит. А вы не называйтесь учителя ми,— говорит Писание,— ибо один у вас Учитель — Христос (Мф. 2 3, 8).
Так, когда мы возьмем в руки духовную книгу, то, сосредоточив свой ум, собрав мысли и удалив от себя всякий житейский помысл, будем, таким образом, совершать чтение с великим благоговением, с полным вниманием, чтобы быть достойными ру ководиться Духом Святым в понимании написанного и получить отсюда великую пользу.
Боголюбивый евнух
Евнух эфиопской царицы, иноплеменник, даже в то время, когда с таким великоле пием несся в колеснице, не пренебрегал Писанием, но, держа в руках книгу проро ка, прилежно читал ее, хотя и не понимал того, что в ней содержится. И так как он употребил со своей стороны все: старание,
12
усердие, внимание, то и получил руководи теля. Подумай же, прошу, как много значи ло то, что он не пренебрег чтением П и сания даже во время путешествия и притом сидя на колеснице. Да слышат это те, кото рые не хотят делать это и дома, но думают, будто чтение Божественного Писания для них излишне и будто им неудобно зани маться прилежно этим чтением, потому что они ведут мирскую жизнь, несут воинскую службу, заботятся о детях, пекутся о слугах и о других вещах.
Евнух, человек иноплеменный... Того и другого довольно было, чтобы ввергнуться ему в совершенную беспечность; а к это му еще присоединялась великая знамени тость, огромное богатство и то, что он был в дороге и несся в колеснице (ведь не сов сем удобно, напротив, даже трудно, совер шая, таким образом, путешествие, зани маться чтением). И, однако же, доброе рас положение и великое усердие победили все эти препятствия, и он занимался чтени ем Писания и не говорил, как сейчас гово рят многие: «Я не понимаю того, что там
содержится, не могу постигнуть глубины того, что написано. Зачем же мне попусту и понапрасну предпринимать труд, читать, так как у меня нет человека, который бы мог руководить меня»? Ничего такого не подумал этот невежда языком, но любому дрый умом, решив, что он не будет пре зрен Богом, но скоро получит помощь свыше, если только сделает все от него за висящее.
Поэтому и человеколюбивый Владыка, видя доброе его расположение, не пре зрел, не оставил без внимания, но немед ленно послал ему наставника. Обрати же внимание и на Премудрость Божью, как Бог попустил сначала ему сделать все, что от него зависело, а потом уже явил ему и Свою помощь. Ибо вот, когда евнух сде лал со своей стороны все, то тогда уже явился Ангел Господень и сказал Филиппу:
|
Встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пу ста и далее: Он встал и пошел. И вот, муж ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, ца рицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ
14
ее, приезжавший в Иерусалим для поклоне ния, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию (см. Деян. 8, 26-28).Смотри, как обстоятельно рассказал нам писатель книги, что это — эфиоплянин, дабы мы знали, что он был иноплеменник, вельможа, облечен важным саном и велико лепием; приезжавший, — говорит,— в Иеру салим для поклонения.
Смотри и на цель его путешествия, ко торая уже достаточно показывает боголю бивое расположение его души: ибо вот какой преодолевает он путь для того, что бы воздать поклонение Господу! Тогда ведь еще думали, что богослужение может быть совершаемо в одном только месте (в Иерусалиме); поэтому там и возносили свои молитвы, отправляясь для этого в от даленные путешествия. Вот почему и этот человек направлялся туда, где был храм, и где совершалось иудейское богослуже ние, чтобы воздать поклонение Господу.
И когда он исполнил свое желание, сказано
в Писании, возвращался, и, сидя на коле снице своей, читал.
П отом Филипп, подошедши к нему, говорит: Разумеешь ли, что читаешь?
(Деян. 8, 30). Видишь заботливую душу, которая, и не понимая содержащегося
в книге, занимается, однако ж, чтением и охотно желает найти наставника, что бы вразумил ее? Апостол своим вопро сом тотчас пробуждает в нем это жела ние. А то, что он был достоин получить руководителя к уразумению содержав шегося в книге, видно из самого его от вета. Когда апостол, подошедши к нему
в бедной одежде, спросил: разумеешь ли, он не огорчился этим, не обнаружил не годования, не думал оскорбляться, что бывает со многими неразумными людьми, которые часто готовы навсегда оставать ся в неведении, стыдясь сознаться в своем незнании и поучиться у тех, кто может их наставить. Но этот человек не был та ков; нет, он отвечает с соверш енною кротостью и благоуважением, обнаружи вая тем состояние своей души: Как могу
разуметь,— говорит он,— если кто не наставит меня? (Деян. 8, 31).
