История становления Риторики. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История становления Риторики.

2020-02-15 185
История становления Риторики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педогогическая Риторика.

(теория и практика речевой деятельности)

· 1 семестр → зачет

· Содержание:

o История стонавления риторики (4 часа)

o Общение (все остальное время)

· Цель:

o Получить минимума теоретических знаний в области риторики

o Отработка практичексих навыков по темам

o Освоение минимума панитийного аппарата

· Организация учебного процесса:

o Комбинированный метод обучения

o 1 тетрадь

· Требования к зачету-автомату:

o Посещение занятий(все)

o Адекватная подготовка всех д/з

o Нормальная рабочая обстановка на практике

 

Риторика – область научных знаний, исследующая теоретические и практические …, связанные с речевой деятельностью.

 

История создания кафедры.

Золотой век риторики – Греция

Риторика – наука социальная (обслуживает своими знаниями ситуацию «здесь и сейчас») + культурологическая (требует учета национально-культурных традиций каждого народа)

Кафедра создана 1988 году.

Задача кафедры – создание содержания обучения для школьников.

 


История становления Риторики.

Вопросы:

1. 5 основных этапов становления мировой риторики (древнегреческая,римская,средневековаяевропейская,нэориторика)

2. Древнерусское красноречие

3. Проблема речевого жанра

4. Усвоение минимума понитийного аппарата

5. Конспект работы Т.А.Ладыженской

 

V в до н.э. – первый этап развития (становления) риторики

Существовала небольшая плияда ораторов (глашатых), которые оповещали население всей страны обо всем, что происходило в госсударстве. Все управление госсударства построено на устной речи (глашатых).

Появление ораторских (риторических) школ => начало развитие науки «Риторики»

Первый риторический постулат: ИСКУССТВО УБЕЖДЕНИЯ – принято понимать речь, обращенную в веру (Риторика Аристотиля).

II в до н.э. – ХI в н.э. – второй этап становления риторики

Второй риторический постулат: ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ ХОРОШО – оптимизация речи со стороны ее результата + эстетическое восприятие речи (Квинтилиан)

 

XI в н.э.- XV/XVIвв н.э. – третий этап становления риторики

Третий риторический постулат: ИСКУССТВО УКРАШЕНИЯ СЛОВА – связанн с НТР и НТП (зарботал печатный станок)

Философские категории

Человечество осожнало, что речь и мысли – разные вещи (познание – выражение)

Человечество осознет существование двух форм языка речи

письменность Устная речь

 

XVI в н.э. –XX в н.э. – четвертый этап становления риторики – Новая Европейская риторика

Начинают смотреть на «слово» - создание национальных лингвистик.(Ломоносовская Риторика)

В области раторики было сделано:

· Все, что наработала риторика за 20 веков, было закреплено в письменной речевой деятельности (напечатано) и стало достоянием всей мирой цевилизации

· Все, что наработала риторика за 20 веков, переработанно с учетом традиций и потребностей народов.

  Конец 50х XXв – Нео-риторика


 

Риторика в древней Руси.

Древнерусское красноречие рождается на основе синтеза античных, везантийских и южнославянских речевых традициях, переосмысленных, переоформленных в связи с жизнью и потрябностями Руси.

Красноречие = Риторика

После крещения Руси (998 год) происходит осмысление понитийного аппарата.

Овладение риторичискими традициями на Руси произошло так быстро, что дало право ученым говоритьоб отсутствии «особого периода ученичества»

Красноречие оказало мощное обратное влияние на Мировую риторику.

В дальнейшем древнерусское красноречие развивалось параллельно этапам становления мировой риторики.

Основополагающие понятия риторики

Коммуникация (лат. сообщение, передача) – понимается передача информации (любого содержания) по средствам знаков {информация;ее типы и способы(каналы) передачи}

КОММУНИКАЦИЯ

естественники гумунитарии Сведения, передоваемые между отправителем и получателем Сам процесс передачи информации

 

Исследование коммуникативной ситуации (речевой):

1. Источник

2. Информация

3. Приемник информации

Эффективное общение:

1. Уместность

2. Результативность

3. Грамотность (нормы)

4. Реализация своих интенций (намерений)

5. Положительное общение(не вызывающее агресси)

Развитие речи – лексическое обагощение речи (словарный запас).

Культура речи – нормы, стили, качество, точность, логичность речи.


 

Проблемы речевых жанров.

(устных или письменных)

1. Нет общения вне речевого жанра.

2. Нарушение речевого жанра каждым из нас влечет за собой характеристику культурного,социального и образовательного уровней.

3. Нет определения и классификации речевого жанра.

