Из творений святого отца нашего — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Из творений святого отца нашего

2020-02-15 93
Из творений святого отца нашего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Иоанна Златоуста

 

О чтении Священнаго Писания

 

Сокровища Божественных словес

 

Велика сила Бож ественного Писания и велико богатство мыслей, скрытое в словах его. Так как оно есть учение Б о ­

 

жественное, а не человеческое, то и мож­ но видеть, что все оно противоположно мудрости человеческой. Мудрость челове­ ческая направлена на излож ение слов, а здесь совсем напротив. Священное П и­ сание не имеет в виду красоты слов или их искусного сочетания: ибо оно само в себе имеет Божественную благодать, которая


 

3


сообщает блеск и красоту словам его. В пи­ саниях человеческих среди пространного и невыразимого пустословия иногда едва можно встретить какую-либо мысль; а здесь, в Священном Писании, и краткого изре­ чения часто бывает достаточно, чтобы со­ ставить целое поучение.*

 

Чтение Божественного Писания по­ добно сокровищу. Как получивший из со­ кровищ а и малую частицу приобрета­ ет себе великое богатство, так и в кратком речении Божественного Писания можно найти великую силу и богатство мыслей.**

 

Чем сильнее растирать благовонные вещества, тем ощутимее они издают аро­ мат, так бывает и с Писанием: чем больше вникаешь, тем больше открываются за­ ключающееся в нем несказанные дары. ***

 

Я прошу всех вас не оставлять без вни­ мания, предлагаемого в Божественном

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия

в трех частях. СПб., 1851-1853. Ч. II. С. 322-323.

** Там же. 4.1. С. 28.

*** Там же. Ч. III. С. 67.


 

4


Писании, ибо все его содержание заклю­ чает в себе великое богатство мыслей. Блаженные пророки говорили по внуше­ нию Божественного Духа, значит оно на­ писано Духом. В Писании нет ни одного слога, ни одной черты, не заключающей в себе смысла. П отому мы должны при ­ ступать к словесам Божиим не иначе, как будучи руководимы благодатно свыше и получив просвещение от Святого Духа. Ибо для уразумения содержащегося в Бо­ жественном Писании потребна не чело­ веческая мудрость, но откровение Духа, дабы мы, узнав истинный смысл написан­ ного, могли получить великую пользу.

 

Если ж итейским писаниям, состав­ ленным людьми, когда они повреждены временем, тем не менее придают огром ­ ное значение из-за самого заглавия и от одного даже слога, то тем более — Б о ­ жественное Писание, если только мы бу­ дем внимательны и не станем пробегать его поверхностно, но, напрягши ум свой, рассм отрим тщ ательно и не уступим в этом тем, которые выказывают столько


 

5


усердия к изучению предметов матери ­ альных*.

 

Если люди, выкапывающие из земли частицы золота, переносят всякий труд и преодолевают любые препятствия, что­ бы отделить золото от земли, тем более нам нужно углубляться в словеса Духа, из­ влекать из них пользу**.

 

Если желающие искать в море драго­ ценные камни терпят столько трудов и не­ приятностей, предавая себя стремитель­ ности вод, только бы найти искомое, тем более нам следует напрячь внимание и ра­ зыскать, что скрывается в глубине слов Писания, чтобы, таким образом, найти эти драгоценные камни.

 

Но не устрашись, возлюбленный, слы­ ша о глубине. Здесь не беспорядочное стремление воды, но благодать Духа; она освещает наш ум, помогает нам скорее найти искомое и облегчает весь этот труд.

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

Ч. I.C. 365-366.

** Там же. Ч. III. С. 316.


 

6


П ри обретени е морских драгоценны х камней мало приносит пользы владель­ цу, напротив, часто даже вредит и бывает для него причиною бесчисленных бед; не столько радости он чувствует, находя их, сколько неприятностей терпит уже на­ шедши, потому что возбудил против себя глаза завистливых и вооружил жадных ко­ рыстолюбцев. Это вещество алчного лю­ бостяжания разжигает печь сребролюбия и мучит душу преданных этой страсти.

 

Ничего подобного не случается с ду­ ховными драгоценными камнями. Б о ­ гатство, ими доставляемое неисчислимо, и радость неувядаема и несравненно вы­ ше того удовольствия, которое люди по­ лучают от сокровищ вещественных. Об этом вот что говорит Давид: они вожде­ леннее золота и даже множества золота чистого (Пс. 18, 11). Видишь, как он, вы­ставив на вид вещества, почитаемые са­ мыми драгоценными, не только не удо­ вольствовался таким сравнением, но еще прибавил: множества, и этим показал нам превосходство слова Божия. Вожделеннее


 

7


золота, — говорит,— и даже множества золота чистого. Это не значит, впрочем,что только в такой степени и вожделенны слова Божии, но так как Давид знал, что этим веществам люди дают самую высо­ кую цену, то их-то и выставил на вид, что­ бы показать превосходство и высочайшую драгоценность слов Духа.