16
Мало того, что он отвечал с крото стью. Он не поехал далее, но, еще яснее выказывая нам доброту нрава своего, пригласил человека, по виду совершенно бедного, по одежде низкого, взойти в ко лесницу и сесть с ним. Видел ты усердие его души? Видел великое его благогове ние? Видел боголюбивое расположение иноплеменника, с каким он на деле испол нил слово некоего мудреца: Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего ут ра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его (Сир. 6, 36). Видел, как справедливоон не был презрен Богом? Видел, как дос тойно получил помощь свыше? Видел, как он ничего не опустил, что следовало сделать ему самому? П оэтому он, полу чив, наконец, наставника, в точности узнал смысл слов пророка и просветил свой ум.* И подлинно, достоин удивления этот евнух. Он не видел Христа, не видел знамений, видел Иерусалим еще стоящим
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.
Ч. II. С. 275-280.
17
в целости, и уверовал Филиппу. Отчего же он сделался таким? Он имел попечение о своей душе, внимал Писаниям, упраж нялся в чтении их. И разбойник* видел знамения, и волхвы видели звезду, а он ни чего такого не видел и уверовал: столь по лезно чтение Писаний!
Но ныне многие даже не приходят в Цер ковь и не знают, что в ней читается; евнух же и на улице, и сидя на колеснице, внима тельно читал Писания. Так исполнилось сказанное М оисеем: Сидя в доме твоем
и идя дорогою, и ложась и вставая, помни Господа Бога твоего (Втор. 6, 7). В особенности на пути, в пустыне, когда никто не препятствует, мы бываем способнее к раз мышлению. И евнух уверовал на пути,
и Павел — на пути.** Но вы не так; из вас
* Здесь имеется в виду один из распятых вместе со Спасителем разбойников, который на кресте об ратился к Иисусу Христу со словами: Помяни меня,Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23,42).
** Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния свя тых апостолов. СПб., 1856. Ч. 1. С. 351 -353.
18
никто не имеет в руках Библии, и скорее возьмет все, что угодно, кроме нее.
Я для того и предложил вам рассказ об этом иноплеменнике, чтобы никто из нас не стыдился подражать эфиоплянину, ев нуху, который не оставлял чтение Писания
и во время путешествия. Этот иноплемен ник может быть учителем для всех нас,
и для тех, которые ведут частную жизнь,
и для тех, которые облечены знатностью,
и вообще для всех, не только для мужчин, но и для женщин, не только для тех, кото рые живут в семействах, но и для тех, кото рые избрали монашескую жизнь. Все могут узнать отсюда, что никакое бремя не слу жит препятствием к чтению слова Божия, но что не только дома, но и ходя по торжи щу*, и совершая путешествие, или нахо дясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно нам упражняться в этом чтении, чтобы, сделавши от нас зависящее, тотчас получить и нам руководителя. Видя наше расположение к духовному ведению,
* Торжище — место торговли.
19
Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум.
Постоянное упражнение в чтении Пи сания запечатлевает прочитанное в памя ти, и часто то, чего сегодня мы не могли понять при чтении, вдруг понимаем, при ступив к нему завтра, потому, что чело веколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум.*
Я всегда внушаю и не перестану вну шать, чтобы вы не только здесь внимали тому, что говорится, но и дома постоян но занимались чтением Божественного Писания. Никто не говори мне этих хо лодных и достойных всякого осуждения слов: «Я привязан к судилищу, произвожу дела общественные, упражняюсь в ремес ле, имею жену, воспитываю детей, правлю домом,— я человек мирской; не мое дело читать Писание, но тех, которые отказа лись от мира, заняли вершины гор и ведут такую жизнь постоянно».
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.
Ч. II. С. 280-281.
