Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте

2020-02-15 112
Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте

Валерия Михайлова, Игумен Сергий (Рыбко) | 4 августа 2011 г.

Сегодня игумену Сергию (Рыбко) исполняется 51 год.

Отец Сергий – настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище – с 2000 года проповедует Евангелие среди рокеров, байкеров, панков и других неформалов. Проповедует по-своему, как священник, еще в молодости принявший монашество, и как бывший хиппи, успевший исколесить полстраны автостопом. Но при всей любви к року, главное дело его жизни, о котором знают уже далеко не многие, с децибелами и басами никак не связано.

С чем связано – об этом и многом другом отец Сергий согласился рассказать порталу “ Православие и мир ”.

Читайте также:Отец Божидар Главев: Православие скандальнее для современного человека, чем рок

Два слова о хиппи

Одним из лозунгов хиппи был такой: «Иисус Христос – первый хиппи». Не Будда, ни Магомет, ни Конфуций, а именно Христос.

Почему?

Движение хиппи было основано на христианских идеалах. Когда оно зарождалось, за основу был взят манифест францисканского монашеского ордена и принципы абсолютного нестяжания дервишей (бродячие аскеты, приверженцы суфизма – мистического течения в исламе — авт.). Те отношения, которые были между нами – это действительно христианские отношения. Совершенно незнакомый человек мог тебя поселить у себя дома, дать тебе ключи, кормить и поить тебя, помогать всячески.

Современные хиппи – такие же?

К сожалению, совсем нет. Видел их фестиваль – Rainbow. Смотришь, а там народ голышом ходит, многие из них исповедуют New Age – совершенно нездоровую и опасную смесь оккультных течений. Поэтому с современными хиппи я не могу найти общий язык: они меня не приемлют, я их не понимаю.

Ни один панк ни разу мне не сказал грубого слова – в любой степени подпития к священническому сану они относятся с уважением. А хиппи начинают издеваться, ерничать, подкалывать – они очень циничны стали. Плюс от них постоянно слышишь мат-перемат, которого у нас и в помине не было. С тем, кто начинал ругаться, мы просто не общались: если ты с нами – выражайся нормальным русским языком или англо-русским сленгом (он был принят у хиппи).

Хотя я встречал несколько современных хиппарей – настоящих носителей этой культуры, очень симпатичных, но они как-то в одиночку сегодня существуют.

Вообще всегда что-то новое узнаешь, общаясь с молодыми из субкультур, потому что это каждый раз загадка.

Любую субкультуру надо изучать несколько лет – «въезжать» в нее, чтобы понять, что они хотят сказать. Почти все, что пишут о неформалах – неправда. Чтоб узнать правду, надо общаться, изучать литературу какую-то там, смотреть, что им приписывают, и идти от противного.

Как были неформалы изгоями в СССР, так и остались?

Да. Сегодня к субкультурам относятся почти так же, как при «совке»: операция «Неформал» проводится, когда идет человек с красным шарфом, а его хватают и бьют. Это нам уже знакомо: меня 17-летнего в свое время избили за то, что у меня на майке была надпись: «Люди, станьте человечней».

Люди боятся того, чего не понимают: не понимаем, значит плохо! В наши времена нас называли «банды хиппи». У Константина Кинчева есть такая песня «Все это рок-н-ролл», там тоже полно эпитетов, которыми награждали в 80-е годы неформалов: «наркоманы, фашисты, шпана». Сейчас примерно то же самое.

Отцы и дети

Что вам дало «хипповское» прошлое, кроме того, что стало ступенькой к Церкви?

Это не совсем прошлое: в душе я и сейчас во многом хиппи и останусь им на всю жизнь. Это движение многое дало мне не только как христианину, но и как монаху: был бы я монахом, если не был бы хиппи – большой вопрос!

Во-первых, эта культура научила меня идти своим путем.

То есть?

Нужны большие моральные силы, чтобы плыть против течения. Когда ты монах, не только мир не разделяет твоих взглядов, тебя и многие верующие, миряне, не понимают: а зачем это тебе надо? Создай ты семью нормальную христианскую! А Максим Исповедник говорил, что если весь мир примет ересь, то он все равно останется с истиной. Вот настоящий хиппи!

Неужели приходилось?

Приходилось. Однажды я был на фестивале «Рок-волна». После меня выступала группа «Кин-Дза-Дза», а у них барабанщик не пришел. Они взмолились: «Батюшка, выручай». Ну, я слово сказал – и за барабаны. Пошел потом в народ, там говорят: «Батюшка, это лучшее выступление было! Вы еще будете играть?» Человек 15 подошло так!

Отец Сергий, появление священника-миссионера на концертах и фестивалях можно расценить и как заигрывание с народом, компромисс, на который идет Церковь ради обращения молодежи. Что вы об этом думаете?

Это не компромисс, это миссионерство, а для него, повторюсь, никаких запретов не существует. Митрополит Антоний Сурожский сказал, что если в аду ему поставят кафедру, то он и там будет проповедовать. И на примере святых мы видим, что проповедовать можно абсолютно везде.

