Современный этап развития мерчандайзинга — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Современный этап развития мерчандайзинга

2020-02-15 665
Современный этап развития мерчандайзинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА ………………………………………………………..5

1.1 История мерчандайзинга……………………………………………...7

1.2 Современный этап развития мерчандайзинга……………………….9

1.3 Цели и основные правила мерчандайзинга………………………....10

 

2. МЕРЧАНДАЙЗИНГ В АПТЕКЕ, НА ПРИМЕРЕ АПТЕКИ «АВИЦЕННА» ………………………………………………………….……22

2.1 Оценка эффективности реализации наиболее важных элементов визуального мерчандайзинга в аптечном маркете………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….33

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире существует огромное количество производителей, продавцов, дистрибьюторов товаров и услуг. При этом любое предприятие, представляющее и реализующее продукцию, заинтересовано в развитой и стабильно функционирующей системе сбыта. Чем лучше и качественней будет продумана стратегия сбыта, тем больше продукции будет реализовано и тем больше прибыли получит компания.

На фармацевтическом рынке России за последние десятилетия произошли глобальные изменения: приватизация собственности, рост числа субъектов фармацевтического рынка, либерализация цен, увеличение ассортимента товаров и услуг, реализуемых фармацевтическими предприятиями. Все это приводит к тому, что предложение опережает спрос, то есть, рынок продавца преобразовался в рынок потребителя. Реалии экономики требуют научно обоснованного подхода к организации сбыта и приобретения новых знаний в условиях конкуренции. Как ответ на требования рынка возник мерчандайзинг ‒ дисциплина, разрабатывающая комплекс мер по увеличению сбыта в месте продажи.

Объект исследования курсовой работы ‒ мерчандайзинг и его влияние на покупательскую способность. Предметом исследования курсовой работы становятся методы и приемы мерчандайзинга применяемые в сфере аптечного бизнеса.

Целью курсовой работы является многостороннее раскрытие концепции мерчандайзинга, выявление нюансов в применении мерчандайзинга в деятельности конкретной аптечной организации. Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:

· рассмотреть общие положения сферы применения мерчандайзинга;

· изучить способы и средства применения мерчандайзинга в области аптечных учреждений;

· рассмотреть порядок формирования положительного образа аптеки;

· попробовать обосновать и рекомендовать способы для совершенствования применения мерчандайзинга.

Работа состоит из двух глав, в которых рассматривается актуальность работы, цели, задачи и общие правила мерчандайзинга, конкретная область применения в аптеках, исследуется формирование положительно образа аптеки в современных условиях и рассматривается психологический аспект продажи товаров в аптеках.

В связи с этим актуальность данной работы не оставляет сомнений. Проведенные исследования в этой теме представляют значительный интерес для представителей фармацевтической сферы деятельности.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА

 

Специалисты называют XXI век ‒ веком потребления товаров и услуг, что обусловлено научно-техническим прогрессом и повышением уровня жизни населения как в странах с развитой, так и с развивающейся рыночной экономикой. На первое место выходят маркетинговые стратегии, делающие акценты не на аналогичные товары различных производителей, а на услуги, которые обеспечит покупка данных товаров потребителю.

Не так давно, фармацевтические предприятия и организации нашей страны воспринимались как торговые учреждения в последнюю очередь. Аптеки были, прежде всего, местом, где по символическим ценам распределялись лекарственные средства. Это положение изменилось с внедрением рыночной экономики. Во-первых, часть фармацевтических предприятий перешла в частную форму собственности, а предприятия, оставшиеся в государственной и муниципальной собственности, были переведены на самоокупаемость. Во-вторых, бурный рост фармацевтического сектора, открытие рынка для западных и восточных компаний привел к усилению конкуренции, как между производителями, так и между оптовыми и розничными посредниками. В результате, при сохранении роли фармацевтических предприятий как, прежде всего, учреждений здравоохранения, все большую актуальность приобретают вопросы управления рыночной деятельностью предприятия.

Мерчандайзинг (от английского слова «merchant» ‒ купец, торговец) ‒ это искусство торговать.