20
Опомнись, человек! Не твое дело вни мать Писанию — потому, что ты окружен бесчисленными заботами? Нет, твое дело больше, нежели их: они не столько имеют нужды в помощи Божественного Писания, сколько обращающиеся среди множества дел. Ибо монахи, удалившись от торжища и от смятений торжища, и водрузив кущи* в пустыне и не имея ни с кем никакого об щения, но любомудрствуя беспрепятст венно в этой мирной тишине, словно на ходясь в пристани, наслаждаются великою безопасностью, а мы, которые волнуемся как бы среди моря и имеем случаи к бес численным грехам, во всякое время нужда емся в постоянном и непрерывном утеше нии от Писания. Те сидят вдали от брани, почему и немного получают ран, а ты по стоянно находишься в боевом строе и полу чаешь непрерывные удары; поэтому и боль шие потребны тебе врачевства.
Ибо и жена раздражает тебя, и сын огор чает, и слуга вводит в гнев, и враг клевещет,
* Куща — шатер, хижина, жилище.
21
и друг завидует, и сосед вредит, и сослу живец подставляет ногу, нередко и судья угрожает, и бедность опечаливает, и не брежность домочадцев заставляет плакать,
и счастье надмевает, и несчастье повергает
в уныние; и со всех сторон окружают нас многие случаи и поводы то к гневу, то к за ботам, то к печали и унынию, то к тщесла вию и гордости, и отовсюду несутся бес численные стрелы.
Поэтому во всякое время нужно нам все оружие Писания. Знай,— говорит,— что посреди сетей идешь, и по зубцам городских стен проходишь (Сир. 9, 18). Ибо и вожделения плоти сильнее восстают на живущих
в мире; и красивое лицо и видное тело по ражают нас через глаза, и постыдное слово, вошедши через слух, возмущает нашу мысль;
а часто и песнь, искусно пропетая, рассла бляет душу. И зачем я говорю об этом? Что всего на свете кажется ничтожнее,— запах благовоний, завеянный как-нибудь на пути от развратных женщин,— берет человека в плен, и — уносит. И много есть подобных вещей, которые осаждают нашу душу.
22
Не видишь ли, что медных, золотых и серебряных дел мастера, или занимающие ся каким бы то ни было художеством, бере гут в целости все орудия своего мастерства,
и хотя бы вынуждал их голод, или угнетала бедность, решаются все потерпеть, нежели продать их? Поэтому многие часто реша лись войти в долги, чтобы прокормить дом
и детей, нежели лишиться даже малейшего из инструментов своего дела. И совершен но справедливо! Ибо знают, что, когда проданы будут орудия, то все мастерство станет бесполезным и уничтожится сама возможность им заниматься. Н о когда орудия целы, то, упражняясь постоянно в своем ремесле, они могут со временем ко гда-нибудь уплатить сделанные займы.
Так и мы должны поступать. Ибо, как для них орудиями мастерства служит мо лот, наковальня и клещи, так и для нас ору диями нашего искусства служат апостоль ские и пророческие книги и все Писание, богодухновенное и полезное. И как они теми обделывают всякие сосуды, за какие ни возьмутся, так и мы этими устрояем
23
душу нашу, направляем ее расстроившую ся, обновляем обветшавшую. Притом они показывают свое искусство не более, как во внешнем устройстве вещей; ибо не мо гут изменить вещества сосудов, ни сде лать серебра золотом, но только переме няют их формы. А ты не так; ты можешь больше их: взявши деревянный сосуд, мо жешь иногда сделать его золотым. Свиде тель этому Павел, который говорит так:
А в большом доме есть сосуды не только зо лотые и серебряные, но и деревянные и гли няные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освящен ным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2,20-21).*
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы к антиохийско
Му народу. СПб, 1859. Т. I. С. 74-78.
24
О небрежении
Если попросить кого-нибудь из вас здесь присутствующих: кто может прочи тать один псалом или какое-либо другое место из Свящ енного Писания, думаю, никто не откликнется. И не это только худо, а то, что, пренебрегая духовным, на дела сатанинские вы быстрее огня. От то го-то и выходит весь вред, что чтение Свящ енного П исания считаете прили чным для одних только монахов, тогда как сами гораздо больше имеете в этом нужду.
Для чего, скажите мне, существуют Писания? Если бы от вас зависело, то они все были бы уничтожены. Для чего Ц ер ковь? Заройте в землю священные книги: может быть, не такое постигнет вас осуж дение. Если бы кто зарыл их в грязи и не слушал, то и тогда не столько оскорбил бы их, как ныне вы оскорбляете. Что,
спросите, оскорбительного мы делаем? Т о, что не слушаем Писания. Скажи мне, что больше оскорбляет: если не отвечают молчащему или когда не отвечают говоря щему? Конечно, когда не отвечают гово рящему.
