Взаимодействие конкуренции и монополии — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Взаимодействие конкуренции и монополии

2020-02-15 125
Взаимодействие конкуренции и монополии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Соотношение конкуренции и монополии продолжает оставаться одной из актуальных проблем современной экономической науки и государственной экономической политики. Монополистические тенденции в современной экономике имеют ряд предпосылок, важнейшими из которых являются структура отечественной экономики, сложившаяся во второй половине XX в., и, как следствие стремительного перехода к рыночным отношениям, несовершенство отечественного антимонопольного законодательства. Мировой опыт свидетельствует, что антимонопольная политика государства формируется не одно десятилетие и нуждается в постоянном совершенствовании в силу изменчивости экономической среды.

Согласно теории рынков конкуренция и монополия являются различными типами рыночных структур, разновидностями которых, в свою очередь, выступают чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. В основе данной классификации находятся такие признаки, как количество фирм в отрасли, отраслевые барьеры, вид продукта. Исследование поведения фирм на различных рынках позволило выявить особенности их политики издержек и ценообразования, оказывающих воздействие на внешнюю среду.

Негативными последствиями существования монополий и монопсоний являются формирование монопольной цены и структуры сбыта продукции, гарантирующей контроль над рынком и получение прибыли в дальнейшем. Деформация рынка порождает «деформацию рынков инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости».

Рассмотрим два диаметрально разнонаправленных понятия конкуренция и монополия, а также проанализируем из взаимодействие.

Конкуренция приводит к монополии. Возникают противоречия между ними. Целью появления монополии является ослабление, уничтожение конкуренции. Однако монополия не только не уничтожает конкуренцию, она ее усиливает, изменяет ее виды, ее формы проявления [7].

В условиях рынка появление монополий, господство монополий в производстве, в общении способствует:

· во-первых, изменению характера конкурентной борьбы. Конкуренция становится монополистической;

· во-вторых, конкуренция выходит на мировой рынок, приобретает интернациональный характер;

· в-третьих, в условиях рыночной смешанной экономики появляются:

конкуренция между монополиями;

конкуренция внутри монополий;

конкуренция между монополиями и предприятиями-аутсайдерами.

Монополия - это ситуация, когда на рынке присутствует только один продавец товаров или услуг. Этот продавец полностью контролирует рыночную цену и доминирует при производстве продукта или услуги, не имеющих аналогов.

Для того чтобы фирма продолжала занимать господствующее (монопольное) положение на рынке, должны существовать барьеры, препятствующие входу на рынок других фирм, способных конкурировать с монополистом. Существует несколько основных барьеров для входа на рынок.

Единоличное владение ключевым ресурсом является важным барьером. Например, монополия может вырасти в результате единоличного доступа к залежам природных ресурсов. Патенты и авторские права также могут служить барьером. Патенты и законы об авторском праве дают одному лицу исключительное право продавать некоторые товары и услуги населению.

Естественные монополии являются другим примером барьера для входа на рынок. Естественные монополии возникают тогда, когда экономия на масштабах производства приводит к тому, что на рынке остается только одна фирма, производящая товар. Экономия на масштабах производства в этом случае означает, что самая большая фирма способна устанавливать цены ниже тех, которые устанавливает любая маленькая фирма.

Наконец, рыночные барьеры могут существовать и в форме рекламы. Монополист может настолько сильно раскрутить торговую марку своего продукта, что покупатели будут продолжать приобретать его даже при появлении на рынке более дешевого и качественного продукта.

Если фирма защищена от потенциальных конкурентов высокими барьерами выхода на рынок, то она вправе поднять цены на товар и получать чрезмерные доходы. В этом случае монополия может стать опасной и потребует вмешательства правительства и законодательства.

Однако простой факт установления монополии не доказывает, что другой компании нанесен какой-либо экономический ущерб. Если барьеры для выхода на рынок низки, отсутствие реальной конкуренции не является причиной большого беспокойства. Возможность потенциального входа на рынок со стороны конкурентов может быть вполне достаточной для того, чтобы фирма вела себя так, как если бы конкурирующие компании действительно существовали. Сегодня большинство экономистов полагает, что рыночное соревнование, то есть вопрос, существуют или нет достаточно низкие барьеры для выхода в рынок, более важно при оценке социальных издержек монополии.

Конкуренция представляет собой состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Рынки с несовершенной конкуренцией это рынки, где фирмы могут конкурировать не только ценой товара, который они продают. Неценовая конкуренция включает также стимулирование сбыта, рекламу, размещение продукции и разработку продвижения торговой марки.

Большинство фирм при вхождении на рынок с новым товаром или услугой разрабатывают маркетинговую стратегию. Первая часть этой стратегии заключается в том, что фирма создает продукт, который её покупатели захотят приобрести. Необходимы тщательные исследования, чтобы заполнить брешь на рынке, предложив радикальный или новый модельный дизайн.