Некоторые источники утверждают, что слово «мерчандайзинг» произошло от имени бога торговли и коммерции в греческой мифологии ‒ Меркурия, что предполагает умение осуществлять результативную торговую деятельность с достижением хороших финансовых результатов при сопутствующей удаче и творческом подходе.

В условиях постоянного роста конкуренции мерчандайзинг приобретает все большее значение как новая концепция организации торговой деятельности на современном этапе. Далее приводятся некоторые определения понятия «мерчандайзинг», встречающиеся в различных источниках, посвящаемых этой маркетинговой специализации.

Мерчандайзинг ‒ это:

·  Составная часть маркетинга, деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара на уровне розничной торговли;

·  Комплексный подход к оформлению и обустройству торгового зала и выбору внешне заметного стиля предприятия, применяемого для максимального быстрого продвижения товаров в розничной торговле;

· Совокупность мероприятий, направленных на увеличение объема продаж;

· Инструмент продвижения товара в точке продажи путем создания в аптечной организации атмосферы, способствующей покупкам;

·  Принцип пяти «Н» ‒ нужный товар в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и по нужной цене.

В некоторых зарубежных источниках слово «мерчандайзинг» имеет два значения: собственно мерчандайзинг и визуальный мерчандайзинг.

Собственно мерчандайзинг включает в себя и логистику, и развитие продукта, и контроль учета товара, и его презентацию. Визуальный мерчандайзинг ‒ это ограниченный участок работы, включающий обеспечение эффективности презентации товара в торговом зале с помощью оптимизации использования торгового оборудования, витрин, освещения, выкладок, смены товарного ассортимента и других составляющих.

Мерчандайзинг в аптеке ‒ это область маркетинговой деятельности, направленная на рекламу безрецептурных препаратов путем привлечения внимания посетителей к определенным товарам в месте их реализации для увеличения объема продаж. Элементы мерчандайзинга: концепция места, внешний вид аптеки, организационное проектирование, оборудование и оснащение рабочих мест, размещение товаров.

Важность мерчандайзинга безрецептурных препаратов определяется развитием самолечения, возможностью выбора, наличием множества идентичных препаратов по доступным ценам, принятием большинства решений о покупке прямо в торговых точках и аптеках. Основные требования к мерчандайзингу в аптеке ‒ это удобство, стимулирование продаж, соответствие требованиям контролирующих органов.

Преимущества мерчандайзинга ощущаются не только аптекой, но и покупателем. Процесс покупки для него становится проще и приятнее. Покупатель имеет возможность сразу увидеть на витрине все товары и выбрать то, что ему надо.

 

ИСТОРИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА

 

 Мерчандайзинг появился на свет в незапамятные времена, когда люди ещё не использовали деньги. Уже при меновой торговле умение красиво и правильно разложить свой товар, организовать свое торгово-меновое место давало хорошие результаты первым торговцам. В древности им было гораздо труднее, чем нашим современникам, ещё и потому что торговцы зачастую говорили на разных языках со своими покупателями.

 С тех пор одним из правил мерчандайзинга стало: «Всё должно быть понятно покупателю с минимальными пояснениями продавца». Масштабы торговли минувших веков позволяли владельцу торгового предприятия лично контролировать мерчандайзинг, продумывать его стратегию, но самым главным знанием торговца-хозяина являлось знание о выгодном соотношении краткосрочной и долгосрочной прибыли.

 Случившиеся в конце XIX века существенные изменения в мировой экономике, во время промышленного переворота и образования машинного производства, опосредовали изменения в мерчандайзинге в виде его определенной деградации. На данном этапе развития машинного производства в область торговли было привлечено большее количество людей. Люди «со стороны» стали продавцами и распорядителями товаров, т. е. такой род деятельности перестал быть внутрисемейным делом. Произошло снижение подготовки торгового персонала, но в прежнем объеме она больше и не требовалась. Несмотря на рост объема товарной массы, сами товарные единицы в определенном роде обезличились, в результате чего в торговых лавках необходимо было располагать только образцы партий изделий. Так как производство шло в монопольных организациях, личные интересы и запросы покупателя никого не интересовали, он должен был подстраиваться под потребление товаров серийного производства, потому что другой альтернативы не было.