 

А чтобы увериться, что Божественное Писание всегда имеет обычай сравнивать пользу, им доставляемую, с земными пред­ метами и, таким образом, показывать свое превосходство, слушай, что следует далее.

 

Слаще меда и капель сота (тот же стих).И здесь также, не то, чтобы слова Божии были сладки только в такой степени, но, так как Давид в чувственных предметах не на­ ходил ничего другого для сравнения со сла­ достью слов Божиих, то и упомянул имен­ но об этих вещах (меде и соте), и, таким образом, показал превосходство и высо­ чайшую сладость духовных наставлений.*

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

Ч. I. С. 213-215.


 

8


Таково свойство Божественных сло­ вес, что они в немногих речениях являют великое богатство мыслей и даруют неска­ занное сокровище тем, которые решаются тщательно исследовать их. Потому-то, прошу, не будем поверхностно пробегать ничего, содержащегося в Божественном Писании, но, будет ли то перечисление имен или рассказ о происшествии, станем доискиваться заключенного в них сокро­ вища. Ибо и Христос сказал: Исследуйте Писания (Ин. 5, 39). Не всегда сразу мож­но найти смысл написанного, но чтобы ничто лежащее в глубине не укрылось, требуется глубокое исследование.

 

Владыка у нас человеколюбивый: как увидит, что мы стараемся и весьма усерд­ ствуем об уразумении Божественных сло­ вес, то не попускает уже нам нуждаться в чем-либо, но тотчас просвещает наш ум, дарует нам Свое озарение и по великой Премудрости Своей сообщает душе нашей истинное учение. Потому-то, желая нас побудить к этому и сделать более усердны­ ми, Он признал достойными ублажения


 

9


являющих такое усердие, говоря: Бла­ женны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6).

 

Замечай Премудрость Учителя: Он не только возбудил к ревности ублажением, но словами: алчущие и жаждущие прав­ ды,— научил слушателей, с каким усерди­ ем надлежит стремиться к исследованию духовных словес. Подобно как чувствую­ щие голод с невыразимой поспешностью кидаются на пищу и палимые сильною жа­ ждою быстро бегут к питью, точно так же надлежит притекать и к духовному уче­ нию. Такие люди не только достойны уб­ лажения, но и получают искомое. Ибо они, сказано, насытятся, то есть будут удо­ влетворены их душевные желания.*

 

Великое благо, возлюбленные, чтение Божественного Писания. Оно умудряет душу, оно переносит ум на Небо, оно рас­ полагает человека к благодарности пред Богом, оно не допускает ему пристрасти­

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

С. 3-5.


 

10


ться к чему-либо земному, оно заставляет ум наш постоянно обитать там, на Небесах, побуждает нас делать все в надежде на по­ мощь Владыки и стремиться с величайшею ревностью к подвигам добродетели.

 

Здесь-то, в Писании можно хорошо узнать, как скор на помощь нам Промысл Божий, увидеть мужество праведников, благость Владыки и обилие воздаяний. Им можно возбудить себя к подражанию любомудрым мужам, не дать ослабеть в доб­ рых делах, но твердо полагаться на обе­ тования Божии еще прежде их исполнения. Поэтому, прошу, будем заниматься чтени­ ем Божественного Писания с наибольшим тщанием.

 

Таким образом, мы приобретем и зна­ ние его, если будем постоянно обращаться к тому, что в нем содержится. Ибо невоз­ можно, чтобы тот, кто с усердием занима­ ется словом Божиим, был когда-нибудь оставлен Им в пренебрежении. Напротив, если нет у нас наставника — человека, то Сам Господь, проникая в сердца наши, просвещает ум, озаряет смысл, открывает


 

1


нам сокровенное и становится для нас на­ ставником в предметах неведомых, лишь бы только мы хотели сделать то, что от нас зависит. А вы не называйтесь учителя­ ми,— говорит Писание,— ибо один у вас УчительХристос (Мф. 2 3, 8).

 

Так, когда мы возьмем в руки духовную книгу, то, сосредоточив свой ум, собрав мысли и удалив от себя всякий житейский помысл, будем, таким образом, совершать чтение с великим благоговением, с полным вниманием, чтобы быть достойными ру­ ководиться Духом Святым в понимании написанного и получить отсюда великую пользу.