Затем маркетинговый департамент должен установить цену. Она может быть выше или ниже тех цен, которые уже существуют на рынке.

После того, как сам продукт и цена на него определены, фирма должна использовать рекламу и стимулировать сбыт, чтобы информировать потенциальных покупателей о появлении новых товаров и пытаться.

Считается, что на рынке существует олигополия, если на нем представлено небольшое число фирм, конкурирующих друг с другом. Большинство рынков в западной экономике в той или иной степени являются олигополистическими.

Олигополия это наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом.

Каждая такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть дифференцированным как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным, как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т.е. может влиять на цену своей продукции и держать ее на уровне, превышающем предельные издержки производства. Контроль над ценой обусловлен здесь рыночной долей отдельных продавцов, достаточно большой, чтобы влиять на предложение и, следовательно, на цену товара. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга. Каждая фирма в отрасли осознает, что изменение цены или объема выпуска вызовет ответную реакцию ее конкурентов, и должна считаться с ней. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, что защищают монополию. Монопольная власть и прибыль в олигополистических отраслях промышленности частично зависят от того, как взаимодействуют фирмы. Если взаимодействие имеет тенденцию к сотрудничеству, а не к конкуренции, фирмы могут назначать цены существенно выше предельных издержек и получать большую прибыль. Иногда фирмы даже вступают в явный или тайный сговор картель и сообща координируют свои цены и объемы производства, чтобы максимизировать совместные прибыли. В других случаях олигополистические фирмы агрессивно конкурируют друг с другом, развязывая целые ценовые войны и теряя значительную долю прибылей.

Олигополия является преобладающей формой современного отраслевого рынка. Олигополистическими отраслями промышленности являются, например, автомобильная промышленность, производство стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования, компьютеров.

Олигополистические фирмы обладают высокой степенью контроля как над производством товара, так и над ценами на него. В результате цены на товар устанавливаются выше, чем в случае с конкурентным рынком.

Олигополистический рынок создается тогда, когда предложение контролируется относительно небольшим количеством крупных фирм, как например, в случае, когда три или четыре фирмы контролируют 80% полного рыночного объема производителя. Эти фирмы зависят одна от другой, поскольку действия и стратегия одной фирмы значительно влияют на другие фирмы в этой промышленности. В совершенной конкуренции существует много небольших фирм, каждая из которых является независимой, и действия одной фирмы не влияют на поведение других. При олигополистической конкуренции, если одна большая фирма решает увеличить свой объем продаж, то это увеличение происходит за счет продаж других фирм на рынке.

Фирмы, действующие на олигополистическом рынке, могут использовать широкий набор стратегий. Однако все они имеют одну общую особенность, заключающуюся в том, что им приходится тратить много денег на маркетинг, рекламу и создание торговых марок. Это происходит потому, что им необходимо удерживать свою долю рынка от конкурирующих производителей, не прибегая к снижению цен. Снижение цен приводит к началу ценовой войны, что уменьшает прибыли компании.

Чтобы привлечь покупателя, фирмы на олигополистическом рынке часто используют новые маркетинговые приемы: купоны на право приобретения со скидкой, дисконтные карты, подарки и другое стимулирование сбыта.

Реклама также является средством, чтобы рассказать потребителю о новых, усовершенствованных или по-новому упакованных продуктах.

Создание известного бренда - другой способ, с помощью которого фирмы конкурируют на олигополистическом рынке. Компании тратят массу денег, чтобы создать продукт, который бы отличался по дизайну, упаковке или корпоративному логотипу.

При олигополистической ценовой конкуренции существуют также сговоры и кооперации.

Фирмы могут договариваться между собой, чтобы ограничить конкуренцию, согласовать цены и уменьшить предложение с целью поднять цены и увеличить свои прибыли. В большинстве развитых стран такая практика является незаконной.

В современных условиях в развитии общественного производства целесообразно выделить роль естественной, административной и экономической монополии.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин, отражает ситуацию, когда спрос удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция нежелательна. В этих отраслях существует ограниченное количество национальных предприятий, и поэтому они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действия государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительно права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным министерствам и ассоциациям.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Имеются в виду предприниматели, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на их добровольном объединении.

На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете, устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке.

Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество и стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные монополистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранных компаний, проникающих на внутренний рынок. Следовательно, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта, какого-либо товара в руках единственной фирмы.

В современных условиях в развитых и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, важную роль занимает внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между монополиями, производящими инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополий с немонополизированными предприятиями.

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

В современных условиях на обострения противоречий между ведущими конкурентами и на условия функционирования монополий, существенное влияние оказывают противоречия в рамках мирового хозяйства и мирового экономического кризиса.

 


Эволюция форм монополий


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.