Так и ныне, большое оскорбление, бо льшое пренебрежение вы выказываете, когда не слушаете говорящего. Не проро чествуйте нам правды (И с. 30, 10),— говорили в древности иудеи пророкам, по словам Писания; вы же хуже делаете, как бы позволяя: «Говорите, все равно мы ис полнять не будем». Те удерживали про роков, из благоговения к словам их; а вы по крайнему небрежению и этого не дела ете. Поверьте, если бы вы заградили нам уста, положив на них руки, то и тогда не столько оскорбили бы, сколько теперь. Если бы кто удерживал укоряющего и за граждал ему уста, чувствуя укоризны его, а другой нисколько не заботился бы и не обращал на него внимания, то кто из них показал бы более пренебрежения? Не этот ли, последний? Потому что тот показыва
26
ет, что он чувствует удар; а этот как бы за граждает уста Самого Бога.
Вас ужасает сказанное? Но послушай те, как это бывает. Уста, через которые вещает Бог, суть уста Божии. Ибо, как эти уста суть уста нашей души, хотя собствен но душа и не имеет уст, так уста пророков суть уста Божии. Слушайте и ужасайтесь. Диакон от лика всех стоит и громко вос клицает: «В онм ем». Глас, который он произносит, есть общий глас Церкви, но никто не внимает. После него чтец на чинает: «П ророчества Исаина чтение»; и опять никто не внимает, хотя пророче ство содержит в себе не человеческое уче ние. Потом вслух восклицает: «Сия глаго лет Господь», и также никто не внимает. Но что я говорю? Читается далее нечто страшное и ужасное, но и при этом все остаются равнодушными.
И что говорят против этого многие? Всегда,— говорят,— читается одно и то ж е! Даже если бы вы знали все это, то тем более не следовало бы оказывать пре небрежения; ибо и на зрелищах всегда
27
бывает одно и то же, и, однако, вы не зна ете в них сытости. О каком «одном и том ж е» ты дерзаешь говорить, когда не пом нишь даже имен пророков? Тебе надле жало бы обратиться к другому оправда нию, которое не обличало бы тебя так сильно.
Скажи мне: не вразумляешь ли ты сына своего? Но если бы он сказал, что ты всег да повторяешься, то не принял бы ты это за оскорбление?
Тогда только можно не повторять од ного и того же, когда бы мы все твердо знали и показывали на деле; но, и в этом случае повторять чтение не было бы из лишне. И бо никогда невозможно исчер пать смысла Писаний. Это — источник, не имеющий предела. Сказали мне: « Я нау чился и этого довольно для меня». Но хо тите ли, я покажу, что не довольно? Сколь многие говорили о Евангелиях? Н о все они говорили нечто новое и особенное. Ибо чем более кто занимается Писаниями, тем яснее видит, тем более созерцает чи стый свет их.
28
Что я еще могу спросить? Скажите: что есть пророчество; что — повествова ние? Что — притча? Что — иносказание? Что — образ? Что — прообраз? Что — Евангелия? Скажите мне, почему Еван гелия так названы? Еще скажите: чем они отличаются от книг пророческих? Почему те не называются Евангелиями, хотя также содержат благовестия, как, например:
Хромой вскочит, как олень (Ис. 35, 6). Господь даст слово: провозвестниц великое множество (Пс. 67, 12); Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю (Ис. 65, 17).Почему они не называются Евангелиями, а называются пророчествами?
Если же вы, не зная, что такое Еван гелия, так пренебрегаете чтением Писа ний, то что сказать вам? Спрошу еще: по чему у нас четыре Евангелия? Почему не десять, почему не двадцать? Почему не многие приступали к писанию Евангелий? Почему не один? Почему ученики Хри стовы? Почему не те, которые не были учениками? Почему вообще священные книги называются Писаниями? М ежду
29
тем, напротив, в Ветхом Завете говорится:
Вот наступают дни, говорит Господь, ког да Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (Иер. 31, 31).