 

Боголюбивый евнух

Евнух эфиопской царицы, иноплеменник, даже в то время, когда с таким великоле­ пием несся в колеснице, не пренебрегал Писанием, но, держа в руках книгу проро­ ка, прилежно читал ее, хотя и не понимал того, что в ней содержится. И так как он употребил со своей стороны все: старание,


 

12


усердие, внимание, то и получил руководи­ теля. Подумай же, прошу, как много значи­ ло то, что он не пренебрег чтением П и ­ сания даже во время путешествия и притом сидя на колеснице. Да слышат это те, кото­ рые не хотят делать это и дома, но думают, будто чтение Божественного Писания для них излишне и будто им неудобно зани­ маться прилежно этим чтением, потому что они ведут мирскую жизнь, несут воинскую службу, заботятся о детях, пекутся о слугах и о других вещах.

 

Евнух, человек иноплеменный... Того и другого довольно было, чтобы ввергнуться ему в совершенную беспечность; а к это­ му еще присоединялась великая знамени­ тость, огромное богатство и то, что он был в дороге и несся в колеснице (ведь не сов­ сем удобно, напротив, даже трудно, совер­ шая, таким образом, путешествие, зани­ маться чтением). И, однако же, доброе рас­ положение и великое усердие победили все эти препятствия, и он занимался чтени­ ем Писания и не говорил, как сейчас гово­ рят многие: «Я не понимаю того, что там


содержится, не могу постигнуть глубины того, что написано. Зачем же мне попусту и понапрасну предпринимать труд, читать, так как у меня нет человека, который бы мог руководить меня»? Ничего такого не подумал этот невежда языком, но любому­ дрый умом, решив, что он не будет пре­ зрен Богом, но скоро получит помощь свыше, если только сделает все от него за­ висящее.

 

Поэтому и человеколюбивый Владыка, видя доброе его расположение, не пре­ зрел, не оставил без внимания, но немед­ ленно послал ему наставника. Обрати же внимание и на Премудрость Божью, как Бог попустил сначала ему сделать все, что от него зависело, а потом уже явил ему и Свою помощь. Ибо вот, когда евнух сде­ лал со своей стороны все, то тогда уже явился Ангел Господень и сказал Филиппу:

 

Встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пу­ ста и далее: Он встал и пошел. И вот, муж ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, ца­ рицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ


 

14


ее, приезжавший в Иерусалим для поклоне­ ния, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию (см. Деян. 8, 26-28).Смотри, как обстоятельно рассказал нам писатель книги, что это — эфиоплянин, дабы мы знали, что он был иноплеменник, вельможа, облечен важным саном и велико­ лепием; приезжавший, — говорит,— в Иеру­ салим для поклонения.

 

Смотри и на цель его путешествия, ко­ торая уже достаточно показывает боголю­ бивое расположение его души: ибо вот какой преодолевает он путь для того, что­ бы воздать поклонение Господу! Тогда ведь еще думали, что богослужение может быть совершаемо в одном только месте (в Иерусалиме); поэтому там и возносили свои молитвы, отправляясь для этого в от­ даленные путешествия. Вот почему и этот человек направлялся туда, где был храм, и где совершалось иудейское богослуже­ ние, чтобы воздать поклонение Господу.

 

И когда он исполнил свое желание, сказано

 

в Писании, возвращался, и, сидя на коле­ снице своей, читал.


П отом Филипп, подошедши к нему, говорит: Разумеешь ли, что читаешь?

 

(Деян. 8, 30). Видишь заботливую душу, которая, и не понимая содержащегося

 

в книге, занимается, однако ж, чтением и охотно желает найти наставника, что ­ бы вразумил ее? Апостол своим вопро ­ сом тотчас пробуждает в нем это жела­ ние. А то, что он был достоин получить руководителя к уразумению содержав­ шегося в книге, видно из самого его от­ вета. Когда апостол, подошедши к нему

 

в бедной одежде, спросил: разумеешь ли, он не огорчился этим, не обнаружил не­ годования, не думал оскорбляться, что бывает со многими неразумными людьми, которые часто готовы навсегда оставать­ ся в неведении, стыдясь сознаться в своем незнании и поучиться у тех, кто может их наставить. Но этот человек не был та­ ков; нет, он отвечает с соверш енною кротостью и благоуважением, обнаружи­ вая тем состояние своей души: Как могу

 

разуметь,— говорит он,— если кто не наставит меня? (Деян. 8, 31).


