Формирование ответственного отношения подростков к сексуальному поведению — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Формирование ответственного отношения подростков к сексуальному поведению

2020-02-15 209
Формирование ответственного отношения подростков к сексуальному поведению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поскольку нарушения полового развития и репродуктивного здоровья формируются в пубертатном возрасте, на этапе школьного обучения, то охрана репродуктивного здоровья подростков становится одной из профилактических задач современной школы. Дети и подростки остро нуждаются в знаниях о своем организме и происходящих в нем изменениях в связи с половым созреванием. В последние годы школьный курс анатомии и физиологии человека дополнен сведениями о половом развитии и гигиене пола, но, к сожалению, такая информация представлена в этих курсах неполно и непоследовательно, а нравственное воспитание подменяется примитивным «чтением морали». Школа фактически сообщает подросткам гораздо меньше информации, чем следовало бы, и делает это позже, чем нужно.

Поэтому надо активизировать профилактическую работу школы по формированию, сохранению и укреплению репродуктивного здоровья учащихся, воздействуя на их стиль жизни методами гигиенического воспитания. Осуществлять гигиеническое воспитание можно по следующим приоритетным направлениям:

. Гигиенические аспекты полового воспитания.

. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний.

. Значение физической культуры и закаливания для сохранения репродуктивного здоровья.

. Профилактика нарушений костно-мышечной системы.

. Предупреждение травм.

. Основы рационального питания.

. Режим дня, учебы и отдыха.

. Гигиенические аспекты трудового обучения.

. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.

. Профилактика наркомании и токсикомании. [19, с. 24-25]

Для осуществления гигиенического воспитания необходимы комплексность, системность и непрерывность, а также должны учитываться возрастные психофизиологические особенности и особенности восприятия детей разного возраста (начальные классы - 7-9 лет, средние - 10-14 лет, старшие - 15-17 лет). При переходе из одной возрастной группы в другую объем и уровень знаний необходимо расширять и углублять.

Неотъемлемой частью общего гигиенического воспитания должно быть половое воспитание, направленное на сохранение здоровья, предупреждение ранних половых связей, предупреждение ИППП и ВИЧ-инфекции.

При этом учащиеся должны иметь представления:

• о поле и специфической гигиене;

• физиологических и психологических особенностях организма юношей и девушек и факторах, их определяющих;

• половом созревании, его значении и влиянии на физическое и психическое состояние;

• основных понятиях о взаимоотношениях полов;

• принципах и нормах здорового образа жизни юношей и девушек;

• особенностях ИППП и СПИДа, медицинских и социальных последствиях заражения.

По выборочным данным, 40-60% бесплодных браков случаются по причине заболевания репродуктивного аппарата у мужчин. Корни этой проблемы находятся в детском и подростковом возрасте. Но хотя 58% заболеваний мальчиков этого возраста могут привести в будущем к бесплодию, система детской андрологии у нас почти отсутствует. [11, с. 37-38]

В школе о сексе практически не говорят. Одним из средств образования подростков в сфере репродуктивного здоровья, а также решения проблем ранней беременности стала сеть центров дружественного отношения к подросткам.

В 2003 году в рамках проекта Комитета по здравоохранению Мингорисполкома и ЮНИСЕФ была создана служба, дружественная подросткам, одним из подразделений которой стали центры. За основу работы был принят принцип безотказности в помощи при любом обращении подростка. Для центров были выделены отдельные помещения в поликлиниках с отдельным входом. В каждом центре организован прием педиатра, гинеколога, нарколога, психолога. Здесь же можно получить информационные буклеты.

В Беларуси работает уже 42 подобных центра, в том числе 7 - в Минске. Здесь за пять лет 28 тысяч подростков получили консультацию. В центрах ведется работа по информированию молодежи о профилактике инфекций, передающихся половым путем, методах контрацепции, а также по другим вопросам полового воспитания. Около 30% посетителей центров дружественного отношения к подросткам обращаются к специалистам за психологической помощью.

В 17-й поликлинике города Минска образован ресурсный центр, где осуществляется методическая работа. Практика показывает, что услуги центров востребованы молодежью. В идеале через повышение информированности должны прививаться навыки и потребность к здоровому образу жизни. Таким путем мы должны прийти к улучшению здоровья подростков.

Роль семьи в половом воспитании детей должна быть на первом месте, но в наше время мы сталкиваемся со следующим феноменом со стороны родителей: многие родители осознают важность и необходимость полового воспитания детей, правильно понимают его суть, однако, несмотря на это, ошибочно полагают, что вопросы, связанные с половым влечением и взаимоотношением полов, дети разрешат как-нибудь сами и без их родительского участия. А часть этих пап и мам убеждены, что половое воспитание - дело только специалистов: врачей и педагогов. [15, с. 79]

С какого же возраста следует начинать половое воспитание? Большинство родителей считают, что с 12-13 лет, остальные - с более старшего возраста. И те, и другие глубоко ошибаются: воспитывать ребенка надо с первого дня его жизни. Исследовавшие эту проблему ученые приводят такие данные: из 1000 мальчиков и юношей в возрасте от 10 до 20 лет более 12 процентов сведения о половой жизни получили до 10 лет, 25 процентов - до 12, 20 процентов-до 14 лет, т.е. большая часть обследованных мальчиков и юношей узнали о половой жизни еще до наступления половой зрелости. Свыше 40 процентов девочек слышали о половой жизни и интересовались ею в возрасте до 14 лет, при этом сведения получали в основном из случайных источников, которые не могут дать правильного представления об интимной стороне человеческой жизни.

Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений остается у него на всю жизнь.

Половое воспитание ребенка начинается уже тогда, когда он наблюдает за отношениями между отцом и матерью. Дети рано (хотя и не всегда правильно) осмысливают и оценивают поведение своих родителей. Так, Марина К., ученица II класса, написала одинаковые письма шести своим одноклассникам, с той лишь разницей, что время свиданий назначалось с получасовым интервалом. Содержание писем следующее: «Дорогой Саша (Толя, Эдик, Сережа, Витя, Вова)! Приходи сегодня к нам в 5 часов (5,30; 6,00; 6,30; 7,00; 7,30). Будем целоваться. Марина». Когда учительница спросила у девочки, как это ей пришло в голову, Марина взглянула на учительницу большими синими глазами и ответила: «А что тут плохого? Каждый раз, когда папа уезжает в командировку, мама вначале звонит дяде Андрею, и они договариваются о встрече в парке, затем дяде Антону, чтобы сходить с ним в кино. А когда папы нет дома, к нам приходит дядя Федя, и после ужина они с мамой целуются. Я хотела тоже сделать, как мама».

Чистые и красивые взаимоотношения между родителями вызывают у детей стремление подражать им. Авторитет родительской нравственности - самый нужный, самый главный в воспитании высокоморального человека. А.С. Макаренко писал, что родители воспитывают ребенка не только тогда, когда с ним разговаривают, поучают или приказывают ему. Воспитание происходит в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. [12, с. 103]

Высокие результаты в этой области могут быть достигнуты лишь при совместной работе следующих заинтересованных учреждений и социальных институтов:

)   Семьи.

)   Школы.

)   Социально-педагогических и психологических служб.

)   Социально-педагогических центров.

)   Медицинских учреждений.

)   Правоохранительных органов.

)   Общественных организаций.

)   Средств массовой информации.

Наилучший результат в области формирования позитивного отношения подростков к репродуктивному здоровью достигается при поддержке средств массовой информации. СМИ - именно этот источник, которому более всего доверяют подростки и из которого черпают информацию по вопросам репродуктивного здоровья. По мнению некоторых молодых людей, в настоящее время средства массовой информации освещают их жизнь более полно, поскольку в них отводится важное место темам, которые раньше обсуждать было нельзя. Подростки говорят о силе влияния средств массовой информации на их образ жизни и поведение. Анализ публикаций, радиорепортажей, телепередач свидетельствует не только об увеличении числа обращений журналистов к теме репродуктивного здоровья подростков и молодежи, но и о повышении качества публикаций, глубины анализа и освещения подымаемых проблем.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что только взаимодействие специалистов разного профиля может дать ощутимые результаты в деле формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью.


Заключение

В данной работе рассмотрены общие закономерности роста и развития подростков, проблемы репродуктивного здоровья, мотивы и последствия вступления подростков в ранние сексуальные отношения, например, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, снижение образовательного статуса молодой матери, нарушение социальных контактов и связей и так далее.

В целях формирования ценностного отношения к репродуктивному здоровью необходимо: направить внимание подростков на ценность репродуктивного здоровья; сформировать необходимые знания и значимость ценности репродуктивного здоровья, то есть обогатить индивидуальное сознание комплексом ценностных направлений, показать роль репродуктивного здоровья в системе ценностей.

Исследовав уровень информированности подростков в области репродуктивного здоровья, установили, что в настоящее время существует объективная необходимость формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью. Однако успешным данный процесс может быть лишь при взаимодействии специалистов разного профиля (учителей, медицинских работников, журналистов и др.) при ведущей роли школы и непосредственной деятельности социального педагога. Это существенно, потому, что хотя многие считают семью важным фактором нравственного и эмоционального воспитания детей и подростков, образование в области сексуального и репродуктивного здоровья семья дать не может. Это прежде всего потому, что многие родители сами проявляют низкий уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья. Функцию формирования позитивного отношения подростков к репродуктивному здоровью выполняют другие социальные институты и в первую очередь школа.

Поэтому, правильно организованная программа по формированию ценностного отношения подростков к своему репродуктивному здоровью, взаимодействие заинтересованных организаций и учреждений в решении данной проблемы поможет в значительной степени уменьшить число подростков, сталкивающихся с последствиями, вызванными нарушением репродуктивного здоровья.

Исследовав уровень информированности подростков в области знаний о репродуктивном здоровье, установили, что в настоящее время существует объективная необходимость формирования ценностного отношения подростков к своему репродуктивному здоровью. Однако успешным данный процесс может быть лишь как при соответствующем уровне воспитания в семье, так и при взаимодействии специалистов разного профиля при ведущей роли школы и непосредственной деятельности социального педагога.

 

 



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.