Речевых жанров огромное множество!

Греция подарила нам 3 классических речевых жанра:

· Духовный жанр речи (религия)

· Военный жанр речи (военные ситуации и территория)

· Судебный жанр речи (правила повидения каждого члена общества)

Еще один речевой жанр сформулирован в России:

· Академический жанр речи

 


 

Общение.

Общение.

Вопросы:

1. Что такое общение?

2. Основные функции общения.

3. Виды общения.

 

Общение – сложный многогранный процесс, который единомоментно может выступать как:

· Процесс взаимодействия индивидов по наименьшей схеме «ты-я»

· Информационный процесс

· Процесс отношения людей друг к другу

· Процесс взаимовлияния друг на друга (профессиональнозначимая грань общения)

· Процесс сопереживания, понимания друг-друга (профессиопальнозначима, в процессе затухания)

 

Основные функции общения

1. Информационно-коммуникативная (связанна с приемом и передачей информации + познание друг друга)

2. Регуляционно-коммуникативная (регулировка поведения друг друга, организация совместной рецевой деятельности)

3. Эффективно-коммуникативная (эммоциональныя сфера общения)

В реальном акте общения тесно сплетаются эти функции, в зависимости от процессов взаимодействия и взаимовлияния.

 

Виды общения

Очень много классификаций по видам общения в зависимости от подхода:

· Контактно – дисконтактное общение (в подходе положения коммуникантов в пространстве и времени)

· Непосредственно – опосредованное общение (в подходе по наличию какого-либо опосредующего аппарата)

· Устное и письменное (в подходе от существования языка и речи)

· Диологическое/монологическое (в подходе от постоянного общения)

· Межличностное-групповое-массовое (в подходе по колличеству участников)

· Личное – оффициальное (в подходе от соц.статусов)

И д.р.

Основным подходом в классификации видов общения является подход от

СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ

речевое/неречевое

Вербальное общение: Основное средство – речевая деятельность, а не язык. Невербальное общение: Основное средство – ДВИЖЕНИЕ (телодвижение,направленное на общение)

Невербальное общение.

Вопросы:

1. Что называется невербальным общением?

2. Основные свойства языка внешнего вида.

3. Классификация элементов невербалики.

4. Жесты, классификация жестов.

5. Основные функции языка внешнего вида.

6. Ввыводы по языку телодвижений.

 

Невербальное общение (продуктивное название) = язык внешнего вида (используется только в научной школе) = невербалика (школьный сленг) = язык телодвижений (бытовой уровень)

Невербальное общениеиндивидуальное, конкретно-чувственное форма действий и поступков, передоваемых индивидом при помощиневербальных средств общения.

Язык внешнего вида несет информацию в соответствии с основным средством общения – речью.

Движение – основное свойство невербального общения.

Возникает на основе кинесического аппарата (под кинесикой принято понимать зрительно-воспринемаемый диапозон движений, выполняющих коммуникативные функции в общении).

Кинесика – не только движения тела!

Движения, связанные с использованием других предметов:

· Хлопок дверью

· Подчерк

· Монера одеваться

· Монера причесываться

· Скрип стула

Но наиболее продуктивный – язык телодвижений!

Классификация элементов языка внешнего вида:

· Мимика

· Жесты

· Поза

· Взгляд

· Походка

· Интонация и д.р.

Классификация жестов (пример научного исследования элементов языка внешнего вида).

Жест – элемент языка внешнего вида, под которым понимают движения рук, кистей рук.

Выделяются три симантические группы жестов:

1. Коммуникативные жесты – выразительные движения, полностью замещающие речевую деятельность.

Они самодостаточны, полифункциональны и речевая деятельность излишня.

Симантика коммуникативных жестов

2. Модальные жесты – обслуживают чувственное отношение к сказанному, полуфункциональна, полусамодостаточна, часто сопровождается речевой деятельностью (одобрение, незнание, восторг, радость, отвращение и др).

3. Изобразительные жесты – подчеркивают сказанное, нефункциональны, не самодостаточны! Вне речевого процесса теряют смысл.

 

I. Регулирующая функция

состоит в том, что элементами внешнего вида коммуникант регулирует поведение слушателя (учитель-ученик)

II. Реагирующая функция

Когда движение является средством установления контакта

III. Указательная функция

Когда движение заменяет набор словестных клише

IV. Изобразительная функци

Используется с целью дополнить значениее слов(размер, объем, масса и тд)

 

Выводы

v Нельзя путать движения направленные на общение с движениями, нисущими физиологический характер (учитель с замерзшими руками)

v Язык внешнего вида требует учета науионально-культурных традиций

v Истоки – врожденно-приобретенные

v Язык внешнего вида очень важен в общении (50 – 90 % информации)

v Профессионально значим!


