Глава 3. Тоталитаризм ХХ века — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 3. Тоталитаризм ХХ века

2020-02-15 123
Глава 3. Тоталитаризм ХХ века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сталинизм

 

Сталинизм - это наиболее завершенная разновидность левого тоталитаризма, многое унаследовавшая от революционноо тоталитаризма большевиков.

Ядром большевистского учения стала «диктатура полетариата». В этой формуле сторонников тоталитаризма привлекали и признание активной роли государства, насильственными мерами устанавливающего «новый общественный строй», и оправдание любых жестоких мер тем, что они нужны для блага большинства. Затем следует отметить довольно последовательную ориентацию русских большевиков на уравнительный (социалистический) идеал, чего не было в Германии и Италии. Причины этого следует искать в сохранении общинного мироощущения русских крестьян и выходцев из крестьянской среды, а также в социальном положении потенциальных сторонников тоталитаризма.

Кроме того, Россия была многонациональной страной со смешанным населением, что во многом определило интернационалистскую оболочку отечественного тоталитаризма. Начиная с 1930-х гг. шовинизм постепенно становился составной частью большевистской идеологии.

Еще одна особенность идеологии большевизма - менее откровенный разрыв с традиционными ценностями, признание гуманизма, более осторожные антидемократические декларации.

В 1920-е гг. начинает постепенно создаваться мощная карательная машина, способная выполнять необходимые тоталитаризму функции массового террора, был установлен всеобъемлющий контроль над информацией, началась борьба с действительным и мнимым инакомыслием, было организовано постоянное пропагандистское воздействие на массы.

В государстве-обществе каждый должен был ощущать себя немного палачом и немного жертвой. Террор и пропаганда, переплетаясь и усиливая друг друга, внушали человеку чувство опасности, исходящей от бесчисленных врагов, чувство вины и страх за эту вину. Террор и пропаганда сеяли в обществе подозрительность, препятствовавшую неформальным, доверительным отношениям между людьми; объединяться следовало только под контролем государства и во имя его целей.

Тоталитаризм стремится не только преодолеть трудности, но и уничтожить их источник. Постоянный источник противоречий, осложняющих социальное развитие, но и стимулирующих это развитие, - неоднородность общества. Усилению социальной однородности в СССР способствовала коллективизация, проведенная насильственными методами на рубеже 1920-30-х гг. Общество, состоящее из совершенно одинаковых, лишенных индивидуальных черт «людей-винтиков», построить, конечно, невозможно, однако вполне реальным оказалось приближение к этому идеалу.

 

Итальянский фашизм

Движение итальянских фашистов оформилось после первой мировой войны. Неуверенность в завтрашнем дне и неудовлетворенные амбиции сторонников сильной Италии способствовали популярности радикальных политических партий.

Название движения восходит к итальянскому слову «fascio» - «пучок, связка». В древнем Риме пучок прутьев был символом власти должностных сил республики. В 1890-е гг. символом «фашио» обозначались объединения мятежных сицилийских крестьян. Удачно выбранное название, напоминающее о величии древнего Рима, и о революционных традициях, способствовало успешной пропаганде фашистов.

Первый съезд фашистских организаций состоялся в марте 1919 г. На нем были выработаны основные программные положения. Фашистскую партию возглавил Бенито Муссолини. 1922-26 гг. были временем постепенного перехода от конституционной монархии к фашистской диктатуре. На выборах 1924 г. партия Муссолини получила большинство голосов; фашисты использовали демократические институты как прикрытие антиконституционных мер. Попытки оппозиции оказать мирное давление на формирующийся тоталитрарный режим только дали властям основание для лишения политических противников их мандатов. В 1926 г. правительство получило право издавать декреты без согласия парламента, были запрещены все партии, кроме фашистской, были закрыты оппозиционные газеты, арестованы некоторые лидеры оппозиции.

В 1926 г. сформировалась однопартийная диктатура фашистов. Тоталитарное государство мыслилось фашистами как государство корпоративное. Корпорацией фашисты называли объединение людей, занятых в какой-либо отрасли народного хозяйства; в состав корпорации входили рабочие, служащие различного ранга, предприниматели; номинальным главой каждой из 22 корпораций считался сам Муссолини.

Система вертикальных связей, пронизывающих все общество, охватила и сельскую местность, где Муссолини упрочил остатки сохранившихся и в ХХ в. полуфеодальных отношений: ввел административную зависимость крестьян-арендаторов от землевладельцев, подчинив последних государственному контролю.

Важной особенностью итальянского фашизма было терпимое отношение к некоторым традиционным политическим институтам и силам. Кроме того, Муссолини приходилось считаться и с влиянием Церкви.

Таким образом, упрочившаяся фашистская диктатура сочетала в себе черты государства тоталитарного и авторитарного (опирающегося на традиционные институты власти).


 

Национал-социализм

тоталитаризм сталинизм фашизм социализм

Первая мировая война и поражение Германии во многом определили особенности формирования немецкого тоталитаризма.