Таким образом, необходимость в мерчандайзинге перестала быть актуальной. В рассвет машинного производства в отсутствие рынка потребителя как фирмы-производители, так и продавцы ощущали себя совершенно уверенно и не нуждались в дополнительных инструментах стимулирования продаж.

К началу XX века стало очевидным, что усилия по снижению себестоимости без улучшения внешнего вида и эргономики товара не в состоянии дать желаемого результата. Производители товаров стали обращать повышенное внимание на их эстетику, такие изменения активизировали развитие маркетинговых коммуникаций, дали большой импульс к их развитию, и таким образом мерчендайзинг получает «вторую жизнь».

Бурный послевоенный (1950г.) рост числа и размеров торговых предприятий и возникновение торговых сетей привели к необходимости обучения продавцов искусству мерчандайзинга. Стали выделяться специально подготовленные сотрудники ‒ мерчандайзеры. Задачи, стоящие перед ними, все более усложняются: большие площади новых торговых центров затрудняют анализ взаимосвязи между выкладкой, распределением торговых площадей и прибыльностью продаж. Для сохранения возможности управления процессом продаж в новых условиях разрабатываются специальные методики и программы. В составные элементы мерчендайзинга начинают входить разнообразные методы воздействия на психику потенциальных потребителей, стимулирующие их к совершению покупки.

Вследствие эволюции мерчендайзинг стал инструментом продаж, дающим весомые конкурентные преимущества.

 

МЕРЧАНДАЙЗИНГ В АПТЕКЕ, НА ПРИМЕРЕ АПТЕКИ «АВИЦЕННА»

После изучения теоритического материала, рассмотрим применения визуального (демонстрационного) мерчандайзинга, в аптеке. «Авиценна» ‒ фармацевтическая сеть, существующая на рынке длительное время, сумевшая завоевать доверие постоянных покупателей. Аптечные учреждения компании расположены на территории города Геленджика и Геленджикского района.

На сегодняшний день ООО МФО «Авиценна» ‒ это целая сеть аптечных предприятий; высокопрофессиональная команда фармацевтов и врачей; собственная стратегия обучения персонала; единая ценовая и ассортиментная политика; автоматизированная система управления бизнес-процессами и товарно-материальными запасами; возможность карьерного и профессионального роста для сотрудников; круглосуточный или продленный режим работы; информационно-справочный центр.

Организовал и возглавил OOO Медико-Фармацевтическое объединение «Авиценна» Ледин В.О., кандидат медицинских наук, врач-нейрохирург.

17 июля 2007 он открыл самую большую аптеку-маркет в городе Геленджике по улице Полевая, 29«а». Концепция ассортиментной политики аптеки совершенно уникальна. Человек, озадаченный сохранением, поддержанием или восстановлением здоровых функций организма, непременно найдет здесь не только нужный препарат, но и получит необходимые рекомендации опытного консультанта. Удобное месторасположение, а также большой ассортимент лекарственных препаратов, наличие рецептурного отдела быстро обрели популярность у населения. В том же году 20 августа открывается филиал аптеки по улице Луначарского, 125.

 Через год на втором этаже аптеки по улице Полевая был открыт «Авиценна Медика» № 1. Это медицинский центр, обладающий

 возможностями высококачественного обследования различных категорий пациентов по основным современным и прогрессивным направлениям лабораторной диагностики. Центр производит огромный перечень исследований, от простых клинических анализов крови и мочи, до самых сложных исследований (гормонов, онкомаркеров, аллергенов, инфекций, иммунного статуса, генетического паспорта, остеопороза, диагностики ревматоидных заболеваний и т.д.).

В 2010 году происходит открытие аптеки в селе Дивноморское. А в мае 2011 года была открыта аптека в городе Геленджике по улице Первомайская, 16, социально-ориентированная на слабозащищённые слои населения. Аптека рассчитана на людей с разным доходом, в том числе минимальным. Социальная направленность деятельности определяется не только низким уровнем цен, но и фиксированной минимальной надбавкой на наиболее востребованные лекарственные средства, так называемые, «препараты первого спроса». Помимо этого успешно работает система скидок по дисконтным картам. Все это обеспечивает доступность товаров для всех категорий граждан.