Есть такой преподобный Виталий Александрийский, который проповедовал блудницам. Равноапостольный Николай Японский ходил по капищам и там людей просвещал. Почитайте очень интересное житие преподобного Авраамия Затворника: там рассказывается, как монахиня Мария, его племянница, стала распутницей и преподобный пошел ее спасать. Оделся в воинские доспехи, прикинулся блудником, проник в публичный дом, ее «нанял» и привел к покаянию.

Отец Сергий, появление священника на рок-концерте уже перестало быть чем-то невиданным. Нет ли тут опасности, что увидев батюшку, говорящего с рок-сцены, люди разочаруются в Церкви: мы, мол, думали, что они стоят особняком, что они святые, а они стали такими же, как мы?

Но так и есть: мы такие же люди, как они, ведь Христос пришел, чтоб грешников спасти, и Его Церковь – это не одно только собрание святых. Вся красота христианства в том, что Богочеловек пришел к людям и с ними стал общаться, как Человек. Все другие религии элитарны: буддизм, ислам, индуизм – там существуют избранные, а все остальные считаются быдлом. А христианство – наиболее демократичная религия, оно принимает всех. «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так. А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой», – говорит Спаситель.

Рок-клуб при храме

И как идет процесс?

Ни разу не было никаких эксцессов, милицию ни разу не вызывали. Люди приходят, играют, общаются: панки, скинхеды, антифа – все вместе. Ударник не пришел на репетицию? Приглашают за ударную установку кого-то из параллельной субкультуры!

Почему?

Эта та же самая психология, я думаю: «не надо вылезать за рамки». Причем они говорят словами фарисеев, один в один практически: «Сей народ прокляты суть», как будто неформалы могут разрушить Церковь изнутри! Но Господь тоже проповедовал грешникам прежде всего, и они его слушали.

Мое поколение породило сколько священников! Из панков уже священники – я знаю – пошли, а ведь это субкультура, появившаяся уже позднее хиппи. Так что все эти ребята – и эмо, и готы – все одного поля ягода.

Рок как проповедь?

Я знаю, что Патриарху Кириллу и самому приходилось выступать с проповедью на рок-фестивалях…

Патриарх на той встрече рассказывал, как его попросили выступить на рок-концерте, где он оказался случайно. «Меня на сцену выводят, а передо мной 17 тысяч молодых людей! В таких случаях долго нельзя говорить. Я им так сказал: «Ребята, вы футбол все любите?» Все кричат: «Дааа». «А вы как любите – выигрывать или проигрывать?» «Оооо, конечно, выигрывать!». «Вот так надо и жизнь прожить, чтобы выиграть». И, говорит, пошел. Главное – в другом: он рассказывал, что чувствовал, как к нему, как к пастору Церкви, тепло, с симпатией относились, как радовались, что он с ними. «Я очень рад, что в моей жизни была такая важная проповедь», – так он нам сказал.

После этой дискуссии митрополит Кирилл сделал заявление в СМИ, что русский рок есть духовное явление и Православная Церковь должна его всячески поддерживать. На него, конечно, после это сразу накинулись с критикой… Но встреча была судьбоносной: он для себя понял, что рок – это никакой не демонизм, а многие рок-музыканты – достойнейшие люди, которые наоборот несут молодым людям свет, а не тьму.

В одном из интервью вы говорили, что по мере духовного роста такие увлечения, как рок, становятся человеку не нужны. То есть неформальная культура может стать ступенькой к Богу, но потом эта ступенька должна остаться позади?

Обстановка храма начинает человека воспитывать, сообщает ему свою культуру: когда он воцерковляется, ему хочется тишины. Стадионы, концерты – это другая среда…он скорее в консерваторию пойдет, а если на рок-концерт, то на камерный. Вот я хожу иногда в клуб БИ-2, потому что у нас хорошие отношения с его хозяевами. Сижу себе в VIP-зоне, где, как правило, серьезные высокопоставленные люди собираются, в пиджаках, галстуках приходят – спортсмены, художники, с женами, с детьми даже приходят. На танцполе уже другое происходит – там билеты дешевле.

Вот там-то зачастую творится беспредел, согласитесь: как бы ни были замечательны и глубоки песни той же «Алисы», такое впечатление, что аудитории все равно – лишь бы попить пивка и поскакать…

Да, не без этого. Но на 100 человек приходится 10 вдрызг пьяных, которые орут, матюгаются и создают такое общее неприятное впечатление. Но на рок-концерты всегда приходят и нормальные люди, и их большинство, но их не видно – они не высовываются.

Я в свое время ходил на рок-концерт, чтоб что-то узнать – это были первые уроки правды и выбора жизненных позиций. Если кто-то ходил и ходит, чтобы ногами подрыгать – это выбор этих людей. Для одних рок – это «секс, наркотики, рок-н-ролл», а для других – философия, школа жизни. А когда человек ищет истину, где бы он не искал, он обязательно ее найдет.

 

Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте

Валерия Михайлова, Игумен Сергий (Рыбко) | 4 августа 2011 г.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1.548 с.