Национал-социалистическое движение, возникшее в 1919 г., стремилось совместить крайний шовинизм и уравнительные идеи. В центре гитлеровского национализма была идея немецкого народа и арийской (нордической) расы. Государство рассматривалось как нечто производное от «народного духа».

В 1933 г. были распущены профсоюзы и СДПГ. Другие оппозиционные партии были принуждены заявить о самороспуске, после чего правительство Гитлера запретило образование новых партий. В 1934 г. были упразднены и местные парламенты (ландаги).

Параллельно создавались структуры новой власти. В декабре 1933 г. был издан закон «Об обеспечении единства партии и государства»: партийные органы стали выполнять государственные функции. Вместо профсоюзов создавался Немецкий трудовой фронт, принудительное объединение рабочих, служащих и предпринимателей. Был установлен полный партийно-государственный контроль за сельскохозяйственным производством и общественной жизнью деревни.

Гитлер, как и всякий пришедший к власти диктатор тоталитарного типа, стремился избавиться от возможных конкурентов и от потенциальной оппозиции в движении, при поддержке которого была завоевана власть.

 

Религиозный тоталитаризм

Его специфической чертой является господствующая роль той или иной религиозной идеологии. В современную эпоху наибольшую тоталитарную направленность имеет исламский фундаментализм, набирающий силу на востоке и утвердившийся во времена Хомейни в Иране. Он пронизывает и подчиняет себе экономику, политику, государство, социальную и духовную жизнь общества, быт народа.

Рухолла Мусави Хомейни пришел к власти в 1978 г. Он утверждал, что необходима замена монархии «исламской республикой» Главное в такой республике - верховная власть священного Закона, предписанного Кораном, пророком Мохаммедом, имамом Али. Верховным же толкователем священного закона, высшим координатором деятельности всех органов управления, духовным вождем, осуществляющим практическую власть, является правитель из числа самых авторитетных религиозных деятелей.

В 1979 г. после падения монархи, в стране появляется множество общественных и политических организаций, ассоциаций, групп (в одном только Тегеране их было более ста), придерживавшихся самых различных взглядов на будущее социальное и политическое устройство. Но Хомейни не поддерживал открыто ни одну их них. Придерживаясь подобного образа действий, во всех перипетиях ожесточенной внутриполитической борьбы Хомейни всякий раз оказывался в наиболее выгодной для него позиции, позволяющей ему неизменно фигурировать в роли «отца нации». Он сохранял уважение каждой из этих группировок до тех пор, пока не запрещал окончательно ее политическую активность.

Постепенно он полностью подчинил себе революционные комитеты и революционные трибуналы. Тоже самое произошло с самоуправленческими комиссиями рабочих и служащих на предприятиях.

В мечетях создавались тщательно законспирированные штаб-квартиры огромной неформальной организации «партии Аллаха», объединяющей религиозных фанатиков. Была провозглашена программа исламизации общественных и семейных отношений, образования и управления. Проводились «чистки» лиц, скомпрометировавших себя связями с шахистским режимом и отступивших от исламского «морального кодекса».


 

Заключение

 

Таким образом, в данном исследовании были рассмотрены основные виды и формы тоталитарных режимов. Безусловно, число их на егодняшний день значительно больше, но рассмотреть их все мы не имели возможности. Рассмотренные формы тоталитарных режимов позволяют сделать следующие выводы.

Тоталитарные режимы, используя некоторые методы «традиционных» авторитарных диктатур, сочетая их со всеобъемлющим массовым террором и разрушением всех социальных институтов (от политических объединений до семьи), создают искусственный синтез государства и общества. Это противоестественное соединение существует до тех пор, пока сохраняется возможность, опираясь на поддержку и соучастие большого количества людей, отсекать от государсова-общества все чужеродное, все, что потенциально способно стать основой воссоздания гражданского общества, независимого государства.

Тоталитарный процесс, изначально направленный против всего человеческого в человеке, будь то пороки или достоинсива, неизбежно приходит в противоречие с интересами участников этого процесса, которые, несмотря ни на что, остаются людьми и не могут полностью игнорировать свои частные стремления. После бесплодных попыток примирить непримиримое государство тоталитаризма приходит к краху.


 

Список использованной литературы

1. Авербух Р.А. Италия в первой и второй мировых войнах. М., 1946

2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

.   Васильев Л.С. История Востока. Т.1. М., 1993.

.   Дробышев А.А. Политические режимы: тоталитаризм, авторитаризм, либерализм, демократия. Омск, 1997.

.   Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. Т.1. М., 1987.

.   Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 42.

.   Лунев С.Н. 70 лет истории и три этапа тоталитаризма в СССР // Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.

.   Мусский И.А. 100 великих диктаторов. М., 2002.

.   Нестеров Ф. Связь времен. М., 1984.

.   Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3.

.   Сергеев А.Г. Светские и духовные властители Европы за 2000 лет. М., 2003.

.   Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10-12.

.   Brzezinsky Z., Friedrich C. Totalitarian Dictalitarian and Autocracy. Cambridge, 1956.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.