26 июня 2012 состоялось открытие большой современной аптеки по улице Грибоедова, д. 29, ориентированной на потребности детей, беременных женщин, женщин в послеродовом периоде и новорожденных. Аптека, помимо стандартного ассортимента аптечного маркета, предлагает покупателям широкий ассортимент лекарственных препаратов для детей, детской косметики и гигиены, детское питание, средства для беременных женщин и кормящих матерей. Также в аптеке организован детский уголок, где дети могут поиграть под присмотром квалифицированных специалистов, пока родители выбирают товар или получают консультацию.

1 июля 2013 года ‒ открывается аптечный пункт в Геленджике по улице Маячной, д.1. В этом же году 8 октября состоялось открытие «Авиценна Медика» № 2 ‒ второго медицинского центра со спектром высококачественных медицинских услуг и новейшим оборудованием, который расположен по улице Грибоедова, 29.

В этом году 6 апреля планируется открытие большого аптечного маркета по улице Островского 67«ж».

Такой динамический рост и успешное развитие компании зависят от умелого управления персоналом, культурой аптечной организации, планирования экономической деятельности, стратегии, маркетинга, в том числе мерчандайзинга.

Сеть «Авиценна» имеет единый стандарт внешнего и внутреннего оформления, элементов мерчандайзинга, упаковочного материала. Одним из принципов организации является создание просторных, удобных для посетителей, оформленных дизайнерами, автоматизированных современной техникой аптек. 

Для поддержания высокого уровня обслуживания и повышения квалификации сотрудников в компании существует учебный центр, где на постоянной основе проводятся курсы обучения сотрудников. Для улучшения качества оказываемых услуг и повышения эффективности работы компания регулярно проводит маркетинговые мероприятия совместно с компаниями производителями.

Активно используются специальные программные препараты, обеспечивающие деятельность отдела запасов и различных аптечных подразделений, позволяющие построить необходимые финансовые и аналитические отчеты. Кстати, современные информационные системы дают возможность проводить конкурсные закупки продукции. Отсюда становится возможной реализация товара по минимальным рыночным ценам, что уже было неоднократно отмечено многими посетителями сети.

В настоящее время торговые залы аптечной сети представлены двумя типами: традиционные ‒ с выделением отделов полного обслуживания и по типу супермаркета ‒ с частичным обслуживанием и большей долей самообслуживания. Каждый из этих типов имеет свои специфические особенности мерчандайзинга.

Универсальных методов мерчандайзинга в аптечной сети «Авиценна» нет, для каждой аптеки выкладка товара подбирается индивидуально. При наличии достаточной площади производится дополнительная выкладка «ходовых», но не лидирующих по прибыльности позиций к наиболее «прибыльным» товарам, чтобы привлечь к ним внимание покупателя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует множество определений мерчандайзинга, но интересно вот такое, не очень «научное» определение: мерчандайзинг ‒ «Безмолвный продавец». В этом и есть суть мерчендайзинга ‒ как расположить товар, чтобы он продавался наиболее эффективно и без участия аптечного работника.

На практике в аптечном учреждении происходит потребность в корректировке путем мерчендайзинга теоретических положений, изложенных в теории маркетинга при раскрытии модели поведения покупателей применительно к конкретной группе товаров, учитывая как специфику самого товара, так и методы его продвижения в целях сбыта. На Западе уже давно проводятся исследования в области мерчандайзинга, которые доказывают, что на поведение потенциального клиента можно повлиять непосредственно на месте продажи. Внешний вид, наличие и расположение рекламных материалов в зале, оформление витрин могут значительно повысить доход.

Каждая аптека имеет ряд своих уникальных особенностей, которые не всегда можно учесть в инструкциях и правилах мерчандайзинга, поэтому задачей первостепенной важности становится организация и исполнение описанных мероприятий.