 

16


Мало того, что он отвечал с крото ­ стью. Он не поехал далее, но, еще яснее выказывая нам доброту нрава своего, пригласил человека, по виду совершенно бедного, по одежде низкого, взойти в ко­ лесницу и сесть с ним. Видел ты усердие его души? Видел великое его благогове­ ние? Видел боголюбивое расположение иноплеменника, с каким он на деле испол­ нил слово некоего мудреца: Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего ут ра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его (Сир. 6, 36). Видел, как справедливоон не был презрен Богом? Видел, как дос­ тойно получил помощь свыше? Видел, как он ничего не опустил, что следовало сделать ему самому? П оэтому он, полу­ чив, наконец, наставника, в точности узнал смысл слов пророка и просветил свой ум.* И подлинно, достоин удивления этот евнух. Он не видел Христа, не видел знамений, видел Иерусалим еще стоящим

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

Ч. II. С. 275-280.


 

17


в целости, и уверовал Филиппу. Отчего же он сделался таким? Он имел попечение о своей душе, внимал Писаниям, упраж ­ нялся в чтении их. И разбойник* видел знамения, и волхвы видели звезду, а он ни­ чего такого не видел и уверовал: столь по­ лезно чтение Писаний!

 

Но ныне многие даже не приходят в Цер­ ковь и не знают, что в ней читается; евнух же и на улице, и сидя на колеснице, внима­ тельно читал Писания. Так исполнилось сказанное М оисеем: Сидя в доме твоем

 

и идя дорогою, и ложась и вставая, помни Господа Бога твоего (Втор. 6, 7). В особен­ности на пути, в пустыне, когда никто не препятствует, мы бываем способнее к раз­ мышлению. И евнух уверовал на пути,

и Павел — на пути.** Но вы не так; из вас

 

* Здесь имеется в виду один из распятых вместе со Спасителем разбойников, который на кресте об­ ратился к Иисусу Христу со словами: Помяни меня,Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23,42).

** Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния свя­ тых апостолов. СПб., 1856. Ч. 1. С. 351 -353.


 

18


никто не имеет в руках Библии, и скорее возьмет все, что угодно, кроме нее.

 

Я для того и предложил вам рассказ об этом иноплеменнике, чтобы никто из нас не стыдился подражать эфиоплянину, ев­ нуху, который не оставлял чтение Писания

 

и во время путешествия. Этот иноплемен­ ник может быть учителем для всех нас,

и для тех, которые ведут частную жизнь,

 

и для тех, которые облечены знатностью,

 

и вообще для всех, не только для мужчин, но и для женщин, не только для тех, кото­ рые живут в семействах, но и для тех, кото­ рые избрали монашескую жизнь. Все могут узнать отсюда, что никакое бремя не слу­ жит препятствием к чтению слова Божия, но что не только дома, но и ходя по торжи­ щу*, и совершая путешествие, или нахо­ дясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно нам упражняться в этом чтении, чтобы, сделавши от нас зависящее, тотчас получить и нам руководителя. Видя наше расположение к духовному ведению,

 

* Торжище — место торговли.


 

19


Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум.

 

Постоянное упражнение в чтении Пи­ сания запечатлевает прочитанное в памя­ ти, и часто то, чего сегодня мы не могли понять при чтении, вдруг понимаем, при­ ступив к нему завтра, потому, что чело­ веколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум.*

 

Я всегда внушаю и не перестану вну­ шать, чтобы вы не только здесь внимали тому, что говорится, но и дома постоян­ но занимались чтением Божественного Писания. Никто не говори мне этих хо­ лодных и достойных всякого осуждения слов: «Я привязан к судилищу, произвожу дела общественные, упражняюсь в ремес­ ле, имею жену, воспитываю детей, правлю домом,— я человек мирской; не мое дело читать Писание, но тех, которые отказа­ лись от мира, заняли вершины гор и ведут такую жизнь постоянно».

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия.

Ч. II. С. 280-281.


 

20


Опомнись, человек! Не твое дело вни­ мать Писанию — потому, что ты окружен бесчисленными заботами? Нет, твое дело больше, нежели их: они не столько имеют нужды в помощи Божественного Писания, сколько обращающиеся среди множества дел. Ибо монахи, удалившись от торжища и от смятений торжища, и водрузив кущи* в пустыне и не имея ни с кем никакого об­ щения, но любомудрствуя беспрепятст­ венно в этой мирной тишине, словно на­ ходясь в пристани, наслаждаются великою безопасностью, а мы, которые волнуемся как бы среди моря и имеем случаи к бес­ численным грехам, во всякое время нужда­ емся в постоянном и непрерывном утеше­ нии от Писания. Те сидят вдали от брани, почему и немного получают ран, а ты по­ стоянно находишься в боевом строе и полу­ чаешь непрерывные удары; поэтому и боль­ шие потребны тебе врачевства.