Итак, когда хочешь оправдать свою ле ность, ты говориш ь, что слышишь все одно и то же; а когда тебя спросят, то ты приходишь в такое смущение, как будто ты никогда не слышал этого. Если одно и то же читается всякий раз, то следовало бы знать это, а ты не знаешь. Все это достой но слез,— слез и стенаний.*
Ваше усердие направлено на дела жи тейские, о духовных же нет никакого по печения. Потому-то житейские дела ваши идут не по вашему желанию и встречают множество препятствий. Христос сказал:
Ищите же прежде Царства Божия и прав ды Его, и это все приложится вам. (М ф. 6,
33). Все прочее,— говорит,— будет дано
в виде приложения. А мы извратили поря док, ищем земли и благ земных, как будто
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на второе Посла ние к фессалоникийцам. СПб., 1859. С. 46 -47.
30
блага Небесные будут даны нам в виде приложения. Посему мы и не получаем ни тех, ни других.*
Если в делах житейских ничего великого невозможно достигнуть тем, кто справляет их небрежно, тем более в делах духовных, потому что они требуют еще большей тща тельности. Поэтому и Христос, отсылая иу деев к Писаниям, делал это не для простого чтения, а для точного и обдуманного изуче ния их. Он не сказал: «читайте Писания», но: «исследуйте П исания», потому что написанное о Нем требовало большого внимания, ибо было сокровенно, для поль зы людей того времени. Он повелевает им с тщательностью углубляться в Писания, чтобы можно было найти скрытый в них смысл. Ибо сказанное о Христе не лежит на поверхности, но, как сокровище некое, находится в великой глубине.
А кто без усердия будет отыскивать по ложенное в глубине, тот никогда не найдет
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к
Евреям. СПб., 1859. С. 154-156.
31
искомого. Поэтому, сказав: «исследуйте П и с а н и я», Х ри стос п ри совокуп ил:
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную (И н. 5, 39). Несказал: «имеете», но: «думаете иметь», показывая, что надеющиеся спастись од ним чтением без веры не могут приобре сти никакого великого и важного плода.
Он как бы говорит: «Н е уважаете ли вы Писаний? Не почитаете ли их источ никами жизни? На них и Я теперь утверж даюсь, потому что они свидетельству ют обо М не». Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь (Ин. 5, 40).Справедливо Он говорил — исследуйте, потому что они не хотели повиноваться Писаниям, а только хвалились одним чте нием их.*
Ж ена, имевшая пять мужей, и притом самарянка, дает нам пример усердия от носительно догматов: ни время дня, ни то, что она пришла за другим делом, и ничто
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от
Иоанна. СПб., 1862. Ч. I. С. 490-491.
32
иное не отвлекает ее от желания познать их (см. Ин. 4, 7 -26). Мы же не только не спрашиваем о догматах, но во всем по ступаем без внимания и как случится. Поэтому и все у нас в пренебрежении.* Бездельем занимаемся, как делом, а что следовало бы считать самым необходи мым, того мы не ставим наряду даже с без дельем. Или вы не знаете, что ведь не для прежних только людей, а и для нас написа но Писание? Не слышим ли, что говорит Павел? А все, что писано было прежде, на писано нам в наставление, чтобы мы тер пением и утешением из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15, 4).
Научимся и мы предпочитать всему слушание Божественного учения и ни какого времени не считать для того неу добным, но, хотя бы нужно было войти в чужой дом, хотя бы тебе незнакомому надлежало знакомиться со знатными лю дьми, или в какое бы то ни было время —
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от
Иоанна. Ч. I. С. 377.
33
никогда не будем упускать такого приоб ретения. Пища, вечери, бани и прочие житейские дела пусть имеют определен ный для себя час, изучение же горнего лю бомудрия не должно иметь никаких опре деленных часов: ему должно принадлежать всякое время. Во время, — сказано,— и не во время, запрети, умоли (2 Тим. 4,2).
П ророк говорит: И о законе Его раз мышляет он день и ночь (Пс. 1, 2)! И М оисей повелевал иудеям делать то во всякое время. Развлечения житейские если и нуж ны, то, случаясь часто, расслабляют тело, а назидание души, чем более умножается, тем более крепкою делает душу, принима ющую его. Ныне все время мы проводим в пустом и вздорном суесловии, сходимся для того и на рассвете, и поутру, и в пол день и вечером, даже назначаем для этого особые места; а Божественные догматы слушая однажды или дважды в седмицу, мы тяготимся и устаем. Отчего? Оттого, что худо располагаем свою душу: мы вовсе уничтожаем в ней охоту и ревность к та ким предметам.