Необходимо отметить, что все вышеизложенное относится к повышению прибыльности аптеки и удержанию покупателя, максимальное использование всех возможностей склонить его к покупке могут принести успех только при грамотном, своевременном и уместном подходе для каждой конкретной аптеки.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

2. Богданова Н.Б. Искусство продаж в аптеке // Экономический вестник фармации. – 2001. – №8. с. 40-42.

3. Киселев В.М. Визуальный мерчандайзинг: Теория и практика визуальных коммуникаций в товаропроводящих каналах: Уч. пос. М., 2007. 267 с.

4. Клочкова М.С. Мерчандайзинг, учебно-практическое пособие, 2008.

5. Колборн Р. Мерчандайзинг //Пер. с англ./ Под ред. И.О. Черкасовой. – СПб., 2002.

6. Канаян К., Канаян Р. Мерчандайзинг. М.: РИП-холдинг, 2004. 224 с.

7. Мнушко З.Н. Менеджмент и маркетинг в фармации. – Харьков: Изд.НФаУ, 2008.-536с.

8. Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. Мерчандайзинг: Учебное пособие. М.: КноРус, 2006. 144 с.

9.  Сяглова Ю.В. Визуальный мерчандайзинг: Концепция продвижения товаров в местах продаж. Кемерово, 2005 с.

10.  Табова А.Г. Умный мерчандайзинг: Практическое пособие. – Москва: Дашков и Ко, 2008.

11.  Тельпуховская Н.М. Горячие точки мерчандайзинга в аптеке. М.: Литтерра, 2006. 192 с. (Практика аптечного дела)

12.  Журнал «Фармацевтическое обозрение», № 2, 2004.

13.  Журнал «Фармацевтические ведомости», №10, 2005.

14.   Мерчандайзинг в аптеке. www.ecopharmacia.ru

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………....3

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА ………………………………………………………..5

1.1 История мерчандайзинга……………………………………………...7

1.2 Современный этап развития мерчандайзинга……………………….9

1.3 Цели и основные правила мерчандайзинга………………………....10

 

2. МЕРЧАНДАЙЗИНГ В АПТЕКЕ, НА ПРИМЕРЕ АПТЕКИ «АВИЦЕННА» ………………………………………………………….……22

2.1 Оценка эффективности реализации наиболее важных элементов визуального мерчандайзинга в аптечном маркете………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….33

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире существует огромное количество производителей, продавцов, дистрибьюторов товаров и услуг. При этом любое предприятие, представляющее и реализующее продукцию, заинтересовано в развитой и стабильно функционирующей системе сбыта. Чем лучше и качественней будет продумана стратегия сбыта, тем больше продукции будет реализовано и тем больше прибыли получит компания.

На фармацевтическом рынке России за последние десятилетия произошли глобальные изменения: приватизация собственности, рост числа субъектов фармацевтического рынка, либерализация цен, увеличение ассортимента товаров и услуг, реализуемых фармацевтическими предприятиями. Все это приводит к тому, что предложение опережает спрос, то есть, рынок продавца преобразовался в рынок потребителя. Реалии экономики требуют научно обоснованного подхода к организации сбыта и приобретения новых знаний в условиях конкуренции. Как ответ на требования рынка возник мерчандайзинг ‒ дисциплина, разрабатывающая комплекс мер по увеличению сбыта в месте продажи.

Объект исследования курсовой работы ‒ мерчандайзинг и его влияние на покупательскую способность. Предметом исследования курсовой работы становятся методы и приемы мерчандайзинга применяемые в сфере аптечного бизнеса.

Целью курсовой работы является многостороннее раскрытие концепции мерчандайзинга, выявление нюансов в применении мерчандайзинга в деятельности конкретной аптечной организации. Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:

· рассмотреть общие положения сферы применения мерчандайзинга;

· изучить способы и средства применения мерчандайзинга в области аптечных учреждений;

· рассмотреть порядок формирования положительного образа аптеки;

· попробовать обосновать и рекомендовать способы для совершенствования применения мерчандайзинга.

Работа состоит из двух глав, в которых рассматривается актуальность работы, цели, задачи и общие правила мерчандайзинга, конкретная область применения в аптеках, исследуется формирование положительно образа аптеки в современных условиях и рассматривается психологический аспект продажи товаров в аптеках.