 

Ибо и жена раздражает тебя, и сын огор­ чает, и слуга вводит в гнев, и враг клевещет,

 

* Куща — шатер, хижина, жилище.


 

21


и друг завидует, и сосед вредит, и сослу­ живец подставляет ногу, нередко и судья угрожает, и бедность опечаливает, и не­ брежность домочадцев заставляет плакать,

 

и счастье надмевает, и несчастье повергает

 

в уныние; и со всех сторон окружают нас многие случаи и поводы то к гневу, то к за­ ботам, то к печали и унынию, то к тщесла­ вию и гордости, и отовсюду несутся бес­ численные стрелы.

 

Поэтому во всякое время нужно нам все­ оружие Писания. Знай,— говорит,— что посреди сетей идешь, и по зубцам городских стен проходишь (Сир. 9, 18). Ибо и вожде­ления плоти сильнее восстают на живущих

 

в мире; и красивое лицо и видное тело по­ ражают нас через глаза, и постыдное слово, вошедши через слух, возмущает нашу мысль;

а часто и песнь, искусно пропетая, рассла­ бляет душу. И зачем я говорю об этом? Что всего на свете кажется ничтожнее,— запах благовоний, завеянный как-нибудь на пути от развратных женщин,— берет человека в плен, и — уносит. И много есть подобных вещей, которые осаждают нашу душу.


 

22


Не видишь ли, что медных, золотых и серебряных дел мастера, или занимающие­ ся каким бы то ни было художеством, бере­ гут в целости все орудия своего мастерства,

 

и хотя бы вынуждал их голод, или угнетала бедность, решаются все потерпеть, нежели продать их? Поэтому многие часто реша­ лись войти в долги, чтобы прокормить дом

 

и детей, нежели лишиться даже малейшего из инструментов своего дела. И совершен­ но справедливо! Ибо знают, что, когда проданы будут орудия, то все мастерство станет бесполезным и уничтожится сама возможность им заниматься. Н о когда орудия целы, то, упражняясь постоянно в своем ремесле, они могут со временем ко­ гда-нибудь уплатить сделанные займы.

 

Так и мы должны поступать. Ибо, как для них орудиями мастерства служит мо­ лот, наковальня и клещи, так и для нас ору­ диями нашего искусства служат апостоль­ ские и пророческие книги и все Писание, богодухновенное и полезное. И как они теми обделывают всякие сосуды, за какие ни возьмутся, так и мы этими устрояем


 

23


душу нашу, направляем ее расстроившую­ ся, обновляем обветшавшую. Притом они показывают свое искусство не более, как во внешнем устройстве вещей; ибо не мо­ гут изменить вещества сосудов, ни сде­ лать серебра золотом, но только переме­ няют их формы. А ты не так; ты можешь больше их: взявши деревянный сосуд, мо­ жешь иногда сделать его золотым. Свиде­ тель этому Павел, который говорит так:

 

А в большом доме есть сосуды не только зо­ лотые и серебряные, но и деревянные и гли­ няные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освящен­ ным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2,20-21).*

 

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы к антиохийско­

 

Му народу. СПб, 1859. Т. I. С. 74-78.


 

24


О небрежении

 

 

Если попросить кого-нибудь из вас здесь присутствующих: кто может прочи­ тать один псалом или какое-либо другое место из Свящ енного Писания, думаю, никто не откликнется. И не это только худо, а то, что, пренебрегая духовным, на дела сатанинские вы быстрее огня. От то­ го-то и выходит весь вред, что чтение Свящ енного П исания считаете прили­ чным для одних только монахов, тогда как сами гораздо больше имеете в этом нужду.

 

Для чего, скажите мне, существуют Писания? Если бы от вас зависело, то они все были бы уничтожены. Для чего Ц ер ­ ковь? Заройте в землю священные книги: может быть, не такое постигнет вас осуж­ дение. Если бы кто зарыл их в грязи и не слушал, то и тогда не столько оскорбил бы их, как ныне вы оскорбляете. Что,


спросите, оскорбительного мы делаем? Т о, что не слушаем Писания. Скажи мне, что больше оскорбляет: если не отвечают молчащему или когда не отвечают говоря­ щему? Конечно, когда не отвечают гово­ рящему.