34
Кто из вас, скажите мне, находясь дома, берет в руки христианскую книгу, вникает в ее содержание, изучает ее? Никто не мо жет этого сказать о себе. Шашки и играль ные кости можно найти у весьма многих, а книги Священного Писания ни у кого, или у немногих, да и те занимаются ими не более таких, которые вовсе их не имеют, связывая и навсегда отлагая в шкафы. И вся забота у них только о тонкости кожи (на которой написаны книги), о красоте пись ма, а не о чтении. Да и приобретают книги не для пользы, а для того, чтобы высказать этим свое богатство и похвастать. До такой крайности доходит тщеславие! Я не слышу, чтобы кто-нибудь похвалялся тем, что знает содержащееся в книгах Священного П и сания, а слышу, как хвалятся тем, что книги их написаны золотыми буквами.
Не для того дано нам Священное Писа ние, чтобы мы имели его только в книгах; но чтобы начертывали его в сердцах наших. Заключать заповеди только в письменах,— такого рода стяжание их свойственно только иудейскому тщеславию, а нам и вначале
35
дан закон не так, но — на плотяных скри жалях сердца (2 Кор. 3, 3). Говоря это, я непрепятствую приобретать книги Священ ного Писания, напротив хвалю это и даже прошу об этом; желаю только, чтоб из книг слова и мысли переходили в нашу душу и она, усваивая разум письмен, таким образом очищалась.
Если диавол не дерзает проникнуть в тот дом, где есть Евангелие, тем более души, усвоившей себе мысли Писания, не коснется. Итак, освяти твою душу, освяти
и тело, имея всегда Священные Писания
и на устах и в сердце. Ибо если срамосло вие оскверняет нас и вызывает бесов, то очевидно, что духовное чтение освящает
и привлекает благодать Духа. П исания суть Божественные песнопения. Станем же воспевать их в себе и из них пригото вим исцеление против недугов душевных.*
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Ч. I. С. 377-378.
36
О разумении
Но если ты не понимаешь заключаю щегося в Священном Писании, то просто от самого чтения получишь великое освя щение. Впрочем, невозможно, все одина ково не понимать. Ибо для того и устрои ла благодать Духа, что эти книги сложили мытари, рыбари, пастыри овец и коз, люди простые и неученые, чтобы никто из про стых людей не мог прибегать к такой от говорке, чтобы всем удобопонятно было то, что говорится. Чтобы и мастеровой, и слуга, и вдова, и самый необразованный из всех людей, получали пользу и назида ние от слушания.
Ибо не для суетной славы, как внеш ние* мудрецы, но для спасения слушаю щих сложили все это те, которые первы ми удостоились благодати Духа. Внешние
* Т.е. языческие.
37
философы, риторы и писатели искали не общей пользы, но имели в виду только заставить удивляться себе, потому, если и говорили что-нибудь полезное, при крывали это, как бы некоторым мраком, обыкновенною для них неясностью. Но апостолы и пророки делали напротив: ибо они преподали свое учение ясно и понят но для всех, как общие учителя вселенной, чтобы каждый мог без посторонней помо щи понять все, о чем говорится.
И сие предвозвещая, пророк сказал:
И уже не будут учить друг друга, брат бра та, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого (Иер. 31, 34; см. Ин. 6, 45). И Павелговорит: Я приходил к вам, братия, прихо дил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. И потом: И слово мое и проповедь моя не в убеди тельных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы. И опять: Мудрость не века сего и не властей века сего преходя щих (1 Кор. 2, 1 -6). Для кого неясно то,что заключается в Евангелии? Кто, слыша,
38
что блаженны кроткие, блаженны милости вые, блаженны чистые сердцем и прочеесему подобное (см. М ф. 5, 3 - 11), будет нуждаться в учителях, дабы понять о чем речь? Разве не всякому понятны и ясны знамения, чудеса и повествования? Это только предлог, отговорка и покрывало лености.
Ты не понимаешь того, что там заклю чается? Но как же понять тебе, когда ты не хочешь даже взглянуть в книгу? Возьми в руки книгу, читай всю историю; понят ное удержи в памяти, а неясное и непо нятное прочитай несколько раз. Если же и при постоянном чтении не сможешь по нять содержания, ступай к мудрейшему, иди к учителю, поговори с ним о сказан ном, покажи великое усердие, и Бог видя, что ты приложил такое старание, не пре зрит твоей н
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!