В связи с этим актуальность данной работы не оставляет сомнений. Проведенные исследования в этой теме представляют значительный интерес для представителей фармацевтической сферы деятельности.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА

 

Специалисты называют XXI век ‒ веком потребления товаров и услуг, что обусловлено научно-техническим прогрессом и повышением уровня жизни населения как в странах с развитой, так и с развивающейся рыночной экономикой. На первое место выходят маркетинговые стратегии, делающие акценты не на аналогичные товары различных производителей, а на услуги, которые обеспечит покупка данных товаров потребителю.

Не так давно, фармацевтические предприятия и организации нашей страны воспринимались как торговые учреждения в последнюю очередь. Аптеки были, прежде всего, местом, где по символическим ценам распределялись лекарственные средства. Это положение изменилось с внедрением рыночной экономики. Во-первых, часть фармацевтических предприятий перешла в частную форму собственности, а предприятия, оставшиеся в государственной и муниципальной собственности, были переведены на самоокупаемость. Во-вторых, бурный рост фармацевтического сектора, открытие рынка для западных и восточных компаний привел к усилению конкуренции, как между производителями, так и между оптовыми и розничными посредниками. В результате, при сохранении роли фармацевтических предприятий как, прежде всего, учреждений здравоохранения, все большую актуальность приобретают вопросы управления рыночной деятельностью предприятия.

Мерчандайзинг (от английского слова «merchant» ‒ купец, торговец) ‒ это искусство торговать.

Некоторые источники утверждают, что слово «мерчандайзинг» произошло от имени бога торговли и коммерции в греческой мифологии ‒ Меркурия, что предполагает умение осуществлять результативную торговую деятельность с достижением хороших финансовых результатов при сопутствующей удаче и творческом подходе.

В условиях постоянного роста конкуренции мерчандайзинг приобретает все большее значение как новая концепция организации торговой деятельности на современном этапе. Далее приводятся некоторые определения понятия «мерчандайзинг», встречающиеся в различных источниках, посвящаемых этой маркетинговой специализации.

Мерчандайзинг ‒ это:

·  Составная часть маркетинга, деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара на уровне розничной торговли;

·  Комплексный подход к оформлению и обустройству торгового зала и выбору внешне заметного стиля предприятия, применяемого для максимального быстрого продвижения товаров в розничной торговле;

· Совокупность мероприятий, направленных на увеличение объема продаж;

· Инструмент продвижения товара в точке продажи путем создания в аптечной организации атмосферы, способствующей покупкам;

·  Принцип пяти «Н» ‒ нужный товар в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и по нужной цене.

В некоторых зарубежных источниках слово «мерчандайзинг» имеет два значения: собственно мерчандайзинг и визуальный мерчандайзинг.

Собственно мерчандайзинг включает в себя и логистику, и развитие продукта, и контроль учета товара, и его презентацию. Визуальный мерчандайзинг ‒ это ограниченный участок работы, включающий обеспечение эффективности презентации товара в торговом зале с помощью оптимизации использования торгового оборудования, витрин, освещения, выкладок, смены товарного ассортимента и других составляющих.

Мерчандайзинг в аптеке ‒ это область маркетинговой деятельности, направленная на рекламу безрецептурных препаратов путем привлечения внимания посетителей к определенным товарам в месте их реализации для увеличения объема продаж. Элементы мерчандайзинга: концепция места, внешний вид аптеки, организационное проектирование, оборудование и оснащение рабочих мест, размещение товаров.

Важность мерчандайзинга безрецептурных препаратов определяется развитием самолечения, возможностью выбора, наличием множества идентичных препаратов по доступным ценам, принятием большинства решений о покупке прямо в торговых точках и аптеках. Основные требования к мерчандайзингу в аптеке ‒ это удобство, стимулирование продаж, соответствие требованиям контролирующих органов.

Преимущества мерчандайзинга ощущаются не только аптекой, но и покупателем. Процесс покупки для него становится проще и приятнее. Покупатель имеет возможность сразу увидеть на витрине все товары и выбрать то, что ему надо.