 

Так и ныне, большое оскорбление, бо­ льшое пренебрежение вы выказываете, когда не слушаете говорящего. Не проро­ чествуйте нам правды (И с. 30, 10),— го­ворили в древности иудеи пророкам, по словам Писания; вы же хуже делаете, как бы позволяя: «Говорите, все равно мы ис­ полнять не будем». Те удерживали про­ роков, из благоговения к словам их; а вы по крайнему небрежению и этого не дела­ ете. Поверьте, если бы вы заградили нам уста, положив на них руки, то и тогда не столько оскорбили бы, сколько теперь. Если бы кто удерживал укоряющего и за­ граждал ему уста, чувствуя укоризны его, а другой нисколько не заботился бы и не обращал на него внимания, то кто из них показал бы более пренебрежения? Не этот ли, последний? Потому что тот показыва­


 

26


ет, что он чувствует удар; а этот как бы за­ граждает уста Самого Бога.

 

Вас ужасает сказанное? Но послушай­ те, как это бывает. Уста, через которые вещает Бог, суть уста Божии. Ибо, как эти уста суть уста нашей души, хотя собствен­ но душа и не имеет уст, так уста пророков суть уста Божии. Слушайте и ужасайтесь. Диакон от лика всех стоит и громко вос­ клицает: «В онм ем». Глас, который он произносит, есть общий глас Церкви, но никто не внимает. После него чтец на­ чинает: «П ророчества Исаина чтение»; и опять никто не внимает, хотя пророче­ ство содержит в себе не человеческое уче­ ние. Потом вслух восклицает: «Сия глаго­ лет Господь», и также никто не внимает. Но что я говорю? Читается далее нечто страшное и ужасное, но и при этом все остаются равнодушными.

 

И что говорят против этого многие? Всегда,— говорят,— читается одно и то ж е! Даже если бы вы знали все это, то тем более не следовало бы оказывать пре­ небрежения; ибо и на зрелищах всегда


 

27


бывает одно и то же, и, однако, вы не зна­ ете в них сытости. О каком «одном и том ж е» ты дерзаешь говорить, когда не пом­ нишь даже имен пророков? Тебе надле­ жало бы обратиться к другому оправда­ нию, которое не обличало бы тебя так сильно.

 

Скажи мне: не вразумляешь ли ты сына своего? Но если бы он сказал, что ты всег­ да повторяешься, то не принял бы ты это за оскорбление?

Тогда только можно не повторять од­ ного и того же, когда бы мы все твердо знали и показывали на деле; но, и в этом случае повторять чтение не было бы из­ лишне. И бо никогда невозможно исчер­ пать смысла Писаний. Это — источник, не имеющий предела. Сказали мне: « Я нау­ чился и этого довольно для меня». Но хо­ тите ли, я покажу, что не довольно? Сколь многие говорили о Евангелиях? Н о все они говорили нечто новое и особенное. Ибо чем более кто занимается Писаниями, тем яснее видит, тем более созерцает чи­ стый свет их.


 

 

28


Что я еще могу спросить? Скажите: что есть пророчество; что — повествова­ ние? Что — притча? Что — иносказание? Что — образ? Что — прообраз? Что — Евангелия? Скажите мне, почему Еван­ гелия так названы? Еще скажите: чем они отличаются от книг пророческих? Почему те не называются Евангелиями, хотя также содержат благовестия, как, например:

 

Хромой вскочит, как олень (Ис. 35, 6). Господь даст слово: провозвестниц великое множество (Пс. 67, 12); Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю (Ис. 65, 17).Почему они не называются Евангелиями, а называются пророчествами?

 

Если же вы, не зная, что такое Еван­ гелия, так пренебрегаете чтением Писа­ ний, то что сказать вам? Спрошу еще: по­ чему у нас четыре Евангелия? Почему не десять, почему не двадцать? Почему не многие приступали к писанию Евангелий? Почему не один? Почему ученики Хри­ стовы? Почему не те, которые не были учениками? Почему вообще священные книги называются Писаниями? М ежду


 

29


тем, напротив, в Ветхом Завете говорится:

 

Вот наступают дни, говорит Господь, ког­ да Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (Иер. 31, 31).