Вербальное общение

Вербальное общение – такой вид общения,основным средством которого является речевая деятельность.

Речевая деятельность(РД).

Вопросы:

1. Что называется РД?

2. Структура РД (по А.А. Леонтьеву)

3. Виды РД

Речевая деятельность – наряду с другими видами деятельности (игровой, научной, спортивной) обладает предметным мативом, целенаправленностью и целесообразностью.

Основным признаком РД является не только то, что она входит в любую деятельность, но и то, что она обслуживает другие деятельности и может быть представленна как отдельная деятельность.

Особенности устной РД

Вопросы:

1. Характер

2. Отличие усной РД от письменной

3. Интонационная особенность устной РД

 

Характер общения

Официальное общение

Неофициальное общение

Личное общение

Публичное общение

Только личная форма общения

(оно требует равноправного общения)

Коллективное (групповое) массовое        

 

Организация тренинга

Педогогическая Риторика.

(теория и практика речевой деятельности)

· 1 семестр → зачет

· Содержание:

o История стонавления риторики (4 часа)

o Общение (все остальное время)

· Цель:

o Получить минимума теоретических знаний в области риторики

o Отработка практичексих навыков по темам

o Освоение минимума панитийного аппарата

· Организация учебного процесса:

o Комбинированный метод обучения

o 1 тетрадь

· Требования к зачету-автомату:

o Посещение занятий(все)

o Адекватная подготовка всех д/з

o Нормальная рабочая обстановка на практике

 

Риторика – область научных знаний, исследующая теоретические и практические …, связанные с речевой деятельностью.

 

История создания кафедры.

Золотой век риторики – Греция

Риторика – наука социальная (обслуживает своими знаниями ситуацию «здесь и сейчас») + культурологическая (требует учета национально-культурных традиций каждого народа)

Кафедра создана 1988 году.

Задача кафедры – создание содержания обучения для школьников.

 


История становления Риторики.

Вопросы:

1. 5 основных этапов становления мировой риторики (древнегреческая,римская,средневековаяевропейская,нэориторика)

2. Древнерусское красноречие

3. Проблема речевого жанра

4. Усвоение минимума понитийного аппарата

5. Конспект работы Т.А.Ладыженской

 

V в до н.э. – первый этап развития (становления) риторики

Существовала небольшая плияда ораторов (глашатых), которые оповещали население всей страны обо всем, что происходило в госсударстве. Все управление госсударства построено на устной речи (глашатых).

Появление ораторских (риторических) школ => начало развитие науки «Риторики»

Первый риторический постулат: ИСКУССТВО УБЕЖДЕНИЯ – принято понимать речь, обращенную в веру (Риторика Аристотиля).

II в до н.э. – ХI в н.э. – второй этап становления риторики

Второй риторический постулат: ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ ХОРОШО – оптимизация речи со стороны ее результата + эстетическое восприятие речи (Квинтилиан)

 

XI в н.э.- XV/XVIвв н.э. – третий этап становления риторики

Третий риторический постулат: ИСКУССТВО УКРАШЕНИЯ СЛОВА – связанн с НТР и НТП (зарботал печатный станок)

Философские категории

Человечество осожнало, что речь и мысли – разные вещи (познание – выражение)

Человечество осознет существование двух форм языка речи

письменность Устная речь

 

XVI в н.э. –XX в н.э. – четвертый этап становления риторики – Новая Европейская риторика

Начинают смотреть на «слово» - создание национальных лингвистик.(Ломоносовская Риторика)

В области раторики было сделано:

· Все, что наработала риторика за 20 веков, было закреплено в письменной речевой деятельности (напечатано) и стало достоянием всей мирой цевилизации

· Все, что наработала риторика за 20 веков, переработанно с учетом традиций и потребностей народов.

  Конец 50х XXв – Нео-риторика


 

Риторика в древней Руси.

Древнерусское красноречие рождается на основе синтеза античных, везантийских и южнославянских речевых традициях, переосмысленных, переоформленных в связи с жизнью и потрябностями Руси.

Красноречие = Риторика

После крещения Руси (998 год) происходит осмысление понитийного аппарата.

Овладение риторичискими традициями на Руси произошло так быстро, что дало право ученым говоритьоб отсутствии «особого периода ученичества»

Красноречие оказало мощное обратное влияние на Мировую риторику.

В дальнейшем древнерусское красноречие развивалось параллельно этапам становления мировой риторики.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.