 

ИСТОРИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА

 

 Мерчандайзинг появился на свет в незапамятные времена, когда люди ещё не использовали деньги. Уже при меновой торговле умение красиво и правильно разложить свой товар, организовать свое торгово-меновое место давало хорошие результаты первым торговцам. В древности им было гораздо труднее, чем нашим современникам, ещё и потому что торговцы зачастую говорили на разных языках со своими покупателями.

 С тех пор одним из правил мерчандайзинга стало: «Всё должно быть понятно покупателю с минимальными пояснениями продавца». Масштабы торговли минувших веков позволяли владельцу торгового предприятия лично контролировать мерчандайзинг, продумывать его стратегию, но самым главным знанием торговца-хозяина являлось знание о выгодном соотношении краткосрочной и долгосрочной прибыли.

 Случившиеся в конце XIX века существенные изменения в мировой экономике, во время промышленного переворота и образования машинного производства, опосредовали изменения в мерчандайзинге в виде его определенной деградации. На данном этапе развития машинного производства в область торговли было привлечено большее количество людей. Люди «со стороны» стали продавцами и распорядителями товаров, т. е. такой род деятельности перестал быть внутрисемейным делом. Произошло снижение подготовки торгового персонала, но в прежнем объеме она больше и не требовалась. Несмотря на рост объема товарной массы, сами товарные единицы в определенном роде обезличились, в результате чего в торговых лавках необходимо было располагать только образцы партий изделий. Так как производство шло в монопольных организациях, личные интересы и запросы покупателя никого не интересовали, он должен был подстраиваться под потребление товаров серийного производства, потому что другой альтернативы не было.

Таким образом, необходимость в мерчандайзинге перестала быть актуальной. В рассвет машинного производства в отсутствие рынка потребителя как фирмы-производители, так и продавцы ощущали себя совершенно уверенно и не нуждались в дополнительных инструментах стимулирования продаж.

К началу XX века стало очевидным, что усилия по снижению себестоимости без улучшения внешнего вида и эргономики товара не в состоянии дать желаемого результата. Производители товаров стали обращать повышенное внимание на их эстетику, такие изменения активизировали развитие маркетинговых коммуникаций, дали большой импульс к их развитию, и таким образом мерчендайзинг получает «вторую жизнь».

Бурный послевоенный (1950г.) рост числа и размеров торговых предприятий и возникновение торговых сетей привели к необходимости обучения продавцов искусству мерчандайзинга. Стали выделяться специально подготовленные сотрудники ‒ мерчандайзеры. Задачи, стоящие перед ними, все более усложняются: большие площади новых торговых центров затрудняют анализ взаимосвязи между выкладкой, распределением торговых площадей и прибыльностью продаж. Для сохранения возможности управления процессом продаж в новых условиях разрабатываются специальные методики и программы. В составные элементы мерчендайзинга начинают входить разнообразные методы воздействия на психику потенциальных потребителей, стимулирующие их к совершению покупки.

Вследствие эволюции мерчендайзинг стал инструментом продаж, дающим весомые конкурентные преимущества.

 

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕРЧАНДАЙЗИНГА

Как часто шутят по поводу моды: «Новое ‒ это хорошо забытое старое». Значение мерчандайзинга растет не только в связи с усилением роли розничных торговцев. Произошли и серьезные изменения в мотивации и поведении покупателей. К ним сегодня можно отнести формирование поколения «зрелых» потребителей и отсутствие в глазах потребителей существенного различия в свойствах марок, представленных на рынке. Эти два фактора неразрывно связаны. Особенности «зрелого» потребления заключаются в полном осознании и использовании потребителем своих прав на информацию при выборе гарантированного доступа к разнообразию товаров и услуг при конкурентных ценах. Покупатель начала XXI века склонен более тщательно взвешивать варианты и осуществлять приобретения в соответствии с общей жизненной стратегией. Его не так просто убедить с помощью рекламы и методов по продвижению, и он более подкован знаниями о сфере розничной торговли. Главный дефицит, который он испытывает, ‒ это дефицит времени.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.