 

Итак, когда хочешь оправдать свою ле­ ность, ты говориш ь, что слышишь все одно и то же; а когда тебя спросят, то ты приходишь в такое смущение, как будто ты никогда не слышал этого. Если одно и то же читается всякий раз, то следовало бы знать это, а ты не знаешь. Все это достой­ но слез,— слез и стенаний.*

 

Ваше усердие направлено на дела жи­ тейские, о духовных же нет никакого по­ печения. Потому-то житейские дела ваши идут не по вашему желанию и встречают множество препятствий. Христос сказал:

 

Ищите же прежде Царства Божия и прав­ ды Его, и это все приложится вам. (М ф. 6,

 

33). Все прочее,— говорит,— будет дано

 

в виде приложения. А мы извратили поря­ док, ищем земли и благ земных, как будто

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на второе Посла­ ние к фессалоникийцам. СПб., 1859. С. 46 -47.


 

30


блага Небесные будут даны нам в виде приложения. Посему мы и не получаем ни тех, ни других.*

 

Если в делах житейских ничего великого невозможно достигнуть тем, кто справляет их небрежно, тем более в делах духовных, потому что они требуют еще большей тща­ тельности. Поэтому и Христос, отсылая иу­ деев к Писаниям, делал это не для простого чтения, а для точного и обдуманного изуче­ ния их. Он не сказал: «читайте Писания», но: «исследуйте П исания», потому что написанное о Нем требовало большого внимания, ибо было сокровенно, для поль­ зы людей того времени. Он повелевает им с тщательностью углубляться в Писания, чтобы можно было найти скрытый в них смысл. Ибо сказанное о Христе не лежит на поверхности, но, как сокровище некое, находится в великой глубине.

 

А кто без усердия будет отыскивать по­ ложенное в глубине, тот никогда не найдет

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к

 

Евреям. СПб., 1859. С. 154-156.


 

31


искомого. Поэтому, сказав: «исследуйте П и с а н и я», Х ри стос п ри совокуп ил:

 

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную (И н. 5, 39). Несказал: «имеете», но: «думаете иметь», показывая, что надеющиеся спастись од­ ним чтением без веры не могут приобре­ сти никакого великого и важного плода.

 

Он как бы говорит: «Н е уважаете ли вы Писаний? Не почитаете ли их источ­ никами жизни? На них и Я теперь утверж­ даюсь, потому что они свидетельству­ ют обо М не». Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь (Ин. 5, 40).Справедливо Он говорил — исследуйте, потому что они не хотели повиноваться Писаниям, а только хвалились одним чте­ нием их.*

 

Ж ена, имевшая пять мужей, и притом самарянка, дает нам пример усердия от­ носительно догматов: ни время дня, ни то, что она пришла за другим делом, и ничто

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от

 

Иоанна. СПб., 1862. Ч. I. С. 490-491.


 

32


иное не отвлекает ее от желания познать их (см. Ин. 4, 7 -26). Мы же не только не спрашиваем о догматах, но во всем по ­ ступаем без внимания и как случится. Поэтому и все у нас в пренебрежении.* Бездельем занимаемся, как делом, а что следовало бы считать самым необходи­ мым, того мы не ставим наряду даже с без­ дельем. Или вы не знаете, что ведь не для прежних только людей, а и для нас написа­ но Писание? Не слышим ли, что говорит Павел? А все, что писано было прежде, на­ писано нам в наставление, чтобы мы тер­ пением и утешением из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15, 4).

 

Научимся и мы предпочитать всему слушание Божественного учения и ни­ какого времени не считать для того неу­ добным, но, хотя бы нужно было войти в чужой дом, хотя бы тебе незнакомому надлежало знакомиться со знатными лю­ дьми, или в какое бы то ни было время —

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от

 

Иоанна. Ч. I. С. 377.


 

33


никогда не будем упускать такого приоб­ ретения. Пища, вечери, бани и прочие житейские дела пусть имеют определен­ ный для себя час, изучение же горнего лю­ бомудрия не должно иметь никаких опре­ деленных часов: ему должно принадлежать всякое время. Во время, — сказано,— и не во время, запрети, умоли (2 Тим. 4,2).

 

П ророк говорит: И о законе Его раз­ мышляет он день и ночь (Пс. 1, 2)! И М ои­сей повелевал иудеям делать то во всякое время. Развлечения житейские если и нуж­ ны, то, случаясь часто, расслабляют тело, а назидание души, чем более умножается, тем более крепкою делает душу, принима­ ющую его. Ныне все время мы проводим в пустом и вздорном суесловии, сходимся для того и на рассвете, и поутру, и в пол­ день и вечером, даже назначаем для этого особые места; а Божественные догматы слушая однажды или дважды в седмицу, мы тяготимся и устаем. Отчего? Оттого, что худо располагаем свою душу: мы вовсе уничтожаем в ней охоту и ревность к та­ ким предметам.


 

34


Кто из вас, скажите мне, находясь дома, берет в руки христианскую книгу, вникает в ее содержание, изучает ее? Никто не мо­ жет этого сказать о себе. Шашки и играль­ ные кости можно найти у весьма многих, а книги Священного Писания ни у кого, или у немногих, да и те занимаются ими не более таких, которые вовсе их не имеют, связывая и навсегда отлагая в шкафы. И вся забота у них только о тонкости кожи (на которой написаны книги), о красоте пись­ ма, а не о чтении. Да и приобретают книги не для пользы, а для того, чтобы высказать этим свое богатство и похвастать. До такой крайности доходит тщеславие! Я не слышу, чтобы кто-нибудь похвалялся тем, что знает содержащееся в книгах Священного П и ­ сания, а слышу, как хвалятся тем, что книги их написаны золотыми буквами.

 

Не для того дано нам Священное Писа­ ние, чтобы мы имели его только в книгах; но чтобы начертывали его в сердцах наших. Заключать заповеди только в письменах,— такого рода стяжание их свойственно только иудейскому тщеславию, а нам и вначале


 

35


дан закон не так, но — на плотяных скри­ жалях сердца (2 Кор. 3, 3). Говоря это, я непрепятствую приобретать книги Священ­ ного Писания, напротив хвалю это и даже прошу об этом; желаю только, чтоб из книг слова и мысли переходили в нашу душу и она, усваивая разум письмен, таким образом очищалась.

 

Если диавол не дерзает проникнуть в тот дом, где есть Евангелие, тем более души, усвоившей себе мысли Писания, не коснется. Итак, освяти твою душу, освяти

 

и тело, имея всегда Священные Писания

 

и на устах и в сердце. Ибо если срамосло­ вие оскверняет нас и вызывает бесов, то очевидно, что духовное чтение освящает

и привлекает благодать Духа. П исания суть Божественные песнопения. Станем же воспевать их в себе и из них пригото­ вим исцеление против недугов душевных.*

 

 

* Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Ч. I. С. 377-378.


 

36


О разумении

 

Но если ты не понимаешь заключаю­ щегося в Священном Писании, то просто от самого чтения получишь великое освя­ щение. Впрочем, невозможно, все одина­ ково не понимать. Ибо для того и устрои­ ла благодать Духа, что эти книги сложили мытари, рыбари, пастыри овец и коз, люди простые и неученые, чтобы никто из про­ стых людей не мог прибегать к такой от­ говорке, чтобы всем удобопонятно было то, что говорится. Чтобы и мастеровой, и слуга, и вдова, и самый необразованный из всех людей, получали пользу и назида­ ние от слушания.

 

Ибо не для суетной славы, как внеш ­ ние* мудрецы, но для спасения слушаю­ щих сложили все это те, которые первы­ ми удостоились благодати Духа. Внешние

 

* Т.е. языческие.


 

37


философы, риторы и писатели искали не общей пользы, но имели в виду только заставить удивляться себе, потому, если и говорили что-нибудь полезное, при ­ крывали это, как бы некоторым мраком, обыкновенною для них неясностью. Но апостолы и пророки делали напротив: ибо они преподали свое учение ясно и понят­ но для всех, как общие учителя вселенной, чтобы каждый мог без посторонней помо­ щи понять все, о чем говорится.

 

И сие предвозвещая, пророк сказал:

 

И уже не будут учить друг друга, брат бра­ та, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого (Иер. 31, 34; см. Ин. 6, 45). И Павелговорит: Я приходил к вам, братия, прихо­ дил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. И по­том: И слово мое и проповедь моя не в убеди­ тельных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы. И опять: Мудрость не века сего и не властей века сего преходя­ щих (1 Кор. 2, 1 -6). Для кого неясно то,что заключается в Евангелии? Кто, слыша,


 

38


что блаженны кроткие, блаженны милости­ вые, блаженны чистые сердцем и прочеесему подобное (см. М ф. 5, 3 - 11), будет нуждаться в учителях, дабы понять о чем речь? Разве не всякому понятны и ясны знамения, чудеса и повествования? Это только предлог, отговорка и покрывало лености.

 

Ты не понимаешь того, что там заклю­ чается? Но как же понять тебе, когда ты не хочешь даже взглянуть в книгу? Возьми в руки книгу, читай всю историю; понят­ ное удержи в памяти, а неясное и непо­ нятное прочитай несколько раз. Если же и при постоянном чтении не сможешь по­ нять содержания, ступай к мудрейшему, иди к учителю, поговори с ним о сказан­ ном, покажи великое усердие, и Бог видя, что ты приложил такое старание, не пре­ зрит твоей н


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.226 с.